Фрагмент для ознакомления
2
История возникновения гастрономического туризма
Этимология слова «гастрономия» относится к изысканности и вкусу, связанному со знанием качественных и аутентичных продуктов, блюд и напитков, характерных для данной географической области, их сочетания и потребления.
Можно утверждать, что гастрономия — это наука, изучающая взаимосвязь между культурой наций и потребляемыми ими блюдами/напитками. Её сфера включает в себя: искусство приготовления, сочетания и подачи обильных, деликатных, аутентичных и аппетитных блюд/напитков; стили и технологии приготовления пищи; территориальная специфика блюд и продуктов, из которых состоят блюда; тонкости кулинарного искусства на конкретных территориях и т. д. Частью процессов, сопровождающих гастрономию, являются: открытие, дегустация, исследование, понимание и описание методов приготовления блюд и напитков и сенсорных качеств их потребления в целом.
Частое употребление терминов «гастрономия» и «кулинария» как синонимов требует разграничения понятий. Первый имеет более широкое значение, поскольку исследует взаимодействие между едой, национальной культурой и идентичностью.
Второй имеет более узкое значение и относится к технологии приготовления и обработки кулинарной продукции. Следовательно, под понятием «гастрономический туризм» следует понимать поездки, для которых изучение местной еды и напитков является одним из основных мотивирующих факторов посещения данной туристской зоны. Это связано с поиском увлекательных, аутентичных, запоминающихся кулинарных впечатлений.
Гастрономия — это способ ознакомиться с социальными, культурными, религиозными, историческими и экономическими особенностями данного географического района. Продукт контекстуального вида туризма включает в себя динамическую и статическую деятельность, в частности, не только дегустацию еды и напитков, но и все активности, связанные с местными продуктами, культурой и наследием. Некоторые авторы дефинируют гастрономический туризм как «форму нишевого туризма, мотивированного знакомством с едой и/или напитками» [Hall C. M., Mitchell R.]. Международная ассоциация кулинарного туризма (ICTA) определяет его как «стремление к уникальным и незабываемым впечатлениям от еды и напитков». ВТО интерпретирует это понятие как «форму туризма для туристов, которые планируют свои поездки частично или полностью с целью знакомства с кулинарными традициями или участия в деятельностях, связанных с гастрономией конкретного туристического направления».
Согласно академическим исследованиям в этой области, культурный контраст или различия между культурой принимающей страны и туристами делают гастрономические впечатления значимыми и уникальными, увеличивая намерение повторного посещения [Antón C., Camarero C., Laguna M., Buhalis D.]. Исследователи подтверждают связь между имиджем местной гастрономии и удовлетворённостью туристскими впечатлениями [Toudert D., Rábago N.]. Они установили, что имидж местной гастрономии оказывает значительное положительное влияние на намерение посетителя вернуться и рекомендовать это туристское направление.
Другие современные исследования подтверждают положительную связь между удовлетворением от еды и поведенческими намерениями. По мнению авторов, гастрономия является важной частью маркетингового микса туристских направлений, поскольку помогает туристам соприкоснуться с местной культурой. Физиологические потребности личности подразумевают потребление пищи и напитков несколько раз в день, соответственно гастрономия является той стороной культуры, с которой чаще всего контактируют туристы. Согласно К. М. Холл [Hall C. M.], внедрение гастрономии в брендинг туристских направлений обеспечивает:
• увеличение прибыли — потребители с интересами в области гастрономии воспринимаются как сегменты с высокой доходностью;
• кросс-маркетинг — гастрономический туризм может быть связан с другими туристскими продуктами и услугами (культурными достопримечательностями, природным наследием, обычаями), при этом потребители получают целостный продукт;
• повышение имиджа туристской зоны — возможность популяризации местных продуктов питания, повышение привлекательности сельских территорий, активизация эффекта «Сделано в…» (“Made in…”).
Гастрономический туризм обогащает впечатления иностранных туристов местной культурой. Он включает в себя различные мероприятия, такие как посещение первичных и вторичных производителей местных продуктов, участие в фестивалях, посещение рынков, кулинарные демонстрации, дегустация высококачественных продуктов, посещение ресторанов или другие сопутствующие деятельности, связанные с едой. Он предназначен, с одной стороны, для туристов, ищущих знаний и опыта с новыми культурами, а с другой стороны, придаёт дополнительную ценность брендам туристских направлений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов/ А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
2. Байкадамова, А. Т. Гастрономический туризм - новый тренд для современного туризма / А. Т. Байкадамова, С. А. Шайсултанова, Л. Р. Зиязиева // . – 2020. – № 1(1). – С. 156-161.
3. Барагамян А. Азербайджанская кухня Т. 11 / А. Барагамян, П. Чеботарева, С. Орлов. – Баку: Изд-во «Директ-Медиа», 2010
4. Булискерия, А. Б. Гастрономический туризм как популярное направление в туризме / А. Б. Булискерия, Т. Г. Грушевицкая // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского : Материалы региональной университетской научно-практической конференции, Калуга, 17–18 апреля 2019 года. – Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского", 2019. – С. 322-327.
