Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально–экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов.
Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должна одновременно обладать и нацеленностью на благоприятные изменения и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям.
Управление состоянием муниципального образования заключаются в том, чтобы поддерживать системы жизнеобеспечения территории и качество муниципальных услуг на достигнутом уровне. Перспективное управление нацелено на обеспечение его устойчивого развития, повышения качества жизни населения.
Рассматривая муниципальное образование как социально-экономическую систему, отметим, что устойчивость системы является её внутренним свойством. При эффективных механизмах управления система автоматически может возвращаться к заданному устойчивому состоянию при действии на нее дестабилизирующих факторов. При неэффективном управлении система зачастую не может вернуться в заданные параметры развития даже при принудительной коррекции.
Основой для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования служит анализ существующей внешней и внутренней социально-экономической ситуации.
Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию на территории, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в государстве и конкретном регионе, позволяет, выделить и учесть проблемы, которые могут возникнуть при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.
Цель исследования – выявить проблемы и перспективы развития муниципального образования «Светловский городской округ».
Задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки социально–экономического развития МО «Светловский городской округ»;
- проанализировать современное состояние и проблемы развития муниципального образования;
-определить перспективы развития МО «Светловский городской округ».
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, синтез, сравнительный анализ, анализ официальных документов и статистических данных.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МО «СВЕТЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
1.1 Экономико–географическое положение
Город Светлый расположен на берегу Калининградского морского судоходного канала, соединяющего Калининград с Балтийским морем, в 30 км от Калининграда и находится на Земландском полуострове, является административным, деловым и культурным центром Светловского городского округа. Светлый – промышленный спутник Калининграда, центр муниципального образования и самый молодой в регионе город.
В 1640 году на месте современного города был основан поселок Циммербуде Восточной Пруссии.
В 1669 году король Фридрих I передал населенный пункт государственному деятелю Эбергарду фон Данкельману. Основными занятиями жителей поселения были рыболовство и ткацкое дело.
К 1901 году численность населения поселка Циммербуде выросла до 1,5 тысяч человек. [27, с 32] В 1920–е годы в поселке действовали школа, трактир, пекарня, магазин, гостиница, церковь.
Во время Второй Мировой войны поселок Циммербуде практически не пострадал. В 1947 году поселок получил новое название Светлое. Через 2 года населенный пункт получил статус рабочего поселка и название Светлый.
В 1955 году по указу властей рабочий поселок был преобразован в город районного подчинения. В 2008 году было создано муниципальное образование «Светловский городской округ». [28, с 10]
МО «Светловский городской округ» граничит с севера и востока с Зеленоградским районом, с юга через Калининградский залив – с Багратионовским. Ближайшие города: Калининград, Балтийск, Приморск, Ладушкин (через Калининградский залив).
Рис. 1. Светловский городской округ [28]
Площадь МО «Светловский городской округ» составляет свыше восьмидесяти квадратных километров, двадцать из которых занимают земельные участки, используемые для сельского хозяйства, а тридцать заняты лесами, охраняемые государством.
Округ обладает выгодным экономико-географическим положением. Это обусловлено, прежде всего, наличием морского канала и выходом в Балтийское море, обустроенными причальными линиями и морскими терминалами, а также развитой сетью автомобильных и железнодорожных путей, связывающих со столицей региона и другими центрами развития.
Основные факторы, снижающие этот потенциал, связаны в основном с результатами человеческой деятельности: ограниченность чистых водоемов и пляжей, загрязненность вод морского канала, наличие существенных источников собственных промышленных загрязнений (выбросов в атмосферу, неочищенных канализационных и дождевых стоков). В последнее время, вследствие роста объемов перевалки грузов, усилилось загрязнение окружающей среды от объектов транспорта – грузовых транспортных терминалов и коммуникаций.
На территории муниципального образования находятся 11 населенных пунктов, в т.ч. г. Светлый, поселки Взморье, Волочаевское, Ижевское, Черепаново, Кремнево, Шиповка, Боброво, Люблино, Песчаное, Веселовка.
