Фрагмент для ознакомления
2
Самооценка рассматривается как психический процесс известной сложности, как специфическая форма сознания в силу того, что она направлена на анализ самого себя. В процессе самооценки человек находится одновременно в двух позициях – как познающий и как человек, которого познают [26].
В психологической литературе компонентом самосознания выступает самооценка, иногда последняя рассматривается и как отдельный компонент личности человека [2]. Самооценка рассматривается как показатель достаточно высокого уровня развития самосознания. Самооценка определяется как оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей, особенностей, своей деятельности, способностей. Самосознание в своем формировании включает два составляющих фактора: рациональный компонент, отражающий знания человека о себе и эмоциональный компонент, который отражает то, как личность воспринимает и оценивает эти знания. Самооценка здесь представляется отражением особенностей осознания индивидом своих поступков и действий, мотивов и целей и отражает умение видеть и оценивать свои возможности и способности.
Самооценка представляется ценностью, которую приписывает себе индивид. Базовым критерием оценивания здесь является система личностных смыслов человека. Как источник регуляции поведения, самооценка выполняет целый ряд функций. Основными представляются – регуляторная функция, на базе которой реализуется решение задач личностного выбора и защитная функция, обеспечивающая стабильность и независимость личности.
Как в зарубежной, так и в отечественной психологической литературе, самооценка рассматривается с большим вниманием. Определение, особенности структуры данной категории, функции, появление и формирование ее отражены в научных исследованиях Л.И. Божович, И.С.Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Р. Бернса, Э. Эриксона, К.Роджерса и других авторов. Исследователи интерпретируют феномен самооценки несколько неоднозначно. Как компонент личности, оказывающий влияние на поведение и деятельность, как центральный элемент внутреннего мира, определяющий его уникальность и формирующийся при активном личностном участи и т.д.
А.М. Колышко отмечает, что наиболее устоявшимся в психологии является термин «общая» или «глобальная самооценка». Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости [19].
Глобальная самооценка стала предметом исследовательского интереса психологов благодаря работам У. Джеймса [15]. Согласно автору – это удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта собой, т.е. оценочное отношение индивида к самому себе.
Так, Р. Бернс [9] рассматривает самооценку в структуре «Я-концепции», которая связана с самооценкой как совокупностью установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе и определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой».
В отечественной психологии глобальная самооценка рассматривается как эмоционально заряженный компонент личности, сочетающий в себе выводы по познанию самого себя и эмоционально-ценностное отношение к себе со стороны личности [31]. Самооценка в большей степени сосредоточено на когнитивном компоненте, без мощной оценивающей эмоциональной составляющей самооценки, но они существуют во взаимодействии.
В итоге, отечественная психологическая наука не сформулировала однозначное понятие самооценки. Большее распространение получили разработки проблемы самооценки, которая представляется компонентом личностного становления, саморегуляции, идентичности, но не отражает корень отношения индивида к самому себе.
В трудах отечественных психологов таких, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др. самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития.
Исследователь А.Г. Спиркин отмечает, что личность является самооценивающимся существом [31]. По утверждению И.С. Кона [20], оценки себя человека представляются определенными когнитивными схемами, объединяющими опыт личности, который предшествовал наличествующему этапу. Еще одним свойством данных схем является организация и структурирование новой информации относительно оценки своего «Я».
Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь, обращаются к его роли в деятельности индивида. Согласно А.Н. Леонтьеву [22], самооценка выступает одним из значимых условий превращения индивида в личность. Оценка себя здесь становится мотивом и провоцирует на приближение к уровню ожиданий социального окружения и к своему уровню притязаний одновременно.
По мнению Е.М. Лебеденко [23], самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на самосознание и эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Весьма значимым фактором для формирования самооценки являются характеристики личности и достижений индивида со стороны окружающих людей. Будучи составным компонентом ядра личности, самооценка является важным регулятором поведения, и от него зависит выстраивание взаимоотношений человека в социуме, его критичность, требовательность, отношение к успехам и неудачам [30]. Как было уже отмечено, самооценка представляет собой компонент самосознания, она наполнена эмоционально насыщенными оценками себя как индивида, личности, оценками своих особенностей, качеств, поступков. Самооценка – действенный «рычаг» для поведения личности. Все это позволяет говорить о влиянии самооценки на деятельность личности на разных этапах взросления.
Кроме того, определенный вклад в формирование самооценки вносят и окружающие личность люди. Формируясь в деятельности, самосознание рассматривается в разных видах деятельности в соответствии с влиянием его на разные жизненные этапы развития личности. Так, можно выделить несколько видов самооценки, в контексте рассмотрения этапов деятельности.
1. Прогностическая самооценка отражает этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее.
2. Процессуальная/коррегирующая самооценка проявляется в течение деятельности, направлена на ее коррекцию; это парциальная самооценка, она частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий.
3. Ретроспективная оценка реализуется на завершающем этапе деятельности, в ее содержание включена оценка результатов деятельности; она может быть полной и неполной объективной или субъективной, адекватной и неадекватной [4].
