Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир развивается чрезвычайно быстро, происходят процессы глобализации и цифровизации, но иностранный язык остается по-прежнему важным средством обеспечения возможности общения чело-века и всего общества.
Цель развития функциональной грамотности в области овладения иностранными языками - совершенствование иноязычной компетенции как способ и готовность обучающихся использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач.
Базовым навыком функциональной грамотности является читатель-ская грамотность. В современном обществе умение работать с информаци-ей (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Активное использование на занятиях интернет-ресурсов позволяет вывести работу с текстами на новый уровень.
Указанная актуальность обусловила выбор темы исследования «Роль интернет-ресурсов в формировании функциональной грамотности под-ростков во внеурочной работе по иностранному языку».
Анализ литературы по исследуемой теме позволил выделить ряд имеющихся недостатков:
• не учитываются на практике суть в содержании понятия «функ-циональная грамотность»;
• не уделяется должного внимания развитию функциональной гра-мотности у обучающихся по иностранному языку в средней школе;
• не уделяется должного внимания разработке дидактических ма-териалов по иностранным языкам с использованием интернет-ресурсов, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся во внеурочной работе по иностранному языку в условиях образовательных школ.
Актуальность темы и выявленные противоречия позволили сформу-лировать проблему исследования: как сформировать функциональную грамотность подростков в процессе внеурочной деятельности по ино-странному языку.
Объект исследования: процесс формирования функциональной грамотности подростков во внеурочной работе по иностранному языку.
Предмет исследования: интернет-ресурсы как средство формирова-ния функциональной грамотности подростков во внеурочной работе по иностранному языку.
Цель исследования: выявить возможности интернет-ресурсов и их роль в формировании функциональной грамотности подростков во вне-урочной работе по иностранному языку.
Гипотеза исследования: процесс формирования функциональной грамотности подростков во внеурочной работе по иностранному языку будет эффективным если:
• рассматривать функциональную грамотность как важный индика-тор сформированности культуры личности в современном обще-стве;
• в обучении иностранному языку использовать интернет–технологии, которые позволяют сделать процесс обучения практи-коориентированным.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи иссле-дования:
• изучить понятие функциональной грамотности на уроках ино-странного языка;
• выявить возможности новых информационных технологий в обу-чении английскому языку;
• рассмотреть вопросы использования интернет - ресурсов во вне-урочной работе по иностранному языку;
• провести диагностику исходного уровня сформированности чита-тельской грамотности обучающихся как базового навыка функци-ональной грамотности;
• экспериментальным путем определить эффективность использова-ния интернет-ресурсов на внеурочных занятиях по иностранному языку для формирования функциональной грамотности у под-ростков.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литерату-ры по исследуемой проблеме, обобщение, педагогический эксперимент.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1.1. Функциональная грамотность по иностранному языку:
понятие и сущность
Современное общество характеризуется стремительной изменчиво-стью окружающего мира. Вхождение общества в постиндустриальный пе-риод привело к изменениям во многих сферах жизни, в том числе и в об-разовании.
В течение нескольких веков вплоть до конца 80-х годов XX века об-разовательный уровень индивида определялся через понятие грамотность, которое главным образом характеризовалось как умение читать и писать.
Проблема грамотности с вхождением в постиндустриальный период изначально была обозначена для развивающихся стран, но позже на осно-ве проведенных исследований в развитых странах происходит переосмыс-ление понятия грамотности, тем самым феномен грамотности приобретает глобальный характер.
В современном мире ключевым навыком человека и основным пока-зателем уровня образования населения страны является понятие «грамот-ность». Право на грамотность вытекает из права на образование, которое было признано во Всеобщей декларации прав человека 1943 года.
В настоящее время в педагогической литературе понятие «функцио-нальная грамотность» трактуется по-разному.
