Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Важной задачей современного образования является помощь детям с нарушениями речи, подготовка к школьному обучению, предупреждение вторичных отклонений в процессе овладения письменными видами речи – чтением и письмом.
У детей с общим недоразвитием речи при поступлении в первый класс отмечаются трудности письма, что выражается в недостаточной сформированности графомоторных навыков, мелкой моторики, пространственных представлений, зрительного восприятия.
Необходимо проводить работу, направленную на формирование навыков, обеспечивающих в дальнейшем овладение письмом. Это развитие познавательных процессов, графических навыков, мелкой моторики, графомоторных навыков.
В научных исследованиях проблема формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи раскрывается в работах Г.А. Волковой, М.М. Кольцовой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других.
Исследователями отмечается, что дети с общим недоразвитием речи отличаются недостаточной сформированностью графомоторных навыков, процессов зрительного и пространственного восприятия, мелкой моторики, что обусловливает необходимость проведения коррекционной работы.
В то же время в психолого-педагогической литературе недостаточно раскрыта методика работы с детьми по формированию графомоторных навыков, условия данного процесса, возможности организации взаимодействия с родителями.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Работа логопеда по развитию графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы логопедической работы развитию графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: графомоторные навыки у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс развития графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективным, если разработан комплекс упражнений, который включен в логопедические занятия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать программу логопедической работы развитию графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, синтез, обобщение;
2) эмпирические: эксперимент, тестирование;
3) методы обработки и интерпретации результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Шатуры Городского округа Шатура». В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (1 класс). Дети были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе была реализована программа логопедической работы по развитию графомоторных навыков, в которой были также задействованы родители младших школьников с ОНР.
Практическая значимость полученных результатов. Разработанные материалы (программа логопедической работы, тетрадь для домашних заданий) могут быть использованы в работе учителя-логопеда в процессе развития графомоторных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие и структура графомоторных навыков, их развитие в младшем школьном возрасте
В психолого-педагогической литературе рассматривается сущность понятия «графомоторный навык» и его компоненты (М.М. Безруких, Т.Г. Визель, Т.И. Зеленина, О.Б. Иншакова, М.В. Лопатина, Г.Г. Мисаренко, С.А. Озерова, Е.Г. Тимощенко и другие). Рассмотрим сущность понятий «моторика» и «графомоторные навыки».
Важную роль в формировании графомоторных навыков играет моторика, основу которой составляет движение. Значение моторики в развитии психики отмечали многие исследователи, в том числе М.М. Безруких, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, Л.В. Фомина и другие.
Моторика – это комплекс движений, двигательных умений, актов как отдельных органов, так и всего организма в целом. Н.А. Бернштейн отмечает, что моторика представляет совокупность двигательных функций, которые представляют собой сложную систему движений, обладающих биомеханическими и физиологическими характеристиками [3].
Моторика выполняет важные функции, в первую очередь, является средством взаимодействия человека с предметами окружающей среды. В основе моторики лежит движение, или действие, как результат физической или умственной деятельности. Для совершения движения необходима слаженная работа нескольких систем организма – анализаторной, нервной, костно-мышечной.
В структуре моторики выделяются следующие основные виды движений – равновесие, поза, локомоция, произвольные движения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Безруких, М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма / М.М. Безруких. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С. 60-66.
2.Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М.: Аст, 2000. – 48 с.
3.Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Книга по требованию, 2012. – 253 с.
4.Буцыкина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2005. – № 3. – С. 84-95.
5.Величенкова, О.А. Формирование графомоторного навыка у первоклассников с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие / О.А. Величенкова. – Москва: МГПУ, 2021. – 64 с. Текст : непосредственный.
6.Виноградова, Е.А. Работа по развитию зрительно-моторной координации в рамках подготовки к письму дошкольников с ОНР / Е.А. Виноградова. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 9. – С. 40-43.
7.Волошина, Л. Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр / Л. Волошина, Е. Сокорева // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 2. – С. 31-35.
8.Вренёва, Е. Готовим к школе с системным недоразвитием речи / Е. Вренёва. – Текст : непосредственный // Здоровье детей. – 2007. – № 15.– С. 37-41.
9.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1984. – 504.
10.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : метод. пособие / И.Ю. Кондратенко [и др.]. – Москва : Айрис-дидактика, 2005. – 218 с. – Текст : непосредственный.
11.Генералова, О.М. Умелые ручки: проект по развитию мелкой моторики для детей 5-7 лет с ОНР / О.М. Генералова, Т.А. Кадасева. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2017. – № 8. – С. 42-44.
12.Гладышева, Т.Г. Организация работы по коррекции письменной речи / Т.Г. Гладышева. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2012. – № 10. – С. 71-75.
13.Гостунская, Я.И. Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи / Я.И. Гостунская. – Текст : непосредственный // Логопедия сегодня. – 2008. – № 4. – С. 73-75.
14.Гуцал, И.Ю. Развитие мелкой моторики детей 4-5 лет с ОНР: интеграционный подход / И.Ю. Гуцал. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2015. – № 2. – С. 102-107.
