Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Сегодня психология обладает достаточно высоким уровнем понимания невербального поведения, чтобы отличать научные психологические факты от донаучных концепций и представлений. Основное внимание в исследованиях нового поколения уделяется выявлению механизмов распознавания, идентификации невербального поведения и прояснению различных психологических характеристик субъектов и объектов познания, которые влияют на определение роли и значения невербального поведения.
В.А. Лабунская понимает невербальное поведение как внешнюю форму существования и самовыражения в психологическом мире личности. Невербальное поведение личности - это метод организации социальных и биологических условий невербальных средств коммуникации, которым обучаются индивиды, и преобразования его в индивидуальные формы поведения, особенно сенсорного поведения [5, с. 162-187].
Посредством анализа содержания невербального поведения индивида можно диагностировать уровень развития личности как субъекта общения. В процессе взаимного общения происходит познание личности, и возникающие в результате отношения считаются уникальной формой взаимного притяжения. Считается, что невербальная коммуникация - это особый культурно-исторический и психофизиологический слой межличностной природы, который связан с развитием и формированием личности, ее атрибутов и состояний.
С точки зрения Е.В. Кузнецовой, невербальное поведение определяется типом информации, передаваемой невербальными средствами. Функция регулирования играет роль передачи показателей психологических характеристик участников, их предпочтений, отношения к самим себе, друг к другу и к процессу взаимодействия. Нормативное распределение невербального поведения служит цели начала, продолжения и окончания взаимодействия, отмечает намерения участников и определяет динамику и характер коммуникации [12, с. 142-164].
Невербальное поведение - это форма личного общения, связанная с изменениями психического состояния человека, его отношения к своему партнеру, а также взаимодействия и коммуникации. Следует отметить, что в процессе социализации индивиды усваивают нормы и правила общения посредством использования невербальных средств. Процесс присвоения происходит благодаря социальному взаимодействию с другими людьми, то есть присваивается типичная форма невербального поведения в определенной культуре, то есть обществе, в котором существует индивид.
Все вышесказанное относится и к взаимодействию медийной личности с социумом, но в нем, как и в особом виде креолизованной речи, устный текст в основном передает диалог. Здесь речь идет о различных выражениях лица, позах и жестах. Согласно концепции интерактивной лингвистики А.В. Алферова, коммуникативный контекст посредством невербального общения представляет собой комбинацию трех компонентов [3, с. 44-67]:
а) контекст деятельности (взаимодействия), состоящий из собеседников, взаимодействующих друг с другом (межличностные аспекты);
б) вербальная ситуация, включающая коммуникативные способности говорящего;
в) пропозиция, относящаяся к определенному референтному содержанию (тематической ситуации), которое представляет собой набор рефлексивных и коммуникативных функций.
Три компонента коммуникативной ситуации, представленные в общении между медийной личности и социума, также создаются за счет взаимодействия вербальных и невербальных компонентов. Одним из основных средств организационного взаимодействия является система определения партнеров невербального общения. Из-за всех различий вербальных характеристиках в диалоге их объединяет один основной признак - они представляют собой обозначение социальной роли или социального статуса партнера в невербальном общении.
Степень научной разработанности исходит из того, что, как раньше, так и в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Горелов И. Н. «Невербальные компоненты коммуникации»,Грушевицкая Г.Г. «Основы межкультурной коммуникации»,Гузикова М.О. «Основы теории межкультурной коммуникации», Наварро Дж. «Громче слов. Как понять невербальные сигналы» и т.д.
Актуальность и степень научной разработанности предопределили тему исследования: «Характер невербального общения, обусловленный медийностью личности и её взаимодействием с социумом. Мимика, взгляд и дистанция».
Объект исследования: структура и особенности невербального общения как способа коммуникационного взаимодействия.
Предмет исследования: характер невербального общения, обусловленный медийностью личности и её взаимодействием с социумом. Мимика, взгляд и дистанция.
Цель исследования: проанализировать характер невербального общения, обусловленный медийностью личности и её взаимодействием с социумом, а также раскрыть данный аспект на основе мимики, взгляда и дистанции в современных условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1.Рассмотреть мимику, взгляд и дистанцию значения в невербальной коммуникации;
2. Раскрыть значение и роль невербальной коммуникации для медийной личности;
3. Изучить типы и свойства невербальной коммуникации;
4. Проанализировать особенности современной информационно-медийной личности;
5. Провести анализ характера невербального общения, обусловленный медийностью личностей;
6. Провести сравнение невербального общения, обусловленный медийностью, герцогов Уэльских (Уильям Кейт) и четы Бекхэм.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Структура. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты невербального общения.