Важность формирования грамотности у населения неоднократно подтверждали в различных конвенциях, международных декларациях, до-кладах, а также во многих научных трудах педагогов, психологов. Одним из таких примеров, является Всемирный доклад по мониторингу ОДБ (Образование для всех), который был подготовлен работающей в ЮНЕ-СКО независимой группой, и был посвящен теме «Грамотность как жиз-ненная необходимость». Во всемирном докладе подчеркивается важность формирования грамотности, «качественное базовое образование дает учащимся навыки грамотности, необходимые для жизни и для дальнейше-го обучения: больше вероятность того, что грамотные родители будут от-правлять своих детей в школу, грамотные люди лучше смогут оценивать возможности, которые им открывает непрерывное образование; общество грамотности сможет более эффективно решать насущные проблемы разви-тия».
Важную роль по распространению грамотности играет ЮНЕСКО -Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. На сегодняшний день приоритетной задачей ЮНЕСКО является распространение грамотности и создание благоприятной среды, которая является неотъемлемой частью обучения на протяжении всей жизни. Для ЮНЕСКО также важно, чтобы грамотность продолжала оставаться прио-ритетным направлением как на национальном, так на международном уровне.
Начиная с 1950-х годов многие международные организации начали уделять внимание политике в области грамотности. Организация ЮНЕ-СКО на основе многих академических исследований сделала попытку определить трактовку понятия «грамотность».
В 1965 году на всемирном конгрессе министры просвещения в Теге-ране - определили понятие «грамотность» как «совокупность умений чи-тать и писать для использования в повседневной жизни и решения житей-ских проблем».
В 1960-е и 1970-е годы международное сообщество приняло ряд важных политических документов, в которых подчеркивалась роль гра-мотности в деле экономического роста и национального развития стран, которые, на тот момент, стали независимыми. Таким образом, была под-черкнута связь между грамотностью, производительностью труда и соци-ально-экономическим развитием в целом.
В 1960-е и 1990-е годы впервые стало упоминаться понятие «функ-циональная грамотность». Появляются новые взгляды на определение термина грамотность. Понятие «функциональная грамотность» связывают с повышенным уровнем владения письменным словом, общим образова-нием, изменением в сфере труда. Функциональная грамотность «стала включать в себя проблемы, связанные с глобализацией; в том числе воз-действием новых технологий и средств информации». Больше внимания стало также уделяться языку или языкам, на которых происходит обуче-ние грамотности.
В начале XXI века происходит осознание функциональной грамот-ности как средства успешной деятельности в меняющемся мире.
Рассмотрим подходы к определению понятий «грамотность» и «функциональная грамотность».
Азимов Э. Г и Щукин А. Н считают, что понятие «грамотность» - это базовый показатель социально-культурного развития человека. Если че-ловек владеет навыком и умением читать и писать в соответствии с норма-ми родного (изучаемого) языка, то такого человека можно назвать гра-мотным [Азимов, 2009].
Авторский коллектив образовательной системы «Школа 2100» сформулировал определение функциональной грамотной личности. Они считают, что «функциональная грамотная личность умеет использовать в различных сферах деятельности знания, умения и навыки, которые приоб-ретаются в течение жизни» [Леонтьев, 2003].
По мнению Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина, «функциональная грамот-ность - это есть уровень знаний, умений и навыков, который считается ми-нимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности. Если у человека не сформирована функциональная грамотность, то он не сможет вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [Азимов, 2009, с. 15].
С. Г. Вершловский, М. Г. Матюшкина в своей статье, посвященной теме функциональной грамотности выпускников школ, определили, что функциональная грамотность «выступает как способ социальной ориента-ции личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь об-щего) с многоплановой человеческой деятельностью» [Вершловский, 2007].
С. А. Тангян считает, что «функциональная грамотность - повышен-ный уровень знаний и умений, включая умения читать и писать, необходи-мый для участия во всех сферах общества» [Тангян, 1990].
