Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Изучение образа женщины в древней мифологии и литературе актуально по нескольким причинам. Во-первых, древняя мифология и литература оказали глубокое влияние на западную культуру и продолжают формировать наше понимание гендерных ролей и взаимоотношений.
Во-вторых, сравнительный анализ изображения женщин в разных древних культурах может помочь выявить сходства и различия в гендерных ролях и взаимоотношениях во времени и пространстве. Например, сравнение изображения женщин в древнегреческой и римской литературе может помочь понять сходства и различия в том, как конструировались гендерные роли в этих двух обществах.
В-третьих, изучая то, как женщины изображались в древней мифологии и литературе, можно выявить лежащие в их основе предположения и предубеждения, которые сформировали понимание гендерных ролей и взаимоотношений.
Наконец, изучение образа женщины в древней мифологии и литературе также может помочь оценить сложность и разнообразие женского опыта в прошлом. Изучая изображение женщин в разных контекстах и с разных точек зрения, можно получить более тонкое и многогранное понимание того, как строились гендерные роли и отношения в древних обществах. Следует отметить, что рабыни не включены в это исследование. Рабство было значительной частью древнегреческого общества, и порабощенные женщины сталкивались с другим набором проблем и ограничений по сравнению со свободными женщинами.
Историографический обзор. Образ женщины в древней мифологии и литературе был предметом научного интереса и дебатов в течение многих лет. Историографически ученые подходили к изучению древних мифов и литературы по-разному, каждый со своими сильными сторонами и ограничениями.
В данном исследования в проблематике исследования помогли разобраться работы следующих авторов: Н.В. Батурина описала ретроспектива развития культуры семейно-брачных отношений: от Платона до Фрейда; С. А. Кошелева в своей работе выделила общие черты правового статуса женщин Древних Афин и Спарты; Ю. С. Обидина в своем анализе представила специфику гендерных ролей в античном полисе; А. М. Смирнов описал отношение общества и государства к сексуально-инверсивному поведению в Древней Греции и другие.
Тема «Образ женщины в античной мифологии и литературе» является достаточно широкой и многогранной, и была рассмотрена множеством исследователей в разных аспектах. Научные работы также могут представлять собой важный источник для исследования образов женщин в античной мифологии и литературе. Это могут быть научные монографии, статьи, диссертации и книги, написанные исследователями, специализирующимися на античной мифологии и литературе. Авторы Н.А. Кун, С. Фрей, Ф.Ф. Зелинский, Р. Грейвс, А.А. Тахо-Годи являются известными исследователями античной мифологии и литературы, и их работы могут быть использованы в качестве источниковой базы для исследования образа женщин в античной мифологии и литературе. Ниже представлен краткий обзор некоторых работ, посвященных данной теме.
Одной из наиболее значимых работ в этой области является книга «Женщины в легендах и мифах» К. Ларингтон, опубликованная в 1998 году. Автор исследует образ женщины в мифологии Древней Греции, начиная с периода Минойской культуры и заканчивая эпохой Римской империи. В книге анализируются мифы, связанные с богинями и героинями, а также образы женщин в эпосе, трагедии и комедии. Автор выделяет основные типы женских образов в античной мифологии, обращая внимание на изменения, происходившие в представлении о женщине в разные исторические периоды.
Еще одной важной работой на эту тему является книга «Мифологические образы в литературе и искусстве», опубликованная в 2015 году. Авторы исследует образ женщины в мифологии Древней Греции и Рима, а также в средневековой и ренессансной литературе. Особое внимание уделяется образам богинь, героинь и женщин-чудовищ. В книге также рассматриваются различные теории, объясняющие возникновение мифов о женщинах, а также их влияние на культуру и общество.
Еще одна интересная работа в этой области — это статья «Архетипические образы Гомеровского эпоса» С. Н. Колесник, опубликованная в 2022 году. Автор анализирует образы женщин в гомеровском эпосе «Илиада» и «Одиссея», а также в эпосе о герое Ясоне. Особое внимание уделяется образу Пенелопы, которая стала символом женской верности и умения сохранять семейные ценности в условиях войны и разрушения. Автор также рассматривает роль женщин в гомеровском эпосе как символов добродетелей и нравственных идеалов, а также их влияние на формирование образа героя.
