Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования. В современном информационном обществе, функционирование большинства сфер жизни, которого обеспечивается научно-техническим прогрессом, активно укрепляется и разрабатывается тенденция понимания образования как механизма развития творческой личности, ее индивидуальных особенностей и талантов. Это объясняется тем, что в обществе роль развития творческого мышлении и творческих способностей осознается как одно из важных качеств личности в процессе самореализации. Человеку необходимо умение справляться с проблемами в нестандартных, сложных ситуациях, используя не только свой образовательный потенциал, но и применяя оригинальные, творческие способы решения.
Проблема развития творческих способностей человека получает новое понимание - необходимость создать условия эффективной жизнедеятельности личности в стремительно меняющемся мире. Аспекты развития творческих способностей рассматриваются как в зарубежной, так и в отечественной психологии и педагогике.
Танец, перед тем, как обрести тот вид, который мы знаем сегодня, прошел долгий эволюционный путь, и чтобы его лучше прочувствовать и понять, нужно изучить процесс формирования танца с древних времен, а также его роль и значение в историях разных народов.
Одна из древнейших форм хореографического искусства - это экстатический массовый танец. Само слово «танец» обозначало импровизированную хореографию чувственного и эмоционального характера. Танец строился на импровизированных движениях, с музыкальным сопровождением или специфическими восклицаниями. Каждая эпоха оказывала на танец своё влияние: рождались новые виды народного танца, обогащалась и менялась его лексика. Формирование и совершенствование языковой системы визуального танца осуществлялось путем импровизации.
Импровизацию можно рассматривать как средство танцевальной опосредованности, способ поиска нового, развития творческих способностей, творческого воображения, воображения, ассоциативного мышления и ритмико-художественной свободы.
Настроение и вдохновение играют главную роль в импровизации. В танцевальной импровизации этот мышечный барьер лучше всего проходит через духовную импровизацию, то есть сначала нужно эмоционально искать импровизацию в душе, а потом – в танцевальных движениях. Так что "ингредиентов" танцора уже два - музыка и личное эмоциональное отношение (восприятие) к ней. Из этих компонентов возникает эмоциональность танца, что способствует импровизации движений.
Импровизация позволяет высвободить и раскрыть творческую натуру. Она развивает творческое мышление, воображение, музыкальность, ритмичность, а также актерское мастерство и помогает эмоциональной работе благодаря пластике и подражанию. Она развивает ассоциативное мышление в музыкальном произведении, помогает перевести ассоциацию в движение, а ещё выявить действие танцевального произведения и образ героя танцевального произведения. Передавая через пластику характер, музыка помогает лучше понять героя. Вот почему существует такое понятие, как музыка + пластика.
Импровизация – это творческая мастерская, в которой ученики могут продемонстрировать свои творческие способности. Задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть и развить творческую личность, посредством импровизационного урока, помочь научиться логически думать, а также свободно фантазировать.
Степень научной изученности темы. В начале века творчество исследовалось с философских позиций Н. А. Бердяевым, А. Бергсоном, Н. О. Лосским, Т. Рибо, С. Л. Франком и др., психологических В. И. Вернадским, И. П. Павловым, 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом и др.; весомый вклад в изучение творчества внесли практики искусства А. А. Богданов, Н. Н. Евреинов, В. Кандинский, Г. Крэг, В. Э. Мейерхольд, К. С. Станиславский, С. М. Эйзенштейн и др.
В середине двадцатого столетия локальные исследования творчества переросли в общую концепцию творчества, специфика того или иного вида человеческой деятельности (наука, техника, искусство) обобщалась, приводилась к общему знаменателю, выявлялась общая природа творческого процесса. Это отражено в работах и отечественных и зарубежных исследователей: В. Ф. Асмуса, А. Ахиезера, Н. Гартмана, Е. С. Громова, А. Я. Зися, Э. Гуссерля, Б. М. Кедрова, Г. Марселя, Б. С. Мейлаха, Я. А. Пономарева, Ж.-П. Сартра, А. Т. Шумилина и др.
