Фрагмент для ознакомления
2
Управление финансами - один из наиболее важных аспектов бизнеса. Чтобы начать и вести успешный бизнес, понадобятся отличные знания в области финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент - это стратегическое планирование, организация, руководство и контроль финансовых мероприятий в организации или институте. Это также включает применение принципов управления к финансовым активам организации, а также играет важную роль в финансовом управлении .
Цели, связанные с финансовым управлением, включают:
-Поддержание достаточного объема средств для организации;
-Обеспечение того, чтобы акционеры получали хорошую отдачу от своих инвестиций;
-Оптимальное и эффективное использование средств;
-Создание реальных и безопасных инвестиционных возможностей.
Отделом финансового менеджмента любой компании руководит финансовый менеджер. Этот отдел выполняет многочисленные функции, такие как :
Расчет требуемого капитала. Финансовый менеджер должен рассчитать объем капитала, необходимый организации. Это зависит от политики компании в отношении ожидаемых расходов и прибыли. Требуемая сумма должна быть рассчитана таким образом, чтобы доходы в компании увеличились.
Формирование структуры капитала. После того, как сумма капитала была оценена, необходимо сформировать структуру капитала. Это включает в себя анализ соотношения долга и собственного капитала, как краткосрочный, так и долгосрочный. Перспективы структуры зависят от размера капитала, которым владеет компания, и суммы, которую необходимо привлечь из внешних источников.
Инвестирование капитала. Каждой организации или компании необходимо инвестировать деньги, чтобы привлечь больше капитала и получать регулярную прибыль. Это означает, что финансовый менеджер должен инвестировать средства в безопасные и прибыльные предприятия.
Распределение прибыли. Как только организация получает солидную чистую прибыль, финансовый менеджер обязан эффективно распределять ее. Это может включать сохранение части чистой прибыли на непредвиденные расходы, инновации или расширение, в то время как другая часть прибыли может быть использована для выплаты дивидендов акционерам.
Эффективное управление деньгами. Финансовый менеджер также несет ответственность за эффективное управление денежными средствами компании. Деньги требуются для различных целей в компании, таких как выплата заработной платы и счетов, поддержание запасов, выполнение обязательств и покупка любых материалов и/или оборудования.
Финансовый контроль. Финансовый менеджер должен не только планировать, организовывать и получать средства, но он / она также должен контролировать и анализировать финансы компании. Это можно сделать с помощью таких инструментов, как финансовое прогнозирование, анализ коэффициентов, управление рисками, а также контроль прибыли и затрат.
Такая форма управления важна по разным причинам .
-Помогает организациям в финансовом планировании и привлечении средств;
-Помогает организациям эффективно использовать и распределять полученные или приобретенные;
-Оказывает поддержку организациям в принятии важнейших финансовых решений;
-Помогает повысить прибыльность организаций;
-Повышает общую ценность организаций;
-Обеспечивает экономическую стабильность.
Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.
Рисунок 1 – Финансовый менеджмент в компании
Сущность финансового менеджмента в зарубежных торговых компаниях заключается в постоянном контроле над полнотой, своевременностью и правильностью получения доходов, с одной стороны и осуществлением расходных операций.
Постоянство контроля осуществляется благодаря частому совершению финансовых операций, в которых и отражена сущность данной функции финансов. При этом стоит отметить, что фонды денежных средств компаний наполняются с определенными целями, провозглашенными властями с соблюдением рамок действующего законодательства США или Европы. Соответственно, регулировать финансовые потоки можно не только в зависимости от целей, но и с учетом изменяющегося зарубежного законодательства.
Именно для осуществления данной функции в полной мере, была создана американская система финансового контроля на торговых предприятиях США, наблюдающая за обоснованностью наполнения того или иного фонда средств компании и расходованием средств из него.
С другой стороны, контроль за финансовыми потоками состоит из 3 частей .
1) На этапе составления прогноза доходов и расходов предприятия торговли осуществляется предварительный контроль для оценки адекватности планируемых показателей.
2) Текущий контроль направлен на сбор информации о текущем размере средств и расходовании их в соответствии с выбранными направлениями.
