Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, на современном этапе развития общества особую значимость приобретают такие качества человека, как гибкость мышления, креативность, активность. Также обществу необходимы открытые люди, которые обладают умениями взаимодействовать и общаться с окружающим миром, обладают целостным представлением о мире, а также его информационном единстве. Поэтому очень важно в развитии и обучении детей привить им умение ориентироваться в огромном информационном потоке, умение выделять и собирать только необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, а также умение в работе с информацией, использовать новые информационные технологии.
Во-вторых, человеку для успешного вхождения в социум необходимо не только достаточно хорошо понимать окружающий мир, но также и обладать весьма развитой способностью на самостоятельном уровне принимать решения в отношении того, как именно действовать в той или иной ситуации. Данную способность принято называть практическим интеллектом.
У человека практический интеллект развивается на протяжении всей его жизни. Но когда это развитие происходит исключительно на базе накопления опыта, через метод проб и ошибок, то индивид сталкивается со многим сложностями, негативно влияющими на его развитие. Поэтому в этом отношении важную роль способны сыграть специальные методы и средства самостоятельной работы и достижения определенной цели. В рамках школьного обучения для освоения такого рода средств и методов широкие возможности предоставляет именно проектная деятельность. Это обусловлено тем, что современное проектирование в себя включает специальные средства, которые позволяют обучающемуся максимально хорош понимать: что именно требуется, что необходимо сделать для того, чтобы при имеющихся на данный момент ресурсах получить максимально хороший результат и снизить вероятные негативные последствия.
Освоение способов проектной деятельности способствует развитию у обучающихся умений, весьма полезными в жизни и в разных видах деятельности. Среди них можно назвать следующие умения: проектировать цели, анализировать различные проблемные ситуации, планировать достижение целей, оценивать принятые решения и осуществлять обоснованный выбор, самостоятельно ставить и затем решать различные познавательные задачи, наконец, эффективным образом работать самостоятельно, в группе. Именно в этом и заключается основной смысл обучения в общеобразовательной школе обучающихся проектной деятельности.
В-третьих, в последнее десятилетие все более значимое место в различных профессиональных сферах начинает занимать программированием. Поэтому перед школой ставится задача по успешному вхождению ее выпускников в информационное общество, обязательно научить каждого школьника пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями. Важно в этом отношении сформировать у обучающихся основные пользовательские навыки работы на компьютера. При этом их учебная деятельность обязательно должна подкрепляться активной самостоятельной творческой работой, являющейся личностно значимой для каждого ученика.
Возникновение личной заинтересованности и раскрытие творческих способностей у обучающихся как нельзя лучше при освоении учащимися основ программирования Scratch в рамках школьного курса информатики.
Все это делает рассмотрение темы «Проектная деятельность при обучении 5-6 классов» актуальным.
Цель работы – разработать курс по программированию в среде Scratch для учащихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
- рассмотреть виды самостоятельных работ;
- выявить специфику проектной деятельности;
- проследить особенности проектной деятельности для 5-6 классов;
- в рамках проектной деятельности на уроках информатики в 5-6 классах разработать курс по программированию в среде Scratch;
- выработать методические рекомендации для учителей информатики по осуществлению проектной деятельности.
Объект исследования – проектная деятельность учащихся 5-6 классов.
Предмет исследования – программирование в среде Scratch в рамках проектной деятельности учащихся 5-6 классов.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли следующие авторы:
1) Н.А. Бреднева, Г.Б. Голуб, Т.В. Гудкова, В.М. Заславский, А.М. Зуев, Н.В. Иванова, Г.А. Игнатьева, В.В. Калмыкова, В.С. Лазарев, Н.В. Матяш, А.И. Савенкова, И.С. Сергеев, Т.К. Смыковская, В.В. Тигров, Т.В. Уткина, Т.Н. Шликене и др. рассмотревшие сущность проектной деятельности;
2) Э.Ю. Аникина, Л.В. Байбородова, О.С. Круглик, Л.Н. Серебренникови др., объектом исследования которых стала проектная деятельность в 5-6 класса общеобразовательной школы;
3) Д.В. Григорьев, Т. Новикова, П.В. Степанов и др., особое внимание уделившие внеурочной деятельности;
4) С.И. Мелехина, Т.В. Смолеусова, Ю.Н. Францева, В.А. Шамиси др., раскрывшие сущность самостоятельной деятельности.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, документальных материалов; метод проектирования; метод систематизации и логической группировки выявленной информации.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации различных мнений и оценок использования проектной деятельность при обучении 5-6 классов.