В настоящее время имеется ряд концепций относительно проблемы фаз (стадий) творческого процесса, роли интуиции и воображения в творчестве, проведен сравнительный анализ видов творчества, разработана методика изучения творческих процессов, творческого потенциала субъекта и пр. В этом случае следует указать работы Г. С. Батищева, Д. Б. Богоявленской, B. Ю. Быстрова, Г. Я. Буша, Т. А. Ветошкиной, Е. В. Водопьяновой и др.
Проблема импровизации, в том числе и в хореографии, рассматривалась Г. Ф. Богдановым, И. А. Герасимовой, Ю. Н. Глущенко, И. О. Дубник, A. А. Климовым, Д. Р. Лившицем, С. О. Мальцевым, С. О. Раппопортом, Б. М. Руниным, Н. В. Скрипниченко, Г. А. Товстоноговым, В. И. Уральской, B. Н. Харькиным, Л. Н. Шаминой, А. В. Шевелем и др.
Объект исследования – импровизация в хореографии.
Предмет исследования – развитие творческих способностей детей с помощью импровизации.
Цель исследования – на основе теоретического анализа влияния импровизации на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, разработать авторскую программу по импровизации для конкретного хореографического коллектива.
Исходя из цели работы, можно сформулировать следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие импровизации в хореографии;
- изучить влияние импровизации на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста;
- характеризовать образовательный процесс в Хореографическом коллективе «Силуэт»;
- разработать авторскую учебную программу по импровизации для Хореографического коллектива «Силуэт».
Структура ИАР: работа состоит из введения, в котором определена методология исследования, двух глав, заключения, в котором подведены итоги проведенного исследования, а также списка литературы, включающего 46 источников.
Глава I. Теоретические основы применения импровизации в хореографии как способа развития творческих способностей детей
1.1. Понятие импровизации в хореографии
В наше время самобытность и красота современного танца заключается
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов, Г. «Свое добро преумножаем, когда разумно отдаем» //Петербуржский театральный журнал. -2003. -№ 2 (32). -Режим доступа: http://pti.spb.ru/archive/32/music-theatre-32/qennadii-abramov-svoe-dobro-preumnozhaem-koqda-razumno-otdaem/
2. Альгин С.А. Импровизация как основа музыкального оформления урока классического танца // В сборнике: концепции фундаментальных и прикладных научных исследований сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 148-152.
3. Базарова Н. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие/Н. Базарова, В. Мей -Изд. 2 -Ленинград: Искусство, 1983. -207 с.
4. Баскаков В. Ю. Свободное тело. − М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001.
5. Безуглая Г. А. Концертмейстер балета. Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром/Г. А. Безуглая. -Санкт -Петербург: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2005. -0с.
6. Бурцева, Г. В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности/Г. В. Бурцева. -Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006.-315 с.
7. Ваганова А. Я. Основы классического танца/А. Я. Ваганова. -6 -е изд. -Санкт -Петербург: Лань, 2001. -192 с. -Алф. указ.: с. 191-192.
8. Вернигора О.Н. Импровизация как технический прием поиска индивидуальной пластической выразительности студента-хореографа в авторской методике преподавания современного танца // В сборнике: Культура в евразийском пространстве: традиции и новации Международная научно-практическая конференция, посвящённая 40-летию Алтайской государственной академии культуры и искусств и 70-летию победы в Великой Отечественной войне. - 2015. - С. 233-236.
9. Виды современных танцев: хореография на любой вкус // Музыкальный класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://musiceducation. ru/vidy- sovremertnyh-tantsev-horeografiya-na-lyuboj -vkus/
10. Гердт О. Contemporarydance: история трех смертей [Электронный ресурс ] // Театр. – 2015. – № 20. – URL: http://oteatre.info/ contemporary-dance-istoriya-treh-smertej/
11. Гиршон А. Истории, рассказанные телом. – М.: Издательские решения, 2016. – 172 с.
12. Гиршон, А. Импровизация и хореография/А. Гиршон //Sportonline. -Режим доступа: http://sportonline.biz/blog/sovremennie-tanci/34908.html
13. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. − СПб. : Речь, 2005.
14. Даренская Н.В. Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства // В сборнике: Культурология и искусствоведение материалы II Международной научной конференции. Сер. "Молодой ученый" - 2016. - С. 42-43.
