Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная и правовая защита семьи и детей является одной из важнейших задач государства в настоящее время. Президент Российской Федерации и Правительство активно работают над созданием законодательных инструментов, регулирующих эту сферу. Это направлено на обеспечение прав и интересов семей с детьми, а также гарантирование их социальной защиты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, защита семьи и детей является одним из приоритетных направлений работы государства. Статья 38 . Конституции закрепляет важность государственной защиты материнства и детства, а также подчеркивает важность семьи. Именно поэтому существующий законодательный каркас предъявляет высокие требования к оказанию поддержки семьям и детям.
Однако в современных условиях государство должно идти на шаг вперед и не останавливаться на достигнутом. Необходимо учитывать изменяющуюся социальную динамику и защищать права родителей и детей в соответствии с наиболее современными стандартами. Поэтому государство активно работает над созданием новых механизмов и методов защиты семей и детей, при этом уделяя большое внимание их социальной защите и своевременной помощи в сложных жизненных ситуациях.
В настоящее время социальное расслоение общества становится все более выраженным, вызывая увеличение количества семей, находящихся за чертой бедности. Для сохранения семьи в качестве социального, культурного и исторического института необходимо, чтобы общество и государство изменили свои взгляды. Это требует пристального внимания к материнству, отцовству, детству и семье, а также разработки соответствующей поддержки.
Стоит отметить, что биологические процессы, связанные с деторождением, не могут зависеть от законодателя. Рождение и воспитание детей – это социальные функции, которые не могут быть отнесены к частным делам каждой семьи. Вместе с тем качество правовой и социальной защиты семей напрямую зависит от уровня развития законодательства.
В контексте поддержки социально-экономического развития России, необходимо отметить роль, которую возлагает на себя государство в финансировании фонда социального обеспечения. Такая поддержка способна предотвратить возникновение проблем, которые могут оказаться критическими для развития страны в будущем. Важным средством для обеспечения качества жизни и повышения уровня благосостояния в целом становится эффективная поддержка семей и предоставление необходимых услуг.
Одним из приоритетов демографической политики Российской Федерации является стимулирование рождаемости и укрепление института семьи, в том числе совершенствование системы пособий, которые выделяются гражданам, имеющим детей. Особое внимание планируется уделить увеличению и дифференциации размеров выплат, учитывая материальное и социальное положение семей и их адресность . Такой подход должен способствовать улучшению социально-экономического положения семей и повышению их благосостояния.
В современном социально-правовом государстве одним из важных средств социальной защиты являются пособия, которые предоставляются семьям с детьми. Кроме того, система социальных пособий, как часть системы права социального обеспечения, не только обеспечивает семьям с детьми материальное благополучие, но и играет важную роль в укреплении государства и стабилизации общества.
Основная задача системы социальных пособий заключается в создании условий для того, чтобы семьи с детьми могли стать благополучными и реализовать свой потенциал. Кроме того, система пособий призвана помочь семьям справиться с трудностями, которые могут возникнуть в связи с воспитанием детей и обеспечением их необходимыми условиями для развития.
Система социальных пособий является важным элементом социального и экономического развития страны. Она способствует укреплению семейных ценностей, содействует росту демографической ситуации в стране и является инструментом социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения.
Таким образом, система социальных пособий является важной составляющей социально-правового государства, которая обеспечивает материальное благополучие семей с детьми и создает условия для их развития и благополучия.
Целью данного исследования является анализ правового регулирования финансового обеспечения граждан с детьми.
В соответствии с этой целью обозначены следующие вопросы:
определить понятие детского пособия и круг получателей;
изучить охват населения детскими пособиями;
изучить методы, используемые для определения размера выплат детских пособий;
изучить процедуры определения размера выплат детских пособий;
изучение правовых норм, регулирующих порядок выплат детских пособий.
В представляемом исследовании анализируются общественные отношения, которые возникают между государством и гражданами в связи с предоставлением льгот тем, кто имеет детей. Конкретным предметом анализа стали правовые нормы, которые регулируют этот процесс.
Для достижения поставленных целей был использован широкий спектр методов. В работе была использована диалектика, метод общенаучного познания, который позволил перейти от конкретных фактов к общим закономерностям. Также были задействованы методы анализа и синтеза, системного и функционального подходов.
