Фрагмент для ознакомления
2
Российское законодательство (от конституционных основ до региональных нормативно-правовых решений) и впрямую, и опосредованно ориентировано на позитивно-регуляторную, охранительную и защитную поддержку семьи разного типа: традиционной (но осовремененной изменением ролей родителей и уменьшением числа детей), неполной родительской (с матерью или отцом), неполной или полной на основе иного родства (с опекой, попечительством, фактическим воспитанием близких или дальних родственников), приемной, семьи на основе усыновления/удочерения, многодетной семьи [13, с. 154]. Важнейшим элементом хорошо функционирующей социальной системы является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. В условиях цивилизации, технического прогресса, развития культуры, распада семейно-общинных связей и соответствующих органов управления государство все больше берет на себя функцию гаранта социальной защиты личности. В настоящее время социальная защита семьи, обеспечение ее прав и прав ребенка регулируется Конституцией РФ [2] (далее – Конституция РФ), в частности ст.38 Конституции РФ, которая гарантирует, что «материнство, детство и семья находятся под защитой государства».
Актуальность темы исследования. Нестабильная экономическая ситуация в стране требует более тщательного подхода в реализации мер по поддержке и защите многодетной семьи. Семьи с детьми наиболее чувствительны к негативным изменениям. Являясь социальным, духовным и нравственным строительным блоком, эта система служит основой для формирования и реализации социальной и правовой политики государства. Для поддержания благосостояния семей на необходимом уровне государство приняло ряд мер по улучшению социально-экономического положения этой категории населения. Однако из-за экономической нестабильности качество жизни многих семей не улучшилось. Организация социальной и правовой поддержки и защиты оказывает значительное влияние на повышение уровня жизни семей. Эффективным механизмом оказания социальной поддержки и защиты является комплексный подход к проблеме, при котором семья чутко реагирует на все изменения в социальных явлениях. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать меры поддержки и защиты, имеющие целостный характер, ориентированные на социальное развитие и потребности, чтобы оказывать поддержку в соответствии с отдельными социальными категориями.
Реализация мер государственной поддержки семьи должна основываться на сотрудничестве между федеральными и региональными органами власти. Региональная социальная политика направлена на защиту прав и интересов семьи, создание условий для ее функционирования в соответствии с федеральным законодательством. В условиях социально-экономического кризиса важнейшей задачей региональной политики является реализация дополнительных мер по поддержке семьи. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [6] (далее - ФЗ от 19.05.1995 №81-ФЗ) устанавливает единую систему государственных пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком для граждан, имеющих детей, и обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня обществу и государству необходимо изменить свои взгляды, чтобы сохранить семью как социальный, культурный и исторический институт. Так, по данным Росстата РФ в 2022 году число людей, находящихся за чертой бедности, снизилось до 14,3 млн. человек, составив 9,8%. Отмечается, что этот показатель никогда не опускался ниже 10% с 1992 года. В то же время неравенство национального дохода снизилось до 13,8 раза, что является самым низким показателем с 1998 года. Этот показатель основан на уровне доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных жителей России (см. Приложение 1; 2, рис.1,2,3).
Сегодня необходима особая забота, внимание и помощь материнству, отцовству, детству и семье. Однако если материнство, детство и семья всегда находились под защитой государства, то о поддержке социального характера отцовства мы начали говорить лишь недавно.
В 2020 году Европейский суд по правам человека (далее ЕСПЧ) защитил фактического отца, которому российский суд не позволил общаться со своим ребенком. В Постановлении ЕСПЧ от 29.09.2020 «Дело Фатхутдинов (Fatkhutdinov) против России» (жалоба N 36335/18) суд вновь установил, что российские власти нарушили право мужчины на поддержание контактов с ребенком, которого он воспитывал как своего собственного. Россия не выполнила свою обязанность рассмотреть в каждом конкретном случае, соответствует ли наилучшим интересам ребенка сохранение контакта с человеком, который так долго заботился о нем.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие правовые основы предоставления государственных пособий семьям, имеющим детей.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие правовые основы предоставления государственных пособий семьям, имеющим детей.
Целью исследования является анализ правовых основ предоставления государственных пособий семьям, имеющим детей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.изучить историю становления и развития законодательства о государственных пособий семьям, имеющим детей;
2.дать общую характеристику государственных пособий семьям, имеющим детей;
3.исследовать проблемы назначения и выплат государственных пособий семьям, имеющим детей;
4.проанализировать дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство в сфере социальной защиты семей, воспитывающих детей в РФ; постановления судебных инстанций РФ и материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Зыков С.В., Журавлева О.О., Касаткина А.Ю., Костина С.Н., Павлюткин И.В., Тарусина Н.Н., Чирков С.А. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем предоставления государственных пособий семьям, имеющим детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствование законодательства в сфере государственных пособий семьям, имеющим детей.
Научная новизна заключается в авторском анализе действующего законодательства и основан, прежде всего, на его соответствии реальным потребностям семей с детьми и степени соответствия требованиям такого законодательства.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и ссылок.
Глава 1 посвящена теоретическим основам предоставления государственных пособий семьям, имеющим детей.
В главе 2 рассматриваются правовые проблемы предоставления государственных пособий семьям, имеющим детей.
В заключение подводятся основные итоги исследования и даются рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
1.1 История становления и развития законодательства о государственных пособий семьям, имеющим детей
Социальное обеспечение занимает одно из важнейших мест в жизни общества, напрямую зависит от уровня экономического развития и тесно связано с государственной политикой и социальным обеспечением. Содержание, виды и масштабы социального обеспечения постоянно меняются и формируются под влиянием развития системы социального обеспечения страны (социальной защиты).