Еще одним интересным исследованием на эту тему является статья ««Смехач» и женский вопрос: шутки о женщинах и с участием женщин в сборнике «ΦΙΛΌΓΕΛΩΣ»« Ю. Т. Лейбенсон, опубликованная в 2020 году. Автор анализирует образы женщин в комедиях Аристофана и Менандра, рассматривая их в контексте социально-исторических условий и культурных традиций Древней Греции. В статье выделяются основные типы женских образов в комедии, а также рассматриваются различные аспекты их взаимодействия с мужскими персонажами.
Также стоит упомянуть статью «Античная скульптура как выразительница представлений о женской красоте» С. Ш. Евтых, опубликованную в 2019 году. Автор исследует роль женщин в античных религиозных культурах, анализируя образы богинь и женских священниц. В статье также рассматриваются ритуалы и обряды, связанные с женской религиозной практикой, а также влияние религиозных убеждений на формирование образа женщины в античном мире.
Стоит отметить, что одна из проблем изучения древних мифов и литературы заключается в том, что они часто неоднозначны и открыты для множества интерпретаций. Это может затруднить принятие окончательных выводов об изображении женщин в историях, поскольку разные ученые могут интерпретировать один и тот же текст по-разному. Несмотря на эти трудности, изучение древних мифов и литературы внесло значительный вклад в понимание образа женщины в древних обществах. Изучая изображение женщин в различных контекстах и с разных точек зрения, ученые получили более тонкое и многогранное понимание того, как строились гендерные роли и отношения в Древней Греции и других культурах.
Цель изучения образа женщины в древней мифологии и литературе через опыт сравнительных характеристик состоит в том, чтобы получить более глубокое понимание ролей, опыта и репрезентации женщин в различных культурах и контекстах. Сравнивая и противопоставляя изображение женщин в различных мифах и литературных произведениях, можно выявить общие темы, модели и стереотипы, а также вариации и различия в способах представления женщин.
Задачи исследования:
— дать характеристику семейных отношений в древнегреческом обществе;
— описать обучение и воспитание девушек в древнегреческом обществе;
— изучить женские занятия в древнегреческом обществе;
— охарактеризовать древнегреческих богинь, муз и нимф;
— рассмотреть смертных женщин в древнегреческих мифах;
— выделить особенности изображения женщин в древнегреческих мифах;
— исследовать образ женщин в древнегреческой трагедии и комедии;
— проанализировать образ женщин в древнегреческой лирической поэзии;
— представить разработку урока на тему исследования.
Объект исследования – образ женщин в античной мифологии.
Предмет исследования – изображение женщин в мифах и литературных произведениях.
Территориальные рамки исследования образа женщины в древней мифологии и литературе на основе опыта сравнительных характеристик широки и охватывают мифы и литературные произведения различных культур и исторических периодов по всему миру. Территориальные рамки не ограничены каким-либо конкретным периодом времени, поскольку в исследовании могут быть рассмотрены древние мифы и литература, а также современные произведения, основанные на этих традициях. Кроме того, рамки не ограничены каким-либо конкретным литературным жанром, поскольку исследование может охватывать поэзию, драму, эпос и другие формы литературы.
Хронологические рамки для изучения образа женщины в древней мифологии и литературе через опыт сравнительных характеристик также широки, охватывая широкий спектр исторических периодов. Хронологические рамки не ограничены каким-либо конкретным литературным жанром или культурной традицией, поскольку в исследовании может быть рассмотрен целый ряд произведений разных периодов и регионов.
Методы исследования. Изучение образа женщины в древней мифологии и литературе через опыт сравнительных характеристик может использовать целый ряд методов исследования: литературный анализ, сравнительный анализ, исторический анализ.
