Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы ученые много внимания уделяют проблемам экономического роста на региональном уровне.
Объективная необходимость экономического роста обусловлена большими возможностями удовлетворять растущие и качественно новые потребности населения не только в масштабах страны, но и её отдельных регионов. По размерам территории Россия является самой большой страной в мире, поэтому выявление особенностей социально-экономического развития регионов имеет важное теоретическое и практическое значение.
В условиях агрессивной политики, проводимой западными странами, достижение Россией устойчивого экономического роста возможно в рамках обеспечения экономической безопасности.
Именно такой подход обусловил появление концепции устойчивого экономического развития и переориентацию государственной экономической политики на регулирование темпов роста, создание условий для эффективного и социально ориентированного развития экономики, при сохранении окружающей среды.[36, с. 427]
Достижение устойчивого социально-экономического развития и стабильного уровня экономической безопасности в современных условиях является стратегической задачей. В данной связи особую важность имеет проблема анализа и оценки устойчивого регионального развития.
Различным аспектам экономического роста посвящены работы таких отечественных авторов, как: А.Г. Аганбегян, Г.Б. Поляк, Б.А. Райзберга Е.И. Тихомировой и др.
Тем не менее, в научных публикациях теоретические и организационно-методические вопросы государственного управления экономическим ростом на уровне регионов освещаются недостаточно.
Актуальность данной проблематики усиливается в условиях введения экономических санкций со стороны западных стран.
Цель данной работы – теоретическое и практическое исследование способности экономики региона к устойчивому росту.
Для достижения цели в работе ставились задачи:
- раскрыть российские регионы как объект государственного управления;
- изучить концепцию устойчивого роста региона
- рассмотреть измерение устойчивого экономического роста;
- дать общую характеристику экономики Новгородской области и её место в экономике РФ;
- провести анализ влияния финансового капитала на экономический рост;
- проанализировать влияние человеческого капитала на экономический рост;
- проанализировать влияния инновационного капитала на экономический рост;
- дать рекомендации по наращиванию финансового капитала;
- определить рекомендации по наращиванию инновационного капитала;
- рассчитать экономическую эффективность предложенных решений.
Объект исследования – Нижегородская область.
Предмет исследования – выявление возможностей обеспечения устойчивого экономического роста.
Теоретической, методической, информационной основой для написания работы послужили труды отечественных ученых, данные периодической печати, источники Интернет, данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики.
В качестве методов исследования в работе применялись общенаучные методы: сравнения, анализа, а также экономико-статистические методы: наблюдения, группировки, исчисления абсолютных и относительных показателей, наглядного отображения информации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы.
В первой главе «Теоретические основы устойчивого экономического роста» регион определен в качестве объекта государственного управления; изучена концепция устойчивого экономического роста; определены показатели для измерения устойчивого экономического роста.
Во второй главе «Анализ факторов устойчивого экономического роста Нижегородской области» дана общая характеристика экономики Нижегородской области, определено её место в экономике РФ; проанализированы влияние финансового, человеческого инновационного капиталов на экономический рост.
В третьей главе «Рекомендации по обеспечению устойчивого экономического роста региона» даны рекомендации по наращиванию финансового и инновационного капиталов, исчислена экономическая эффективность предложенных решений.
В заключении приведены выводы, содержащиеся во всех разделах работы.
Список использованной литературы насчитывает наименования, работа включает приложения.
Глава 1 Теоретические основы устойчивого экономического роста российских регионов
1.1 Российские регионы как объект государственного управления
Объективная необходимость управления экономикой на уровне региона обусловлена не только наличием особенностей природных, социальных, размещении производства, но также, и в последнее время особенно, усилением дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, наличием ряда угроз, требующим обеспечения экономической безопасности.
Осмысление государственного управления устойчивым экономическим ростом на уровне территорий, требует, прежде всего, рассмотреть понятие «регион». Это тем более необходимо потому, что в экономической литературе можно найти более 100 различных толкований данного термина. [8, с. 10]
Наиболее распространенные подходы к толкованию термина «регион», представлены в приложении 1.
В экономических словарях читаем, что «регион» происходит от латинского regio и в переводе означает область, район, территорию, часть страны. [29, с. 355]
Вслед за авторами словарей, другой коллектив авторов трактует регион как территорию, отличающуюся от других территорий по определенным признакам и обладающую целостностью, взаимосвязью составляющих ее природных и социальных компонентов.
Авторы В.И. Видяпин и М.В. Степанова обращают внимание на то, что регион это не всякая, а именно крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил.
Эти же авторы указывают, что в географической литературе к регионам относят:
- группы стран;
- территории страны;
- экономические районы;
- области, края, республики.