3) Последующий контроль, в свою очередь, анализирует и проводит проверку отчетных данных об исполнении бюджета.
Наконец, еще одна функция финансового менеджмента на зарубежных торговых предприятиях – стимулирующая (иногда называемая также регулирующая), означает их возможность влияния на процессы в экономической среде.
Иногда уместно говорить о так называемой стабилизирующей функции финансового планирования. Ее задача состоит в обеспечении граждан стабильными социально-экономическими условиями существования. Это особенно ярко проявляется в Европе, и соответственно, на европейских предприятиях.
Главной целью финансового менеджмента является создание всех условий для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов предприятия.
В связи с этой целью финансовый менеджмент призван выполнять ряд задач :
1) Выработка способов рационального использования финансовых возможностей торгового предприятия
2) Выявление тех отношений с другими участниками рынка, которые были бы финансово перспективны для компании
3) Финансовое обеспечение текущей операционной деятельности предприятия
4) Формирование основ для инвестиционной и инновационной деятельности
5) Разработка мероприятий по поддержанию финансовой стабильности предприятия.
Стратегия зарубежной компании в области финансов базируется на следующих основных принципах :
1) Соразмерность - определение всех финансовых поступлений и направлений их расходов
2) Централизация – все финансовые ресурсы должны в первую очередь обеспечивать необходимые функции и виды деятельности предприятия
3) Иерархия – направление финансов на нужные мероприятия
4) Планирование – обеспечение финансовой устойчивости торгового предприятия в будущих возможных колебаниях рыночной конъюнктуры
5) Обязательность – выполнение компанией всех финансовых обязательств перед торговыми контрагентами в целях избежания возможности банкротства
6) Приемлемость – ведение торговой деятельности согласно международным стандартам
7) Отчетность - ежемесячный финансовый анализ деятельности предприятия
8) Контроль – соблюдение финансовой безопасности.
Как правило, управление финансами зарубежных организаций организуется с целью достижения максимальных результатов при наименьшем уровне затрат. Под результатами в данном случае подразумеваются различные социальные и экономические показатели, характеризующие деятельность организации. В области финансов в организациях функционирует финансовая работа как профессиональная деятельность работников по эффективному управлению финансами.
Цель финансового менеджмента заключается в том, чтобы :
1) Избежать крупных финансовых провалов.
2) Максимальное получение прибыли.
3) Выживание торгового предприятия среди многочисленных конкурентов.
4) Приведение уровня расходов к минимуму.
5) Обеспечить рост объема продаж и реализации.
6) Увеличить доходы для владельцев компании и всего руководящего состава.
Особенность управления финансами состоит в том, что компании регулируют свою хозяйственную деятельность в соответствии с оборотом и куплей-продажей различных товаров. Продажа обеспечивает основной приток прибыли и денежных средств в компанию, расходы же касаются доведения продуктов по потребителей. Поэтому вопросы финансового менеджмента предприятий касаются планирования объемов продаж и расходов, связанных с этой деятельностью. Задачи финансового менеджмента в зарубежных торговых компаниях: обеспечить баланс поступления всех денежных средств; обеспечить нужный объем этих поступлений; обеспечить рентабельность продаж. Из всего этого видно, что оперативное управление финансами сводится к управлению оборотным капиталом предприятия. Современные компании должны составить финансовый прогноз, чтобы просто успешно управлять своим бизнесом.
Основные преимущества и задачи финансового менеджмента для бизнеса :
1. Четкие цели компании
В финансовом плане закладывается ключевая цель бизнеса, цели по продажам или маркетинговые ключевые показатели эффективности.
2. Разумное управление денежными потоками
В финансовом плане также должны быть установлены четкие ожидания в отношении денежного потока - суммы, поступающей в компанию и уходящей из нее.
В рамках этого плана также необходимо выяснить, как измерять денежный поток, предвидеть проблемы как с получением денег, так и с их расходованием, а также определить способы сделать и то, и другое более эффективно.
3. Разумное распределение бюджета
Очевидно, что это тесно связано с управлением денежными потоками (выше) и сокращением затрат (ниже). Как только появится четкое представление о размере финансирования, которое должны потратить - будь то за счет доходов от продаж или инвестиций, - нужно выяснить, как на самом деле будете его тратить.