Источниковая база исследования. Источниковая база для исследования образа женщин в античной мифологии и литературе может включать различные типы источников: первоисточники, научные работы, энциклопедии, литературные произведения, исторические и археологические исследования. Первоисточники — это древние тексты, написанные в период античности. Они могут включать мифы, эпосы, поэмы и трагедии, где описываются образы богов и героев. Некоторые из таких первоисточников включают: Гомер Илиада и Одиссея; Гесиод «Труды и дни», Овидий «Метаморфозы» и другие.
«Легенды и мифы Древней Греции» — это книга Николая Куна, в которой автор исследует мифологию и легенды древней Греции. Книга содержит рассказы об основных мифах, таких как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а также о других мифах, таких как «Миф о Прометее», «Миф об Икаре» и «Миф о Тантале». Кроме того, книга включает описания мифических богов и героев, таких как Зевс, Афродита, Геракл и Ахиллес. «Миф: Греческие мифы в пересказе» — это книга американского писателя Стивена Фрея, которая представляет собой сборник пересказов греческих мифов. В книге автор предлагает свои версии известных мифов, таких как миф о Прометее, о Персее, о Геракле, о Дедале и Икаре и многих других. «Мифы Древней Греции» Р. Грейвса — это книга, содержащая пересказы древнегреческих мифов, созданных в древности и передающихся из поколения в поколение. Авторы этих мифов - древнегреческие поэты и писатели, такие как Гомер, Гесиод, Овидий и многие другие. В книге представлены самые известные мифы, такие как миф о Прометее, миф о Пандоре, миф о Икаре и Дедале, миф об Орфее и Эвридике, миф о Геракле и многие другие. Каждый миф содержит подробное описание персонажей, сюжет и его развитие. «Энциклопедия мифов и героев древней Греции» автора А. Ф. Лосева является обширным источником информации о древнегреческой мифологии, включающей в себя описания богов, героев и легенд. В книге представлены все основные мифы древнегреческой мифологии, а также более редкие и малоизвестные истории. Каждый миф содержит подробное описание его персонажей, их отношения и событий, связанных с мифом. «Энциклопедия мифов и героев древней Греции» также включает в себя богато иллюстрированный раздел, который содержит карты, генеалогические деревья и фотографии античных скульптур, связанных с мифологией.
«Греческая мифология» А. А. Тахо-Годи – это обширное исследование греческой мифологии, включающее в себя описание богов, героев, мифов и легенд, а также анализ их роли в древнегреческой культуре и искусстве. В книге приводятся подробные описания греческих богов и их свойств, а также их роли в мифологии. Кроме того, книга включает в себя анализ мифов и легенд, связанных с различными богами и героями, а также их значение для древнегреческой культуры и философии. «Греческая мифология» также содержит разделы, посвященные истории изучения греческой мифологии, а также ее влиянию на современную культуру. Книга содержит множество иллюстраций и фотографий, связанных с мифологией, что делает ее более доступной и интересной для читателя.
Мифы античности представляют огромный интерес для исследования образа женщины в культуре и литературе. Они отражают общественное мировоззрение и идеалы женской красоты, мудрости, верности и свободы. Важно отметить, что образы женщин в античной мифологии и литературе не всегда соответствуют реальности жизни женщин того времени. Однако, они являются важным источником информации о том, как общество видело женщин и какой роль им приписывалась в различных сферах жизни. Изучение образа женщин в античной мифологии и литературе позволяет лучше понять истоки современных представлений о женственности и женской роли в обществе.
Научная новизна исследования: в ходе исследования можно сравнить представленность женщин в различных культурных контекстах, таких как древнегреческие и римские традиции, или в разные периоды времени в рамках одной традиции; в исследовании изучено то, как представления о женщинах пересекаются с другими социальными категориями, такими как раса, класс и сексуальность, в различных мифологических и литературных традициях.
