Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольный возраст важен для психического развития ребенка, так как именно в этот период формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые образования. Рассмотрим особенности дошкольного возраста в целом, далее сформируем характеристику старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим именно старший дошкольный возраст. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, ребенком / садом и т.д.) и приобретает опыт социального поведения. Чтобы сформировать у детей поведенческие навыки, воспитывать осознанное, активное отношение к порученному делу, партнерство, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого есть много возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, на практике осваивают моральные нормы поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, на работе и недостаточно оценивают возможности повседневной деятельности, часто проходя мимо технических педагогических ценностей, которыми чревата повседневная жизнь дошкольного учреждения.
Речь в этом возрасте должна быть полностью понятной, хотя могут наблюдаться некоторые звуковые ошибки в развитии и заикание, особенно у мальчиков. Эффективные коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью самовыражения детей, развития их социальных отношений и их обучения.
Благодаря взаимодействию и играм, дошкольник будет развивать социальные навыки и навыки межличностного общения наряду с их коммуникативными навыками. Эти навыки позволят им чувствовать себя более комфортно в социальных ситуациях, где им будет легче завязывать разговоры со сверстниками и заводить новых друзей. Благодаря этим отношениям они также будут оттачивать свои навыки слушания, а также способность сопереживать и интерпретировать невербальные коммуникативные сигналы.
Возраст ребенка 6-7 лет, обозначаемый старшим дошкольным возрастом, отмечается таким важным завершением, как поступление ребенка в школу. В этот возрастной период ребенок интенсивно биологически, физически и психологически развивается, его организм перестраивается, происходит эндокринный сдвиг путем включения «новых» желез внутренней секреции, остановки действия «старых» [3, с. 123]. Периодом преобразований и изменений положительного характера можно обозначить старший дошкольный возраст в развитии психики детей. Отсюда ясна важность достижений ребенка именно в этот период жизни. В этот период жизни ребенку важно:
- получить умения и навыки обучения новому;
- научиться дружить со своими сверстниками;
- обрести уверенность в себе, своих силах, возможностях и способностях;
- ощутить радость познания окружающего мира;
- научиться радоваться успехам других, сопереживать трудностям других. Если в период старшего дошкольного возраста ребенок не научится вышеперечисленному, то впоследствии сделать это будет гораздо труднее, практически непосильно в физическом и психологическом плане. Лейтес Н.С. старший дошкольный возраст обозначает как: «период накопления, впитывания знаний, их усвоения по преимуществу. Успешное усвоение происходит благодаря особенностям данного возраста: доверчивому подчинению авторитету, повышенной восприимчивости, внимательности, наивно игровому отношению ко многим вещам, с которыми они сталкиваются» [14, с. 111]. Давыдовым В.В. этот возраст называется особым периодом жизни, когда ребенок делает первые шаги в оцениваемой учебной деятельности и общественно значимой деятельности. Переход в школьный возраст связан с кардинальными изменениями в его жизнедеятельности, общении, взаимоотношении с другими людьми. Происходит изменение устоя жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
В этом возрасте за счет роста подвижности нервных процессов, возбуждения, повышается непоседливость, эмоциональная возбудимость, дети быстро утомляются и имеют высокую нервно-психическую ранимость [8, с. 124]. То есть, к особенностям данного периода можно отнести совершенствование психофизиологических функций, возникновение сложных личностных новообразований вследствие быстрых и активных изменений во всех сферах. Разделением игры и труда также отличается старший дошкольный возраст. Игровая, трудовая деятельность формирует новые психологические вехи в развитии ребенка, служащие затем фундаментом успешного перехода в следующие возрастные группы.
Для того чтобы развитие ребенка шло в правильном направлении, очень важно создание правильной стратегии по управлению эмоционально-волевым развитием детей, и эта работа в основном лежит на плечах специалистов. На сегодняшний день, очень важным и актуальным является процесс формирования правильного управления, так как от этого зависит будущее каждого ребенка. В этом направлении важное место занимает деятельность ДОО, что определяет актуальность темы данного исследования.
«С рождения человек уже способен испытывать такие эмоции, как страх, обнаруживающийся при сильном звуке или внезапной потере опоры, неудовольствие, проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Эмоции и воля имеют большое значение в психической жизни старших дошкольников и учащихся начальных классов. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне дома» [8, с. 65].
Известно, что заинтересованность в старшем возрасте неизменно содержит установленный предметный характер. Интересы детей настолько же многообразны, как и находящийся вокруг нас мир. Но из контраста предметов, явлений находящегося вокруг мира в заинтересованностях всякого человека выборочно отображается как раз то, что для него значимо, принципиально и драгоценно, что связано с его личным навыком и развитием. В соответствии с тематической направленностью потребностей и ограничиваемых ими областей применения совершенно резонно различать потребности художественные, спортивные, технические, когнитивные и так далее. Особенное и весомое назначение явления «интерес» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте складывается из исследовательского интереса к учебному делу.
Предметом исследовательского интереса считается важная способность ребёнка видеть мир со всех сторон от себя, а не лишь только с целью биологической или же общественной ориентировки. Это одно из ключевых отношений его к миру, которое выражается в стремлении пробраться в его разнообразие, отобразить его сущностные нюансы, причинно-следственные связи, закономерности и противоречия. Таким образом, объект исследовательского интереса напрямую показывает на потребность взаимодействия с находящимся вокруг миром как условие существования исследовательского интереса человека. Исследовательский азарт и в старшем
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Официальный сайт «Федеральные государственные образовательные стандарты» [Электронный ресурс] / «ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты» – 2016-2018. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата обращения 13.01.2023).
