Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы настоящей работы обусловлена тем, что независимость судьи в России, как субъекта, являющегося носителем судебной власти в стране, определяется способность судей исполнять свои непосредственные обязанности. Для этой важной цели государством определены социальные и экономические гарантии, которые соответствуют высокой степени справедливости и ответственности за те решения, которые принимаются судьей от имени государства.
Отметим важность актуальности темы нашей работы, обеспечением эффективной деятельности судей Российской Федерации которые являются персональными носителями судебной власти. Обуславливаются такими факторами, как осуществление в настоящее время судебной реформы в Российской Федерации, так и реализацией принципа разделения властей, а также независимой судебной властью. В связи с вышесказанным, законодателем установлена система гарантий с защиты судьи в России.
Данные гарантии и система защиты судей устанавливаются законодателем для того, чтобы создать в стране необходимые условия для грамотного и эффективного функционирования всего механизма действия норм права, а также деятельности судей в Российской Федерации.
Также определенные гарантии установлены с целью нормального осуществления судьями их трудовой деятельности.
Интерес к настоящей проблеме был вызван еже и тем, что судьи в силу своего особенного статуса не должны быть уязвимыми к давлению, воздействию стороны каких бы то ни было обстоятельств.
Именно обеспечения в полном объеме социальных и экономических гарантий судьям в Российской Федерации, а также членам и семей будет обеспечивать реализацию принципа независимости судебной власти в стране.
Объект – общественные отношения, которые связаны с нормативно-правовым регулированием мер социального и экономического обеспечения судей
Предмет – нормативные и правовые акты, которые регулируют правовые меры социального обеспечения судей.
Цель –-правовой анализ комплекса научных выводов в отношении правового регулирования мер социальной поддержки судей.
В связи с поставленной в работе целью, определим задачи исследования:
1. Раскрыть понятие социального обеспечения судей в Российской Федерации.
2. Определить источники права, регулирующие вопросы социального обеспечения судей в Российской Федерации.
3. Проанализировать пенсионное обеспечение судей в Российской Федерации.
4. Обосновать пособия судей в Российской Федерации.
5. Выявить виды социального обеспечения судей в Российской Федерации.
В ходе научного исследования были использованы следующие методы:
- методологической основой исследования является комплекс подходов и методов научного познания. Основным из них является диалектический метод. Во время исследования учтены основные принципы диалектики, такие как: объективность, системность, историзм и др.;
-широко использованы общенаучные методы познания: наблюдение, описание и сравнение имеющихся разновидностей;
-в работе применены также логико-семантический и формально-логический методы. При помощи которых исследованы ряд терминов, освещены дискуссионные аспекты в понимании их сущности.
Практическая значимость исследования определяется его направленностью на решение конкретных проблем, возникающих при осуществлении социального обеспечения судей в Российской Федерации.
Собранный, обобщенный и проанализированный материал данной работы, полученные в ней выводы, могут быть также использованы в процессе преподавания курса «Право социального обеспечения», спецкурсов, посвященных проблемам социального обеспечения судей Российской Федерации.
Кроме того, ее результаты могут оказать помощь студентам 2 при написании ими курсовых и выпускных квалификационных работ по гражданско-правовому профилю.
Полученные в работе выводы, могут быть использованы для составления тестовых заданий, разработке плана практического занятия по учебной дисциплине «Право социального обеспечения».
В работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части дипломного исследования.
Структура: содержание, введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная структура работы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Структура исследования определяются целями и задачами работы. Дипломная работа структурно состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, а также заключения и списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ)
1.1.Понятие социального обеспечения судей в Российской Федерации
По мнению Д.И. Мейера, каждая учебная дисциплина имеет собственную историческую сторону, а современные юридические воззрения являются только сутью результата всего прошедшего юридического существования .
Действительно, чтобы в полной мере проанализировать современное состояние того или иного юридического института, стоит раскрыть динамику его развития.
Н. С. Таганцев писал, что в том случае, когда нам надо провести анализ какого-либо института, который существует в данный момент для более грамотного его освоения, нам надо в обязательном порядке проследить его историческое развитие.
Изучить все видовые изменения этого юридического института, которые произошли в его историческом развитии, в силу которых появилось данный институт. Рассмотреть те или иные видоизменения, которым подвергся данный институт в своем историческом развитии .
Следует обратить внимание в работе на исторические вопросы изучения формирования института социальной поддержки судей, проведя изучение на основе хронологического подхода, который будет основываться на разделении развития данного института на несколько этапов развития.
Изучив исторический анализ эволюции судебной деятельности, можно отметить следующее.
Анализ мы начали с периода формирования первых острогов. Далее изучение также приказов (как административно-территориальных единиц государства российского) и до осуществления первых реформ, которые затрагивают судоустройственные основы, в первую очередь реформы Петра I, а также Екатерины II. Итак, можно сделать следующий вывод: суд, в его современном определении, долгий период времени не был отделен от правящей администрации.
