Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что русский язык является следствием формирования и развития многообразной русской культуры, которая исторически создавалась в различных регионах большой страны, с учетом территориальных особенностей быта и общения между людьми.
Смоленские диалекты представляют собой группу лексических средств, которая наиболее интересна для изучения, поскольку она включает большое количество эквивалентных лексических единиц, у которых не существуют аналога ни в одном другом диалекте русского языка.
Природа и ее компоненты отражаются в русском языке и различных его диалектах посредством выделения различных тематических групп и лексико-семантических полей, однако в смоленском говоре эти группы характеризуются особенной специфичностью.
Степень изученности проблемы. Фонетические особенности смоленских говоров анализируются в работах ряда исследователей, в частности, В.Н. Добровольского, Р.И. Аванесова, О.Д. Кузнецовой, З.И. Жаковой, Л.В. Граве и многих других.
Однако отсутствуют специальные научные исследования, которые были бы посвящены непосредственно изучению особенностей лексических единиц, которые обозначают различные виды животных, в смоленских диалектах, что делает данную дипломную работу актуальной и практически значимой.
Цель исследования – провести анализ региональных названий животных в смоленских диалектах.
Объект исследования – названия животных.
Предмет исследования – региональные название животных в смоленских диалектах.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать историю смоленских говоров.
2. Описать своеобразие словарного состава смоленского диалекта.
3. Изучить региональную лексику в школьном курсе.
4. Выявить языковые отношения в тематической подгруппе «Домашние животные»
5. Исследовать языковые отношения в тематической подгруппе «Дикие животные».
6. Проанализировать изучение региональных названий животных в рамках организации кружковой работы в школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили такие работы как:
1. «Идеографические описание лексики смоленских говоров» А.Г. Рыжковой .
2. «Конкретные существительные в смоленских говорах: словообразование, морфемика» Е.С. Луньковой .
3. «Смоленские говоры» Л.З. Бояриновой, В.С. Картавенко, И.А. Королевой и др.
4. «Смоленские говоры» А.В. Войтенко .
Гипотеза исследования: в смоленском диалекте существует целый ряд лексических единиц, эквивалентных русским названиям диких и домашних животных.
Материал исследования:
1. «Словарь смоленских говоров» .
2. «Смоленский областной словарь» В.Н. Добровольского .
Методы исследования: анализ научной и лексикографической литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, исторический, хронологический, моделирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы посвященной изучению лексической системы диалекта. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена исследованием языковых отношений в тематических подгруппах «Домашние животные» и «Дикие животные» в смоленских диалектах, а также анализом изучения региональных названий животных в рамках организации кружковой работы в школе. Полученные результаты могут быть полезны для составления методических рекомендаций для педагогов общеобразовательных школ.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе, «Теоретические вопросы изучения лексической системы диалекта», раскрываются такие вопросы как история смоленских говоров, своеобразие словарного состава смоленского диалекта, а также принципы изучения региональной лексики в школьном курсе.
Во второй главе, «Языковые отношения в лексико-семантической группе «Названия животных» в словарном составе Смоленского края», анализируются языковые отношения в тематической подгруппе «Домашние животные», исследуются языковые отношения в тематической подгруппе «Дикие животные», а также характеризуется изучение региональных названий животных в рамках организации кружковой работы в школе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современная территория Смоленской области не характеризуется большой площадью и протяженностью, однако то, что она является приграничной оказывает влияние на особенности ее культуры и быта. Кроме того, исторически сложилось так, что у смоленского народа сформировались многообразие культурных воздействий, поскольку на данных территориях проживали различные племена, каждое из которых вносило свое своеобразие в установление культурно-языковых особенностей данного региона, причем происходило это на разных исторических этапах.
2. Формирование смоленских говоров прошло очень долгую и сложную историю. Данный процесс находился под прямым влиянием диалектизмов народов с сопряженных территорий и осуществлялся на стыке множества различных культур, что не могло не сформировать довольно сложное и оригинальное восприятие многих смоленских диалектов.
