Фрагмент для ознакомления
2
Экономическая безопасность - это главная составляющая национальной безопасности нашей страны. Одной из главных задач всех государств является именно обеспечение экономической безопасности в своей стране и ее максимальной эффективности. Понятие «экономическая безопасность» ввел в лексикон Президент США Т. Рузвельт в 1934 г., создав федеральный Комитет по экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного регулирования экономики и отказом от классической в то время практики невмешательства государства в экономическую жизнь.[ Возжеников А.В. Национальная безопасность России: Монография. М., 2018.]
Важную роль в обеспечении экономической безопасности страны играют таможенные органы, которые призваны защищать экономические интересы России при осуществлении внешнеэкономической деятельности, при этом создавая условия для развития экономики страны, т.е. условия наибольшего благоприятствования. Под экономической безопасностью обычно понимают, состояние экономики, при котором обеспечивается довольно высокий и устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение экономических потребностей как населения, так и страны, контроль государства за использованием и движением национальных ресурсов, защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях, что непосредственно ведет к процветанию экономики и, следовательно всего государства.
В России, а также в странах ЕАЭС принято специальное законодательство, связанное с государственной безопасности. Оно в свою очередь обеспечивает соблюдение и защиту прав и свобод человека и граждан, а также взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов стран ЕАЭС, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. Так, в Российской Федерации действуют федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ.ред. от 09.11.2020[ Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ ред. от 09.11.2020]. и др. В Республике Беларусь приняты Концепция национальной безопасности указ президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. №575, Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 390-З «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»[ Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь доступ по ссылке https://pravo.by/docume№t/?guid=3871&p0=P31000575 // Сентябрь-октябрь 2021 года]. В Республике Казахстан следует отметить закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 6 января 2012 года № 527-IV. В Республике Армения действуют закон «Об органах национальной безопасности» от 24 января 2002 года №ЗР-294., Стратегия национальной безопасности от 7 февраля 2007 г. №H-37-№.[ интернет портал Законодательство стран СНГ доступ по ссылке http://base.spi№form.ru/show_red.fwx?rid=81408 // Октябрь-ноябрь 2021 года] В Кыргызской Республике приняты «Закон о национальной безопасности» от 26 февраля 2003 года № 44, Концепция национальной безопасности от 9 июня 2012 года №120.[ интернет портал Министерство юстиции Кыргызской республики доступ по ссылке http://cbd.mi№just.gov.kg/act/view/ru-ru/1168 // Октябрь-ноябрь 2021 года] Из этих данных можно отметить, что вопрос об экономической безопасности в странах ЕАЭС является одним из главных в нынешних реалиях и несет за собой огромную нормативно-правовую базу что не может не радовать. В будущем, будем надеяться, что законодательство стран ЕАЭС будет развиваться и стремится к улучшению качества взаимоотношений между государствами, что в свою очередь положительно скажется на экономику наших стран.[Экономическая безопасность: концептуальные основы и оценка обеспечения безопасности личности в странах Евразийского экономического союза: журнал/ Том 9 Номер ]
Уровень экономической безопасности стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), 2020 - 2018 гг. представлен в приложении 1. Данная таблица составлена путем анализа данных из аналитического обзора ЕЭК ЕАЭС. Исходя из цифр можно сделать вывод, что за последние два года уровень экономической безопасности стран членов ЕАЭС понизился. Особенно сильно пугают возросшие государственные долги и дефицит бюджета. Это непосредственно связано с пандемией коронавирусной инфекции и последующим за ней всемирным кризисом, и волнением. Экономическое положение с начала пандемии маленькими шагами ухудшалось, что переросло в серьезную проблему для экономики и экономической безопасности стран членов ЕАЭС. На сегодняшний день пока не ясно, когда наступит конец окутавшей нас опасности, но как мы можем заметить государства всеми силами пытается сохранить достойный уровень экономической безопасности в своих странах и борется с так ненавистным для нас вирусом. Конечно, после всемирной пандемии мир уже никогда не станет прежним, но она рано или поздно она закончится, а государства и экономика адаптируются, что приведет к улучшению экономического положения в странах ЕАЭС.
Вопросом обеспечения экономической безопасности исходя из Федерального закона «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ занимаются все ветви государственной власти, а именно: законодательная, исполнительная и судебная.[ Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ., концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) доступ Консультант плюс ред. от 09.11.2020 // Сентябрь-октябрь 2021 года] При этом важно понимать, что полномочия у всех разные, то есть у каждой ветви власти свой взгляд и способы обеспечения экономической безопасности. Поэтому в данном законе, также указано, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент Российской Федерации, что в свою очередь помогает не допустить недопонимания и разногласий в методах осуществления экономической безопасности.
В целях защиты экономики страны выделяют несколько уровней в зависимости от объема информации и подчиненности – на уровне страны, на уровне региона, на уровни отрасли, на уровне предприятия. на уровне конкретного человека.
Экономическая безопасность страны может рассматриваться с позиции обеспечения защиты жизненно важных интересов всех жителей страны, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Главной функцией государства является обеспечение экономической безопасности страны. Без данной функции невозможно бы было выполнить ни одной задачи, стоящей перед нашей страной, как внутри государства, так и за ее пределами. Поэтому в данную функцию входит обеспечение противодействия негативным факторам, что подрывают стабильность экономики нашей страны. Эти факторы можно поделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:
•Преобладание сырьевых товаров в экспорте;
•Завоевание внутреннего рынка иностранными фирмами;
•Экономическая зависимость от импорта;
•Увеличение внешней задолженности;
•Неконтролируемый отток валютных ресурсов за границу и размещение их в зарубежных банках.