Во второй главе проведен анализ характера невербального общения, обусловленный медийностью личности и её взаимодействием с социумом. Роль мимики, взгляда и дистанции на примере сравнения герцогов Уэльских (Уильям Кейт) и четы Бекхэм.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Список использованных источников содержит 45 наименований.
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку фундаментальные изменения, произошедшие за последние годы, превратили национальное массовое информационное поле в качественно новую и медийно-подобную страну, существует острая потребность в профессиональном и научном понимании на основе новых методов объяснения языковой личности.
Под информационно-медийной личностью понимают языковую личность (носителя языка), формирование и самореализация которой происходят под влиянием новой информационной технологии сетевого общения.
С развитием новых технологий сама природа коммуникации также постоянно развивается и меняется. Сама по себе коммуникация - это нелинейный и многофазный процесс обмена и возврата сигнальных кодов, с возможностью воспроизведения, развлечения, удовольствия и знания или возможностью отсутствия понимания.
Характеристики современной лингвистической коммуникации включают многодоменный характер, что означает отсутствие видимых долгосрочных взглядов или четко выраженных направлений. Точность и логичность информации в процессе коммуникации заменяются яркостью и наглядностью сообщаемого содержания, предрассудками и традиционными отсылками к другим эпохам.
Основным способом понимания и формирования личности в современных условиях общения и познания является эвристический диалог (поиск объекта), в том числе внешний и внутренний. Обычными характеристиками личности являются, прежде всего, открытость, связанная с неограниченными возможностями, предоставляемыми сетевым общением для получения образования, знаний и различных навыков.
Коммуникационное пространство создает информационный круг. В то же время изменился акцент: внимание сместилось со слов на образы, с
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2019. - № 554. - С. 123-133.
2. Андрианов М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики // Психологический журнал. - 2020. - № 5. – С. 375-376.
3.Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: «Языки русской культуры», 2019.— 896 с.
4. Ахьямова И. А. Воспитание культуры невербального общения социального педагога : понятийный анализ // Социальная педагогика : традиции и инновации : материалы всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием. — 2020. — Ч. 2. – С. 55-59.
5. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. — СПб. : Питер, 2020. – 405 с.
6.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2020. – 215 с.
7.Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов. — М.: Лабиринт, 2020. – 182 с.
8. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. - М.: Либроком, 2019. - 112 c.
9. Грушевицкая, Г.Г.Основы межкультурной коммуникации / Г.Г. Грушевицкая. - М.: Наука 2022. – 412 с.
10. Гузикова М.О.Основы теории межкультурной коммуникации / М.О. Гузикова. – М.: Наука, 2019. – 125 с.
11. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк.— М.: Прогресс, 2019. — 311 с.
12. Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь / Г.Л. Зайцева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. - 192 с.
13. Дерябо С. Гроссмейстер общения / С. Дерябо, В. Ясвин. — М. : Смысл, 2020. – 307 с.
14. Желтухина М.Р. Воздействие медиадискурса на адресата: учеб. пособие / М.Р. Желтухина.— Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019.— 91 с.
15. Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры / В.В. Иванов. - М.: Языки русской культуры, 2020. – 215 с.
16. Изард К.Э. Психология эмоций / / К.Э. Изард. - СПб.: Издательство «Питер», 2019. - 464 с.
17. Клюев Е. В. Речевая коммуникация / Е. В. Клюев. — М. : ПРИОР, 2020. – 435 с.
18. Кнапп М. Л. Невербальные коммуникации / М. Л. Кнапп. — М.: Вита, 2020. – 608 с.
19. Кнапп, М.Л. Невербальные коммуникации / М.Л. Кнапп. - М.: Наука, 2019. - 308 с.
20. Конецкая В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. — М. : МУБУ, 2020. – 308 с.
21. Конюхов Н. И. Словарь-справочник практического психолога / Н. И. Конюхов. — Воронеж : Модэк, 2020. – 179 с.
22. Коццолино М. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак / М. Коццолино. - М.: Гуманитарный центр, 2020. - 248 c.
23. Крейдлин, Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации / Г.Е. Крейдлин. - М.: Языки славянской культуры, 2020. – 415 с.
24. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык \ Г.Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2022. - 592 с.
25. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г.Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2020. - 584 с.
26. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык / Г. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2021. - 592 с.