Практическая значимость исследования. Исследование может внести вклад в разработку учебных программ и учебных материалов для курсов по гендерным исследованиям, мифологии, литературе и другим смежным предметам. Это может помочь ученикам лучше понять представление о женщинах в различных мифологических и литературных традициях и о том, как они пересекаются с другими социальными категориями.
Структура исследования. Научная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Характеристика семейных отношений
Положение женщин в древнегреческом обществе, как правило, было ниже, чем у мужчин. Женщины в основном были ограничены домашней сферой и, как ожидалось, должны были выходить замуж, рожать детей и вести домашнее хозяйство. Они имели ограниченные возможности для получения образования или участия в общественной жизни и были в значительной степени отстранены от политической и экономической власти.
В Афинах, например, женщинам не разрешалось голосовать или занимать государственные должности, и их правовой статус был тесно связан с правовым статусом их родственников-мужчин. Женщины, как правило, находились под контролем своих отцов, затем мужей, а в некоторых случаях и сыновей. У них было мало законных прав, и они не могли наследовать имущество или подавать иски в суд без разрешения опекуна-мужчины .
Несмотря на эти ограничения, из правила были исключения, и некоторым женщинам удалось добиться определенной независимости и влияния. Жрицы, например, занимали руководящие посты в религиозных ритуалах, а некоторые женщины из аристократии были образованны и обладали значительным социальным и культурным влиянием. Однако в целом положение женщин в древнегреческом обществе было подчиненным и ограниченным домашней сферой.
Семейные отношения в древнегреческом обществе, как правило, были иерархическими и патриархальными, когда мужчина - глава семьи имел власть над своей женой, детьми и другими иждивенцами. Ожидалось, что члены семьи будут подчиняться приказам патриарха и уважать его властное положение.
Законы о наследовании также были патриархальными, и сыновья, как правило, наследовали семейное имущество и продолжали семейную линию. Дочерей, с другой стороны, часто выдавали замуж за другие семьи, и их роль в семье заключалась в первую очередь в том, чтобы рожать и воспитывать детей.
Несмотря на эту патриархальную структуру, семейные отношения были важны для древних греков, и семейная ячейка рассматривалась как основа общества. Ожидалось, что члены семьи будут проявлять лояльность и поддержку друг другу, и семья обеспечивала своим членам систему социальной защиты .
Гостеприимство также было важной ценностью в древнегреческом обществе, и ожидалось, что члены семьи будут оказывать гостеприимство гостям и путешественникам. Это гостеприимство распространялось и на незнакомцев, и рассматривалось как моральный долг оказывать помощь и утешение нуждающимся.
Таким образом, семейные отношения в древнегреческом обществе были иерархическими и патриархальными, когда мужчина, глава семьи, обладал властью над членами своей семьи. Несмотря на это, семейная верность, гостеприимство и поддержка были важными ценностями, а семейная ячейка рассматривалась как краеугольный камень общества.
Брак был важным институтом в древнегреческом обществе, и в первую очередь он рассматривался как средство производства детей и обеспечения продолжения рода. Браки обычно устраивались родителями или другими членами семьи, и ожидалось, что семья невесты предоставит приданое в качестве подарка семье жениха.
Развод был разрешен в Древней Греции, но инициаторами развода чаще становились мужчины, чем женщины. В тех случаях, когда женщина хотела развестись, у нее должна была быть веская причина, такая как неверность или жестокость ее мужа. В целом, разведенные женщины имели ограниченные перспективы и часто подвергались стигматизации в обществе.
Расширенная семья, включающая бабушек и дедушек, тетей, дядей и двоюродных братьев, также играла важную роль в древнегреческом обществе. Эти члены семьи часто жили вместе в семье, состоящей из нескольких поколений, и оказывали друг другу поддержку и заботу. Ожидалось, что дети будут уважать старших и повиноваться им, и бабушки и дедушки часто играли значительную роль в воспитании своих внуков .
Семейная ячейка рассматривалась как важнейшая часть социальной структуры общества, и ожидалось, что ее члены будут выполнять свои роли и обязанности в рамках семейной структуры.