Вопросы по осуществлению ежемесячного денежного вознаграждения труда, других государственных гарантий работникам аппарата суда стали появляться с периода возникновения первых судебных учреждений в государстве российском. В соответствие с пр. I к ст. 238 Учреждения судебных установлений прописано «расписание окладов содержания, классов должностей, а также разрядов по пенсии и по вопросу шитья на мундире чинов судебного ведомства» .
Наравне с этим анализируя архивные и исторические документы, следует отметить, что финансирования судейского корпуса на огромной территории государства российского было разным, в особенности в регионах, в которых не вводились Судебные уставы. К примеру, в Сибири, судебные органы испытывали дефицит финансирования, «причем настолько сильно, что дефицит ставил на грань остановки функционирование судебной системы и не давал возможность исправлять выявляемые недостатки в деятельности судей. Судейские заработки были незначительными, а их не частные увеличения были незначительными.
Судебная реформа 1885 г. дала возможность увеличить жалованье судей, но не смогла довести это жалование до уровня оплаты трудовой деятельности судей в регионах, где были введены Судебные уставы. Суды, которые не допускали участия общества в судопроизводстве и не авторитетные, не имели притязания на должную высоту служению правосудию Судебные заседания проходили, как правило, в плохих и неприспособленных старых зданиях и помещениях, в нищих интерьерах, порой страшных в своей неряшливости и убогости .
Большое недофинансирование испытывали в рассматриваемый период все уровни судебной власти: как общие суды, так и мировые.
Не частные прибавления так называемых «канцелярских сумм» также были недостаточными, влияли на снижение качества судебной власти, увеличения недоверия граждан России к судебной власти и, соответственно, умножало количество числа случаев самосуда. Далее следует сказать, что в Центральной части России, в отличие от Сибири, финансирование судебной машины было более или менее на более высоком уровне, но при этом также существовали и свои недостатки.
Так, В. В. Захаров и М. А. Савельева отмечали, что в период второй половины IX – начала XX в. правовой статус судей не получал так называемой специальной регламентации. «Так, до судебной реформы 1864 г. девятнадцатого века, в период, когда юридическая профессия еще не была особой сферой деятельности, законодателем считалось, что личные качества судьи, и в первую очередь нравственные, будут способствовать утверждению в социуме уверенность в справедливости, беспристрастности и независимости судебной машины. По выше обозначенной причине было отдано преимущество нравственному, сословному, а также имущественному цензам» .
Приведем пример. Мировой судья по его должностному положению приравнивался к членам окружных судов и судебных палат.
В соответствие с Табелем об определенных рангах мировые судьи, а также члены окружных судов, еще и судебных палат находили в наиболее высоком 5-м классе, но их материальное вознаграждение различалось. В связи с этим, присутствие собственности, которая приносила доход, дало возможность законодателю осуществлять выплаты жалования мировым судьям в два-три раза меньше, чем судьям коронных судов. Из вышесказанного вытекало представление, что обладание собственностью позволяет обеспечивать действенную независимость судей.
Далее отметить, что в первые годы деятельности судебной машины в Советской России были связаны не только с большими трудностями формирования законодательной базы, кадрового состава судейского корпуса, но также с проблемами социально-бытового характера судей.
Так, к примеру, было рядовой ситуацией запрос с различных мест о недостаточности сумм предоставленных органом юстиции так называемых кредитов на удовлетворение текущих расходов в связи с повышением тарифных ставок вознаграждения по причине большого удорожания товаров, а также и различных продуктов .
В соответствие с циркуляром от 15 июля 1920 г. № 310 своевременное предоставление на утверждение центра смет и достаточность открываемых местным отделам и учреждениям кредитов должны были составлять предмет особенной заботы местных распорядителей кредитами. В том случае, если есть случай недостаточности кредитов, открываемых временными расходными расписаниями, те же местные распорядители должны вовремя предусматривать действительный размер предвидимых расходов, в случае необходимости заблаговременно направлять в соответствующее центральное учреждение представление об отпуске дополнительных кредитов.
Местные органы Наркомфина РСФСР не имели прав правом вносить соответствующие коррективы, к примеру, разрешать подведомственным кассовым учреждениям осуществлять бескредитные выдачи или же авансировать распорядителей в счет будущих кредитов .
Наоборот, выше указанные государственные органы обязаны были осуществлять постоянный контроль за тем, чтобы удовлетворение расходов
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. ГК РФ(часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.01.1996. № 5, ст. 410.
3. ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» от 04 июня 2011 г. № 126-ФЗ (ред. 28.12.2022) // СЗ РФ. 2011 г. № 23. Ст. 3266.
