Фрагмент для ознакомления
2
Глава1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА К ШКОЛЕ
1.1 Понятие адаптация к обучению в психолого-педагогической литературе
В данном параграфе рассмотрим подходы к понятию адаптация к обучению, представленные в научных источниках.
В психолого-педагогической литературе рассматривается понятие социально-психологической адаптации, которое понимается как:
- равновесие с социальной средой, задача которого обеспечить выживание и личностное развитие индивида (Г.Г. Овчинникова);
- активное регулирование процесса взаимодействия со средой (И.А. Милославова) [17].
При благоприятных условиях процесс социального и психологического адаптирования приводит к тому, что личность находится в состоянии адаптации. Социально-психологическое адаптивное состояние характеризуется оптимальной реализацией личностью своих внутренних возможностей, способностей и потенциала в важной для нее сфере [23].
Большое распространение в зарубежной психологии дано необихевиористскому определению адаптации, используемого, к примеру, в научных работах Г. Айзенка и его последователей.
Адаптация (adjustment) ими понимается двойственно:
– это состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;
– это процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается [24].
При этом выделяют следующие основные типы адаптационного процесса:
1) тип, который характеризуется преобладанием активности воздействия на социальную среду;
2) тип, который определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.
П.Н. Абатаева в своей статье «Социальная адаптация» категорически не соглашается с таким представлением типов адаптационного процесса и выкладывает свои критические замечания [1]. Она полагает, что адаптационные типы различаются не по критерию «активно-пассивно», а это активное приспособление личности, активное самоизменение, самокорреция в соответствии с требованиями окружающей среды. Просто пассивное принятие ценностей среды без активности самоизменения не может быть, если это действительно адаптационный процесс.
Далее, автор предлагает рассматривать критерий различия типов адаптационных процессов не «активность — пассивность», а «вектор активности», его направление:
– вектор активности «наружу» характеризует активное влияние личности на окружающую среду, освоение ее и приспособление к себе;
– вектор активности «внутри» характеризует активное изменение личности, коррекцию собственных социально-психологических установок, привычные инструментальные, поведенческие стереотипы. Это тип активной саморефлексии и активной приспособленности к среде.
П.Н. Абатаева уверена, что конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей социальной среды без включения активного процесса самоизменения, самокоррекции и саморазвития – это не адаптация, а дезадаптация [1]. Практически всегда это переживание дискомфорта, неудовлетворенности, ощущение собственной малости и, возможно, неполноценности.
Адаптация к школе – «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» [29, с. 34].
Анализ научно-исследовательских работ И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, В.С. Мухиной, Е.А. Панько дают возможность утверждать, что адаптация представляет собой «привыкание к условиям окружающей среды, связанное со сменой ведущей деятельности и социального окружения» [10].
М.Р. Битянова считает, что «…адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Следовательно, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде…» [4, c. 3].
С учетом того, что и социальная среда влияет на адаптацию первых классов к школе, мы будем опираться на теорию социально-психологического адаптирования (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Ф. Лазурский, В.И. Лебедев, А.А. Налчаржян, А.В. Петровский, Л.А. Петровская).
Представим специфические особенности теории социально-психологической адаптации в тезисах, которые отражают сущность адаптации:
1. Адаптация считается процессом и результатом активного приспособления к измененной среде посредством различных социальных методов.
2. Адаптация является компонентом действенного взаимодействия с миром, ведущей функцией которого является освоение условий и обстоятельства своего существования.
3. Адаптация - неотъемлемая составляющая осознания и решения типовых, главным образом репродуктивных, задач.