О. Бранд, в своей статье «Функциональная грамотность в промыш-ленно развитых странах» рассматривает понятие функциональная грамот-ность как, «умение решать жизненные задачи в различных сферах дея-тельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстро ме-няющемся обществе» [Бранд, 1988].
М. Ю. Олешков и В. М. Уваров определили понятие функциональная грамотность как «уровень образованности, который характеризуется спо-собностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний» [Олешков, 2006, с. 64].
Н. Ф. Виноградова считает, что «Функциональная грамотность сего-дня - это базовое образование личности [Виноградова, 2018]. Наталья Фе-доровна убеждена, если ребенок функционально грамотен, то он сможет:
• успешно взаимодействовать с изменяющимся миром:
• решать различные учебные и жизненные задачи;
• строить социальные отношения:
• стремиться к дальнейшему образованию;
Основные направления формирования функциональной грамотности представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Направления формирования функциональной грамотности
Опыт отечественных исследований последних десятилетий, приводит к пониманию того, что определение функциональной грамотности, данное А.А. Леонтьевым, можно считать наиболее точным и обобщающим взгля-ды ученых. То есть функциональная грамотность - это способность ис-пользовать знания, умения, способы в реальном действии при решении широкого круга задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, в зада-чах, не похожими на те, где эти знания умения, способы приобретались [Леонтьев, 1998].
С этой точки зрения, функциональную грамотность можно рассмат-ривать как один из уровней образованности современного человека.
Международное исследование PISA является основным националь-ным инструментарием мониторинга формирования функциональной гра-мотности.
В исследовании PISA в качестве основных содержательных состав-ляющих функциональной грамотности выделены шесть: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышле-ние.
Анализируя подходы современных педагогов и психологов к опре-делению понятий «грамотность» и «функциональная грамотность», мы пришли к выводу, что организация ЮНЕСКО внесла большой вклад в распространение грамотности.
Выделяют следующие компоненты функциональной грамотности (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Компоненты функциональной грамотности
Важную роль в образовании сыграли попытки ЮНЕСКО опреде-лить трактовки понятий «грамотность» и «функциональная грамотность». Основываясь на опыте ЮНЕСКО, современными психологами и педагога-ми были предложены определения понятий, однако рассматривались эти понятия, намного глубже, чем «умение читать и писать».
Индикаторы функциональной грамотности представлены на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. Индикаторы функциональной грамотности
Функциональная грамотность может выступать в таких формах, как отмечено на рисунке 1.4.
Рис. 1.4. Формы функциональной грамотности
Уроки английского языка располагают наибольшим потенциалом для приобретения ребенком навыков функциональной грамотности.
Главная цель в фокусе приобретения функциональной грамотности на уроках английского языка – это свободное использование обучающи-мися английского языка для решения коммуникативных задач. Это подра-зумевает развитие всех видов речевой деятельности (грамотная устная и письменная речь), умение самостоятельно в определенной жизненной ситу-ации выстраивать диалог для решения сформулированной проблемы.
Таким образом, под понятием «грамотность» мы понимаем опреде-ленную степень владения человеком навыками и умениями чтения и письма в соответствии с нормами родного (изучаемого) языка. Под «функцио-нальной грамотностью» способность человека решать различные задачи при помощи сформированных знаний, умений, навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимова, О. М. Формирование функциональной грамотно-сти на уроках английского языка [Текст] / О. М. Абросимова // Кубанская школа. – 2021. – № 2. – С. 39-43.
2. Адельбаева, Б. С. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка [Текст] / Б. С. Адельбаева // Инновации в об-разовании (Казахстан). – 2021. – № 1(52). – С. 30-31.
3. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических тер-минов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Ази-мов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с.
4. Боловинцева, Т. И. Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка [Текст] / Т. И. Боловинцева // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2021. – № 4. – С. 30-34.