Практическая значимость заключается в разработке курса по программированию в среде Scratch, а также выработке методические рекомендации для учителей информатики по осуществлению проектной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности при обучении 5-6 классов
1.1 Виды самостоятельных работ
Из множества имеющихся на настоящий момент определений понятия самостоятельная работа, с нашей точки зрения, более верным и точным выступает определение, данное В.И. Андреевым. Этот исследователь самостоятельную работу определяет в качестве формы организации учебной деятельности обучающихся общеобразовательных школ, которую они осуществляют под прямым либо же косвенным руководством учителя, в процессе которой обучающиеся преимущественно либо полностью на самостоятельной основе выполняют различные здания в целях развития знаний, умений, определенных навыков, а также личностных качеств [2, с. 265].
Самостоятельная работа учащихся общеобразовательных школ – это такая работа, которую они выполняю по заданию и под контролем учителя, однако при этом без непосредственного его участия в такой работе, в специально для этого отведенное время. В этом случае обучающиеся на сознательном уровне стремятся достигнуть поставленной цели, применяя при этом умственные усилия и выражая в определенной форме (например, это устный ответ, описание каких-либо опытов, графическое построение, выполненные расчеты и т.д.) результат своих как умственных, так и физических действий.
Самостоятельная работа неизменно предполагает достаточно активные умственные действия обучающихся, которые связаны с выявлением максимально рациональных способов выполнения предложенных им учителем заданий, с проведением анализа результатов своей работы. В учебном процессе используются разные виды самостоятельной работы обучающихся, при помощи которых они на самостоятельной основе приобретают знания, умения, а также необходимые навыки.
Целью самостоятельной работы обучающихся выступает успешное овладение определенными знаниями в рамках школьной программы, определенными умениями и навыками деятельности по отдельным учебным предметам, а также опытом творческой, исследовательской деятельности. Исходя из этого определяются задачи самостоятельной работы обучающихся:
- систематизация и последующее закрепление полученных учеником как теоретических знаний, так и практических умений;
- углубление и расширение получаемых обучающимся теоретических знаний;
- формирование у школьника умений использовать учебную, справочную, а также специальную литературу;
- развитие у обучающихся познавательных способностей и их активности: то есть самостоятельности, творческой инициативы, ответственности, а также организованности;
- формирование у учеников самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, а также совершенствованию и самоорганизации;
- формирование у школьников как метапредметных, так и предметных компетенций;
- развитие у учащихся некоторых исследовательских умений.
- использование обучающимися материала, собранного и полученного им в процессе самостоятельных занятий при изучении нового материала, на практических и лабораторных занятиях, для эффективной подготовки к итоговым проверочным работам [11].
То есть задачи процесса организации самостоятельной работы обучающихся в общеобразовательной школе состоят в том, чтобы:
- мотивировать учеников к освоению учебных школьных предметов;
- повысить ответственность учащихся за свое обучение;
- способствовать всестороннему развитию учеников;
- создать необходимые условия для формирования способности школьников к самообразованию, самоуправлению, а также саморазвитию.
Правильно организованная самостоятельная работа школьников должна способствовать развитию их самостоятельности, ответственности и организованности, а также выработки творческого подхода к решению возникающих проблем учебного уровня, и в рамках жизнедеятельности в целом, активно содействует оптимальному усвоению учащимися всего учебного материала, развитию их познавательной активности, а также готовности и потребности в саморазвитии [12, c. 88].
При этом основная роль учителя заключается в организации самостоятельной работы школьников с целью приобретения ими знаний, умений и навыков, позволяющих сформировать у учащихся способности к самообразованию, саморазвитию и инновационной деятельности.
Задача педагога в этом случае заключается в подборе соответствующего реального материала, а обучающиеся должны разрешить поставленную перед ними проблему. Учитель, в свою очередь, должен помочь обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое собственное мнение. Обучающиеся обязательно должны понимать с самого начала, что риск принятия важных решений лежит на них, а мастер исключительно поясняет последствия такого риска необдуманных решений.
При подготовке урока с применением форм самостоятельной работы важно ориентироваться на учебные цели. Разработка любого задания при этом должна начинаться с определения целей с позиции самого обучающегося, а не учителя [23].
В свою очередь роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством учителя стать творческой личностью, которая способна самостоятельно приобретать знания, умения, формулировать проблему и находить наиболее оптимальный путь её решения.