Религия также была важной частью семейной жизни в Древней Греции. Семьи часто приносили подношения и жертвы богам для защиты и удачи. Домашним богам и богиням, таким как Гестия, богиня домашнего очага, поклонялись в домашних условиях, а также проводились публичные религиозные церемонии и фестивали, в которых семьи принимали совместное участие.
В Древней Греции образование было в первую очередь обязанностью семьи, и ожидалось, что родители будут обучать своих детей базовым навыкам, таким как чтение, письмо и арифметика. Богатые семьи часто нанимали репетиторов или отправляли своих детей в частные школы, где они получали более продвинутое образование по таким предметам, как литература, философия и математика.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, О. Н. Тема государственности в поэзии греческого романтизма / О. Н. Александрова // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы. – 2017. – С. 215-221.
2. Аллахвердян, Л. С. «Настоящая женщина» в истории и искусстве / Л. С. Аллахвердян // Социально-культурное пространство и социальные технологии: актуальные проблемы. – 2021. – С. 89-96.
3. Алтухова, А. А. Особенности этапов становления мифологии Древней Греции / А. А. Алтухова // Актуальные проблемы гуманитарных наук : Труды IV Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 25 мая 2018 года. –2018. – С. 66-70. – EDN XWEAOD.
4. Асланов, Д. И. Особенности физического развития в Древней Греции / Д. И. Асланов, А. Н. Цацаев // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2019. – № 1. – С. 16-20.
5. Батурина, Н. В. Ретроспектива развития культуры семейно-брачных отношений: от Платона до Фрейда / Н. В. Батурина // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2018. – Т. 9, № 4. – С. 1-10.
6. Белоусова, А. И. Положение и роль женщин в древнегреческих колониях Северного Причерноморья / А. И. Белоусова, Т. В. Вакулова // Потемкинский форум. – 2019. – С. 145-148.
7. Бирюков, П. Г. Олимпийские боги в представлении древних греков / П. Г. Бирюков, О. А. Горощенова // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 137-142.
8. Братухин, А. Ю. древнегреческая лирика / А. Ю. Братухин // История мировой литературы. Античная литература : учебное пособие. – 2021. – С. 46-56.
9. Вострикова, Е. П. Историческая и социально-психологическая эволюция представлений о женственности в общественном сознании / Е. П. Вострикова, М. В. Рагулина // Экология человеческих отношений как проблема практической психологии в современном обществе. – 2018. – С. 161-169.
10. Вырупаева, А. П. Древнегреческие мифы на уроках истории: этика, эстетика и гендер / А. П. Вырупаева // Перспективные направления взаимодействия бизнеса, образования и культуры. – 2022. – С. 168-169.
11. Демчук, Н. В. Культурное наследие воспитания молодежи в Древней Элладе / Н. В. Демчук, А. С. Морозов // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. – 2017. – С. 234-237.
12. Добрынина, Д. Н. Под солнцем Эллады: «спутницы радости» великих / Д. Н. Добрынина // Тульская историческая весна - 2020: кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное. – 2020. – С. 8-11.
13. Евтых, С. Ш. Античная скульптура как выразительница представлений о женской красоте / С. Ш. Евтых // Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 2: Филология И Искусствоведение. – 2019. – № 3(242). – С. 213-218.
14. Зиновьева, Е. Д. Мифология древних греков, ее роль в формировании литературы / Е. Д. Зиновьева // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2022. – С. 262-268.
15. Золотарева, К. С. Мифология и медицина в Древней Греции / К. С. Золотарева // Молодой исследователь: от идеи к проекту. – 2019. – С. 361-363.
16. Иванов, В. И. Песни и лирические отрывки / В. И. Иванов, Алкей, Сапфо. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 194 с.
17. Ильичева, Д. А. Философия как неразрывная часть древнегреческих мифов / Д. А. Ильичева // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – С. 941-945.
18. Касимов, И. Р. Роль мифов в формировании художественного сознания / И. Р. Касимов // Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 115-117.