Фактически у индивида присутствует несколько сменяющих друг друга образов «Я». Вариант представления индивида о себе в текущий момент, в точке непосредственного переживания, обозначается как «Я-реальное». Помимо этого, у индивида существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале («Я-идеальное»). Соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» [26; 33] характеризует адекватность представлений личности о себе. На самооценку влияют выводы индивида, сделанные в результате сопоставления «Я-реального» и «Я-идеального». То, насколько близки два обозначенных выше компонента идентичности, является важным критерием внутренней гармонии личности [2, с.30]. Самооценка тесно связано и с такой категорией, как уровень притязаний личности. Это понятие ввел в свое время К. Левин, обозначив им стремления индивида к цели той сложности, которая, согласно представлению индивида, соответствует его способностям.
Исследователи рассматривают проблему самооценки в различных ракурсах исследования. Общее видение себя, как хорошего или плохого – это общая самооценка, а вот, в частности, оценка своих достижений в деятельности – это самооценка частная. Исследователи рассматривали проблему адекватности / неадекватности самооценки, которая может быть завышенной или заниженной и не соответствовать объективной реальности в контексте способностей и возможностей индивида. Рассматриваемая категория, может быть актуальной на данный момент и потенциальной (чего может достигнуть человек с его способностями). Потенциальная самооценка, иногда рассматривается как уровень притязаний, если это оценка индивидом самого себя. Самооценку также разделяют по уровню: высокая, средняя, низкая.
Таким образом, самосознание представляет собой сложное личностное и когнитивное образование, важным компонентом которого выступает самооценка и предавление индивида о себе на уровне самоосознания, рефлексии и / оценок других. Помимо прочего, самосознание осуществляет и функцию личностной регуляции.
Самосознание – это сознанный образ индивида, воплощаемый в суждениях, представлениях, которые он вербально формулирует. Оно косвенно либо непосредственно отражено в любом самоописании, которое, так или иначе, содержит оценочный компонент. Оценка опирается на общепризнанные нормы, обусловленные критериями оценки: уровень достижений, морально-нравственные установки, социальные нормы
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2009. 375 с.
2.Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. М.: Пер Сэ, 2008. 413 с.
3.Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов. М.: Прометей, 2022. 708 с.
4.Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999. 495 с.
5.Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989. 284 с.
6.Банников П., Соколова О., Гороховський Т. Медиа и информационная грамотность: учебное пособие для учащихся 9-11 (12) классов. Алматы: Международный центр журналистики «MediaNet», 2020. 160 с.
7.Белоусова А.Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости: автореферат дис… канд. психол. Наук. Казань, 2004. 19 с.
8.Белоусова Н.С., Алмазова С.Л. Методы психологической диагностики. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 116 с.
9.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
10.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
11.Владимирова С.В. Самосознание ребенка в дошкольном возрасте // Глобус. Серия: Психологические науки. 2020. №5 (51). С. 46–49.
12.Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2019. 281 с.
13.Гришина В.С. Процесс становления самосознания у детей дошкольного возраста как фактор успешной социализации в образовательной среде // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И.Л. Федотенко, С.В. Пазухина (Тула, 21 октября 2021 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С.30-33.
14.Гудошникова А.П. Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников // Материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). М.: Буки-Веди, 2017. С.91-96.
15.Джемс У. Психология. М.: Рипол-Классик, 2018. 616 с.
16.Дудко О.Б. Совершенствование профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития: Дисс…канд.пед.наук. М., 2009. 218 с.
17.Еманова С.В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. 142 с.
18.Изотова Б.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2004. 288 с.
19.Колышко А.М. Психология самоотношения. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
20.Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: «БАХРАХ-М», 2007. С. 45-96.
21.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
22.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл, 2020. 526 с.
23.Лебеденко Е.Н. Психологические особенности развития самосознания старших дошкольников в условиях личностно ориентированного взаимодействия // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Е.Н. Шиянова, Н.Г. Сикорской. – Ставрополь: CKCR, 2007. C. 117–119.
24.Мулова Г.В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). СПб: Свое издательство, 2017. С.109-115.
25.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2015. 656 с.
26.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 460 с.
27.Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реан. СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. 652 с.
28.Репина Т.А., Стеркина Р.Б., Антонова Т.В. Общение детей в детском саду и семье. НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. 150 с.
29.Суворова О.В., Споткай Л.А. Формирование сотрудничества у старших дошкольников в условиях полисубъектной коммуникативно-познавательной среды // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-4. С. 727-731.
30.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: «Академия», 2001. 336 с.
31.Храмов М.Ю. Взаимосвязи организованности и свойств темперамента военнослужащих-спортсменов: дисс…канд. психол. наук. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. М., 2018. 222 с.
32.Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
33.Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011. 383 с.
34.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Книга по Требованию, 2013. 228 с.
35.Якобсон С.Г., Соловьева. Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста : методическое пособие для воспитателя детского сада. М.: Дрофа, 2006. 176 с.
36.Ярецкая А.Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников. Дисс…канд. пед. наук Воронеж, Воронежский государственный университет, 2016 г. 221 с.