Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Сущность и виды прибыли и рентабельности предприятия
В настоящее время в экономической литературе, а также литературе по теории бухгалтерского учета существует большое количество определений понятия «прибыль», при этом каждый автор имеет собственный взгляд на трактовку данного понятия. При этом, большинство авторов отождествляют понятия «прибыль» и «финансовый результат».
Так, по мнению А.В. Головачев под «прибылью» следует понимать «итоги хозяйственной деятельности предприятия в целом, а также его подразделений, выраженный в виде финансовых показателей» .
В своем исследовании Л.Г. Валишевская отмечает, что, «прибыль или финансовый результат представляет собой итог финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, который формируется в денежной форме. Финансовые результат определяется показателем чистой прибыли и убытка, который отражает в обобщенном виде результат функционирования предприятия и эффективность произведенных им затрат» .
А.Д. Шеремет характеризует «финансовый результат» «величиной полученной прибыли или убытка» .
В своей работе Е.А. Кыштымова полагает, что «финансовый результат представляет собой прирост либо уменьшение капитала предприятия, который был вызван его предпринимательской и иной деятельностью» .
По мнению, Г.И. Лазаревой «величина прибыли равна разнице между соответствующими видами доходов и расходов от основных, а также прочих видов деятельности» .
Исследователь Т.И. Агафонова предполагает, что «финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия отражает прибыль как экономическая категория, которая выражается в изменении собственного капитала предприятия за отчетный период» .
Одним из важнейших объектов бухгалтерского учета, по мнению Б.П. Рукина, является «прибыль, которая определяет успешность функционирования предприятия, его позицию на рынке, а также его капитализацию и другие аспекты деятельности, которые интересуют пользователей бухгалтерской отчетности» .
Анализ литературы показал, что наиболее полную по содержанию трактовку понятия «прибыль» дает Е.Д. Шалимова, определяя ее как «итог отношений между хозяйствующими субъектами, обусловленных их взаиморасчетами, движением денежных средств, денежным обращением, а также использованием денег за определенный период времени, который выражен в форме прироста капитала предприятия» .
На основе проведенного анализа литературы по интерпретации термина «прибыль» можно сделать вывод об основных принципах его формирования:
во-первых, прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия;
во-вторых, прибыль характеризует изменение величины собственного капитала предприятия за счет изменения величины чистой прибыли (убытка).
При этом, прибыль предприятия делится на различные виды (см. рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Виды прибыли предприятия
Разные виды прибыли которая затрагивают интересы разных категорий субъектов хозяйствования:
– государство (налоговые органы) – налогооблагаемая прибыль, как источник доходной части бюджета;
– собственники – чистая прибыль, как источник выплаты доходов;
– управленческий персонал – валовая прибыль, как итог собственной деятельности, а также источник функционирования субъекта хозяйствования;
– инвесторы и контрагенты – операционная прибыль, как источник стабильных партнерских отношений.
Одним из основных показателей оценки эффективности деятельности предприятия выступает рентабельность.
Впервые понятие рентабельности получило широкое использование в рамках концепции коэффициентного анализа. Так, в результате исследования П. Фитцпатрик пришел к заключению о том, что «одним из наиболее показательных индикаторов в оценке потенциального банкротства предприятия выступает показатель рентабельности собственного капитала, который рассчитывается как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала предприятия» .
К настоящему времени в научной литературе сложились различные формулировки понятия «рентабельность».
По мнению Б.А. Райзберг рентабельность деятельности определяется как «характеристику конечного результата хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, определяемую соотношением величины полученной прибыли и объемом вложений в основные и оборотные средства предприятия» .
Похожую трактовку дает Е.С. Стоянова, которая интерпретирует рентабельность как «индикатор экономической эффективности производства, который выражает в комплексе использование финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятия» . Исходя из данной трактовки видно, что рентабельность предполагает получение максимально возможного результата при использовании имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов.
Н.П. Любушин придерживается аналогичного мнения и определяет рентабельность как «относительный показатель, характеризующий размер полученной прибыли на единицу используемых ресурсов» . По мнению В.В. Ковалева рентабельность представляет собой «относительный показатель, позволяющий сопоставить полученный результат с используемыми для его достижения затратами или ресурсами» .
Все вышепредставленные трактовки понятия «рентабельность» являются общими, при этом дают довольно полное представление о возможности применения показателей рентабельности для оценки эффективности деятельности предприятия.