19. Колесник, С. Н. Архетипические образы Гомеровского эпоса / С. Н. Колесник // Modern science. – 2022. – № 5-1. – С. 123-126.
20. Кошелева, С. А. Характеристика правового статуса женщин Древних Афин и Спарты: общее и особенное / С. А. Кошелева // Эволюция российского права. – 2022. – С. 153-163.
21. Кудрявцева, Т. В. Вода в древнегреческой мифологии, религии и магии / Т. В. Кудрявцева // Горизонты цивилизации. – 2018. – № 9. – С. 152-169.
22. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 430 с.
23. Ларингтон К. Женщины в легендах и мифах / Пер. с англ. О. Перфильева. – М.: Крон-пресс, 1998. – 592 с.
24. Ларионова, Т. А. Правовое положение женщины в Древнем мире / Т. А. Ларионова, Е. Б. Калашникова // Аллея науки. – 2017. – Т. 3, № 10. – С. 211-215.
25. Лейбенсон, Ю. Т. «Смехач» и женский вопрос: шутки о женщинах и с участием женщин в сборнике «ΦΙΛΌΓΕΛΩΣ» / Ю. Т. Лейбенсон // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. – 2020. – Т. 6 (72), № 3. – С. 30-43.
26. Мифологема правосудия: историко-правовая реконструкция мифологического наследия Древнего Рима и Эллады / А. А. Арямов, В. П. Бодаевский, В. М. Зимин [и др.] ; Под ред. А. А. Арямова, В. П. Бодаевского. – Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – 96 с.
27. Мифологические образы в литературе и искусстве / отв. ред. М.Ф. Надъярных, Е.В. Глухова. – М.: «Индрик», 2015. — 384 c.
28. Николаев, А. В. Драма в пространстве литературы:сокращённая поэтика / А. В. Николаев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 5(103). – С. 60-69.
29. Обидина, Ю. С. Специфика гендерных ролей в античном полисе: роль греческой драмы в становлении женской идентичности / Ю. С. Обидина // Вестник Марийского государственного университета. – 2014. – № 1(13). – С. 150-153.
30. Правовое положение женщины в Греции / О. Н. Трофимова, С. Е. Шпирук, В. А. Борщ, А. М. Касьянова // World science: problems and innovations. – 2018. – С. 11-13.
31. Русинова, Л. А. Женщина в политической философии Платона / Л. А. Русинова // Acta Eruditorum. – 2018. – № 25. – С. 106-108.
32. Савина, Н. С. Семейно-правовой статус женщины в демократических Афинах / Н.С. Савина, Т.А. Тарануха // Сборник XXV Международного научно-исследовательского конкурса. – 2019. – С. 121-124.
33. Скуратовская, В. Р. Правосудие в образах женщин-богинь в культуре древних государств / В. Р. Скуратовская, И. В. Минникес // Современные проблемы правотворчества и правоприменения : Байкальский студенческий юридический форум-2019. – 2019. – С. 23-26.
34. Смирнов, А. М. Отношение общества и государства к сексуально-инверсивному поведению в Древней Греции / А. М. Смирнов // Синергия наук. – 2018. – № 28. – С. 1426-1432.
35. Соловьева, А. С. Реформаторская деятельность Солона: регламентация семейных отношений в архаических Афинах / А. С. Соловьева // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. – 2020. – Т. 7, № 1(25). – С. 7-13.
36. Сорокина, В. М. Статус женщины в Афинах / В. М. Сорокина, Г. Н. Любимова // Academy of Pedagogical Ideas Novation. Series: Student Research Bulletin. – 2018. – № 6. – С. 342-345.
37. Тюрина, Д. С. Правовое положение женщин в Древней Греции / Д. С. Тюрина, Е. Б. Калашникова // Аллея науки. – 2018. – Т. 5, № 5(21). – С. 981-984.
38. Тютюнник, Н. С. Система типирования поведения современных женщин с архетипом древнегреческих и индусских богинь / Н. С. Тютюнник, О. А. Рудакова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-2. – С. 470-472.