Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день в России около 3000 квалифицированных гигиенистов стоматологических. Сравните: в США их 150 тысяч, и это количество все время растет. В Америке и Европе посещение гигиениста стоматологического – это норма, часть философии заботы о своем здоровье.
В основе существующей системы организации стоматологической помощи населению России общепринят нозологический принцип оказания помощи, в основу которого заложено планирование лечения именно с мо-мента возникновения заболевания, а не с доклинического этапа. С учетом нозологического принципа организована деятельность стоматологической службы, на основе нозологических критериев осуществляется учет заболе-ваемости. Нозологический подход в значительной степени способствовал появлению специалистов узкой квалификации в стоматологии и в настоя¬щее время препятствует развитию таких специальностей как врач общей практики и гигиенист стоматологический.
В практической работе врачей стоматологов узкой квалификации доминирует изолированный подход, а не целостное представление об уровне и качестве здоровья человека, личности больного. Однако, объектом профилактической стоматологии, в отличие от нозологической медицины, является человек, не имеющий в настоящий мо¬мент определенного стоматологического диагноза, но нуждающийся в оценке и устранении факторов риска этих заболеваний. Однако результаты профилактической медицины не включены в систему материальных ценностей современного общества и его систем обеспечения.
Объект исследования: Должностные обязанности гигиениста стоматологического.
Предмет исследования: содержание мероприятий по виду профессиональной деятельности -стоматология профилактическая.
Цель исследования: Представить роль гигиениста стоматологического в клинике профилактической стоматологии.
Задачи исследования:
1. Перечислить должностные обязанности.
2. представить роль гигиениста в профилактики заболеваний.
3. объяснить значение гигиениста в клинике профилактической стоматологии.
Практическая значимость заключается в изучении профессиональной деятельности гигиениста стоматологического в стоматологическом просвещении педагогов.
ГЛАВА 1. Особенности работы гигиениста стоматологического в клинике профилактической стоматологии
1.1. Функциональные обязанности и объём профилактической помощи гигиениста
Международная Ассоциация гигиенистов стоматологических да¬ет следящее определение специальности гигиенист стоматологический: «Гигиенист стоматологический - работник здравоохранения, окончивший официальное учебное учреждение по специальности «стоматология профи-лактическая», который посредством обучения пациента, анализа диагности-ческих данных, консультативного планирования и оказания клинической помощи способен предоставить квалифицированную помощь в улучшении гигиены полости рта пациента, предотвратить стоматологическое заболева-ние, а так же обеспечить необходимую мотивацию к лечению заболевания. Гигиенисты стоматологические являются работниками здравоохранения, чьей главной задачей является обеспечение здоровья человека через преду-преждение заболевания»[7].
Должностные обязанности:
Стоматологический гигиенист: Осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента.
Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов, проводит контрольную чистку зубов, дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых , так же дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями.
Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения, и выработку навыков рационального ухода за полостью рта.
Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов.
Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала. Высокоэффективная современная стоматология, ориенти¬рованная на реализацию профилактики стоматологических заболеваний и оказывающая эту помощь бесплатно, может стать инструментом социаль¬ной защиты населения, но она требует проработки до¬кументов, отражающих результаты первичной профилактики[8].
Отсутствие утвержденных форм отчетно-учетной документации стоматологической профилактики в организованных детских коллективах снижает эффектив¬ность внедряемых программ профилактики, поскольку для органов здраво¬охранения и руководителей стоматологической службы отсутствует воз¬можность системного анализа программ, мониторинга, широкого внедре¬ния и финансового обеспечения их реализации. Решение этих вопросов по¬зволит ускорить внедрение программ профилактики в систему оказания стоматологической помощи детям и уменьшить стоматологическую забо¬леваемость населения.
1.2. Профилактики стоматологических заболеваний гигиениста стоматологического в клинике профилактической стоматологии
Вопросу организации профилактики стоматологических заболеваний в России посвящены многочисленные работы. Обязательным компонентом любой профилактической программы, ее базисом, является ГОиВ. Следует отметить тот факт, что большинство отечественных исследователей разрабатывало вопросы и программы по са¬нитарному просвещению и ГОиВ преимущественно. Однако вся практика профилактической работы подтверждает тезис - воспитывать необходимо в том возрасте, ко¬гда воспитание дает наибольший эффект - то есть, как можно раньше.
Разра¬ботку проблемы ГОиВ проводили Н.А.Букреева (1989), Л.И. Лаптева (2001), А.Ж. Гарифуллина, Г.И.Скрипкина и В.Г.Сунцов (2009). Большой интерес представляют иссле¬дования уровня гигиенической культуры взрослых в работах со¬временных исследователей (Гарвалинская Б.Г., 1998; Беляев В.В., 2000; Кузнецова Л.И., Гутова Ю.С., 2000; Набатова Н.А., 2000).
В большинстве случаев в программах профилактики с использованием фторидсодержащих средств кратность применения процедур зависела от интенсивности кариеса и было показано значительное снижение прироста интенсивности кариеса зубов у детей.
М.А.Стасенкова пришла к выводу, что наиболее эффективной оказалась программа профилактики, сочетающая местное применение фторидсодержащих препаратов и герме¬тизацию фиссур первых моляров. Редукция прироста кариеса зубов за 2 года проведения программы составила 100%, причем продолжалась даже через 3 года после прекращения профилактических мероприятий сохранялся эффект последействия[15].