Согласно И.Я. Лукасевичу, «показатели рентабельности являются комплексными и позволяют дать общую оценку эффективности деятельности предприятия и принятых его руководством решений» . Данная трактовка определяет рентабельность с точки зрения менеджмента, т.к. характеризует эффективность не только деятельности предприятия, но и принятых на уровне руководства решений.
По мнению Г.В. Савицкой «рентабельность представляет собой относительный показателем, определяющий доходность бизнеса» . В данном случае показатели рентабельности позволяют определить эффективность деятельности предприятия с точки зрения уровня доходности предприятия в целом, а также отдельных направлений деятельности и уровня использованных ресурсов, а также получить наиболее полную информацию о совокупных результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Обобщение мнений отечественных экономистов по вопросу определения и сущности категории рентабельности можно определить данную экономическую категорию, как относительный показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий отношение различных видов прибыли к различным показателям (продажам, примененным и потребленным ресурсам, активам, капиталу, расходам, затратам) в процессе осуществления различных видов деятельности. Среди основных показателей рентабельности можно выделить: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и другие.
1.2 Факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование прибыли предприятия, как правило, делят на факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера.
Факторы экзогенного (внешнего) характера не зависят от предприятия и включают в себя факторы прямого (непосредственного) и косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий, и субъекты должны незамедлительно на них реагировать. К их числу можно отнести изменение нормативно-правовой базы, элементов налоговой системы, механизмов конкурентной борьбы и т.д. Факторы косвенного воздействия оказывают влияние опосредованно, однако по мере развития приводят к необходимости принятия мер преодоления их негативного воздействия. В данном случае речь идет об общей политической обстановке в стране, международных экономических отношениях, развитии отрасли или сферы деятельности предприятия и другие.
Наибольшее число факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли предприятия, как основного показателя экономической эффективности предприятия, имеют эндогенный (внутренний) характер. Среди факторов эндогенного характера выделяют: финансово-экономические, технологические, организационные и операционные (управленческие).
Финансово-экономические факторы характеризуются неэффективностью финансово-хозяйственной деятельности предприятия – неэффективным управлением затратами, объемами производства и реализации, неэффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, нерациональной структурой капитала, высоким уровнем операционного и финансового рисков и т.д.
Технологические факторы связаны с использованием в основной деятельности предприятия устаревших технологий, что ведет к снижению качества производимой продукции, а также с игнорированием требований к безопасности производства, что ведет к аварийным ситуациям на производстве, срыву сроков поставок и т.д.
Организационные факторы основаны на неэффективности реализуемой стратегии функционирования предприятия, неэффективности функционирования отдельных подсистем и взаимосвязи между ними.
Управленческие факторы вызваны непрофессионализмом управленческого персонала предприятия, их личностными характеристиками, отсутствием гибкости в системе управлении, неэффективной кадровой политикой, незнанием современных управленческих технологий и т.д.
Величина влияния того или иного фактора на рентабельность, как основной показатель экономической эффективности предприятия, во многом, определяется компетентностью менеджеров предприятия. Как правило, низкая эффективность деятельности предприятия связана не только со сложной внешней средой, но и некомпетентностью руководителей и неправильностью принятия управленческих решений.
Направления повышения прибыли предприятий определяются резервом роста прибыли. При этом экономическая сущность резервов роста прибыли предприятия состоит в наиболее полном и рациональном использовании потенциала предприятия для получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах на единицу продукции.
По мнению В.В. Вудвуд «резервы роста прибыли предприятия делятся на две группы: поэлементные и комплексные» .
Поэлементные резервы роста прибыли определяются одним из факторов влияния, воздействие на который посредством внедрения определенных мер позволяет повысить прибыль – повышение объемов продаж, рост цены реализации, снижение затрат.
Комплексные резервы роста прибыли основаны на стратегическом характере, в рамках которого воздействие реализуется на несколько факторов одновременно. Например, одновременное увеличение цены реализации и снижение затрат, которые позволяют увеличить разрыв в данных показателях для более существенного роста прибыли. Также к комплексным резервам роста относится нахождение баланса между уровнем цен и объемом продаж, которые позволяют увеличить прибыль на единицу продукции.
С.А. Мироседи выделяет следующие направления повышения прибыли предприятия (см. рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Направления повышения прибыли предприятия
Рассмотрим обозначенные направления повышения прибыли предприятия подробно.