Академик А.Г. Гранберг, исследуя понятие регион, указывает на то, что в русском языке чаще употреблялось слово район, оно и теперь употребляется, но для обозначения типов регионов, а именно экономический район, административный район. В данной связи, считает А.Г. Гранберг абстрактное понятие регион, приобретает содержание, при выделении определенных типов регионов, в соответствии с определенными принципами. Например, в экономике выделение регионов осуществляется по признакам административного и экономического управления, места в территориальном разделении труда, типичности социально-экономических проблем и др. [14, с. 16]
Более узкое, административное понимание региона прописано в «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», в соответствии с которым регион - часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять несколько субъектов.
Итак, регион это часть территории страны по определенным признакам, отличающаяся от других территорий, но по этим же признакам, обладающая целостностью, взаимосвязью условий и направленностью развития производительных сил, а также публично-правовое образование, т.е. субъекты РФ.
Как писал К. Маркс, каждый отдельный человек может сам собою управлять, а для управления оркестром, требуется дирижер. Так и регион, как определенная экономическая социальная, природная целостность является объектом управления со стороны государства.
Регион как объект управления включает следующие взаимосвязанные подсистемы:
- производственную сферу, в том числе отрасли материального производства, АПК, производящие валовой продукт;
- социальную сферу, в том числе образование, здравоохранение, культуру и др.;
- финансовую сферу, в том числе бюджет;
- сферу государственного управления, в том числе органы государственной власти субъекта РФ. [19, с. 69]
Государственное управление представляет собой осуществление функций управления государственными органами власти, в том числе: планирование, организацию работы, мотивацию, координацию и регулирование, контроль, учет и анализ.
На уровне региона, как показано в приложении 2, формируется региональная политика, которая включает в цели, виды, инструменты, способствующие выравниванию уровня жизни населения и направлена на обеспечение устойчивого экономического роста.
В рамках такого подхода непосредственными целями государственного регионального управления является:
- создание на территории каждого региона условий для реализации законодательных прав;
- создание благоприятных условий для стимулирования развития отраслей специализации и использования сравнительных преимуществ территорий;
- гарантировать получение гражданами РФ минимальных стандартов и равной правовой и социальной защиты.
Система субъектов государственного регионального управления включает элементы:
- законодательный орган государственной власти субъекта РФ;
- исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
- иные органы государственной власти субъекта, образуемые в соответствии с уставом субъекта РФ.
Государственное регулирование экономики – воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов. Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. [29, с. 84]
Усиление влияния государства на экономику наиболее полно ярко проявляется в политике устойчивого развития. Правительства могут устанавливать цели и создавать правила и стимулы таким образом, чтобы рыночные силы могли направлять нас к достижению долгосрочных целей в области устойчивого развития. [22, с. 20]
Системные ресурсы, лежащие в основе будущего благополучия выражаются в терминах четырех капиталов:
- экономический капитал (созданные человеком физические и финансовые активы);
- природный капитал (запасы природных ресурсов);
- человеческий капитал (навыки и будущее здоровье людей);
- социальный капитал (социальные нормы, общие ценности и институциональные механизмы, способствующие сотрудничеству). [22, с. 18]
Формируется общее понимание необходимости перехода к государственной политике устойчивого развития, основанной на оценке благополучия людей и направленной на повышение их благосостояния. [22, с. 18]
Управление устойчивым экономическим развитием региона осуществляется путем разработки прогнозов и программ социально-экономического развития.
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Объективная необходимость управления экономикой на уровне региона обусловлена наличием особенностей в развитии и размещении производства, природными, социальными и другими особенностями. Объектом государственного управления является регион, под которым понимают часть территории страны по определенным признакам, отличающаяся от других территорий, но по этим же признакам, обладающая целостностью, взаимосвязью условий и направленностью развития производительных сил, а также публично-правовое образование, т.е. субъекты РФ.
Регион как объект управления включает такие взаимосвязанные подсистемы, как производственную сферу, социальную сферу, финансовую сферу и сферу государственного управления.
Целями государственного регионального управления являются создание на территории региона условий для реализации законодательных прав, для стимулирования развития отраслей, для получения гражданами минимальных стандартов, равной правовой и социальной защиты.
Субъектами государственного управления являются государственные органы, включающие законодательную и исполнительную ветви власти. Государственное управление представляет собой осуществление функций управления государственными органами власти, в том числе планирование, организацию работы, мотивацию, координацию и регулирование, контроль, учет и анализ.
1.2 Концепция устойчивого экономического роста региона
Экономический рост не является самоцелью, а служит материальной основой повышения уровня и качества жизни населения, т.е. конечной целью экономического роста является потребление. [18, с. 254-255] Результаты экономического роста находят свое отражение в росте возможностей для повышения уровня материального благосостояния и качества жизни населения страны, изменения в структуре личного потребления.