У компании есть свой общий бюджет - по сути, свой “коэффициент сжигания” на каждый квартал или год. Разделить это на конкретные командные бюджеты (разработка продукта, маркетинг, поддержка клиентов и т.д.) .
Бюджеты дают каждой команде свои собственные ограничения, исходя из которых можно строить. Они знают, какие ресурсы им доступны, и могут соответствующим образом планировать кампании и личную разработку или разработку продукта.
На уровне компании отслеживать бюджеты проектов или команд всегда будет проще, чем контролировать расходы в целом.
4. Необходимое снижение затрат
Помимо определения того, сколько позволить себе потратить (и на что), финансовый план также позволяет заранее определить экономию.
Определяя свой бюджет на следующий год, можно определить ненужные или чрезмерно завышенные расходы. А затем для бюджета на следующий год вносятся соответствующие коррективы.
Все эти сознательные усилия являются частью контроля расходов, практики поддержания расходов компании в соответствии с ожиданиями. Более того, ежеквартальный или ежегодный обзор почти всегда выявляет области, в которых можно сэкономить деньги и лучше использовать свои ресурсы.
5. Снижение рисков
Важнейший аспект роли финансовой команды заключается в том, чтобы помогать компаниям избегать рисков и ориентироваться в них - от финансового мошенничества до экономического кризиса. И хотя многие риски трудно предсказать или даже избежать, есть много таких, которые может предвидеть в будущем.
В финансовом плане следует предусмотреть определенные расходы на страхование бизнеса, потери из-за рискованной неэффективности и, возможно, выделить ресурсы на непредвиденные расходы . Особенно в неспокойные времена, можно фактически создать несколько финансовых прогнозов, которые показывают разные результаты для бизнеса. Опять же, суть в том, чтобы иметь планы действий на случай непредвиденных обстоятельств.
6. Антикризисное управление
Первое, что обычно происходит при любом кризисе в компании, - это пересмотр плана. Что, конечно же, означает, что в первую очередь должен быть четкий бизнес-план. В противном случае антикризисное реагирование сводится к простой импровизации. По мере развития финансового кризиса 2020 года есть необходимость постоянного пересмотра прогнозов. Никто на самом деле не знает, когда закончится кризис и как он повлияет на их бизнес. Таким образом, компании создают новые финансовые планы, по крайней мере, на ежемесячной или ежеквартальной основе. А тем, у кого есть надежные и хорошо продуманные финансовые планы, этот процесс будет проще. Они не начинают с нуля снова и снова, и они уже определили очевидные риски и ключевые рычаги, которые нужно задействовать в ответ.
7. Плавный сбор средств
Финансовый план, который говорит с инвесторами, имеет решающее значение, и чем лучше история планирования, тем больше вероятность, что они будут доверять прогнозам.
8. Дорожная карта роста
Наконец, финансовый план поможет проанализировать текущую ситуацию и спрогнозировать бизнес в будущем. Опять же, более широкий бизнес-план будет делать это на широком уровне.
Таким образом, финансовый менеджмент – это система управления финансовыми ресурсами и финансовым состоянием предприятия, которое помогает ему улучшать свое положение на рынке.
1.2.Основные функции и задачи финансового менеджмента в организации
Финансовый менеджмент относится к управлению всеми финансовыми функциями и аспектами компании или отдельного лица. Это включает в себя стратегическое планирование, организацию, контроль и оценку всей финансовой деятельности, включая приобретение средств, их использование и т.д.
Хорошее финансовое управление позволяет финансовому директору (Chief Financial Officer) компании принимать обоснованные решения, получать представление о том, как привлечь средства, и формировать долгосрочное видение. Это помогает поддерживать эффективность организации, максимизировать прибыль и минимизировать расходы.
Рисунок 2 – Направления финансового менеджмента
Существует три основных направления (элемента) надлежащего финансового управления :
Финансовые решения: Это связано с принятием решения о том, где взять средства. Эти решения будут зависеть от источника, стоимости финансирования, времени и ожидаемой доходности. Фирма может привлекать средства из заемных средств, собственного капитала, а также из краткосрочных и долгосрочных источников, в зависимости от своих инвестиционных потребностей.