Анализ и обобщение современных практик организации самостоятельной работы школьников наглядным образом свидетельствует о наличии многообразия видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, а также различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью непосредственно со стороны учителей [30, c. 7].
В процессе обучения в школе самостоятельная работа обучающихся различается по видам и формам, каждая из которых при этом имеет свои особенности. Существует множество различных подходов к ее классификации. Так, например, классификация видов самостоятельной работы обучающихся осуществляется по таким критериям, как: по времени и месту проведения (рисунок 1); по дидактическим целям (приложение 1); по характеру учебной деятельности студента в процессе решения различных задач (приложение 2); по характеру внутри- и межпредметных связей (приложение 3).
Рис. 1. Виды самостоятельной работы обучающихся по времени и месту проведения
Так, например, по времени и месту проведения самостоятельной работы обучающихся она подразделяется на урочную и внеурочную.
В свою очередь по дидактически целям можно выделить следующие:
- самостоятельная работа обучающихся по овладению оределенными знаниями;
- самостоятельная работа обучающихся по закреплению и систематизации у них знаний;
- самостоятельная работа обучающихся по формированию определенных компетенций.
Виды самостоятельной работы школьников по характеру учебной деятельности подразумевают выполнение (изготовление); составление, формулировку; анализ и исследование; изучение, применение, тренинг. В рамках каждого отдельного вида предусматривается свой набор выполняемых школьниками операций и деятельности, которые имеют свое целевое образовательно-воспитательное значение.
Итак, можно заключить, что в настоящее время существуют различные подходы к классификации видов самостоятельной работы обучающихся. Какая из них может быть использована в качестве исходной в процессе обучения в зависимости зависит от концептуальных педагогических позиций учителя, а также специфики образовательной программы конкретного учебного общеобразовательного заведения, отдельного школьного предмета, особенностей самих школьников, материально- технических возможностей учебного заведения и т.д.
Среди ведущих форм самостоятельной работы школьников можно выделить фронтальную, индивидуальную, а также групповую. Особенности фронтальной формы организации самостоятельной работы школьников заключаются в том, что все обучающиеся выполняют общее для всех задание, учитель при этом дает общий инструктаж к выполнению
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агапов, В.П. Основы программирования на языке С#: учеб. пособие / В.П. Агапов. – Москва: МГСУ, ЭБС АСВ, 2018. – 128 с. – Текст: непосредственный.
2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2018. – 344 с. – Текст: непосредственный.
3. Аникина, Э.Ю. Организации научно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися 5-6 классов в рамках реализации ФГОС / Э.Ю. Аникина. – URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/10/22/organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-s (дата обращения: 28.01.2023). – Текст: электронный.
4. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: метод. пособие / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – Москва: Просвещение, 2019. – 175 с. – Текст: непосредственный.
5. Бессчетнова, Л.А. Формирование познавательных УУД на уроках к начальной школе / Л.А. Бессчетнова. – Текст: непосредственный // Поиск. – 2015. – № 2 (12). – С. 44-48.
6. Бреднева, H.A. Дидактические возможности метода учебного проекта / Н.А. Бреднева. – Текст: непосредственный // Педагогические науки. – 2008. – № 4 (32). – С. 108-112.
7. Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: метод. пособие / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. – Самара: Издат. дом «Федоров». 2017. – 154 с. – Текст: непосредственный.
8. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника: метод. пособие / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. – Самара: Издат. дом «Федоров». 2017. – 148 с. – Текст: непосредственный.
9. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва: Просвещение,2016. – 134 с. – Текст: непосредственный.
10. Гудкова, Т.В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории / Т.В. Гудкова // Наука и школа. – 2014. – № 1. – С. 116-119. – URL: https://www.elibrary.m/item.asp?id=21429807 (дата обращения: 29.01.2023). – Текст: электронный.
11. Егорова, Е.В. Смена образовательных парадигм в современном российском образовании / Е.В. Егорова, Т.А. Лопатухина // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2017. – № 4(181). – С. 118-122. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smena-obrazovatelnyh-paradigm-v-sovremennom-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 14.02.2023). – Текст: электронный.
12. Заславский, В.М. Особенности и пути организации учебной деятельности на этапе основной школы / В.М. Заславский // Организация проектной деятельности обучающихся: хрестоматия / сост. В.Л. Пестерева. – Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2017. – С. 86–89. – Текст: непосредственный.