Понятие «экономический рост» многократно исследовалось в научной, экономической литературе и поэтому, как показано в приложении 3, существуют различные подходы к его трактовке.
В классической политической экономии экономический рост понимается как долговременная тенденция увеличения национального продукта и факторов его производства. Когда экономический рост одновременно сопровождается качественными изменениями в факторах производства, материальных благах, уровне жизни людей тогда принято говорить об экономическом развитии.
Например, автор Е.И. Тихомирова, отмечает, что понятие «рост» толкуется:
- в узком смысле - простое количественное увеличение валового продукта;
- в широком смысле – это развитие, обусловленное экономическими и неэкономическими факторами. [34, с. 139]
Факторами экономического роста являются труд, земля и капитал, предпринимательская способность и научно-технический прогресс (НТП). [41, с. 345] В зависимости от того какие факторы являются источником экономического роста различают экономический рост:
- преимущественно экстенсивный, т.е. рост происходит за счет дополнительного количественного привлечения ресурсов: средств производства, рабочей силы, финансовых ресурсов;
- преимущественно интенсивный, основанный на в использовании достижений НТП, обновлении производства; повышении квалификации работников.
Переход на новое качество экономического роста означает, что экономическое развитие осуществляется главным образом в результате использования достижений НТП; имеет ограничители для охраны окружающей среды; имеет социальную направленность. [41, с. 345-346]
Определяющими факторами экономического роста в современных условиях являются качество человеческих ресурсов и научно-технический прогресс. Качество человеческих ресурсов, или человеческого капитала, определяется уровнем знаний, квалификации и состоянием здоровья населения страны. Научно-технический прогресс проявляется в инновациях – новых технологиях, материалах, продуктах. Способность общества генерировать и осваивать инновации определяет качество развития и уровень национальной экономики на современном этапе. [39, с. 244]
В конце 20 столетия мировая экономика столкнулась с ограниченностью традиционных факторов экономического роста и одновременно со значительным их негативным влиянием на окружающую среду. Что и послужило основанием для поиска новых возможностей роста, следствием этого поиска и стала концепция «устойчивого экономического развития», которая в современной науке является доминирующей.
Исторически первым документом, отражавшим взаимосвязь между экономическим ростом, экологией и социальными проблемами, был доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 году под названием «Пределы роста». Прежде всего, было осознано, что экономический рост является составной частью экономического развития. Были разработаны 12 сценариев
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.2.1993 г. с изменениями, одобренными 01.07.2020).
2. «О безопасности» Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ
3. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683.
4. «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208.
Книги, монографии, статьи на русском языке
5. Авдийский В.И. Национальная и региональная экономическая безопасность России: учеб. пособие /В.И. Авдийский, В.А. Дадалко, Н.Г. Синявский. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 363 с. ISBN 5-16-0102079-9.
6. Акбердина В.В., Грошева П.Ю., Смирнова О.П., Пономарева А.О., Влияние уровня развития человеческогог капитала на эффективность экономики регионов: использование метода пространственной корреляции //Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – Т. 20, № 7. – С. 1208-1234.
7. Архипова Л.С. Аналитические аспекты оценки экономической безопасности регионов в контексте устойчивого развития //Экономические отношения. – 2020. – Том 10. - № 3. – С. 699-718. – doi: 10.18334/eo.10/3/110748.
8. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. Ростов н/Д: 2001. – 448 с. ISBN 5-8013-0054-6.
9. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: монография /под ред. д-ра экон. наук, проф. В.К. Сенчагова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 384 с. ISBN 978-5-16-010597-0.
10. Вякина И.В., Анисимова Е.С. Региональный аспект проявления угроз экономической безопасности Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – Т. 20, № 5. – С. 951-971.
11. Гамбеева Ю.Н., Кожухова Н.Н Сравнительный нализ социально-экономического развития регионов Российской Федерации в условиях кризиса: тенденции и проблемы //Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – Т. 20, № 5. – С. 831-863.
12. Гетман И.Б. Экономическая безопасность: сущность, виды, угрозы: учб. Пособие /И.Б. Гетман, Е.С. Стаурский. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021. -124 с.
13. Глазьев С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге ХХ1 века. – М.: Астра семь, 1997. -
14. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 495 с. ISBN 5-7598-0074-4.
15. Гуреева М.А. Экономическая безопасность государства: противодействие спектру угроз – от материально-вещественных до информационно-цифровых: Монография /М.А. Гуреева, Н.С. Зиядуллаев, И.К. Ларионов, В.В. Овчинников. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2021. – 478 с. ISBN 978-5-394-04245-4.
