Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В настоящее время соревновательную деятельность и тренировочный процесс спортсменов, в том числе баскетбол, можно охарактеризовать возрастанием нервных и физических нагрузок. В следствие чего мы получаем высокую степень психического и эмоционального напряжения, что оказывает в большинстве случаев отрицательное воздействие на соревновательную деятельность, а именно на результаты, а также в общем на уровень эффективности процесса тренировки.
Именно поэтому, подготовленность баскетболистов к игре, приобретает существенное значение. Не малую роль в тренировочном процессе уделяют развитию у спортсменов такого физического качества как выносливость.
Так как баскетбол относятся к циклической и продолжительной работе, то при этих условиях можно говорить о важности высоких показателей общей и специальной выносливости для достижения высших спортивных результатов и также необходимо поддерживать должный уровень развития анаэробных и аэробных возможностей, принадлежащих организму спортсмена. Если уровень выносливости будет недостаточно развит, то говорить о высоком уровне специальной и общей подготовке просто бессмысленно.
Это послужило актуальностью выбора темы: «Особенности развития специальной выносливости на занятиях баскетболом у подростков 16-17 лет первого года обучения на базовом уровне подготовки».
Цель исследования: заключается в теоретической разработке и практическом обосновании эффективности методики воспитания специальной выносливости.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс баскетболистов 16-17 лет.
Предмет исследования: средства и методы воспитания специальной выносливости баскетболистов 16-17 лет.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные характеристики понятия «специальная выносливость», как физического качества;
2. Охарактеризовать возрастные особенности физического развития подростков 16-17 лет;
3. Раскрыть средства и методы развития специальной выносливости у баскетболистов 16-17 лет;
4. Провести исследование по развитию специальной выносливости у баскетболистов 16-17 лет.
Гипотеза: разработанный комплекс упражнений, будет способствовать эффективному развитию специальной выносливости у баскетболистов 16-17 лет.
База исследования: СДЮСШОР «Юность».
Практическая и теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы как тренерами, так и учителями физической культуры.
Методы исследования: • анализ нормативных документов и литературных источников по проблеме исследования; • педагогическое наблюдение; • опрос и анкетирование испытуемых; • тестирование.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. Теоретические основы развития специальной выносливости на занятиях баскетболом у подростков 16-17 лет первого года обучения на базовом уровне подготовки
1.1. Понятие специальной выносливости
Выносливость связана со способностью выполнять работу в течение длительного периода времени. Дети, например, могут часами активно играть. Необходима выносливость, чтобы выполнять повторяющиеся действия в повседневной жизни, такие как перемешивание пищи во время приготовления пищи, использование фена для сушки волос или подъем по лестнице. Рекреационные и рабочие задачи также часто требуют высокого уровня выносливости.
На выносливость может влиять отдельная мышца, группа мышц или все тело. Общая выносливость организма обычно относится к сердечно-легочной выносливости, отражающей способность сердца постоянно поставлять кислород к работающим мышцам.
Мышечная выносливость отражает способность выдерживать повторяющиеся мышечные сокращения и связана с мышечной силой. Было показано, что с точки зрения развития мышечная выносливость линейно увеличивается у мальчиков в возрасте от 5 до 13 лет, после чего наблюдается всплеск. У девочек наблюдается устойчивый линейный рост мышечной выносливости[13].
Выносливость — это способность поддерживать активность в течение продолжительных периодов времени и обычно относится к аэробным способностям. Локальная мышечная выносливость лучше всего описывается, как способность противостоять мышечной усталости и описывает, как может поддерживаться данный тип сокращения, обычно измеряемый количеством повторений.
Выносливость – это способность человека выполнять длительную работу в любом направлении без существенного снижения работоспособности и ее эффективности [6]. Общая выносливость – эт
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аулик И.В. Порог анаэробного обмена и его роль при тренировке выносливости [Текст] / И.В. Аулик, И.Э. Рубана // Научно -спортивный вестник. - 2022. - № 5. - С. 15-19.
2. Ашмарин Б. А. Теория физического воспитания. М. : Просвещение, 1990. 143 с.
3.Ашмарин, В.А. Ашмарин Теория и методика педагогического исследования физической культуры [Текст]/В.А. Ашмарин. - М.: Физическая культура и спорт, 1978. – 223 с.
4.Биологические и педагогические аспекты выносливости //Матер. всесоюзн. симп. //Теория и практика физической культуры, 1972, №8, с. 29-33.
5.Бишаева, А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / А.А. Бишаева. - М.: КноРус, 2017. - 160 с.
6.Верхошанский Ю. В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость. М. : Советский спорт, 2014. С. 5.
7.Галкин, В. А. Воспитание специальной выносливости у студентов транспортных вузов / В. А. Галкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1024-1027.
8.Говрилов, В.В. Энциклопедия физической культуры [текст]/под гл. ред. А.В. Карасева, А.А. Сафонов. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
9.Еголинский Я.В. А. Физическая выносливость человека и пути ее развития [текст]/В.И. Пахомов, Н.Н. Кокина, Г.И. Чернакова. - М.: Военная пресса, 2016. – 116 с.
10.Коротаева, М. Ю. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой / М. Ю. Коротаева, А. Е. Макаева.— 2017. — № 48 (182). — С. 315-318.
11.Круцевич Т.Ю. Выносливость юных спортсменов [Текст] / Т.Ю. Круцевич. - М.: Физическая культура и спорт, 2016. – 246 с.
12.Кузнецов, В.С. Теория и методика спорта [Текст] / В.С. Кузнецов. -М.: Сфера, 2023. – 104.
13. Курам Сингх, Ю. Ф. Теория и методика спорта [Статья] / Ю. Ф. Курамсинг. - М.: Советский спорт, 2004. – 464 страницы.
14.Лазарев И. Г. Средства и методы выполнения болевых приемов в борьбе самбо : дис. ... кан. пед. наук, 1990. С. 2.
15. Лазаров, Г.А. Теория и методика спорта [Текст] / Г.А. Лазаров – М.: Спорт, 2015. – 351 с.
16.Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. - М.: Юнити, 2016. - 208 с.
17.Матвеев Л. П. Воспитание выносливости // Теория и методика физической культуры. 2018. С. 359-390.
18.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 1991. С. 231.
19.Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 с.
20.Роженцов В.В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков. - М.: Сов. спорт, 2016. - 279 с.
21.Суслов Ф.П. Проблема общей выносливости в системе подготовки спортсменов (терминология, критерии, решаемые задачи) / Ф.П. Суслов // Теория и практика физической культуры. — 2017. №7. - С. 38-42.
22.Суслов, Концепции физического воспитания Ф.П.: методы разработки и методики реализации [Текст] / Ф.П. Суслов, - М.: ИНФРА, 1997. - 38 с.
23.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Под ред. Барчуков И.С.. - М.: КноРус, 2018. - 288 с.
24.Филин, В.П. Методика детско-юношеского спорта [Текст] / В.П. Филин – М.: Физическая культура и спорт, 2017. – 128с.
25.Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М. : Академия, 2003. С. 33.
26.Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования. 13-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2016. 496 с.
27.Хомякова, Т.И. Спорт и культура [Текст]/Т.И. Хомякова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 232 с.
28. Янсен, И.П. Частота сердечных сокращений, лактат и тренировки на выносливость [Текст]/И.П. Янсен. - М.: Физическая культура и спорт, 2015. – стр. 58.