1. Повышение цены продукции при неизменных затратах. В рамках реализации данного направления необходимо проведение анализа:
– спроса по позициям товаров или услуг предприятия для выявления готовности покупателя (заказчика) к приобретению товара/услуги в независимости от цены;
– системы ценообразования конкурентов для установления оптимальной рыночной цены;
– повышение качества продукции/услуг, т.к. в условиях роста цен повышается требования к качеству.
2. Снижение затрат осуществляется за счет усовершенствования производственного процесса, внедрения новых технологий, отказ от ручного труда и т.д. При этом снижение затрат не должно отрицательно отразиться на качестве продукции/услуг.
3. Повышение цены продукции при сокращении затрат. Наибольшую эффективность данное направление повышения прибыли предприятие достигает с ростом эффекта масштаба, т.е. чем больше объем производства и реализации, тем больше экономия на затратах, прежде всего постоянных.
4. Увеличения объема реализации возможно различными путями, одним из которых является повышение производительности труда за счет внедрения системы автоматизации бизнес-процессов, развития систем мотивации и т.д. Помимо этого, для роста объемов реализации используют различные маркетинговые технологии продвижения и др.
В современных условиях действенным направлением повышения прибыли предприятия является диверсификация деятельности предприятия, которая позволяет предприятию вводить дополнительные направления бизнеса с целью расширения доли рынка, увеличения объемов производства и реализации продукции/услуг, что ведет к росту прибыли предприятия.
2. Исследование прибыли предприятия ООО «Деловые линии»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Деловые линии»
Транспортная компания ООО «Деловые линии» (далее по тексту ООО «ДЛ») – транспортно-экспедиционная компания, работающая на рынке организации перевозок грузов, начиная с 2001 года. ООО «ДЛ» располагает центральным офисом в г. Санкт-Петербург и имеет большое количество более 240 филиалов по всей России.
ООО «ДЛ» предлагает полный комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Основными направлениями деятельности ООО «ДЛ» являются автоперевозки по России, перевозки сборных грузов, а также перевозка опасных и крупногабаритных грузов.
Услугами ООО «ДЛ» пользуются предприятия среднего и малого бизнеса, а также крупные торговые и промышленные предприятия.
ООО «ДЛ» характеризуется целым рядом очевидных конкурентных преимуществ, к которым можно отнести следующие:
1. Предоставление широкого комплекса транспортно-экспедиционных услуг.
2. Применение современного автомобильного парка.
3. Качественная упаковка и ответственная погрузка всех видов грузов.
4. Полная материальная ответственность ООО «ДЛ» за сохранность грузов.
5. Обслуживание клиента персональным менеджером компании ООО «ДЛ».
Организационная структура управления ООО «ДЛ» представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная структура управления ООО «ДЛ»
Необходимо отметить, что большая часть водителей, работающих на транспортных средствах ООО «ДЛ» являются привлеченными, работают по договору подряда и не входят в штат компании.
Структура парка автотранспортных средств ООО «ДЛ» представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура парка автотранспортных средств ООО «ДЛ»
Из представленных данных видно, что большую часть парка автотранспортных средств ООО «ДЛ» занимают двадцатитонные автомобили – 3 410 единиц (85,25%).
В таблице 2.1 представлены основные экономические показатели деятельности ООО «ДЛ».
Таблица 2.1 – Основные экономические показатели деятельности ООО «ДЛ»
Выручка от реализации услуг ООО «ДЛ» является основным видом доходов транспортной компании. На рисунке 2.2 представлена динамика выручки от реализации ООО «ДЛ».
Из представленных данных видно, что в 2021 году наблюдается рост выручки от реализации на 7 451 млн руб. или 22,5%, что обусловлено ростом объемов грузоперевозок по всем направлениям и видам в условиях выхода из пандемии COVID-19 и роста спроса со стороны основных клиентов. В 2022 году наблюдалось еще более существенное увеличение объемов реализации услуг, и, соответственно, выручки от реализации на 11 524 млн руб. или 28,4%. При этом, необходимо отметить, что увеличение обусловлено в том числе ростом тарифов на грузоперевозки.
Рисунок 2.2 – Динамика выручки от реализации и полной себестоимости ООО «ДЛ» за 2020-2022 гг., тыс. руб.