Рис. 2. Территория муниципального образования [28]
Округ связан с областным центром автомобильными и железнодорожными дорогами. Автобусное сообщение осуществляет ООО «Региоэкспресс». Город имеет железнодорожную станцию «Балтийский лес», разгрузочные железнодорожные площади, комплекс портовых перегрузочных сооружений, наличие обустроенных причальных линий.
Округ равноудален, как от г. Калининграда, так и от г. Балтийска, в котором находится порт паромной переправы Балтийск - Усть-Луга. Переправа обеспечивает прямое транспортное сообщение между Калининградской областью и другими российскими регионами.
Расположение округа вдоль Калининградского морского канала дает ему кратчайший выход в Балтийское море, а так же возможность прямого сообщения водным путем с г. Калининградом, г. Балтийском и городами республики Польша через Калининградский залив по международному водному маршруту Е-70.
Перспективное социально-экономическое развитие определено предпосылками к развитию в округе промышленности и транспортной инфраструктуры, в том числе портовой, а также территориальными возможностями развития жилищного строительства.
Для муниципального образования «Светловский городской округ» характерно многофункциональное развитие. Географическое положение, наличие Калининградского морского канала и причального фронта дает значительные конкурентные преимущества городскому округу в области, позволяя предприятиям и организациям использовать в своей деятельности различные виды транспорта.
Обладая необходимой портовой, транспортной и инженерной инфраструктурами, окружной центр – город Светлый является портом регионального значения и в перспективе может получить статус грузового порта федерального значения.
В развитии города необходимо использовать главное преимущество его экономико-географического положения – расположение вблизи экономически развитых территорий на берегу судоходного канала.
Статус административного, делового, культурного центра предполагает развитие сферы услуг. Территория поселков Волочаевское и Взморье на сегодняшний день активно осваивается различными инвесторами, как под производство, так и под жилую застройку.
Прибрежная территория поселков пользуется повышенным спросом со стороны инвесторов в транспортно-логистическом комплексе и промышленности.
Второе основное направление развития – жилищное строительство. Спрос на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство существует со стороны жителей как Светловского городского округа, так и Калининграда.
1.2 Природные условия и ресурсы
В геоморфологическом отношении территория муниципального образования представлена плоскими морскими и аллювиально-морскими равнинами аккумулятивного и аккумулятивно-абразионного типа, а также морскими абразионными уступами.
Территория округа сложена четвертичными и палеогеновыми отложениями (пески, алевриты, мергели, опоки, трепел, известняки, глины, обломки янтаря). В целом, территория МО «Светловский городской округ» представляет собой прибрежно-морскую равнину.
В ландшафтном отношении на территории района представлены низменные ландшафты (плоские пологонаклонные песчаные, местами заболоченные прибрежно-морские равнины, плоские песчаные с порциями торфа заболоченные дельтовые аллювиальные равнины под гидромезофильными лугами).
Территория МО «Светловский городской округ» относится к Западно-Европейскому району атлантико-континентальной области климата умеренных широт. Климат района формируется под влиянием преобладающего переноса воздушных масс с Атлантического океана на материк и характеризуется как морской с мягкой малоснежной зимой, относительно холодной весной, умеренно теплым летом и теплой дождливой осенью. Средняя годовая температура воздуха - плюс 6,8°C. Абсолютные колебания могут достигать больших величин - от плюс 35°C в июле - августе до минус 33°C в январе - феврале.
Средняя температура воздуха наиболее холодного месяца - января - минус 1,9°C. Насчитывается 86 дней в году с морозами. Сильные морозы бывают редко. Самый теплый период - июль месяц, когда среднемесячная температура воздуха составляет плюс 21°C; средняя годовая температура воздуха - +7,2°C; продолжительность периода с положительными температурами воздуха - 273 дня. В целом режим погоды неустойчивый и связан, главным образом, с преобладанием морских воздушных масс, с большой повторяемостью сопутствующих им циклонов (штормов).