Анализ теоретического и прикладного исследования по содержанию и параметрам адаптации позволял выделить критерий социально-психологического адаптирования, являющихся показателями успеха процесса адаптации. Можно отнести к объективным критериям:
- продуктивность и эффективность деятельности, удовлетворенность полученным, то есть психофизиологические расходы на получение результата, удовлетворенность полученным результатом деятельности, а также способность сохранить эффективность деятельности в изменяющихся условиях его протекания (А.В. Сиомичев);
- деятельностная включенность (А.Н. Жмыриков, И.К. Кряжева);
- реальность статуса человека в коллективе (О.И. Зотова, И.К. Кряжева).
К субъективным критериям адаптации относятся:
- эмоциональность состояния (И.К. Кряжева, В.И. Лебедев);
- самоуверенность и ясность самосознания (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина);
- согласование уровня самооценки, притязаний и возможностей человека с условиями реальности (Г.Г. Овчинникова);
- адекватная самооценка, а также соотношение самооценки с оценкой референтного лица (О.И. Зотова, И.К. Кряжева).
Ряд авторов, в том числе А.А. Налчаджян, А.В. Сиомичев, в критериях адаптивности выделяются внутренние, внешние критерии: внутренние критерии являются психофизиологическими затратами на достижение успеха и удовлетворение результатов деятельности, внешние – способностью индивида сохранить эффективность деятельности в условиях изменения условий его протекания [16].
Таким образом, адаптация считается основополагающим понятием взаимоотношений человека с окружением, выражением приспособления человека к изменяющейся среде. В процессе адаптации представлены различные критерии.
Само слово адаптация от латинского слова adapto – приспособляю. Понятие же его возникло в биологии и было рассмотрено как приспособление структуры и функции организма, органов его клеток к окружающей среде [15].
Социальная адаптация, соответственно, рассматривается в качестве приспособления индивида к социальной среде, является одним из главных социальных и психологических механизмов социальной адаптации личности, в том числе принимая индивидом социальной роли.
Практически все авторы считают адаптацию процессом приспособления к разным состояниям окружающей среды, при котором приобретаются новейшие качества или свойства. Это подчеркивает активность адаптивного процесса, который непрерывно сопровождает жизнь человека, способствует его жизнедеятельности в различных ситуациях. Важно отметить, что адаптации связаны с множеством важных особенностей личности, например, познавательной, мотивационной, ценностной [19].
Адекватность восприятия учеником школьной среды, успешность установления отношений с учителями и одноклассниками затрудняется, если школьник имеет высокий уровень личной и школьной тревожности, что затрудняет процесс обучения, эффективность работы на уроках и так далее. В этом случае важное место занимает процесс адаптации школьников, недостаточно знающих учителей, которые могут ошибаться в оценке своих возможностей и успешной индивидуальной дифференциации учебного процесса [15].
Адаптация школьников имеет определенное психологическое и педагогическое последствие, вне зависимости от условий начала учебного года. К тому же первый класс рассматривается как младший школьный возраст, основные особенности которого детально описаны в психологии [29].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абатаева, П.Н. Социальная адаптация личности/ П.Н.Абатаева // Вестник СПИ. 2020. №3 (35). – С.87-97
2. Асмолов, А. Г. Детство как социокультурный феномен/ А.Г. Асмолов // Образоват. политика. - 2010. - № 5–6. – С. 43-44
3. Баранова, О.Г. Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеучебной деятельности/ О.Г.Баранова // Молодой ученый. - 2015. - № 6 (86). - С. 566–569.
4. Безруких, М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
5. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. / М.Р.Битянова. - Москва: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997 – 112 с.
6. Васильева, Н. В. Понятие о психологической готовности к обучению в школе / Н. В. Васильева // Школьный логопед. – 2014. – № 4. – С. 73–77.
7. Веракса, Н.Е. Детская психология: учебник / Н.Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва: Юрайт, 2014. - 445 с.
8. Волков, Б. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Москва: Академ. проект, 2008. - 668 с.
9. Вьюнов, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: учебное пособие / Н. И. Вьюнов, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. — 2-е изд. — Москва: Академический Проект, 2020. — 256 с.
10. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача / В.И. Гарбузов. – Санкт-Петербург: Медицина, 2006. – 176 с.
11. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А Панько. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.
12. Корнеева, С. А. Психологическая готовность детей с несформированностью высших психических функций к обучению в школе: Нейропсихологический подход / С. А. Корнеева, С. В. Москаленко, Т. В. Сулима // Начальная школа. – 2020. – № 3. – С. 19–22.
13. Куркова, Д.Н. Организация работы с родителями первоклассников как условие успешной адаптации в образовательной среде // Преемственность в образовании. - 2020. - № 25 (03). - С. 196–204.
14. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. – Москва: Академия, 2014. - 176 с.
15. Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников к образовательной среде в критические периоды развития: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. - Самара, 2009. - 47 с.
16. Леонова, Е.В. Внешние и внутренние факторы адаптации учащихся к обучению в основной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 5. - С. 79–83.
17. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов / А.Н.Леонтьев. – Москва: Академия, 2005. – 352 с.
18. Магомедова, К.А. Диагностика уровня адаптации первоклассников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 2. - С. 235–240.
19. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В Микляева, П.В Румянцева. – Санкт-Петербург, 2006. – 248 с.
20. Мнацаканян, И. А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях: автореф. дисс. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 191 с.
21. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2002. - 456 с.
22. Назаревич, О. С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности/ О.С.Назаревич // Вестник угроведения. 2012. №4 (11). - С.66-70
23. Налчаджян, А.Л. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии) / А.Л. Налчаджян. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССр, 1998.- 263 с.
24. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. учеб. пособие / Л.В.Обухова. - Москва: Пед. о-во России, 2000. - 448 с.
25. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе: монография / Р.В. Овчарова. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 436 с.
26. Педагогическая психология: учебник для бакалавриата и магистратуры по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / под редакцией В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991. – 480 с.
27. Пожидаева, О.И. Адаптация детей к учебному процессу в первом классе/ О.И.Пожидаева, Е.А.Селюкова // Наука и образование: новое время. 2019. - № 1 (30). - С. 375–381.
28. Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2020. - 21 декабря. -С.54
29. Практическая психология образования: учебное пособие. 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. с.528
30. Романюк, О. В. Психологическая готовность детей к школе / О. В. Романюк // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 10. – С. 97–104.
31. Чанчаева, Е.А. Современные тенденции развития детей младшего школьного возраста (обзор литературы)/ Е.А. Чанчаева, Р.И. Айзман, С.С. Сидоров, Е.В. Попова, О.И. Симонова // Acta Biomedica Scientifica. 2019. №1. – С.59-65
32. Характеристика физического развития детей в начале систематического обучения в начальной школе / С.В. Коцарева [и др.] // University Therapeutic Journal . - 2020. - Т. 2, № 2. - С. 13–17.
33. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни: пособие для учителя / Г.А. Цукерман. - Москва: Вита-Пресс, 2014 . - 999 с.
34. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – Москва: Генезис, 2008. –128 с.
35. Уварова, Л.Н. Роль учителя в процессе адаптации первоклассников к школе/ Л.Н. Уварова, В.Н. Тимофеева // Аллея науки. - 2018. Т. 7, № 11 (27). - С. 832–834
36. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г.А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2012 .- 160 с.
37. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития/ Д.И. Фельдштейн // Образование и наука. 2010. №5. - С. 3–15.
38. Шарамко, А.А. Особенности адаптации младших школьников в основной школе // Современные тенденции развития науки и технологий. -2015. -№ 7 (10).- С. 146–148.
39. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие / Д. Б. Эльконин.– Москва : Академия, - 2007. – 384 с.
40. Эриксон, Э. Детство и общество / Э.Эриксон. – Санкт-Петербург: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996. - 592 с.
41. Ясюкова, Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников : учебное пособие для школьных психологов / Л.А. Ясюкова. – Санкт-Петербург, 2013. – 410 с.