Программа профилактики г.Новомосковске Тульской области, включающая образовательную про¬грамму и чистку зубов 2 раза в день фторидсодержащей пастой «Бленд-а- мед», привела к редукции прироста кариеса на 57% на фоне контролируемой гигиены и на 36% на фоне неконтролируемой гигиены полости рта.
Комплексная программа профилактики, разработанная В.Ю.Дорошной для беременных женщин и детей раннего возраста, включала стоматологическое просвещение и ГОиВ женщин, формирование у них мотивации к уходу за зубами детей сразу после прорезывания, проведение беременным профессиональной гигиены полости рта и назначение поливитаминного препарата «Прегнавит». Программа показала высокую эффективность как в улучшении гигиенического состояния полости рта и тканей пародонта у женщин, так и в снижении прироста кариеса зубов в дальнейшем у их детей.
Реализация такого типа эффективных программ профилактики требу-ет от стоматологического персонала углубленных знаний по психологии и педагогике, активного взаимодействия с педагогами, родителями, а также четкого определения роли родителей, воспитателей и медицинских работ-ников ДДУ в выработке мотивации к гигиене полости рта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агаджанян, Э.Г. Записки доброго стоматолога [Текст] / Э.Г. Агаджанян. // издательство Омега. Москва. - 2015. - №3. - С. 20 .
2. Афанасьев, В. В. Стоматология [Текст] / В. В. Афанасьев. // Учебник, издательская группа «ГЭОТАР-Медиа». Москва. - 2018. - № 1. - С. 19- 21.
3. Бондарев, Н.С. Стоматология [Текст] / Н.С. Бондарев // Медицинская литература. Москва. - 2016. - №2. - С.40.
4. Васюкова, В.С. Организация работы и нормирование труда гигиениста стоматологического [Текст] / В.С. Васюкова, А.А. Калининская, Д.Г. Мещеряков, Н.М. Куницина. //Стоматология для вас. Санкт-Петербург.- 2015.- №7.- С.17 - 22.
5. Велбери, Р.Р. Детская стоматология [Текст] / Р.Р. Велбери, М.С. Даггал. //Медицина для вас. Москва. - 2016. - №1. - С. 23-25.
6. Виноградова, Т.Ф. Стоматология для педиатров [Текст] / Т.Ф. Виноградова. // МЕДпресс-информ. Санкт-Петербург. - 2015. - №5. – С. 24
7. Загорский, В.А. Основы стоматологии [Текст] / В.А. Загорский, И.М. Макеева, О.И. Адамкин. // Издание второе, дополненное. Воронеж. - 2016. - №6. - С. 35.
8. Кузьмина, Э.М. Гигиенист стоматологический [Текст] / Э.М. Кузьмина. //Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Москва. -2015.- №1.- С.25-27.
9. Курякина. Н.В. Стоматология профилактическая [Текст] / Н.В. Курякина, Н.А. Савельева. // издательство «НГМА». Москва. - 2016. - №8.- С. 11-14.
10. Луцкая, И. К. Профилактическая стоматология [Текст] / И. К. Луцкая. //Медицинская литература. Санкт-Петербург - 2016. - № 1. - С. 40-42. 35
11. Максимовская, Л. Н. Терапевтическая стоматология [Текст] / Л. Н. Максимовская, О. О. Янушевич, Л. Ю. Орехова // Третье издание, переработанное и дополненное. Москва. - 2016. - № 3. - С. 15-17.
12. Медведев, Ю.А. Стоматология [Текст] /Ю.А. Медведев, Е.М. Басин, К.А. Поляков // Медицинское информационное агенство. Москва. - 2016.- №2. - С. 10-12.
13. Муравянникова, Ж. Г. Стоматологические заболевания и их профилактика [Текст] / Ж. Г. Муравянникова // Медицина для вас. Ростов-наДону. - 2016. - №5. - С. 63.
14. Орехова, Л.Ю. Стоматология профилактическая [Текст] / Л.Ю. Орехова, Т.В. Кудрявцева // Медицина. Москва. - 2015. - №4. - С. 55.
15. Сагина, О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний [Текст] / О.В. Сагина, Ю.М. Максимовский // ВладоссПресс. Москва. - 2015. -№1. - С. 40.
16. Панаиотова, О.В. Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний [Текст] / О.В. Панаиотова // Медицина для всех. Тверь. - 2016. - №5. - С. 60.
17. Севбитова, А.В. Стоматологические заболевания [Текст] / А.В. Севбитова, Н.Е. Митина.// Среднее медицинское образование. Москва. - 2016. - № 5. - С. 77-80.
18. Топольницкий, О.З. Стоматология детского возраста [Текст] / О.З. Топольницкий.// Учебник в трёх частях. Москва. - 2015 .- №2. - С. 45.
19. Флейшер, Г.М. Стоматологическое просвещение населения [Текст] / Г.М. Флейшер. // Монография. Москва. - 2019. - С. 20.
20. Хощевская, И.А. Участие гигиенистов стоматологических в проведении профилактической программы [Текст] / И.А. Хощевская, Л.П. Кисельникова, Г.Г.Иванова. // Институт стоматологии. Санкт-Петербург. - 2015. - №4.- С. 30.