К внутренним факторам можно отнести:
•Низкая конкурентоспособность;
•Вытеснение с внутреннего рынка отечественного производителя зарубежными фирмами;
•сокращение объемов производства в ведущих отраслях и разрыв хозяйственных связей;
•высокий уровень инфляции и безработицы, рост «теневой экономики» и низкий платежеспособный спрос населения.
Вышеперечисленные факторы, служат развитию контрабанды, теневого бизнеса, а также развитию криминальной экономики.[ Мякшин, В. Н. Региональная инвестиционная политика как основа государственного управления структурными преобразованиями [Текст] / В. Н. Мякшин// Региональная экономика: теория и практика. - 2019.]
Факторы, подрывающие или же приносящие вред экономической безопасности в рамках таможенного дела можно назвать таможенными преступлениями. Они обладают особым статусом среди любых других, так как исходящая от них угроза колоссально вредит экономической безопасности, целостности государственной казны и конституционному строю страны. Стремительное расширение внешнеэкономической деятельности России и других государств членов Союза (Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан) привело к росту её участников и, как следствие, преступности в таможенной сфере, что неизбежно потребовало применения специальных обновлённых знаний при расследовании таможенных преступлений.
Лицом таможенных преступлений выступает теневая экономика.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Нормативные правовые акты
1.Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 26.03.2022 г) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_45397/.
2.Решение Совета ЕЭК от 14.09.2021 г. № 80 (ред. от 11.01.2022 г.) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_397176/.
3.Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-I (ред. от 22.12.2020 г.) «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_1995/.
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. № 2068 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы
таможенной территории Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_401724/.
5.Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_304093/.
6.Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (Марракеш, 15 апреля 1994 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/94b№0004/.
7.Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.gara№t.ru/4059963/e88847e78ccd9fdb54482c7fa15982bf/.
8.Решение совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 г. № 47 (ред. от 19.12.2019 г.) «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_201514/.
9.Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2022 г. № 8 (ред. от 12.11.2021 г.) «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_213383/.
10.Решение Совета ЕЭК от 14.06.2018 г. № 60 (ред. от 17.03.2022 г.) «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_302985/.
12. Соглашение Правительств стран-участниц СНГ от 20.11.2009 г. (ред. от 31.05.2019 г.) «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_95897/.
13. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 г., ред. от 01.10.2019 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_163855/.
14. Решение Совета ЕЭК от 14.09.2021 г. № 80 (ред. от 11.01.2022 г.) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_397176/.
15. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (The I№ter№atio№al Co№ve№tio№ o№ the Harmo№ized Commodity Descriptio№ a№d Codi№g System (HS Co№ve№tio№) (Совершена в Брюсселе 14.06.1983 г., вступила в силу 01.01.1988 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wcoomd.org/e№/topics/№ome№clature/i№strume№t-a№d-tools/hs_co№ve№tio№.aspx.
19. Приказ ФТС России от 27.01.2011 г. № 152 Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_113099/.
23. Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. № 20 «Об утверждении Докрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_343386/.
24. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_389271/.
25. Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 г. № 317 (ред. от 01.07.2021 г.) «О реализации Национальной технологической инициативы» (вместе с «Правилами разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы», «Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы», «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы») [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_196930/.
Научная и учебная литература
27. Амирова Э.Ф. «Дорожная карта». Импортозамещение Российской Федерации [Текст] // В сборнике: Основные направления развития агробизнеса в современных условиях Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Ф. Сухановой. 2018. С. 9-12.
28.Арский А. А. Совершенствование таможенного регулирования товаров [Текст] // Вестник университета. – 2022. – № 10. – С. 119.
29. Гасанова К.К. Международное право: Учебник [Текст] ; под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина. – 2 – е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2022. – С. 444.
30. Джабиев А.П. Применение особых видов пошлин – инструмент защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции [Текст] // Таможенное дело. 2022. № 4. С. 15.
31. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии [Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. – 671 с.
32. Рида А. Н. Дорожная карта как инновационный инструмент стратегического управления предприятиями молочного подкомплекса АПК [Текст] // Инновационное развитие экономики. 2016. № 1 (31). С. 68-74.
33. Тумалев В.В. Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический аспекты: Сборник научных статей; под общ. ред. проф. В.В. Тумалева [Текст] – 9 вып. – СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2022. – С. 429.
34. Удовик Е.Э., Костенко Р.В. Роль производительности труда как фактора повышения конкурентоспособности региона [Текст] //: Повышение производительности труда как стратегический фактор конкурентоспособности. Материалы научно-практической конференции, 2022 с. 214-225.
35. Экономика таможенного дела: [Текст]: учебное пособие./ Г.И. Немирова, Ю.В. Рожкова;
36. Экономика таможенного дела: [Текст]: учебное пособие./ Г.И. Немирова, Ю.В. Рожкова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2022. – 358 с.
Интернет-ресурсы
37. Главные тенденции российского рынка ERP-систем [Электронный ресурс] // Аналитический портал «TAdviser». Режим доступа: http://www.tadviser.ru/.
38. Путин: Разумное импортозамещение – наш долгосрочный приоритет [Электронный ресурс] : [Публикация от 14.12.2014 г. (дата обращения 13.03.2022 г.)]. – Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/04/importozameshche№ie-a№o№s.html/.
39. Импорт в Россию [Электронный ресурс] // Ru-stat: – Режим доступа: https://ru-stat.com/.
40. Официальный сайт Федерального центра «Агроэкспорт» Минсельхоза России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aemcx.ru/a№alytics/statistics/stat2021/.
41. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mi№fi№.ru/.
42. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://customs.ru/.