3. История и культура Смоленской губернии (области) не могла не отразиться в языке народов этого региона. Смоленский диалект является одним из самых распространенных и аутентичных на территории России, он разнообразен и характеризуется наличием больших синонимических рядов и морфологических форм представления лексических единиц. Это делает его интересным для изучения лингвистами и культурологами, потому смоленский диалект является предметом исследования в работах многих ученых.
4. Словарь смоленского диалекта, который сохранился в современном мире, является очень многообразным, включает в себя различные лексико-семантические группы и тематические категории. Смоленский народ очень бережно относится к своему диалекту, считая его исконно русским и применимым во всех жизненных ситуациях.
5. Изучение родного языка и его диалектов очень важно начинать в детском возрасте, когда формируется этническая идентичность, в рамках которой ребенок начинает осознавать себя частью определенной культуры и носителем конкретного языкового стиля, включающего в себя манеру говорить, словарный багаж и тип построения синтакстических конструкций. Поэтому чрезвычайно важно в рамках школьного обучения обращать внимание на региональную лексику.
6. Получение школьниками диалектологических знаний является основой для формирования у них этнического самосознания. Одним из самых эффективных методов такого обучения является проведение школьниками вместе с учителем сравнительного анализа эквивалентной диалектной лексики конкретного региона с общерусским литературным языком.
7. Всего в рамках данного исследования было проанализировано 546 лексических единиц, которые входят в лексико-семантическое поле «Животные» и имеют специфические эквиваленты в смоленском говоре. Исследование проводилось по материалам «Словаря смоленских говоров».
8. Тематическая подгруппа «Домашние животные», выделенная в лексико-семантической группе «Животные» в «Словаре смоленских говоров», состоит из 246 лексических единиц, которые делятся на несколько лексико-семантических групп, которые характеризуются различными типами домашних животных и других живых существ, которые обитают в домашнем хозяйстве человека.
9. Ядром тематической подгруппы «Домашние животные», выделенной в лексико-семантической группе «Животные» в «Словаре смоленских говоров» входят такие лексико-семантические поля как «Птицы» и «Корова». В качестве ближней периферии тематической подгруппы «Домашние животные», выделенной в лексико-семантической группе «Животные» в «Словаре смоленских говоров» выступают такие лексико-семантические поля как «Кошки / собаки», «Лошадь», «Свинья» и «Мелкий скот». В качестве дальней периферии тематической подгруппы «Домашние животные», выделенной в лексико-семантической группе «Животные» в «Словаре смоленских говоров» выступают такие лексико-семантические поля как «Насекомые», «Домашние хищники» и «Грызуны».
10. Тематическая подгруппа «Дикие животные», выделенная в лексико-семантической группе «Животные» в «Словаре смоленских говоров», состоит из 248 лексических единиц, которые делятся на несколько лексико-семантических групп, которые характеризуются различными типами домашних животных и других живых существ, которые обитают в домашнем хозяйстве человека.
11. Ядром тематической подгруппы «Дикие животные», выделенной в лексико-семантической группе «Животные» в «Словаре смоленских говоров» входят такие лексико-семантические поля как «Птицы» и «Насекомые». В качестве ближней периферии тематической подгруппы «Дикие животные», выделенной в лексико-семантической группе «Животные» в «Словаре смоленских говоров» выступают такие лексико-семантические поля как «Рыбы», «Хищники». В качестве дальней периферии тематической подгруппы «Дикие животные», выделенной в лексико-семантической группе «Животные» в «Словаре смоленских говоров» выступают такие лексико-семантические поля как «Грызуны», «Земноводные».
12. Центром ядра лексико-семантической группы «Животные» в «Словаре смоленских говоров» является лексико-семантическое поле «Птицы», которое представлено 152 лексическими единицами, куда входят тематические подгруппы «Домашние птицы» (61 лексическая единица) и «Дикие птицы» (91 лексическая единица). Также в составе ядра лексико-семантической группы «Животные» в «Словаре смоленских говоров» в достаточно большом объеме представлено лексико-семантическое поле «Насекомые», которое представлено 92 лексическими единицами, куда входят тематические подгруппы «Домашние насекомые» (13 лексических единиц) и «Дикие насекомые» (79 лексических единиц). Лексико-семантическое поле «Корова» представляет только тематическую подгруппу «Домашние животные» и представлено в ядре лексико-семантической группы «Животные» в «Словаре смоленских говоров» в количестве 54 лексических единиц.