5. Большая российская энциклопедия – электронная версия. Bi-genc.ru. URL: https://bigenc.ru/education/text/2375915
6. Бранд, О. Функциональная грамотность в промышленно раз-витых странах [Текст] / О. Бранд // Перспективы. – 1988, № 2
7. Вершинина, О. А. Использование заданий по развитию функ-циональной грамотности обучающихся на уроках английского языка [Текст] / О. А. Вершинина // Общество. – 2021. – № 2-2(21). – С. 17-20.
8. Вершловский, С.Г., Матюшкина, М.Д. Изменения в социально-педагогическом портрете выпускника петербургской школы [Текст] / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина // Вопросы образования. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-sotsialno-pedagogicheskom-portrete-vypusknika-peterburgskoy-shkoly
9. Воевода, Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам [Текст] / Е.В. Воевода // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 110–114.
10. Гирьева, М. С. Интернет ресурсы в изучении английского язы-ка [Текст] / М. С. Гирьева // Актуальные вопросы современной науки гла-зами молодых исследователей: Сборник статей VI Международной науч-но-практической конференции, Омск, 28–29 апреля 2021. – Омск: Сибир-ский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2021. – С. 185-190.
11. Гудкова, Е. Когда умение читать и писать стало общепринятой нормой? [Текст] / Е. Гудкова – Портал «Культура.РФ». - 2022. URL: https://www.culture.ru/s/vopros/chitat-i-pisat/
12. Гущин, И. И. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка [Текст] / И. И. Гущин // Сахалинское образова-ние XXI век. – 2022. – № 3. – С. 14-17.
13. Драгунова, А.А. Учебные интернет-ресурсы как средство фор-мирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов [Текст] / А.А. Драгунова // Ярославский педагогический вестник. - №1. – Т. 2. - 2013. – 240 с.
14. Емец, М. А. Функциональная грамотность на уроках англий-ского языка [Текст] / М. А. Емец // Современная наука. XXI век: научный, культурный, ИТ контекст: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Омск, 21 января 2023. – Омск: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Много-профильная Академия непрерывного образования», 2023. – С. 35-38.
15. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.Г. Захарова – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
16. Ковригина, Е. А. Развитие функциональной грамотности на уроках обучения говорению на английском языке [Текст] / Е. А. Ковриги-на // Интернаука. – 2022. – № 6-3(229). – С. 17-18.
17. Корчажкина, О.М. Специфика применения интерактивной дос-ки на уроках иностранного языка при выполнении творческих заданий [Текст] / О.М. Корчажкина // Иностранные языки в школе. – 2012. – №6. – С. 45–49.
18. Костина, Е.В. Использование электронного учебника по ан-глийскому языку в период педагогической практики студентов факультета иностранных языков МордГПИ [Текст] / Е.В. Костина // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – №2. – С. 34–36 [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.mordgpi.ru/upload/iblock/3d1/3d191182e64204cbaf0798eb2774 5cd0.pdf
19. Костюченко, М.В., Трутнев, А.Ю. Интернет-ресурсы при изу-чении английского языка [Текст] / М.В. Костюченко, А.Ю. Трутнев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 1. – С. 181-185.
20. Краснощекова, Г.А. Теория и практика языкового образования студентов технических вузов: монография [Текст] / Г.А. Краснощекова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – 124 с.
21. Кудряшов, К. Принуждение к грамотности. Почему обучение стало условием выживания СССР? – Аргументы и факты. – 25 июля 2020. [Текст] / К. Кудряшов // URL:https://aif.ru/society/history/prinuzhdenie_k_gramotnosti_pochemu_obuchenie_stalo_usloviem_vyzhivaniya_ sssr
22. Леонтьев, А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: лекция - докл. [Текст] / А.А. Леонтьев. - Текст: непосредственный. - М., 1998. – 129 с.
23. Мелехина, Е. С. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятель-ности [Текст] / Е. С. Мелехина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. - № 4.
24. Муминова, З. И. Чтение на уроках английского языка как спо-соб развития функциональной грамотности старшеклассников [Текст] / З. И. Муминова // 2022. – Т. 5. - № 1(46). – С. 44-49.
