Фрагмент для ознакомления
2
Анализ процесса финансового контроля в таможенных органах в настоящее время является сложной проблемой, которая присутствует в ряде экономических наук. Это обусловлена многообразием точек зрения на термин «финансовый результат»[ Руденко, Л.Г. Экономика таможенного дела. Учебник / Л.Г. Руденко. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2015. - 214 c.]. В связи с этим, возникают сложности в обоснование его целей, определения и применения.
Например, с экономической стороны финансовый результат – это разница, которая присутствует между расходами и доходами субъекта. Относительно экономической теория, финансовый результат – это итог применения всего капитала за конкретный период времени. При этом, прибыль является дополнительным итогом от применения капитала и представляет из себя стоимостную оценку материальных рисков, которые связаны с реализацией предпринимательской практики.
При этом для таможенных органов, которые входят в систему исполнительной власти, понятие прибыль не применяется, так как они не ведут предпринимательскую деятельность.
В итоге, можно сделать вывод о том, что прибыль – это экономический механизм при помощи, которого появляется возможность оказывать воздействие на производственные процессы, расширять и дополнять их. С этой стороны прибыль представляет из себя некий синоним категории финансового результата.
Еще одна часть экономистов выделяет финансовый результат, как прирост, либо уменьшение объема собственного капитала организации за отчетный временной период по итогу реализации экономической работы. Прибыль в данном контексте рассматриваются, как прирост имущества организации, что выражает превышение уровня доходов над расходами, а убыток наоборот выражает, как уменьшение имущественной стоимости, то есть превышение расходов над доходами. Приобретенный организацией за отчетный год финансовый результат в форме прибыли или убытка приводит к уменьшению, либо увеличению всего капитала предприятия, прежде всего собственного.
Большинство экономистов определяют финансовый результат, как прирост или уменьшение собственного капитала организации за отчетный период в результате осуществления ее финансово-хозяйственной деятельности[ Шабашева Ю.Е. Реализация единой хозяйственной политики таможенных органов в условиях инновационных рисков // Актуальные направления статистических исследований в сфере таможенного дела: Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. Москва, 2021. – c. 25-28.].
Полученный предприятием за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка, как следствие, приводит к увеличению или уменьшению всего капитала организации, в первую очередь собственного. Таким образом, правильное определение величины конечного финансового результата – прибыли или убытка должно основываться на достоверной информации о величине доходов и расходов, которые тоже по своей сути являются текущими финансовыми результатами.
Финансовый результат является важной частью финансовых взаимоотношений в обществе с помощью, которых происходит распределение и перераспределение стоимостных показателей, и осуществляется перемещение капитала. В совокупности показатели финансового результата представляют собой финансовые ресурсы – материальные носители экономических взаимоотношений. При его широком применении, термин «финансовые ресурсы» может быть трактован по-разному.
В общем смысле в словарях понятие «ресурс» чаще всего рассматривается как запас, выступающий в роли источника, который удовлетворяет потребности. Следует особо отметить то, что прибыль предполагает собой финансовый итог работы предприятия, опосредованный наличными средствами. В свою очередь под финансовыми ресурсами осмысливаются лишь те ресурсы, которые в полной мере имеют финансовую основу, в отличие от тех же материальных, трудовых, а также природных и прочих ресурсов. Учитывая всё вышеизложенное, можно сделать заключение о том, что прибыль может формироваться исключительно в финансовом выражении.
В законодательстве на сегодняшний момент отсутствует определение понятия финансового контроля конкретно в таможенных органах. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет такие формы финансового контроля как предварительный, текущий и последующий контроль (ст. 265)[ Кузминых Ю.В. Люсточкина Л.В. Методология бухгалтерского учета в таможенных органах // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018 . № 3 С. 16-20]. Налоговый же кодекс Российской Федерации (ст. 82) формами налогового контроля называет проверки, осмотр помещений, получение объяснений и т. п.[ Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-1. – c. 77-85.] В связи с этим и в юридической литературе данный вопрос является дискуссионным.
Осуществление финансового контроля в таможенных органах Российской Федерации, имея универсальный характер, в бухгалтерском учете в целом, а также в частности в бухгалтерском учете финансовых результатов, обладает высокой социальной ценностью и организуется посредством правовых норм, позволяющих соблюсти интересы государства. Информация, полученная на основании данных бухгалтерского учета финансовых результатов, в настоящее время является основной для большинства пользователей. Данные учетных регистров, которые сгруппированы и детализированы по определенным признакам, позволяют оценивать финансовые риски, составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность, которые, в свою очередь, формируют мнение пользователей о финансовом состоянии таможенного органа Российской Федерации, перспективах его развития.