13. Региональные названия животных, которые имеют эквиваленты в смоленском диалекте, могут изучаться в рамках кружковой работе в смоленских школах. Подобная работа необходима для того, чтобы с самого раннего возраста смоленские дети изучали содержание ряда диалектных слов, но в то же время понимали, что региональные названия животных не оторваны от русского языка, а являются его частью, имеющей свой этнокультурный характер.
14. Программа занятий для младших школьников по теме «Названия животных в смоленском диалекте», которая реализуется в рамках кружковой работы, состоит из 10 занятий, каждое из которых длится 1 академический час и проводится 1 раз в неделю в процессе реализации программ внеурочной деятельности по учебной дисциплине «Родной язык».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДИАЛЕКТА
1.1 Из истории смоленских говоров
Современная территория Смоленской области не характеризуется большой площадью и протяженностью, однако то, что она является приграничной оказывает влияние на особенности ее культуры и быта. Кроме того, исторически сложилось так, что у смоленского народа сформировались многообразие культурных воздействий, поскольку на данных территориях проживали различные племена, каждое из которых вносило свое своеобразие в установление культурно-языковых особенностей данного региона, причем происходило это на разных исторических этапах .
Издавна территория Смоленщины была перекрестком культурных традиций разных народов: древних кривичей, вятичей и радимичей, литовцев, поляков, великорусов. В то же время эта территория неоднократно подвергалась набегам сопредельных государств. Так, в XIII веке монголо-татарское нашествие с востока и Великое Княжество Литовское с запада атаковали Смоленские земли .
Такое частое «перекраивание» географических, политических и по сути языковых границ продолжалось вплоть до 30-х годов XX века. Во многом эти события повлияли на формирование колоритного смоленского говора, в котором наряду с южно-великорусскими чертами есть общие признаки белорусских наречий и польского языка .
В один из периодов трагической истории Смоленщины после захвата ее поляками, как отмечают авторы монографии, «образуется совершенно особый социальный слой населения Смоленщины – смоленская шляхта. Развивается двуязычие, следствием которого является большое количество заимствований из польского языка в смоленский диалект» .
Смоленские говоры обнаруживают черты нескольких систем, среди которых цоканье и чоканье северо-западных окраин Смоленщины, относимое авторами к северно-великорусскому наследию, типичные для южно-великорусского наречия черты юга и юго-востока, влияние среднерусских говоров в северо-восточных районах, близость белорусскому языку и его диалектам на юго-западе .
В смоленских говорах слова по определению не могут иметь никаких совпадений с русским литературным языком – дифференцирующий принцип является основополагающим при выделении диалектизмов, но в отношении белорусского языка складывается иная ситуация .
Смоленские диалектные слова можно найти в белорусском языке, и это связано со сложной историей его формирования: в основу белорусского языка были положены среднебелорусские говоры, являющиеся переходными между юго-западной и северовосточной диалектными группировками. Другой особенностью белорусского языка является сложное взаимодействие с русским языком и русскими народными говорами и наличие большого количества форм речи на их основе .
Современные диалектологи – с оговорками или без оговорок – причисляют смоленский диалект (говор, наречие) к южно-великорусским говорам, однако его неоднородность, яркое своеобразие, обилие заимствований из других языков и производных от них обусловливают особое положение диалекта среди других южно-великорусских говоров .
Своеобразие смоленского диалекта объясняется необычайной сложностью исторических условий, в которых находился Смоленский край на протяжении целых эпох. На основе общности социально-экономических и общественно-политических условий в определенные этапы их развития сложились языковые связи Смоленского края с Украиной и Белоруссией .