15.Детская логопсихология : учебник / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова и др. ; ред. О.А. Денисова. – Москва : ВЛАДОС, 2015. – 160 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429571 (дата обращения: 17.03.2021). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
16.Дмитриев, А.А. Структуризация зрительного гнозиса как компонента графомоторной компетенции у детей 6-7-летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А.А. Дмитриев, А.А. Турышева // Специальное образование. – 2015. – № 3 (39). – С. 17-24.
17.Домагала, А. Типология нарушений графомоторики и ее использование в дифференциальной диагностике / А. Домагала, У. Мирэцка. – Текст : непосредственный .// Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 57-63.
18.Емельянова, И.Д. Профилактика нарушений письма у старших дошкольников / И.Д. Емельянова, О.П. Носкова. – Текст : непосредственный // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 4. – С. 94-100.
19.Ефимова, О. Формирование графомоторных навыков у младших школьников / О. Ефимова. – Текст : непосредственный // Учитель. – 2009. – № 5. – С. 62-64.
20.Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики : пособие для развивающего обучения, осуществляемого родителями, воспитателями дет. дошк. учреждений и учителями / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Москва : Эксмо, 2011. – 283 с. – Текст : непосредственный.
21.Зеленина, Т.И. Значение сенсомоторного развития в подготовке детей к письму / Т.И. Зеленина. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы образования в период детства : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (22 окт. 2009 г. ; Шадринск) / отв. ред. Г.М. Киселева. – Шадринск : ШГПИ, 2009. – С. 173-177.
22.Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч.1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации : пособие для логопеда / О.Б. Иншакова. – Москва : ВЛАДОС, 2005. – 183 с. – Текст : непосредственный.
23.Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч. 2 : Формирование элементарного графического навыка : пособие для логопеда / О.Б. Иншакова. – Москва : ВЛАДОС, 2005. – 111 с. – Текст : непосредственный.
24.Казарина, А.А. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР 3 уровня / А.А. Казарина. – Текст : электронный // Педразвитие : сайт для воспитателей и учителей. – URL: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=62315 (дата обращения: 17.03.2021). – Режим доступа: по подписке ШГПУ.
25.Киселева, Н.Ю. Приемы изучения сформированности графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Киселева, Т.А. Темникова // МИР специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. – Москва, 2018. – С. 78-81.
26.Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
27.Коноваленко, С.В. Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета в играх / С.В. Коноваленко. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 3. – С. 13-16.
28.Кормилицына, Е.С. Игры с бельевыми прищепками. Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста с ОНР / Е.С. Кормилицына. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 5. – С. 64-65.
29.Коррекционно-развивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения / отв. за вып.: Н.В. Скоробогатова, Н.Л. Лихачева. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013. – 271 с. – Текст : непосредственный.
30.Крикленко, О.В. Игровые приемы развития мелкой моторики у детей с ОНР / О.В. Крикленко. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2017. – № 2. – С. 111-115.
31.Кузева, О.В. Нейропсихологический анализ особенностей становления графомоторных навыков у младших школьников / О.В. Кузева [и др.]. – Текст : электронный // Acta Biomedica Scientifica. – 2014. – № 5 (99). – С. 101-105. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-analiz-osobennostey-stanovleniya-grafomotornyh-navykov-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.03.2021).
32.Купина, Н.В. Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов / Н.В. Купина, Л.В. Конорева, Л.И. Золотухина // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 46-48.
33.Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml (дата обращения 20.10.2020).
34.Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: Логос, 2009. – 224 с.
35.Лопатина, М.В. Особенности графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.В. Лопатина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 198-200.
36.Лысюк, С.Н. Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет / С.Н. Лысюк, С.Н. Телкова. – Текст : электронный // Открытый урок : фестиваль педагогических идей : [сайт]. – URL: https://открытыйурок.рф/статьи/568125/ (дата обращения: 17.03.2021).
37.Матвеева, О.А. Пальчиковые дорожки: игровая технология для развития мелкой моторики дошкольников с ОНР / О.А. Матвеева. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2014. – № 3. – С. 62-65.
38.Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 4-14.
39.Наркизова, Д.П. Графомоторный навык как базисный компонент становления письма / Д.П. Наркизова // Студенческий. – 2019. – № 27-1 (71). – С. 74-75.
40.Озерова, С.А. Диагностика графомоторных навыков и пространственных представлений дошкольников / С.А. Озерова, О.Ю. Орлова // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2018. – № 2. – С. 59-66.
41.Осипова, Т.А. Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми с ОНР : метод. пособие / Т.А. Осипова, И.А. Ларионова. – Москва : Владос, 2015. – 137 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455595 (дата обращения: 17.03.2021). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
42.Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи. – Текст : электронный // Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии: материалы Всерос. науч. конф., 23-26 марта 2015 г., г. Москва : сб. материалов / под ред. Т.А. Соловьевой, А.В. Кротковой, И.Н. Нурлыгаянова. – Москва : Директ-Медиа, 2015. – С. 225-228. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364796 (дата обращения: 17.03.2021). – Режим доступа: по подписке ШГПУ,
43.Преодоление нарушений письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н.И. Селезнева, Т.Г. Калинина, А.Б. Тылевич, Т.Н. Бокова ; под ред. Н.Н. Яковлевой. – Санкт-Петербург : КАРО, 2011. – 160 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462530 (дата обращения: 17.03.2021). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.