16. Дмитриев Ю.А. Региональная экономика: учебник /Ю.А. Дмитриев, Л.П. Васильева. – М.: КНОРУС, 2016. – 264 с. ISBN 978-5-406-04493-3.
17. Емельянова Е.В., Харчикова И.В. Тенденции, факторы и стратегические приоритеты инвестиционного развития Калужской области //Менеджмент в России и за рубежом, 2020. № 2. – С. 40-47.
18. Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс: учебник /В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 384 с. ISBN 978-5-406-03499-6.
19. Кузнецова Е.К., Черноножкина Н.В. Региональная экономика и управление: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГА, 2020. – 156 с. ISBN 978-5-98566-185-9.
20. Кузнецова О.И. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. – 392 с. ISBN 978-5-397-04688-6.
21. Макарова С.Д., Маркина М.В., Макаров И.А. Экономико-математическая оценка научно-инновационного развития регионов в целях повышения инвестиционной привлекательности /Финансы и кредит. – 2023. Т. 29, № 3. – С. 677-699.
22. Малкина М.Ю. Устойчивое развитие экономики России /под ред. М.Ю. Малкиной, В.Я. Захарова. – М.: РУСАНС, 2022. – 172 с.
23. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Региональная политика и подходы к управлению процессами накопления человеческого капитала в России // Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – Т. 20, № 4. – С. 678-695.
24. Норова С.Ю. Оценка иммунитета конкурентоспособности и экономической безопасности региона //Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – Т. 20, № 6. – с. 1190-1204.
25. Носова С.С. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие /С.С. Носова, В.И. Новичкова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 368 с. ISBN 978-5-406-04004-1.
26. Нуралиев С.У. Экономика: Учебник для бакалавров /С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2015. – 432 с. ISBN 978-5-394-02412-2.
27. Петросян Д.С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 300 с. 7ISBN 978-5-406-04004-1.
28. Развитие современной экономической науки: проблемы, тенденции, перспективы: монография /колл. авторов; под ред. К.К. Кумехова, М.Ю. Архиповой, В.Е. Афониной. – Москва: РУСАЙНС, 2022. – 350 с. ISBN 978-5-16-003390-7.
29. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с. ISBN 978-5-16-003390-7.
30. Региональная экономика: учебник и для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /[Г.Б. Поляк и др.]; под ред. /[Г.Б. Поляка. – 5-е изд., перерб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 463 с. ISBN 978-5-238-02348-9.
31. Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников, О.Б. Хорева [и др.]; под общей ред. Ф.Т. Прокопова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 351 с. ISBN 978-5-9916-5628-3.
32. Стрижакова Е.Н., Стрижаков А.В. Концепция устойчивого развития: история и современность //Менеджмент в России и за рубежом. 2020. - № 6. – С. 92-100.
33. Теняков И.М. Современный экономический рост: источники, факторы, качество: монография. – Москва, 2016. – 176 с. ISBN 978-5-392-22348-0.
34. Тихомирова Е.И. Экономический рост и конкурентоспособность российских регионов: Статистико-экономическое исследование. – Самара: Издательство Самар. Гос. ун-та, 2006. – 420 с.
35. Уразгалиев В.Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов /В.Ш. Уразгалиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 675 с. ISBN 978-5-534-09982-9
36. Урунов А.А., Зоидов К.Х. Пространственное развитие и экономический рост: Монография /Предисловие и научное ред. чл.-корр. В.А. Цветкова. – М.: Экономическое образование, 2021. – 620 с. ISBN 978-5-7425-0197-8.
37. Шмат В.В. Экономический рост или гармоничное социально-экономическое развитие? Часть 1. Теоретико-методологический взгляд. ЭКО. 2022. № 6. С. 89-110.
38. Шпалтаков В.П. Современные проблемы экономической науки: Научная монография /В.П. Шпалтаков; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2017. – 215 с. ISBN 978-5-949-41179-7.
39. Экономика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /под ред. А. Лабудина. – СПб.: Питер, 2013. – 368 с. ISBN 978-5-9963-0166-9.
40. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник /Под ред. В.К. Сенчагова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория зхнаний, 2010. – 815 с. ISBN 5-89378-025-6
41. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие /коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 608 с. ISBN 978-5-406-03338-8.
42. Экономический словарь /Под ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е изд. – М.: Институт новой экономики, 2010. – 1152 с. ISBN 5-89378-025-6.
Интернет ресурсы
43. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022. Стат. сб. /Росстат. – М., 2022. – 1122 с.
44. Самарский статистический ежегодник. 2021. Статистический сборник. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарскому краю (Самарастат). – Самара, 2022. – 421 с.
45. Статистический ежегодник Пермского края. 2022: Статистический сборник. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). – Пермь, 2022. – 349 с.