Влажные воздушные массы, поступающие из Атлантического океана, обусловливают высокую относительную влажность воздуха, которая зимой и осенью составляет 85-87%, снижаясь к началу лета до 72-73%. Высокая влажность воздуха и большая облачность заметно сказываются на особенностях (уменьшении) светового режима. В течение года в округе отмечается 150 пасмурных и только 30 ясных дней. В среднем за год регистрируется 74 дня с туманами, преимущественно туманы образуются зимой. Они сопровождаются моросью, дождем и снегом.
МО «Светловский городской округ» находится в зоне избыточного увлажнения. Среднее количество осадков за год - 788 мм; большая часть из них приходится на теплое время года. Максимум приходится на август месяц - до 90 мм, минимум - на февраль - март месяцы. В зимние месяцы выпадает лишь 8-10% годовой суммы осадков. Высота снежного покрова невелика - 13-18 см.
Рассматриваемая территория в целом относится к зоне активной ветровой деятельности. Ветровой режим характеризуется преобладанием ветров юго-западных, западных направлений с повторяемостью 35%, а также южных и юго-восточных направлений с повторяемостью 23%. Средняя за год скорость ветра составляет 3,7 м/сек. Наибольшей скоростью обладает западный ветер. Зимой его средняя скорость составляет 5,5 м/сек. Число дней с сильными ветрами (штормами) со скоростью более 15 м/с достигает 10-15 дней.
Климатические условия МО «Светловский городской округ» в целом оцениваются как благоприятные. Среднегодовая повторяемость комфортных погодных условий составляет 30-35%. Дискомфортность обусловливается большим числом дней с туманом и облачностью. Мягкая зима, продолжительный безморозный период, большое количество осадков в теплое время года, достаточно высокая сумма температур активной вегетации (выше 10°-2200°) создают благоприятные условия для произрастания ряда теплолюбивых пород деревьев и кустарников.
Повторяемость направлений ветра: северный - 11%, северо-восточный - 7%, восточный - 14%, юго-восточный - 8%, южный - 15%, юго-западный - 14%, западный - 17%, северо-западный - 12%, штиль - 1%; максимальная скорость ветра (1 раз в 5 лет) - 17,0 м/сек; наибольшая скорость ветра, превышение которой в году для данного района составляет 5% - 8,0 м/сек.
В лесах водятся заяц–русак, белка, лисица, лось, косуля, кабан и другие животные. Много птиц. Воды богаты рыбой: в опресненных морских заливах – лещ, судак, снеток, угорь. [15]
Балтийское участковое лесничество Калининградского лесничества обеспечивает организацию использования лесов на территории Светловского городского округа. По материалам лесоустройства площадь Балтийского участкового лесничества составляет 5366 га, в том числе лесного фонда, расположенного в границах Светловского городского округа, составляет 2057 га.
На территории городского округа предусматривается только рекреационное и природоохранное использование лесов. Все леса на территории городского округа являются защитными. Основные лесообразующие породы: дуб, ясень, граб, бук. Также на территории округа произрастают липа, осина, рябина, тополь, береза, различные виды ив. Леса представлены в основном мелкими массивами.
Болот на данных территориях нет. Встречаются заболоченные сырые леса. По территории МО «Светловский городской округ» протекает одна река - Граевка, которая впадает в Приморскую бухту Калининградского (Вислинского) залива. Также протекает Калининградский отводной канал, оказывающий крайне негативное воздействие на состояние Калининградского залива.
Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования в г. Светлый составляет: 15 м2/чел. В сельских населенных пунктах зеленые насаждения общего пользования создаются за счет участков существующей древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, и искусственных посадок.
Уникальное расположение округа - вдоль судоходного морского канала создает условия для развития рыболовства, рыбообработки, промышленности и сельского хозяйства.
В границах Светловского городского округа имеются запасы питьевой воды, одно месторождение нефти – Веселовское и три проявления песков строительных – Кремнево, Шиповка, Нельминское. Проявления песков строительных на «Балансе запасов полезных ископаемых» не числятся. Однако некоторые из них ограниченно пригодны в качестве заполнителей при производстве бетона и для строительных растворов.