Нормативно-правовые акты представлены в виде иерархической системы, что позволяет учетным работникам таможенных органов решать проблемы, связанные с их взаимными противоречиями, и отдавать предпочтение нормам, имеющим большую юридическую силу.
Все нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет в целом в определенной степени регулируют и учет финансовых результатов, в силу того, что в них определены порядок признания и оценки различных объектов бухгалтерского учета, влияющих на величину финансовых результатов, в частности, доходов и расходов, основных средств и материальных ценностей, финансовых вложений и т.д.
Совокупность нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в целом и в частности бухгалтерский учет финансовых результатов образует систему, состоящую из четырех уровней (см. рис.1):
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. // СПС «КонсультантПлюс».
2.Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (последняя редакция) - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.09.2022).
3.Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» // СПС «КонсультантПлюс».
4.Приказ Федеральной таможенной службы от 25.03.2014 № 519 «Об утверждении Регламента осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России» // СПС «КонсультантПлюс».
5.Приказ ФТС России от 09.02.2015 N 207 «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной таможенной службе» // СПС «КонсультантПлюс».
6.Приказ ФТС России от 27.02.2015 N 339 (ред. от 05.08.2016) «Обутверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового контроля в Федеральной таможенной службе». // СПС «КонсультантПлюс».
7.Положение о Приокском тыловом таможенном посте, Утверждено Приказом ФТС России от 9 ноября 2021 г. № 973 [Электронный ресурс] режим доступа https://www.tks.ru/files/other/law/e9ce61db1a5094995be5c50cc5283cf5.pdf (дата обращения 10.05.2023)
8.Ворона А.А. Егоров В.С. Направления совершенствования внутреннего финансового аудита и процедур финансового контроля государственных закупок ФТС России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 С. 27-32
9.Дьяконов. Управление в таможенных органах: Основы теории организации: учебное пособие. - РТА, Владивостокский филиал. - Владивосток: Владивостокский филиал РТА, 2011. - с.50-63.
10.Качанова Л.С. Повышение финансовой и экономической безопасности государства средствами инструментария снижения инфляционных рисков / Л.С. Качанова, А.И. Ветвинская // Столыпинский вестник. - 2021. - №4
11.Качанова Л.С. Повышение финансовой и экономической безопасности государства средствами инструментария снижения инфляционных рисков / Л.С. Качанова, А.И. Ветвинская // Столыпинский вестник. - 2021. - №4 С. 50-52
12.Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. №2. С. 28-34.
13.Качанова Л.С. Сущность вызовов и угроз финансовой безопасности государства / Л.С. Качанова, С.Р. Иневаткина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №5-2 (87). - С. 44-48.
14.Косаренко, Н. Н. Таможенное право России. Курс лекций / Н.Н. Косаренко. - М.: МПСИ, Флинта, 2021. - 216 c.
15.Крюкова Н.И. Материально-техническая база в сфере таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.
16.Кузминова О.А., Качанова Л.С., Саадулаева Т.А. Развитие материально-технической базы Федеральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 4. – С. 1549-1564.
17.Кузминых Ю.В. Люсточкина Л.В. Методология бухгалтерского учета в таможенных органах // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018 . № 3 С. 16-20
18.Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-1. – c. 77-85.
19.Немирова Г.И. Материально-техническая база таможенных органов / Г.И. Немирова. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2019. - 23-24 с.
20.Полещук Т.А. Баженова М.А. Государственный финансовый контроль в таможенных органах // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. № 4 С. С. 82-84
21.Руденко, Л.Г. Экономика таможенного дела. Учебник / Л.Г. Руденко. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2015. - 214 c.
22.Савкин В.И., Солодовник А.И. Управление рисками организаций-экспортеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 2. – c. 60-71.
23.Сергеев, В. И. Справочник логиста. Том 1. Таможенное оформление / В.И. Сергеев, М.Ю. Чепурной, Г.Р. Мкртчан. - М.: МЦВДНТ "Москва", 2016. - 178 c.
24.Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой. — М.: Юрист. 2004.
25.Шабашева Ю.Е. Реализация единой хозяйственной политики таможенных органов в условиях инновационных рисков // Актуальные направления статистических исследований в сфере таможенного дела: Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. Москва, 2021. – c. 25-28.
26.Южакова С.Д., Иваненко Б.Е. Совершенствование внутреннего аудита и ведомственного контроля в сфере закупок в таможенных органах // StudNet. 2022. №5. С. 8-14.