25. Николина, В.В. Развитие функциональной грамотности обуча-ющихся в образовательном процессе [Текст] / В.В. Николина // Нижего-родское образование. - 2021. - № 1. - С. 4 – 13.
26. Омарова, С. К. Характеристика и дидактических потенциал мобильноцифровых технологий обучения иностранным языкам [Текст] / С.К. Омарова // Вестник ТГПУ. – 2018. – № 1 (190). – С. 52–58
27. Покарева, Е. А. Геймификация в процессе формирования функциональной языковой грамотности на уроках английского языка [Текст] / Е. А. Покарева // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2021. – № 4(73). – С. 132-134.
28. Самсонова, Т.И., Середа, Т.Ю. Исторический аспект развития функциональной грамотности [Текст] / Т.И. Самсонова, Т.Ю. Середа // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - Белгород: АПНИ, 11.02.2021. - С. 87 – 90.
29. Свиридова, Е. С. Развитие аудирования как одной из компе-тенций функциональной грамотности на уроках английского языка [Текст] / Е. С. Свиридова // Молодой ученый. – 2021. – № 40(382). – С. 192-194.
30. Сизякина, В.М., Лопатухина, Т.А. Феномен функциональной грамотности в современной высшей школе [Текст] / В.М. Сизякина, Т.А. Лопатухина // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 38. - № 3. - С. 463 – 472.
31. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины [Текст] / авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. – М. : Компа-ния Спутник+, 2006. – 191 с.
32. Строкань, В.И. Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку [Текст] / В.И. Строкань // Науч-но-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S8. – 0,4 п. л. – URL: http://ekoncept.ru/2017/470109.htm
33. Тангян, С.А. «Новая грамотность» в развитых странах [Текст] / С. А. Тангян // Советская педагогика. – 1990.
34. Титова, С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс [Текст] / С.В. Титова // Вестник ТГУ. – 2016. – № 7–8 (159–160). – С. 7–14.
35. Усманов, С.А. Анализ возможностей Интернет-ресурсов для повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / С.А. Усманов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». – 2017. – Т. 14. - № 4.
36. Фирсова, А. В. Использование различных интернет источников и ресурсов в обучении английскому языку [Текст] / А. В. Фирсова // Меж-дународный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 1-1(52). – С. 175-178.
37. Фролова, П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике [Текст] / П.И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Раздел 2. Педагогические науки. - 2016. - №1 (23). - С. 179 – 185.
38. Функциональная грамотность младшего школьника [Текст] : книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, М. И. Кузнецова, В. Ю. Романова и др.] ; под редакцией Н. Ф. Виноградовой ; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт стратегии развития образования Российской академии образования. - Москва : Вентана-Граф, 2018. - 286 с.
39. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и техноло-гия креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. – М., 2003. – 364 с.
40. Чайченко, Ю. Н. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка [Текст] / Ю. Н. Чайченко //. – 2022. – № 1-1(87). – С. 119-121.
41. Юсупова, Т. Г. Использование обучающих Интернет-ресурсов на уроках английского языка [Текст] / Т. Г. Юсупова, Т. М. Боброва // Язык, история, общество: Сборник научных тезисов и статей по материа-лам Международной научно-практической очно-заочной конференции, Орехово-Зуево, 29 июня 2020. / Под редакцией А.В. Кирилловой, М.В Шуруповой. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2020. – С. 161-165.
42. Klepikova, A.G., Kormakova, V.N., Eroshenkova, E.I. Develop-ment of online master’s degree course in education digitalization conditions: on BSU experience [Текст] / A.G. Klepikova, V.N. Kormakova, E.I. Eroshenkova / Culture, Personality, Society in the conditions of digitalization: Methodology and experience of empirical research. XXIII International conference named af-ter professor L.N. Kogan. – Yekaterinburg, 2020. – P. 509–518.