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155(ред. от 21.01.2019)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России14.11.2013 N 30384 (электронный ресурс)- URL: https://ciur.ru/srp/srp_ds33/DocLib11
3.Аббасова Л.И. Развитие интеллектуальной компетентности старших дошкольников / Л.И. Аббасова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-1. – С. 4-6
4.Аббасова Л.И. Психолого-педагогические основы познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Аббасова, Н.П. Малярова // International scientific review. – 2019. – № LXV. – С. 65-67.
5.Алексеева В.Ю. Роль семейного участия в формировании познавательного интереса у дошкольников к английскому языку / В.Ю. Алексеева // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 2. – С. 142-146.
6.Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
7.Аникина А.П., Барабанова М.С. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников / А.П. Аникина, М.С. Баранова // Наука и школа. – 2020. – № 3. – С. 197-204.
8.Антонова Л.В. Роль дидактической игры в познавательной деятельности детей в дошкольных образовательных организациях / Л.В. Антонова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – № 3 (88). – С. 129-131.
9.Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - Москва: Форум, 2017. - 142 c.
10.Артюхова Т.Ю., Федорова Е.П. Возможности развития мышления детей старшего дошкольного возраста средствами психолого-педагогического сопровождения / Т.Ю. Артюхова, Е.П. Федорова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – № 1 (21). – Т. 6. – С. 16-25.
11.Ахмедова Э.М. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе использования метода детского экспериментирования / Э.М. Ахмедова, Д.А. Хохлова, Н.В. Колосова // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 3 (94). – С. 147-149.
12.Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с
13.Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
14.Бояринцева Н.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / Н.В. Бояринцева // Вестник науки и образования. – 2021. – № 15-1 (118). – С. 71-74.
15.Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы - М.: Юрайт, 2019. – 282 с.
16.Гаврилова, М. Ковидные салочки. Как российские дети играют в коронавирус [Электронный ресурс]- URL: https://knife.media/covid-games/
17.Гафурова Э.Г. Управление развитием познавательного интереса дошкольников средствами истории и культуры / Э.Г. Гафурова // Национальная ассоциация ученых. – 2020. – № 59-1 (59). – С. 6-8.
18.Дамба И.Н. Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации / И.Н. Дамба, Ч.Б. Марзи, Ч.Т. Сагды // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 150-152.
19.Журба А. «Чебурашка» вернулся: почему ремейк старой истории покорил наши сердца? [Электронный ресурс] – URL: https://gdemoideti.ru/blog/ru/film-cheburashka?utm_source=yandexdzen
20.Зотова И.В. Педагогическая поддержка старшего дошкольника в процессе формирования познавательной самостоятельности в конструктивной деятельности / И.В. Зотова // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6 (79). – С. 31-33.
21.Игра и развитие ребенка [Текст]: хрестоматия / сост.: Л.Г. Соловьева, А.С. Михашина. - Архангельск: Поморский университет, 2017. - 551 с.
22.Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2016. -96 с.
23.Косикова Л.В. Личностные особенности старших дошкольников с разным уровнем развития интеллектуальных способностей / Л.В. Косикова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-3. – С. 346-350.
24.Макарова, К.В. Психология человека: Учебное пособие. / К.В. Макарова, О.А. Таллина. М.: Прометей, 2011. – 190 с.
25.Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. 4-е изд., дополн. и испр. — М.: АСТ, СПб.: ПраймЕврознак, 2008. — 868 с.
26.Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 739 c.
27.Пашаева, С.Б. Формирование навыков развития логического мышления младших школьников / С.Б. Пашаева // Альманах мировой науки. – 2015. – № 1-2 (1). – С. 137-139
28.Петровский, А. В. Психология: учеб, для студентов вузов / A. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Академия, Высшая школа, 2012. —752 с.
29.Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии. / Ж. Пиаже. // Под ред. Обуховой Л.Ф., Бурменской Г.В. - М., 2001. – 186 с.
30.Полякова, Н.Н. Развитие творческой самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник статей. Сер. "Библиотека программы "Детство"" Санкт-Петербург, 2007. С. 42-68.
31.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Просвещение, 2010. – 147 с.
32.Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей в игровой деятельности детей дошкольного возраста / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 1. - С. 48-54
33.Смирнова, Е.О. Организация игровой деятельности: учебное пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. - Ростов-н/Д: Феникс, 2016. - 224 с.
34.Талызина, Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие / Н. Ф. Талызина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 172 с.
35.Тихомиров, О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. – 288 с.
36.Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова (Под ред. А.В. Запорожца) // М. 2014. - 249 с.
37.Фенькина, А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника / А.А. Фенькина // педагогическое образование в России. - 2018. - № 5. - С. 23-27.
38.Шарычева М.Э. Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольников / М.Э. Шарычева, Н.И. Воробьева // StudNet. – 2020. – № 2. – Т. 3. – С. 100-105
39.Шарычева М.Э. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры / М.Э. Шарычева, Н.И. Воробьева // StudNet. – 2020. - № 2. – Т. 3. – С. 106-109
40.Шохова О.А. Использование двигательно-эмоциональных игр в процессе предметно-практической деятельности дошкольников с ТМНР / О.А. Шохова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. – 2021. – № 4. – С. 93-98.
41.Яцковец, А.С. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на феномен игры [Текст] / А.С. Яцковец // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2017. - № 68. - С. 190-205.
42.Bondarchuk O.YU. Psychological technology of working with shy preschoolers / Bondarchuk O.YU. // Colloquium-journal. – 2021. – № 6-2 (93). – P. 10-12.