5. Василенко, Е. В. Решение проблемы сезонности в туризме за счет развития гастрономического туризма в Краснодарском крае / Е. В. Василенко // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2020. – № 1. – С. 27-30.
6. Восточная кухня [Электронный ресурс]. – Режим доступа http:// vostok-kuhnya.ru
7. Восточная кухня [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.belfamily.by/vostochnaya-kuxnya.html
8. Гриненко, С. В. Гастрономический туризм как форма детского и семейного туризма / С. В. Гриненко, А. Д. Логинова // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. – 2021. – № 2(10). – С. 41-53.
9. Ефремова, Е.В. Гастрономический туризм в контексте продвижения национальных идей и традиций / Е. В. Ефремова // Глобализация и русский мир: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Интерконтакт, 2016. С. 90-94.
10. Жигулева, Н. А. Гастрономический туризм как один из ключевых трендов в сфере туризма / Н. А. Жигулева // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : Статьи 19-ой Международной конференции студентов и аспирантов и XIII международного «Конкурса научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей», Санкт-Петербург, 05–06 марта 2020 года. Том Выпуск 20. – Санкт-Петербург: Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет, 2020. – С. 65-71.
11. Киреева, Ю. А. Винный туризм как один из видов гастрономического туризма / Ю. А. Киреева // Научный вестник МГИФКСиТ. – 2020. – № 4(66). – С. 51-57.
12. Кущева Н.Б., Бедяева Т.В. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России // СИСП. – 2014. – №12 (44). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gastronomicheskiy-turizm-kak-perspektivnyy-vidrazvitiya-regionov-rossii
13. Масленникова, Н. В. Гастрономический туризм как перспективное средство развития туризма в России / Н. В. Масленникова // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации : Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 16 апреля 2020 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2020. – С. 27-30.
14. Мерцалова, С. Л. Гастрономический туризм как приоритетное направление развития внутреннего туризма в России / С. Л. Мерцалова, О. В. Цыбакова // Вестник ОрелГИЭТ. – 2021. – № 4(58). – С. 10-14.
15. Палаткина, А. В. Гастрономический туризм в европейских странах (на примере сырного туризма) / А. В. Палаткина, Д. В. Коноплева // Студенческий меридиан среднего профессионального образования в вузе : вузовский сборник научных трудов : к 90-летию Мордовского университета. Том Выпуск 2. – Саранск : Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2021. – С. 134-137.
16. Путилова, И. Н. Гастрономический туризм в Европе и предпосылки развития гастрономического туризма в Республике Марий Эл / И. Н. Путилова // Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: человек и общество в меняющемся мире : Шестнадцатая международная весенняя научная конференция, Йошкар-Ола, 14 мая 2020 года. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020. – С. 176-178.
17. Салманлы Ф. Первый среди равных // Каспiй. 2018. 9 января. № 3
18. Сивашински, А. И. Событийно - гастрономический туризм, как дополнительный способ развития туризма в регионах России Федерации / А. И. Сивашински // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2020. – № 1. – С. 284-288.
19. Трегулова, И. П. Современный подход к развитию гастрономического туризма: оценка рынка гастрономического туризма Республики Крым и города Севастополя / И. П. Трегулова, Н. Ю. Гончарова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма : материалы VI Международной научно - практической конференции, п. Форос, г. Ялта, Республика Крым, 13–14 мая 2021 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 275-280.
20. Усов, В.В. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания. - Учеб. пособие для СПО. – М.: Академия, 2011.
21. Чеглазова, М. Е. Гастрономический туризм, как трендовое направление в индустрии туризма / М. Е. Чеглазова, Г. В. Григорян // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России : материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Казань, 24 января 2020 года. – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский университет культуры, искусств и туризма", 2020. – С. 283-287.
22. Antón C., Camarero C., Laguna M., Buhalis D. Impacts of authenticity, degree of adaptation and cultural contrast on travellers’ memorable gastronomy experiences // Journal of Hospitality Marketing & Management. 2019. Vol. 28. No. 7. P. 743–764
23. Hall C. M. Boosting food and tourism-related regional economic development // OECD, Food and the Tourism Experience: The OECD-Korea Workshop, OECD Studies on Tourism: OECD Publishing, 2012. P. 49–62
24. Hall C. M., Mitchell R. Gastronomic tourism: Comparing food and wine tourism experiences // Niche tourism: Contemporary issues, trends and cases / Ed. Novelli M. Oxford, 2005. P. 73–88
25. Toudert D., Rábago N. Interest in food, food quality, satisfaction, and outcomes in a border context: Gender, country of residence and born moderation // International Journal of Gastronomy and Food Science. 2021. Vol. 25. [Электронный ресурс]: URL: https://djameltoudert.com/sites/default/files/files/ Gastro-2021.pdf