Исследование основывается на исторических данных, которые помогли понять, как выработались правовые нормы в данной сфере. Кроме того, использовался статистический метод, чтобы получить данные о числе граждан, получающих льготы и их эффективности.
В результате проведенного анализа было установлено, что предоставление льгот гражданам с детьми имеет большое значение для поддержки материнства и отцовства, а также помогает обеспечить здоровый рост населения и сохранить стабильность в обществе. Однако существуют проблемы в этой сфере, связанные с неэффективной работой системы предоставления льгот, отсутствием единой методологии и недостаточным финансированием.
Оптимизация процесса предоставления льгот считается одной из важных задач для государства. В связи с этим, необходимость получения данных о мнении граждан на данную тему неизбежна. Исследования, проведенные с целью изучения уровня удовлетворенности граждан предоставляемыми льготами и поддержкой, помогают выявить проблемные моменты в данной сфере. Полученные выводы в свою очередь могут стать основой для разработки новых правовых норм, которые будут способствовать совершенствованию процесса предоставления льгот и поддержки граждан с детьми.
Глава 1. Понятие, классификация пособий на детей и круг получателей данных пособий
1.1. Понятие социальных пособий на детей по праву социального обеспечения и их виды
В современном мире материальная помощь стала неотъемлемой частью социальной политики, их целью является оказание финансовой поддержки гражданам, лишенным возможности получать стабильный доход в определенных ситуациях, а также частичной или полной компенсации временной потери дохода. Пособия могут быть ежемесячными, периодическими или единовременными выплатами. В зависимости от их целевого назначения, социальные выплаты можно классифицировать на несколько видов.
Первый вид пособий направлен на полную или частичную компенсацию временной потери дохода (пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности). Второй вид пособий направлен на дополнение дохода в случаях определенных обстоятельств, как например пособия на ребенка. В любом случае, социальные пособия являются законодательно утвержденными выплатами, расчет которых производится на основании установленных норм и правил, с целью обеспечения необходимого уровня жизни для наиболее уязвимых категорий населения.
Одним из видов являются ежемесячные выплаты, которые производятся в соответствии с календарным месяцем. Примером таких выплат могут служить пособия на ребенка. Единовременные выплаты устанавливаются в фиксированном размере и выплачиваются единоразово. Например, это декретные выплаты. Еще одним видом выплат являются периодические начисления, которые производятся на определенный период времени. Этот вид выплат предоставляется, например, при временной нетрудоспособности.
Выплаты могут осуществляться из разных источников. Это могут быть пособия, выплачиваемые из средств федерального бюджета. Кроме того, пособия могут быть заплачены за счет средств государственного внебюджетного Фонда социального страхования Российской Федерации. Различные источники средств подразумевают разный порядок начисления и выплат для граждан.
В рамках программ социального обеспечения для граждан могут быть предоставлены различные виды пособий, являющиеся жизненно важными для многих людей. Пособия могут быть ежемесячными, периодическими или даже единовременными выплатами. Они могут быт предоставлены для компенсации утраченного заработка и для финансовой поддержки.
Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает виды государственных пособий в Российской Федерации. Эти виды пособий включают в себя детские пособия, родительские пособия, социальные пособия и другие.
Детское пособие предоставляется семьям, где есть дети, и может быть выплачиваемым на протяжении многих лет. Родительское пособие предназначено для тех, кто пребывает в отпуске по уходу за ребенком.
Пособия могут играть важную роль в жизни многих людей, которые сталкиваются с различными вызовами и трудностями. Они предназначены для облегчения финансовой нагрузки на людей, находящихся в сложных жизненных ситуациях, и могут помочь им преодолеть трудности.
Важнейшие законы, которые определяют виды пособий:
Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
Федеральный закон от 19.04.1991 г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Закон о денежных выплатах, включая пособия, предусматривает публикацию информации об этих выплатах в Единой государственной системе социального обеспечения.
Классификация пособий:
1) В зависимости от периода выплаты:
Единовременные;
Ежемесячные;
Периодические;
2) По назначению:
Для компенсации потери заработка;
Для финансовой поддержки;
3) По финансовым источникам:
За счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховые);
За счет бюджетов различных уровней (государственные);
4) По обеспечиваемым субъектам:
Как форма финансового обеспечения застрахованных;
Как форма социального обеспечения, предоставляемая всем членам общества.
Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:
1) пособие по временной нетрудоспособности;
2) пособие по беременности и родам;
3) единовременное пособие при рождении ребенка;
4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
5) социальное пособие на погребение.
Правом на единовременное пособие при рождении ребенка обладает один из родителей либо лицо, его заменяющее.
При рождении двух и более детей, пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка единовременное пособие при рождении ребенка не выплачивается.
Лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, проходящим военную службу по контракту либо службу единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей, либо лицу его заменяющему, по месту работы (службы).
Если оба родителя или лица, их заменяющие, не работают (не служат) или обучаются по очной форме единовременная выплата по беременности и родам назначается и выплачивается фондом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) одного из родителей или лиц, их заменяющих.
Если один из родителей или лиц, их заменяющих, работает или трудоустроен, а другой родитель или лицо, его заменяющее, не работает или не трудоустроен, единовременная выплата по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы или трудоустройства родителя или лица, его заменяющего.
Если брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя, с которым ребенок совместно проживает или органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) родителя, с которым ребенок совместно проживает, в случае если родитель не работает (не служит).
По общему правилу единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.
В первую очередь, право на получение пособия по беременности и родам , а также пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованным женщинам.
Необходимо отметить, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с указанным законом, являются застрахованными лицами.
Право на пособие по беременности и родам имеют:
женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;
женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в таможенных органах;
женщины, категории которых установлены настоящей статьей, при усыновлении ими ребенка (детей).
В соответствии с законодательством, граждан, получающих пособия по уходу за ребенком , можно разделить на две категории: работающих и неработающих. Работники, обладающие статусом социального страхования, получают зарплату в соответствии с занятым местом работы. В случае нетрудоустроенных граждан органы социальной защиты населения по месту жительства осуществляют выплаты пособий по уходу за ребенком.
Право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеют:
Матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.
Матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.
Матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за исключением обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях).
Другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022).
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. и дополнениями от 02.07.2021).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
4. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
5. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952).
6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
9. Федеральный закон от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
10. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
11. Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
12. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
13. Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
14. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 396 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей».
15. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 г. № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей».
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 авг. 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.».
Научная и учебная литература
20. Рашидова, А. И. Семья в российском праве/А. И. Рашидова, Вестник Герценовского университета. — 2012. — № 3. — С. 58–63.
21. Филиппова М.В.: Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 451 с.
22. Сотникова Л.В.: Социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации (правовые вопросы) - Екатеринбург, 2007. - 25 с.
23. Гусева, Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: монография / Т. С. Гусева. — Пенза: Изд-во ПГПУ, 2011. — 227 c.
24. Азарова, Е. Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей / Е. Г. Азарова Журнал российского права. — 2015. — № 2. — С. 65–81.
25. Басов Н. Ф. Развитие призрения и помощи семьям в дореволюционной России. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015;(1):149-153.
26. Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие. М.: КНОРУС; 2012. 400 с.
27. Белоножко Е.П. История охраны материнства и детства органами социального призрения в России (вторая половина XIX - начало XX вв.)М., 2001;
28. Колганова Е.В. Зарождение системы охраны материнства и младенчества в России в конце XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. истор. наук. М., 2012;
29. Мицюк Н.А. Материнство у дворянок Центральной России во второй половине XIX - начале XX века: историко-антропологический и социокультурный аспекты: дис. ... докт. истор. наук. М., 2016;
30. Новикова А.А. Деятельность государственных и общественных организаций в области охраны материнства в конце XIX - начале XX в. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 863-866;
31. Раттур М.В. Исторический опыт формирования нормативно-правовой базы социальной защиты института детства в России // Ученые записки РГСУ. 2010. № 4 (80). С. 14-19.
Электронные ресурсы
32. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. — Сайт ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml
33. Справочная информация: URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4346#ZrIh4eT4c0A7y16j1.
34. Справочная информация: «Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15189.
35. Социальный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/families_with_children/care
36. Официальный интернет-портал национальный проектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/demografiya
37. Портал государственных услуг Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.gosuslugi.ru/help/news/2021_07_28_family_mortgage_one_child