13. Зуев, А.М. Проектная деятельность в образовательном процессе / А.М. Зуев. – Текст: непосредственный // Основы безопасности жизни. – 2014. – №1. – С. 36-41.
14. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 97-101.
15. Игнатьева, Г.А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы / Г.А. Игнатьева. – Текст: непосредственный // Психология обучения. – 2017. – № 11. – С. 20-33
16. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. –Волгоград, – 2012. – 140 с. – Текст: непосредственный.
17. Калмыкова, В.В. Можно ли организовать проектную деятельность на уроке? / В.В. Калмыкова, Г.Р. Жафарова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 62-65.
18. Карамова, Л.А. Формирование коммуникативных учебных действий на уроках родного языка / Л.А. Карамова. – URL: http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/formirovanie-kommunikativnykh-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-rodnogo-iazyka. (дата просмотра 11. 02.2023). – Текст: электронный.
19. Круглик, О.С. Соотношение понятий проектная и исследовательская деятельности учащихся 5-6 классов/ О.С. Круглик. – Текст: непосредственный // Вестник НГПУ. – 2013. – № 1. – С. 21-32.
20. Круглова, Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника / Н.Ф. Круглова. – Москва: МПСИ, 2014. – 248 с. – Текст: непосредственный.
21. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие / В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 135 с. – Текст: непосредственный.
22. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2015. – 385 с. – Текст: непосредственный.
23. Мелехина, С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности / С.И. Мелехина. – Киров, 2006. – 176 с. – Текст: непосредственный.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебное пособие / В.С. Мухина. – Москва: «Академия», 2017. – 456 с. – Текст: непосредственный.
25. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова. – Текст: непосредственный // Народное образование. – 2000. – № 7. – С. 150-154.
26. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград, 2007. –132 с. – Текст: непосредственный.
27. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова. – Волгоград, 2018. – 146 с. – Текст: непосредственный.
28. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенкова. – Текст: непосредственный // Исследовательская работа школьников. – 2004. – Вып. 7(1). – С. 22-31.
29. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: метод.-практич. пособие / И.С. Сергеев. – Москва: АРКТИ, 2014. –146 с. – Текст: непосредственный.
30. Смолеусова, Т.В. Проблемы реализации требований ФГОС НОО на уроке и внедрение инноваций / Т.В. Смолеусова. – Текст: непосредственный // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. – 2012. – № 6. – С. 5-10.
31. Смыковская, Т.К. Проектный метод развития интеллектуальных умение / Т.К. Смыковская. – Текст: непосредственный // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – №5. – С. 35-36.
32. Тигров, В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды / В.В. Тигров, В.П. Тигров. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2017. – № 10. – С. 43-48
33. Туйбаева, Л.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников / Л.И. Туйбаева, М.Ю. Жиганова. – Текст: непосредственный // Проблемы педагогики. – 2015. – № 3. – С. 32-25.
34. Уткина, Т.В. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т.В. Уткина, И.С. Бегашева. – Челябинск : ЧИППКРО, 2018. – 60 с. – Текст: непосредственный.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – Москва: Просвещение, 2021. – 41 с. – Текст: непосредственный.
36. Францева, Ю.Н. Организация самостоятельной работы учащихся в школе / Ю.Н. Францева. – Текст: непосредственный // Современная система образования: опыт в прошлого, взгляд в будущее. – 2015. – Вып. 2. – С. 32-37.
37. Чернышенко, Е.Г. Формирование исследовательской культуры учащихся в условиях общеобразовательного учреждения / Е.Г. Чернышенко. – Текст: непосредственный // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. – 2012. – № 5. – С. 20-26.
38. Шамис, В.А. Активные методы обучения в вузе / В.А. Шамис. – Текст: непосредственный // Сибирск. торгово-эконом. журн. – 2011. – № 14. – С.50-54.
39. Шликене, Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т.Н. Шликене. – Текст: непосредственный // Народное образование. – 2008. – №9. – С. 34-38.
40. Щипунова, Н.Н. Организация проектной деятельности в школе / Н.Н. Щипунова. // Молодой ученый. – 2021. – № 52 (394). – С. 423-426. – URL: https://moluch.ru/archive/394/87130/ (дата обращения: 21.02.2023). – Текст: электронный.
41. Ядыгина, Р.Б. Особенности организации и методического обеспечения проектной деятельности в школе / Р.Б. Ядыгина, И.В. Пчела // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – №6. – Т.8. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/123PDMN620.pdf (дата обращения: 21.02.2023). – Текст: электронный.