По строительно-климатическому районированию территория округа относится к зоне II-Б. Температура воздуха для отопления принимается равной минус 19оС, для вентиляции – минус 8оС. Продолжительность отопительного периода составляет 193 дня (СНиП 23-01-99 «Строительная климатология, 2000 г.). Согласно классификации ГГО им. Воейкова, территория относится к зоне низкого потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА).
1.3 Социально–экономические факторы
Перспективное социально–экономическое развитие определено предпосылками к развитию в округе промышленности и транспортной инфраструктуры, в том числе портовой, а также территориальными возможностями развития жилищного строительства.
Для муниципального образования «Светловский городской округ» характерно многофункциональное развитие. Географическое положение, наличие Калининградского морского канала и причального фронта дает значительные конкурентные преимущества городскому округу в области, позволяя предприятиям и организациям использовать в своей деятельности различные виды транспорта.
Обладая необходимой портовой, транспортной и инженерной инфраструктурами, окружной центр – город Светлый является портом регионального значения и в перспективе может получить статус грузового порта федерального значения. [16]
В развитии города необходимо использовать главное преимущество его экономико – географического положения – расположение вблизи экономически развитых территорий на берегу судоходного канала.
По состоянию на 01.01.2017 г. на территории округа зарегистрировано 1180 субъектов хозяйственной деятельности.
Экономика округа представлена предприятиями целого ряда отраслей машиностроения, электроэнергетики, деревообрабатывающей, мебельной, пищевой промышленности, стройиндустрии, транспортного комплекса, сельского хозяйства и рыбодобычи, а также предприятиями сферы торговли, общественного питания и услуг.
Ведущие предприятия округа:
Комплекс по глубокой переработке масличных культур - «Содружество - СОЯ», авиа- ремонт - завод «АРЗ-150», ремонт судов - «Судоремонт - Запад», «Ремонт малотоннажного Флота, металлообработка - заводы «Кливер» и «Оптим-кран», мебельное производство – фабрики «Оптим» и «Прагматика», тепличное цветоводство - ПФК «Флор», мясопереработка - фабрики «СКМ», «Мясокомбинат № 1». Нефтеперевалку осуществляют портовые терминалы «Лукойл-КНТ», «Балтнафта». Средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям округа составляет 43,0 тыс. руб.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
2. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Российская газета. - 2014. - № 163.
3. Закон Калининградской области от 26.12.2013 N 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» (принят Калининградской областной Думой 19.12.2013) // Собр. законодательства РФ. - 2016.-№30
4. Постановление администрации МО «Светловский городской округ» от 20.01.2017г. №49 «Об утверждении ведомственной целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории МО «Светловский городской округ» на 2016 – 2020 годы» // Собр. законодательства РФ. - 2016.-№49
5. Постановление администрации Светловского городского округа от 30.03.2017 № 313 «Об определении управления экономики и инвестиционной деятельности ответственным за актуализацию информации в Инвестиционном паспорте МО «Светловский городской округ» // Собр. законодательства РФ. - 2017.-№19
6. Постановление администрации МО «Светловский городской округ» от 01.08.2016 г. «Об утверждении временной рабочей группы по формированию благоприятного инвестиционного климата и управлению деятельностью в данной сфере при главе администрации МО «Светловский городской округ» // Собр. законодательства РФ. - 2016.-№32
7. Распоряжение администрации МО «Светловский городской округ» от 06.02.2015 г. 35-р «О создании Совета в области развития малого и среднего предпринимательства» // Российская газета. - 2015. - № 26.
8. Баженова, О. И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / Баженова О. И. // Гос. власть и местное самоупр. – 2013. – № 3. – С. 31–35.
9. Барамзин СВ. Методика оценки социально-экономического развития сельских поселений [Текст]/ С.В. Барамзин //Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №9.
10. Боровикова Е.В. Формы финансовой поддержки муниципальных образований [Текст]/ Е.В. Бровикова Е.В.//Вопросы экономических наук. - 2009.-№5.-С.-193-199.