На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с множеством проблем, связанных с содержанием пожилых людей, инвалидов и детей. В первобытнообщинных системах люди все еще боролись за пропитание, больные и слабые в семье были обречены на смерть, а община не могла поддержать больных. Беременные женщины и маленькие дети, пытающиеся содержать семью, имели преимущество. В рабовладельческий период забота о стариках, женщинах и детях была в первую очередь обязанностью семьи. Дети, достигшие определенного возраста, должны были заботиться о своих старых родителях, а за маленькими детьми присматривали их родители [15, с. 41].
В первом веке до нашей эры в Риме зародился прообраз социального обеспечения. В то время для свободных римских средних и бедных слоев населения существовали так называемые «коллегии самопомощи». Средства этих организаций использовались для распределения среди больных, престарелых и раненых. Эти «общественные организации помощи гражданам» или «коллегии самопомощи» были основаны на личной поддержке самих работников, и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.
В период римского рабовладения было много войн, порабощение народов, завоевание и разграбление регионов и целых стран процветало в тот период. В результате мужчины гибли, а их жены и дети оставались без кормильцев. Именно здесь зародились первые пособия. Они выплачивались раненым, вдовам и сиротам после смерти воина. Вдовам и сиротам выплачивалось пособие в виде земли, выдавались привилегированные акты, освобождающие их от налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Этими льготами пользовались и бывшие военные, то есть бывшие воины и их семьи [24, с. 120].
За рабовладельческим периодом последовал феодальный период, характеризующийся преимущественно самодостаточной экономикой. Основой этого периода была семья. Семья отвечала за материальное обеспечение пожилых и немощных людей. В этот период возникло своего рода социальное пособие. Оно распространялось на тех, кто был не способен к труду и не имел какого-либо хозяйства.
Это «пособие» не было декретировано. Позже появились и другие денежные пособия, но они носили характер наград и наказаний. Они выдавались важным сановникам, епископам, префектам и т.д., которые оказали монарху определенные услуги. Вероятно, это был первый прообраз пенсий. Таким образом, появилась и выплачивалась первая социальная помощь и первые пособия для граждан. Следует отметить, что ни один из прообразов современного социального обеспечения не был официально прописан в правовых источниках.
Изучение процесса развития законодательства о социальном обеспечении граждан, имеющих детей, до Советского Союза показывает, что государственные пособия на детей были довольно слабо развиты в России в XVII-XIX веках, благодаря развитию частных и общественных систем пособий на детей, представлявших собой систему социальных услуг. Впервые она упоминается в XVIII веке.
Первое упоминание о нем появилось только в XVIII веке, когда 4 ноября 1714 года Петр I издал Указ о нуждающихся младенцах, который предусматривал денежное пособие для младенцев в размере трех рублей в день на ребенка и трех рублей в год и пол унции хлеба в месяц для женщин, ухаживающих за ними. Эту политику продолжила Екатерина II, которая в 1772 году рекомендовала горожанам принимать незаконнорожденных детей, брошенных родителями на зиму, и платить 10 рублей за двухлетнего, 18 рублей за трехлетнего, 24 рубля за четырехлетнего и 30 рублей за пятилетнего.
В XVIII веке были установлены первые социальные отношения в виде денег между теми, кто брал на воспитание детей, и государством в лице Департамента социального обеспечения. Первые выплаты физическим лицам, размер которых зависел от возраста ребенка, стали началом современных ежемесячных и единовременных государственных пособий для семей с детьми. Однако тогда они еще не назывались пособиями [12, с. 241].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 октября 1948 года) // Российская газета. - 1995. - № 67.
2. Конституция Российской Федерации: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - ст.3.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 03.04.2023) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»//СЗ РФ. – 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст.18
6. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. – 1995. - № 21. - Ст.1929
7. Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// СЗ РФ. – 2022. - № 48. - Ст.8322
8. Федеральный закон от 25.10.2007 № 233-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. – 2007. - № 44. - Ст.5281
9. Федеральный закон от 05.12.2006 № 207-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» // СЗ РФ. – 2006. - № 50. - Ст.5285
10. Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 (ред. от 24.03.2023) // СЗ РФ. – 2021. - № 49 (Часть I). - Ст.8214.
11. Приказ Минтруда России от 29.09.2020 № 668н (ред. от 11.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.12.2020.
Научная литература:
12. Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
13. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в РФ / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
14. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
15. Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2023. - С.4.
16. Каков размер пособия по беременности и родам в 2023 г.? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
17. Касаткина А.Ю. Семья в РФ: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
18. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 92 - 102.
19. Крашенинников П.В. Поддержка института семьи: конституционные поправки / П.В. Крашенинников, Е.В. Бадулина // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19 - 24.
20. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для академического бакалавриата / Е. Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 441 с.
21. Нарутто С.В. Семья как конституционная ценность // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5. С. 24
22. Павлюткин И.В. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей / И.В. Павлюткин, М.А. Голева // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 106 - 117.
23. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 406 с.
24. Рубанова М.Е., Портенко Н.Н., Масляков В.В. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: динамика правового регулирования // Медицинское право. 2019. № 5. С. 24 - 27.
25. Спор о взыскании пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2023.
26. Тарусина Н.Н. Семья как общеправовая конструкция / Н.Н. Тарусина // Lex russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 4 (161). С. 21 - 33.
27. Чирков С.А. Развитие демографической функции в пенсионном праве, или Новые досрочные страховые пенсии многодетным мамам // СПС КонсультантПлюс. 2019.