4. ФЗ РФ от 28.03.1998 N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.03.1998. № 13. Ст. 1474.
5. ФЗ РФ от 30.10.2018 N 375-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.11.2018, N 45, ст. 6830.
6. ФЗ РФ от 26.06.1992 № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» в ред. от 02.08.2019 г ( с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019).
7. ПКС РФ от 19.02.2002 N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и части первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов Судов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан - судей и судей в отставке" // "Собрание законодательства РФ", 11.03.2002, N 10, ст. 1015.
Научная литература
8. Агеева, А.К. Отдельные аспекты социального обеспечения судей / А.К. Агеева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 12-4 (39). – С. 13-15.
9. Баранков Владимир Леонидович. Гарантии обеспечения социальной защиты судей // Журнал российского права, 2013. № 12 (204). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/garantii-obespecheniya-sotsialnoy-zaschity-sudey/ (дата обращения: 27.03.2022).
10. Баранков, В.Л. Социальные гарантии защиты судей и членов их семей / В.Л. Баранков // Журнал российского права. – 2014. – № 11. – С. 79-84.
11. Большакова В.М., Холиков И.В., Наумов П.Ю. Медицинское обеспечение судебной системы Российской Федерации // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. Т. 14. № 1. С. 103-127. DOI 10.12731/2658-6649-2022-14-1-103-127
12. Боярова А.А. Социальная защита судей, как средство обеспечения принципа независимости /А.А. Бярова //Форум молодых ученых. 2021. №11. С.62.
13. Гладких И.П. Социальная защита правоохранительных органов России: историческое исследование. / И.П. Гладких // Омский научный вестник. - 2015. - № 51. - С.3-9.
14. Ермошин Г.Т. Полномочия органов судейского сообщества в обеспечении конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей // Российский судья. – 2018. - №5. - С. 41.
15. Ершов В.В., Петухов Н.А. Правовые, социальные, организационные и кадровые гарантии деятельности судей // Российское правосудие. 2013. № 3(83). С. 18.
16. Захаров В. В., Савельева М. А. Эволюция цензовой системы в структуре механизма формирования корпуса мировых судей в России во второй половине XIX - начале XX в. // Мировой судья. - 2011.- № 11. - С. 23–27
17. Коренева Ю.С. Становление и развитие социальной защиты судей в Российской Федерации /Ю.С. Коренева //Сибирский юридический вестник.-2005.-№3.-С.67.
18. Крестьянников Е. А. Судебная власть в Западной Сибири (1823-1917 гг.) : автореф. дис. … д-ра ист. наук : 07.00.02. - Тюмень, 2018.- 27 с
19. Кондратьева Т.Ю. Понятие социальной защиты судей в Российской Федерации /Т.Ю. Кондатьева //Glossa: Вестник студенческой науки. 2018. №2. С.28
20. Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. Ч. 1. По исправленному и дополненному 8-му изданию. М., 1997. 256 с.
21. Миронов В.И. Некоторые проблемы социального обеспечения судей / В.И. Миронов // Социальное и пенсионное право. – 2020. – № 3. – С. 51-53.
22. На Совете судей сказали о нехватке служебного жилья для судей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.ru/news/246647/ (Дата обращения: 24.05.2023)
23. Новикова А.С. Проблемы социального обеспечения судей в Российской Федерацуии /А.С. Новикова, Е.А. Петрова//Синергия наук. 2022. №7. С.218.
24. Российское законодательство Х–ХХ веков : в 9 т. - М., 1991. - Т. 8 : Судебная реформа. - 496 с. Российское законодательство Х–ХХ веков : в 9 т.- М., 1991. - Т. 8 : Судебная реформа. - 496 с.
25. Старцева С.В., Михайлова М.С., Рязанцева М.П. Система и понятие социального обеспечения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 12-2. – С. 148-150.
26. Судья в отставке получит путевку в санаторий за счет бюджета [Электронный ресурс]. Режим доступа https://vestikarelii.ru/lenta (Дата обращения: 24.05.2023)
27. Таганцев Н. С. Курсъ русскаго уголовнаго права. Часть Общая. Книга 1-я. Ученiе о преступленiи / Н. С. Таганцев. – СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1874. 292 с.
28. Щедрина Ю.В. Совершенствование механизма материального обеспечения судей в проектах комиссии Н.В. Муравьева / Ю.В. Щедрина // Вопросы права и политики. - 2016. -№12. - С.24.
Материалы судебной практики
29. Решение Верховного Суда РФ от 26.08.2010 N ГКПИ10-843 Документ опубликован не был.
30. Апелляционное определение Московского городского суда от 08.07.2020 по делу № 33-24184/2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOCN&n=1314319.
31. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2020 по делу № 88-19704/2020, 2-2158/2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/317670857/