44.Развитие графических навыков у детей 6-7 лет. – Текст : непосредственный // Дошкольник. Младший школьник. – 2008. – № 2. – С. 35-36.
45.Романова, Е.Е. Проявление мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Е.Е. Романова. – Текст : непосредственный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 1. – С. 58-60.
46.Рябова, А.С. Результаты исследования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А.С. Рябова // Инноватика в современном образовании: от идеи до практики. – Чебоксары, 2018. – С. 210-213.
47.Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : кн. для логопедов / И.Н. Садовникова. – Москва : ВЛАДОС, 1997. – 255 с. – Текст : непосредственный.
48.Скоряк, Е.В. Особенности графомоторного навыка старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Скоряк, Л.В. Серикова, Г.В. Марьина // Современное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С. 27-30.
49.Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду : занятия с детьми 6-7 лет с ОНР : пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2009. – 95 с. – Текст : непосредственный.
50.Степанова, М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей / М.А. Степанова. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2009. – № 7. – С. 62-72.
51.Сухотерина, Е.А. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений / Е.А. Сухотерина // Modern Science. – 2020. – № 4-2. – С. 191-193.
52.Тарасова, А.П. Коррекционная педагогика (словарь) / А.П. Тарасова, М.В. Садовски, Е.В. Шаталова // Международный журнал экспериментального исследования. – 2013. – № 9. – С. 22.
53.Тарасова, Г.Д. Коррекционная работа по развитию ручной и ножной моторики у детей с нарушениями речи / Г.Д. Тарасова. – Текст : непосредственный // Логопед в детском саду. – 2016. – № 1. – С. 7-9.
54.Тимощенко, Е.Г. Развитие графомоторного навыка у детей : (консультация для родителей) / Е.Г. Тимощенко. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2012. – № 5. – С. 91-93.
55.Толстова, Н.П. Игры с кинетическим песком в практике логопеда / Н.П. Толстова, А.Ю. Потеева. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2016. – № 5. – С. 50-55.
56.Уски, В.С. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / В.С. Уски. – Текст : электронный // Инфо-дети.рф : Всерос. образоват. портал для педагогов, детей и родителей. – URL: https://инфо-дети.рф/publikatsii/381-formirovanie-grafomotornykh-navykov-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya (дата обращения: 17.03.2021).
57.Фефелова, Л.Н. Тестопластика в коррекционно-логопедической работе / Л.Н. Фефелова. – Текст : непосредственный // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – № 4. – С. 82-89.
58.Филина, Л.А. Психолингвистические аспекты дизартрии / Л.А. Филина. – Текст : непосредственный // Школьный логопед. – 2011. – № 1. – С. 52-63.
59.Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
60.Худякова, Э.Е. Эмпирическое изучения особенностей развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Э.Е. Худякова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. – Орел, 2018. – С. 129-131.
61.Цивильская, Е.А. Развитие графомоторных навыков как условие профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи III уровня / Е.А. Цивильская, В.С. Занько, А.А. Габдуллина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 1 (6). – С. 167-170.
62.Цыбенова, Т. Пальцы помогают говорить / Т. Цыбенова. – Текст : непосредственный // Обруч. – 2015. – № 4. – С. 37.
63.Чайкина, О.В. Развитие графо-моторных навыков у детей с ОНР / О.В. Чайкина. – Текст : электронный // Открытый урок : фестиваль педагогических идей : [сайт]. – URL: https://открытыйурок.рф/статьи/585763/ (дата обращения: 17.03.2021).
64.Чиркина, Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1987. – № 4. – С. 71-76.
65.Шайдурова, Н.В. Использование «Пальчиковых прописей» в подготовке руки ребенка к письму / Н.В. Шайдурова. – Текст : непосредственный // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 5. – С. 81-86.
66.Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2014. – 254 с. – Текст : непосредственный.
67.Шевченко, И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников / И.Н. Шевченко. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2011. – № 1. – С. 16-26.
68.Юрчик, Р.Ю. Особенности формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи / Р.Ю. Юрчик // Аллея науки. – 2019. – Т. 3, № 1 (28). – С. 887-891.
69.Якунина, О.В. Уровень развития общей и мелкой моторики как фактор формирования графомоторных навыков младших школьников / О.В. Якунина. – Текст : электронный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – № 2. – С. 194-198. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-razvitiya-obschey-i-melkoy-motoriki-kak-faktor-formirovaniya-grafomotornyh-navykov-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.03.2021).
70.Якушева, О.Ю. Конспект индивидуального занятия с ребенком 6 лет с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития / О.Ю. Якушева. – Текст : непосредственный // Логопед в детском саду. – 2016. – № 1 (74). – С. 29-31.