Одновременно с ростом прибыли наблюдается рост показателя полной себестоимости (включая управленческие расходы) по сравнению с 2021 годом на 26,05% (на 10 139 млн руб.). Рост обусловлен не только увеличением объемов предоставления услуг, но и увеличением материальных затрат на фоне роста цен на ГСМ, запчасти и т.д.
Более существенный рост выручки от реализации по сравнению с ростом полной себестоимости в 2022 году привел к увеличению прибыли от реализации на 83,9% (1 385 млн руб.). Данная тенденция указывает на повышение эффективности управления затратами на предприятии.
На рисунке 2.3 представлена динамика показателей рентабельности ООО «ДЛ». Показатели рентабельности были рассчитаны по показателям прибыли от реализации, т.к. ООО «ДЛ» также имеет прочие доходы и расходы. Из представленных данных видно, что в связи со значительным увеличением прибыли от реализации наблюдалось повышение показателей рентабельности услуг и рентабельности продаж, которые в 2022 году составили 6,19% и 5,83%, что значительно выше среднеотраслевых значений (5,1% и 4,5%, соответственно).
Рисунок 2.3 – Динамика показателей рентабельности ООО «ДЛ», %
Кроме того, наблюдается снижение затрат на рубль реализации – на 4 копейки по сравнению с показателем 2020 года, что говорит о повышении эффективности управления затратами.
Если сравнивать темпы роста производительности труда и с темпами роста среднемесячной заработной платы, то будут получены следующие результаты (см. рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Соотношение темпов прироста производительности труда и среднемесячной заработной платы сотрудников ООО «ДЛ» за 2021-2022 гг., %
В 2021-2022 гг. наблюдался более существенный рост производительности труда в сравнении с ростом заработной платы сотрудников ООО «ДЛ». Выявленные тенденции свидетельствуют о недостаточно эффективной системе материального стимулирования сотрудников предприятия, рост выработки не сопровождается аналогичным изменением уровня оплаты труда, что в дальнейшем может негативно сказаться на деятельности предприятия.
На следующем этапе проведем комплексный анализ прибыли ООО «ДЛ».
2.2 Анализ показателей прибыли ООО «Деловые линии»
Анализ динамики и структуры прибыли деятельности предприятия необходимо начинать с анализа выручки от реализации.
Динамика выручки от реализации по основным видам услуг ООО «ДЛ» представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Динамика выручки от реализации по видам услуг ООО «ДЛ» за 2020-2022 гг., тыс. руб.
Из представленных данных видно, что наибольшее увеличение выручки в 2022 году наблюдается по перевозке сборных грузов – основного вида услуг ООО «ДЛ» – прирост составил 19,94% или 5 712,6 млн. руб. По другим услугам также наблюдается увеличение объемов продаж в стоимостном выражении. В целом, можно сделать вывод о том, что кризисные явления в экономике в 2022 году не оказали негативного влияния на объемы предоставления транспортных услуг в ООО «ДЛ».
На рисунке 2.5 представлена структура реализации по видам грузоперевозок в ООО «ДЛ».
Рисунок 2.5 – Структура реализации по видам грузоперевозок в ООО «ДЛ» за 2020-2022 гг., %
Из представленных данных видно, что большая часть реализации приходится на перевозку сборных грузов, которые являются основным направлением деятельности в рамках выработанной стратегии ООО «ДЛ», при этом в 2022 году наблюдается небольшое снижение доли данной категории до 84,09% общего объема реализации услуг при одновременном увеличении доли других видов услуг, прежде всего, перевозки опасных и крупногабаритных грузов, а также междугородных перевозок и услуг по экспресс-доставке.
В целом, данная тенденция говорит о достаточном разнообразии деятельности транспортной компании.
Далее необходимо провести анализ затрат, который занимает доминирующее место в анализе формирования прибыли.
В таблице 2.3 представлена динамика затрат ООО «ДЛ» в разрезе видов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 510-ФЗ (ред. от 25.02.2022). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.05.2022). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.05.2022). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
5. Агафонова, Т.И. Проблемы управления прибылью и рентабельностью предприятия // Мировая наука. 2019. № 1. – С. 3-6.
6. Арефьева, С.Г. Проблемы функционирования механизма управления прибылью и рентабельностью предприятия // Символ науки. – 2021. – № 9-1. – С. 57-60
7. Брондзя, Д.С. Совершенствование управления прибылью малого бизнеса // NovaInfo.Ru. 2018. Т. 3. № 58. – С. 97-101
8. Валишевская, Л.Г. Концепция управления распределением чистой прибыли на предприятии // Научное обозрение. 2019. № 3. – С. 98-102
9. Великая, Е.Г. Управление финансовыми результатами промышленного предприятия // Вектор науки ТГУ. – 2020. - №2 (28). – С. 80-83
10. Вудвуд, В.В. Управление прибылью на предприятии и пути его улучшения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 5-6 (25). – С. 30-34.