Инвестиционные решения: Это включает в себя оценку рисков, стоимости капитала и ожидаемых выгод, чтобы найти правильный вариант инвестирования. Инвестиционные решения состоят из двух элементов. Первый - это бюджетирование капитала, которое включает в себя фиксированные и долгосрочные инвестиции. Последнее связано с инвестированием в краткосрочные активы (оборотный капитал).
Решения о выплате дивидендов: это включает в себя распределение прибыли компании. В то время как акционеры хотят получать дивиденды из личной прибыли, менеджеры компании хотят, чтобы они покрывали расходы. Финансовый менеджер должен оценить потенциал роста и увеличения инвестиций при принятии решения.
Ниже приведены некоторые из функций финансового менеджмента :
Оценка потребностей в капитале: Финансовый менеджер должен оценить, какой объем капитала требуется фирме для поддержания или расширения деятельности. Такие оценки будут зависеть от таких факторов, как ожидаемые расходы, прибыль и планы на будущее.
Выбор источника финансирования: У компании есть несколько способов приобрести дополнительный капитал. Сюда входят акции, долговые обязательства, займы, государственные депозиты (облигации) и т.д. Компания примет решение об источниках, основываясь на их достоинствах и недостатках.
Инвестиционные планы: Любому бизнесу необходимо инвестировать свои неиспользованные средства, чтобы пассивно наращивать свой капитал. Финансовый менеджер найдет наиболее подходящий вариант, исходя из их прибыльности и безопасности.
Управление денежными средствами: Наличные необходимы для различных целей, таких как выполнение обязательств, выплата заработной платы, счетов за электроэнергию, покупка сырья, поддержание запасов и т.д. Компания должна решить, сколько наличных денег держать на руках для удовлетворения этих требований.
Управление рисками: Финансовый менеджер должен оценить все риски, с которыми сталкивается бизнес, включая рыночные риски, риски ликвидности, кредитные риски и операционные риски. Затем он /она должен сформулировать для них непредвиденные обстоятельства.
Распределение прибыли: Как только фирма получает прибыль, она может принять решение распределить ее между акционерами, чтобы реинвестировать их в инновации или расширение. Компании необходимо оценить свои текущие и предстоящие потребности, чтобы принять обоснованное решение.
Финансовый менеджмент обеспечивает основу для надлежащего использования средств и стратегического планирования для поддержания финансового надзора. Управление финансами имеет решающее значение, поскольку оно повышает ценность организации и укрепляет отношения с клиентами. Финансовый менеджмент включает в себя управление движением денежных средств, управление рисками и управление кредитом.
Некоторые основные цели или преимущества эффективного финансового управления включают :
Максимизация прибыли и управление благосостоянием: Организации функционируют с основной целью получения максимальной прибыли. Более высокая прибыль обеспечивает накопление капитала и более радужные перспективы. Это также гарантирует, что акционеры компании будут удовлетворены своим участием. Распределение дивидендов, например, сохраняет деловую репутацию и улучшает показатели компании на фондовом рынке.
Управление ликвидностью и надлежащая мобилизация: Мониторинг ликвидности важен, поскольку он помогает справиться с неопределенностью. Это также подразумевает, что компании должны иметь возможность финансировать свои средства из множества источников, таких как акции, долговые обязательства и облигации, и т.д.
Выполнение финансовых обязательств и повышение эффективности: Своевременная выплата взносов - это практика, которой придерживаются эффективные финансовые менеджеры. Это подчеркивает их добрую волю и позволяет с легкостью управлять финансовыми обязательствами. Более того, это помогает создать существенный резерв для обеспечения оптимальной политики выплаты дивидендов в долгосрочной перспективе.
Пять отличий рационального управления финансами включают :
Ожидание получения средств: Финансирование бизнеса с самого начала сопряжено с требованиями к капиталу. Являясь основным фактором производства, трудоемкая работа требует регулярной выплаты заработной платы, и компания должна получать доход, чтобы соответствовать этим требованиям. Компании также могут ввести структуру капитала, состоящую из долгов, обыкновенного капитала и т.д.
