Фрагмент для ознакомления
2
Процесс формирования профессионально значимых навыков в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов как объект исследования
Для того, чтобы изучить процесс формирования культуры общения с пациентом у будущего врача в процессе профессиональной подготовки, важно, в первую очередь, изучить ряд нормативных документов, в которых содержится информация о требованиях к данному процессу.
В частности, это Федеральный государственный стандарт высшего образования по специальности «Лечебное дело» , а также Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» .
В настоящее время в медицинской сфере возникла необходимость в профессиональном воспитании специалистов, обладающих набором профессиональных знаний и умений, позволяющих успешно выполнять трудовую деятельность в соответствии с современными требованиями к образованию и квалификации.
Для полноценной подготовки к профессии медицинский специалист, наряду с необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, должен иметь уже выработанные личностные характеристики, которые формируются у будущего медика в определенном возрастном периоде и базируются на волевом аспекте и мотивационной составляющей. Компетентностный подход позволяет оценить готовность выпускников медицинских образовательных организаций к профессиональной деятельности.
По современным представлениям, профессиональное воспитание будущего медицинского специалиста – это длительный и трудоемкий процесс, который подразумевает своевременное формирование его профессионально-важных качеств. Этот процесс должен быть управляемым и измеряемым, как любые психологические характеристики. Соответствие формирования качеств возрастным периодам личности обеспечивает максимальную эффективность процессу профессионального воспитания .
Несвоевременное и неполное формирование и развитие таких качеств, как уровень интеллекта и способность к обучению, в дальнейшем не создает необходимых компетенций, этико-деонтологических основ и, таким образом, делает невозможным становление профессионала в целом. С позиций педагогики профессиональное воспитание представляет собой методически организованный, контролируемый педагогический процесс введения обучающегося в профессиональную сферу деятельности.
Современный компетентностный подход в медицинском образовании формирует у обучающихся профессиональные компетенции не в полной мере, и не обеспечивает в будущем возможность выполнения своих трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами. На сегодняшний день при компетентностном подходе в образовательном процессе используются разнообразные активные и интерактивные методы обучения .
Однако, как показывает практика, этого недостаточно. Необходимо внедрение новых механизмов развития личности будущего медика, способных привести к формированию высокоорганизованной профессионально целостной личности, достигающей квалификационного уровня мастерства в медицинской отрасли.
Конечно, личностные качества медика являются основными и играют ведущую роль в лечебном процессе, наряду с достаточной теоретической подготовкой и владением необходимыми практическими навыками в профессиональной деятельности. Если личность не соответствует требованиям медицинской специальности, то, несомненно, лечебный процесс становится опасным. В этой связи компетентностный подход в медицинском образовании требует дополнений и новшеств .
Одним из важнейших профессионально-значимых качеств медицинского специалиста является его коммуникативная компетентность. Современная модель взаимоотношений между врачом и пациентом предполагает активное участие пациента и членов его семьи в принятии всех решений в отношении своего здоровья, что осуществляется посредством ведения диалога с врачом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года (в действ. ред. от 01 марта 2023) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131762/179737b4a9fd49d6fc775cfa2b302440010cfe1a/#dst100077 (дата обращения: 06.04.2023).
2. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 988 «Об утверждении Федерального государственного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 35.05.01 «Лечебное дело»» от 12 августа 2020 года (в действ. ред. от 26 ноября 2020 года) // Гарант. Информационно-правовой портал. – 2021. – URL: https://base.garant.ru/74566342/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 06.04.2023).
3. Герасимова, Т.В., Скабелкина, Т.Н. К вопросу о качестве коммуникативной подготовки будущих врачей (теоретический аспект) / Т.В. Герасимова, Т.Н. Скабелкина // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 09 (50). – URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-kachestve-kommunikativnoj-podgotovki-budushhikh-vrachej-teoreticheskij-aspekt.html (дата обращения: 06.04.2023).
4. Гойколова, Я.П., Налтакян, А.Г., Аксененко, Т.О. Речь и культура общения как необходимая составляющая формирования личности медицинской сестры / Я.П. Гойколова, А.Г. Налтакян, Т.О. Аксененко // Молодой ученый. – 2016. – № 8 (112). – URL: https://moluch.ru/archive/112/28227/ (дата обращения: 06.04.2023).
5. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология. Учебник / Б.Д. Карвасарский. – М.: Наука, 2004. – 628 с.
6. Кудрявая, Н.В., Смирнова, Н.Б. Педагогика в медицине / Н.В. Кудрявая, Н.Б. Смирнова. – М.: Медицина, 2006. – 328 с.
7. Мадалиева, С.Х., Асимовов, М.А., Ерназарова, С.Т. Формирование и развитие коммуникативной компетентности врача / С.Х. Мадалиева, М.А. Асимовов, С.Т. Ерназарова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1485 (дата обращения: 06.04.2023).
8. Мананникова, Т.В., Минакова, О.В., Федорова, М.А. Коммуникативно-педагогическая культура в профессиональном становлении будущего врача-педиатра / Т.В. Мананникова, О.В. Минакова, М.А. Федорова // Вестник Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева. – 2022. – № 3. – С. 1–2.
9. Матвеева, Т.Ф. Этический аспект речевого общения «врач – пациент» как ключевая тема курса «Культура речи врача» / Т.Ф. Матвеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». – 2014. – № 4. – С. 118–123.
10. Навыки общения с пациентами: симуляционное обучение и оценка коммуникативных навыков в медицинском ВУЗе. Методическое руководство / Под ред. Н.С. Давыдовой и Е.В. Дьяченко. – Екатеринбург: Типография ООО «АТгрупп», 2019. – 128 с.
11. Помыткина, Т.Ю. Обучение навыкам общения студентов медицинского ВУЗа / Т.Ю. Помыткина // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия, психология, педагогика». – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-navykam-obscheniya-studentov-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 06.04.2023).
12. Сахно, Л.В., Колтунцева, И.В., Рыкачевская, А.Г. Обучение коммуникативным навыкам студентов медицинских ВУЗов – мода или назревшая необходимость (обзор литературы и опыт преподавания) / Л.В. Сахно, И.В. Колтунцева, А.Г. Рыкачевская // Профилактическая медицина. – 2021. – Т. 24. № 4. – С. 63–68.
13. Сонькина, А.А. Навыки профессионального общения в работе врача / А.А. Сонькина // Вестник Высшей школы организации и управления здравоохранением. – 2015. – № 1. – URL: https://www.vshouz.ru/journal/2015/navyki-professionalnogo-obshcheniya-v-rabote-vracha/ (дата обращения: 06.04.2023).
14. Фендрикова, А.В., Скибицкий, В.В., Сиротенко, Д.В. и др. Воспитание будущего врача в соответствии с принципами врачебной этики и деонтологии / А.В. Фендрикова, В.В. Скибицкий, Д.В. Сиротенко // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4811 (дата обращения: 07.04.2023).
15. Хусаинова, Д.И. Правила общения медицинского работника в лечебном учреждении / Д.И. Хусаинова // Материалы XII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2020. – URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018020983 (дата обращения: 06.04.2023).