11. Вашурин И. А. К вопросу о реформировании системы управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на территории Калининградской области // Молодой ученый. - 2017. - №42. - С. 76-78.
12. Выдрин, И. В. Муниципальное право России : учебник / И. В. Выдрин. – 4-е изд., перераб. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2012. – 255 с.
13. Глазырин, М. В. Инновационный социально-производственный комплекс на уровне муниципального образования / М.В. Глазырин. - М.: Наука, 2013. - 310 c.
14. Ляхова Н.И. Модели экономического развития регионов [Текст]/ Н.И. Ляхова // Материалы международной научно-практической конференции «Дни науки - 2015» - Днепропетровск: Изд-во «Наука», 2015. - С. 93-96.
15. Малова М. Н. Рыбохозяйственный комплекс Калининградской области: настоящее и будущее // Молодой ученый. - 2014. - №7.1. - С. 55-57.
16. Малое предпринимательство в России 2017. - М.: Росстат, 2017. - 136 c.
17. Мерзлов А.В. Устойчивое развитие сельских территорий: (теория, методология и практика) : дис.... д-ра экон. наук : 08.00.05 Москва, 2012. -319 с.
18. Методические рекомендации к разработке прогнозов социально-экономического развития субъектов российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли РФ, М., 2013.
19. Панкрухин Д. П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. - М.: Логос, 2014. - 64 с.
20. Погребняков П.В. Географические особенности в принципах стратегического планирования // Вестник ЬФУ им. И. Канта. 2012. № 1. С. 139 – 143.
21. Попов Р. Региональный менеджмент. – Краснодар: КубГУ, 2000. С. 308.
22. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017. - М.: Росстат, 2017. - 992 c.
23. Романова П.А., Виноградова О.Л. О видах планирования территорий (на примере территориальных единиц Калининградской области). Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Калининград, 2016. Вып.7: сер. Естественные науки. С. 17–28.
24. Рохчии В.Е.. Шурасв 13.13., Знаменская К.Н. Стратегическое управление развитием муниципального образования: муниципальное взаимодействие. СПб, 2005. 118 с.
25. Семеняченко, А.В. Социальное обустройство и развитие жилых территорий : дис.... канд. экон. наук :. - М., 2008. - 148 с.
26. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009. - М.: Росстат, 2016. - 504 c.
27. Сухарев О.С. Региональная экономическая политика: структурный подход и инструменты (теоретическая постановка) // Экономика региона. 2015. № 2. С. 9–23.
28. Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Калининградской области и ее частей на период до 2030 г: утв. Постановлением Администрации Калининградской области от 24 декабря 2004 № 600.
29. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области [Электронный ресурс] / Справочно-информационный интернет-портал, 2017. - Режим доступа: http://kaliningrad.gks.ru/
30. Фасеев, И. Ф. Трансформации модели местного самоуправления в Российской Федерации [80-е гг. XX в. – 2012 г.] / И. Ф. Фасеев // Муницип. право. – 2012. – № 4. – С. 58–75.
31. Харитонов С.А. Органическое сельское хозяйство: пути развития в регионах России // АПК: Экономика, управление. 2014. № 9. С. 51–58.
32. Черненко А. В., Кочеткова И. С. Разработка профессиональных стандартов в ЖКХ // Международный студенческий научный вестник. - 2017 - № 3. - С. 33–35.
33. Шайхразиев, В. Г. О понятии функций местного самоуправления / Шайхразиев В. Г. // Гос. власть и местное самоупр. – 2012. – № 12. – С. 3–5.
34. Шелковников С.А., Багирова Е.В., Лещенко Г.С. Техническое переоснащение сельского хозяйства как основной фактор развития сельских территорий в аграрных регионах страны // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-1. С. 457–460.
35. Широков, А. Местное самоуправление в новом политическом цикле: проблемы и перспективы развития / А. Широков // Муницип. власть. – 2012. – № 6. – С. 32–39.
36. Шугрина, Е. С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях / Е. С. Шугрина // Муницип. право. – 2012. – № 4. – С. 7–14