Приобретение средств: Приобретение средств следует за ожиданием в естественном порядке обращения с капиталом. Компании могут получать финансирование из внутренних источников, таких как инвестиции владельца, основные средства и нераспределенная прибыль, или от финансовых учреждений, акций и облигаций и т.д.
Распределение средств: Решение об инвестировании оценивается с точки зрения безопасности, ликвидности и прибыльности. Поэтому оценка рисков очень важна. Затем средства должны быть инвестированы в области, которые требуют капитала для продолжения деятельности. Компании также вкладывают много средств в исследования и разработки. Mahindra никогда не смогла бы достичь важной вехи в автомобильном мире, если бы не умела оценивать ситуации и инвестировать в исследования.
Распределение средств: Финансовые эксперты считают, что организация должна научиться эффективно управлять своими средствами. Это также включает в себя управление прибылью и дивидендами.
Оценка планов и политики: Управление финансами включает анализ и контроль всех финансовых инструментов и данных годового баланса. Это помогает определить, является ли компания безопасной и продуктивной. Он также служит интересам акционеров, оценивая политику и руководящие принципы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров О.А. Экономический анализ. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2018. – 180 с.
2. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 2017. – 381 с.
3. Бариленко, В. И. Основы бизнес — анализа: учебное пособие/ В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2018. — 272 с.
4. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2019. – 224 с.
5. Бердников, В.С. Основы бизнес–анализа/ В.С. Бердников. – М.: КНОРУС, 2019. – 495 с.
6. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. С-Петербург. 2019. – 341 с.
7. Брайчева Т.В. Экономика предприятия. – СПб.: Питер, 2019. – 382 с.
8. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Вузовский учебник, 2019. – 347 с.
9. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз. Учебник. 3-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 488 с.
10. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2019. – 386 с.
11. Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Финансовый анализ. Учебник. – М.: КноРус, 2019. – 300 с.
12. Ерина Е.С. Основы анализа и диагностики финансового состояния предприятия. Учеб. пособие. – М.: МГСУ, 2017. – 96 с.
13. Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности предприятия. – М.: Омега-Л, 2018. – 449 с.
14. Жилкина А.Н. Финансовый анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 286 с.
15. Каменски, Х. Методы стратегического анализа/ Х.Каменски. – М.: Инфра-М, 2018. – 332 с.
16. Кирьянова Э.В. Анализ финансовой отчетности. – М.: Юрайт, 2019. – 428 с.
17. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью организации – М.: Юнити, 2018. – 712 с.
18. Кривоносов, А. Д. Основы теории управления/ А.Д. Кривоносов. - М.: Питер, 2017. – 346 с.
19. Куприянова Л.М. Финансовый анализ. Учеб.пособие – М.: Инфра-М, 2019. – 160 с.
20. Львова Н.А. Финансовая диагностика предприятия / под ред. В.В. Иванова. – М.: Проспект, 2018. – 304 с.
21. Люшина Э.Ю. Управление финансовым состоянием организации на основе оценки финансовой надежности // Приволжский научный вестник. – 2018. - № 12 (52). – С.17-20.
22. Румянцева Е.Е. Экономический анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 382 с.
23. Стратегия бизнеса: Справочник / Под ред. Г.Б. Клейнера. - М.:КОНСЭКО, 2019. – 504 с.
24. Титова П.А. Об анализе финансового состояния предприятия // Экономика и социум. 2016. № 6-2 (25). С. 759-761.
25. Турманидзе Т.У., Эриашвили Н.Д. Финансовый менеджмент. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 248 с.
26. Чалдаева Л.А. Экономика организации. Учебник и практикум. 5-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 436 с.
27. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2019. – 367 с.
28. Шадрина Г.В. Экономический анализ. Теория и практика. Учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 516 с.
29. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 374 с.
30. Экономика фирмы. Учебник и практикум. 2-е изд. / под ред. проф. М.С. Мокия. – М.: Юрайт, 2020. – 336 с.