11. Головачев, А.С. Управление формированием выручки и прибыли от текущей деятельности предприятия // Экономика. Управление. Инновации. 2020. № 1-2. – С. 8-16.
12. Головко, Н.А. Учет финансовых результатов // Главбух. - 2018. - № 7 - С. 23 - 26
13. Горбачева, Л. А. Анализ прибыли и рентабельности: учеб. пособие. - М. : Экономика, 2022. – 195 с.
14. Горина, О.А. Прибыль как основной финансовый результат определяющий финансовое состояние организации // В сборнике: Научные исследования. Теоретический и практический аспект. – 2021. – С. 31-36.
15. Демчук, О.В. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения // Проблемы экономики и менеджмента. – 2019. – № 8 (48). – С. 6-9.
16. Дружиловская, Т.Ю. Показатели доходов, расходов и финансовых результатов в учете и отчетности: теоретический и практический аспекты // Бухгалтерский учет. - 2017. - № 5. – С. 16 - 23
17. Еланцев, С.В. Управление доходами, расходами и прибылью корпорации // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №1 (25). – С. 103-108.
18. Журавлев, Е.Е. Основы управления бюджетом и прибылью предприятия // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 10. –С. 461-466
19. Иванова, А.С. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности организации на основании данных отчета о финансовых результатах // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2021. – № 37-2. – С. 37-43
20. Киреева, Е.В. Анализ финансовых результатов деятельности организации по данным отчета о финансовых результатах // Политика, экономика и инновации. – 2019. – № 4 (6). – С. 7-10.
21. Коростелева, А.В. Управление прибылью предприятия // Студенческий форум. 2018. № 4-2. – С. 30-33
22. Кузнецова, Т.А. Моделирование и факторный анализ рентабельности компаний // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. - №4 (20). – С. 157-162
23. Кыштымова, Е.А. Анализ факторов повышения качества прибыли в механизме управления организацией // Вектор экономики. 2020. № 8 (14). –С. 2
24. Лазарева, Г.И. Управление формированием и использованием прибыли организации: учебное пособие. – Ставрополь: БУКЭП, 2022. – 105 с.
25. Макушова, О.М. Количественные и качественные характеристики управления прибылью // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2018. № 2 (47). – С. 214-219.
26. Малахов, А.В. Значение маржинального анализа в управлении прибылью предприятия // Инновационная деятельность в модернизации АПК, 2018, № 3 – С. 212-214
27. Мещеряков, М.Г. Организационно-правовые и организационно-экономические основы управления финансовыми результатами организации // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. – 2020, № 5 – С. 152-156.
28. Мироседи, С.А. Факторы и резервы увеличения прибыли предприятия // Символ науки. – 2021. - №5. – С. 161-165.
29. Наумова, О.А. Показатели финансовых результатов организации в анализе ее деловой активности //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 5. – с. 23
30. Никифоров, А.Н. Управление прибылью предприятия в современных условиях // Экономика и социум. 2019. № 5-2 (36). –С. 1024-1027
31. Оськина, Ю.Н. Обзор методик анализа финансовых результатов // Соцально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 4 - С. 16 - 130
32. Пашкова, А.П. Формирование информации для управления финансовыми результатами деятельности предприятий // Наука и бизнес: пути развития. – 2021. – № 4 (22). – С. 190-193
33. Рукин, Б.П. Особенности управления прибылью корпораций в целях обеспечения их экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (78). – С. 946-950
34. Тимирханова, Л.М. Управление финансовыми результатами организации // Финансы и учет: проблемы методологии и практики. – 2017. – № 1-3. – С. 315-332.
35. Феттер, А.А. Управление финансовым результатом от основной деятельности предприятия // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2019. – № 10 (44). – С. 16-18
36. Халиуллина, А.Р., Корнева Д.О. Методы управления рентабельностью предприятия // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2021. – № 4 (4). – С. 193-196
37. Шалимова, Е.Д. Основы управления прибылью предприятия // Научный альманах. 2018. № 5-1 (31). – С. 237-239