15. Дункан А. Моя жизнь. − М. :Центрполиграф, 1992.
16. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: учебное пособие/Д. Зайфферт/пер. с нем. В. Штакенберга. -Санкт-Петербург: Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2012. -128 с
17. Какая она - современная хореография? // ФБ.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://fb.ru/article/64476/kakaya-onasovremennaya-horeografiya.
18. Кисеева Е.В. О некоторых принципах музыкального формообразования в постановках танца постмодерн // Проблемы музыкальной науки. - 2015. - № 3. - С. 47-54.
19. Козева М.Б. Контактная импровизация как направление современного танца // В книге: Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. - 2016. - С. 211-216.
20. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Импровизация и хореография. Контактная импровизация. − СПб. : Речь, 1999. – с. 214
21. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Интегративная танцевально-двигательная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 286 с.
22. Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона/под ред. Г. В. Бурцевой. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 227 с
23. Левина Т. Мэри Вигман: история выразительного танца//PRO ТАНЕЦ. 2012. № 3. С. 40-44
24. Матушкина М.В. Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале ХХ в // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. - С. 98-101.
25. Медоуз Д. Танцы с системами // Проблемы управления в социальных системах. - 2009. - Т. 1. - № 1. - С. 46-55.
26. Нестерова К.В. Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков // Наука и школа. - 2010. - № 5. - С. 114-115.
27. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Москва: ГИТИС. 2011. 7 c.
28. Никитин В.Ю. Танец как социокультурный феномен. Три лика терпсихоры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 6 (62). - С. 292-298.
29. Никитин, В. Ю. Теория и практика формирования художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии: монография/В. Ю. Никитин. -Москва: МГУКИ, 2005-310 с.
30. Пэкстон С. История и будущее импровизации [Электронный ресурс] // Сайт А. Гиршона. – URL: old.girshon.ru›www.dancetrio/ Articles/paxton1.htm
31. Сапорта К. Поиск красоты всегда бывает болезненным // Советский балет. − М. : Известия, 1996. – №1–2. – С. 34
32. Саранчук, И. А. Танец модерн как возможность развития творческой личности./И. А. Саранчук//Психолого-педагогический журнал -2005. -№ 1. -С. 37 -42.
33. Современная хореография // Энциклопедия «Art.Ioso-Wiki» [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://art.ioso.ru/wiki/index.php/
34. Станиславский, К. С. Работа актера над собой/К. С. Станиславский. -Москва: Артист. РежиссерТеатр, 2008.-409 с.
35. Театральнаяэнциклопедия. Москва, 1967. Т. 4. С. 5.
36. Фомин, А. С. Танец в системе воспитания и образования: учеб. пособие/А. С. Фомин. -Новосибирск, 2005. -Т. I.: Природа, теория и функции танца. -2005. -618 с.
37. Хореография // Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.vedu.ru/bigencdic
38. Четвергова А.А. Готовность к творческой самореализации как фактор повышения спортивных результатов в бальных танцах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2011. - № 38 (255). - С. 104-108.
39. Шибаева М. М. Проблемы художественного образования в социокультурных реалиях//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 250-255.
40. Cheryl Pallant. Contact improvisation: An Introduction to a Vitalizing Dance Form. -MacFraland, Jefferson, North Carolina, 2006
41. Cohen-Stratyner B. Social dance: Contexts and definitions .Компания ProQuest Research Library. 2002.
42. Cynthia Jean Novack. Sharing the Dance: Contact Improvisation and American Culture.-University of Wisconsin Press, 1990
43. Drewes H. Notation und Bewegungsanalyse in der zeitgenössischenTanzausbildung [Электронныйресурс]. URL: www.goethe.de/kue/tut/tre/de9628783
44. Laban R. von. Der ModerneAusdruckstanz in der Erziehung.EineEinführung in die kreativetänzerischeBewegungalsMittelzurEntfaltung der Persönlichkeit. Wilhelmshaven, 2001
45. Lampert F. Tanzimprovisation. Geschichte – Theorie – Verfahren – Vermittlung. Bielefeld, 2007
46. VIP Pocahontas // Freescribler.com [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://freescribbler.com/Pocahontas