27. Кузнецова Е.В. Развитие межличностной невербальной коммуникации средствами социально-психологического тренинга / Е.В. Кузнецова. - М.: Наука, 2020. – 150 с.
28. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов: Издательство Ростовского университета, 2019. - 230 с.
29. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В.А. Лабунская. – Ростов: Издательство Ростовского университета, 2019. - 136 с.
30. Лабунская В. А. Невербальное поведение / В.А. Лабунская. - Ростов н/Д, 2020. – 487 с.
31. Лабунская В. А. О семантике выразительных движений в общении // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. - 2021. – С. 145-187.
32. Лабунская В. А. Невербальное поведение / В.А. Лабунская. - М.: Просвещение, 2020. – 430 с.
33. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М.: Вита, 2020. – 315 с.
34. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. — М. : Знание, 2020. – 458 с.
35. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2020. - 288 с.
36. Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию / О.А. Леонтович. - М.: Наука, 2019. – 197 с.
37. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. - 528 с.
38. Морозов В. Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования / В. Морозов. - М.: Когито-Центр, 2021. – 287 с.
39. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация / В.П. Морозов. - М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 2019. - 189 с.
40. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. — М.: Педагогика, 2020. – 365 с.
41. Наварро Дж. Громче слов. Как понять невербальные сигналы / Дж. Наварро. - М.: Попурри, 2021. – 375 с.
42. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение: мимика, жесты, движения, позы и их значение / М. Нэпп. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2020. - 512 с.
43. Нэпп М. Невербальное общение / М. Нэпп. - М.: Питер, 2019. – 197 с.
44. Нэпп М. Невербальное общение. Полное руководство: моногр. / М.Нэпп. - М.: Прайм-Еврознак, 2018. - 512 c.
45. Першина Н.А. Тактильно-кинестезические знаки невербального общения: восприятие, понимание и употребление: монография / Н.А. Першина. - Бийск: БПГУ им. В.М.Шукшина, 2019. - 360 с.
46. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе : учеб. пособие / Е.А. Петрова. — М. : Моск. городское пед. общество, 2020. – 417 с.
47. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе: учебное пособие / Е.А. Петрова. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2021. – 306 с.
48. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам / А. Пиз. — Нижний Новгород, 2020. – 467 с.
49. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли друг людей по их жестам / А. Пиз. - M.: ЭКСМО-Пресс, 2019. - 101 с.
50. Пушкарева Г.В. Роль неверебальных коммцникаций / Г.В. Пушкарева. — М.: Дело, 2022. – 304 с.
51. Рассел Дж. Невербальное общение / Дж. Рассел. - М.: VSD, 2019. – 195 с.
52. Рубин Д. Эскалация, тупик и разрешение в общении / Д. Рубин. - М.: Прайм-Еврознак, 2019. - 352 c.
53. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение / Х. Рюкле. - М.: Интерэксперт, 2020. – 407 с.
54. Светлов В. А. Введение в единую теорию анализа коммуникации / В.А. Светлов. - М.: Либроком, 2020. - 304 c.
55. Сериков А.Е. Практика избегания взгляда в русской культуре // Вестник самарской гуманитарной академии. – 2019. - № 1 (19). - С. 44-62.
56. Хомич Е.О. Язык мимики и жестов / Е.О. Хомич. — Минск: Харвест, 2019. – 152 с.
57. Шейнов, В. Управление невербальной коммуникацией / В.Шейнов. - М.: Питер, 2020. - 576 c.
58. Шестопалова Н.Д. Окулесика как смыслообразующий элемент в презентации прямой речи // Вестник Тверского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 189-193.
59. Эберхард, Г. Вербальное общение и его роль / Г. Эберхард. - М.: Омега-Л, 2021. - 128 c.
60. Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П.М. Якобсон. - М.: Наука, 2020. – 195 с.
61. Argyle M. Bodily communication // Cognitive Linguistics. - 2019. - № 24 (3). - С. 457-481.
62. Farroni T., Csibra G., Simion F., Johnson M.H. Eye contact detection in humans from birth // Cognitive Linguistics. - 2020. - № 3. - Р. 87-91.
63. Kendon A. Some functions of gaze direction in social interaction // Acta Psychologica. – 2020. - № 26 (1). - Р. 22-63.
64. Rogers S.L., Guidetti O. Contact Is in the Eye of the Beholder: The Eye Contact illusion. Perception. Currently in 'online first' status. - 2019. – Р. 32-33.