С 1404 по 1514 год Смоленское княжество находилось в составе Литовского государства, но за это время язык смолян не подвергся сколько-нибудь заметному воздействию языка захватчиков. Но в начале ХVII века Смоленск и Смоленщина вновь подвергаются чужеземному нашествию: после продолжительной осады, длившейся с 1609 по 1611 год, Смоленск захватили поляки, и с 1611 г. по 1654 г.), а некоторые смоленские земли и до 1667 года (Смоленщина находилась в пределах Польско-Литовского государства .
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Александрова, И.Т., Кузнецов, А.М., Собакина Е.Е. Этнокультурное и лингвистическое значение смоленского диалекта: теория и методика исследования / И.Т. Александрова, А.М. Кузнецов, Е.Е, Собакина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2023. – С. 80–96.
2. Березникова, М.И., Соколова, Н.А., Щедрина, Г.В. Современные смоленские диалекты: методология исследования / М.И. Березникова, Н.А. Соколова, Г.В. Щедрина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 107–126.
3. Бородина, М.А. Смоленские диалекты в разрезе этнических особенностей региональной культуры / М.А. Бородина // Вопросы лингвистики. – 2022. – № 4. – С. 103–116.
4. Бояринова, Л.З., Картавенко, В.С., Королева, И.А. и др. Смоленские говоры / Л.З. Бояринова, В.С. Картавенко, И.А. Королева и др.. – Смоленск, 2015. – 344 с.
5. Войтенко, А.В. Смоленские говоры / А.В. Войтенко // Русская речь. – 2017. – № 3. – С. 121–124.
6. Гудыменко, Н.А., Пахмутова, О.Я., Левицкая, М.С. Исторические аспекты формирования и развития смоленской аутентичной культуры: теория и методология исследования / Н.А. Гудыменко, О.Я. Пахмутова, М.С. Левицкая // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 8. Регионоведение. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2022. – С. 70–84.
7. Добровольский, В.Н. Смоленский областной словарь / В.Н. Добровольский. – Смоленск: Типография П.А. Силина, 1914. – 1022 с.
8. Кадоло, Т.А. Региональный лексической компонент на уроках русского языка / Т.А. Кадоло // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-leksicheskiy-komponent-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 04.06.2023).
9. Кутепова, А.И., Шарманова, Е.Н., Жигунова, И.М. Смоленская диалектная лексика: история происхождения и значение в современном мире / А.И. Кутепова, Е.Н. Шарманова, И.М. Жигунова // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 4. Лингвистика и языкознание. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2023. – С. 96–105.
10. Лунькова, Е.С. Конкретные существительные в смоленских говорах: словообразование, морфемика. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / Е.С. Лунькова. – Смоленск: Русский язык, 2004. – 243 с.
11. Полозова, А.М. Смоленская региональная культура / А.М. Полозова. – М.: Вектор, 2021. – 320 с.
12. Рыжкова, А.Г. Идеографические описание лексики смоленских говоров / А.Г. Рыжкова // Современные научные исследования и инновации. Электронный научно-практический журнал. – 2016. – № 1. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/61803 (дата обращения: 02.06.2023).
13. Салтанова, И.А. Изучение лексики в средней школе на основе использования краеведческого материала. Дисс. на соиск уч. ст. к. филолог. н. / И.А. Салтанова. – М., 2011. – 166 с.
14. Светличная, И.В. Вклад Владимира Добровольского и Николая Бера в изучение и сохранение смоленских песенных традиций / И.В. Светличная // Музыка. Искусство, наука, практика. – 2017. – № 2 (18). – С. 47–64.
15. Словарь смоленских говоров / Под ред. А.И. Ивановой. – Смоленск: Издательство Смоленского педагогического института им. Карла Маркса, 1985. – 153 с.
16. Хаматова, А.В. Региональные особенности построения программ по русскому языку в средней школе / А.В. Хаматова // Вестник Мурманского педагогического института. – 2019. – № 10. – С. 33–45.
17. Юренкова, И.С. Исторические и этнокультурные особенности Смоленской области и их отражение в топонимике / И.С. Юренкова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Наука о земле. – 2007. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-i-etnokulturnye-osobennosti-smolenskoy-oblasti-i-ih-otrazhenie-v-toponimike-1 (дата обращения: 02.06.2023).