Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В наш век, самым востребованным ресурсом для поиска информации является интернет, который прочно вошел в повседневную жизнь современного человека. Благодаря интернету появились практически безграничные возможности доступа к информации во всех областях знаний. Всемирная сеть имеет как сильные стороны, так и слабые. Одной из слабых сторон на данный момент является информационная безопасность несовершеннолетних, которая подразумевает наличие того, что ребенку не будет причинен вред областях его развития как личность.
Самым уязвимым сегментом были и остаются дети и подростки, не до конца адаптировавшиеся в условиях современного киберпространства. К сожалению, не смотря на повсеместность использования Интернета и технологий, не все родители могут объяснить своим детям, как правильно вести себя в сети, что следует или не следует делать и говорить или, например, как пользоваться настройками конфиденциальности сайтов.
Исходя из вышесказанного, в наши дни как никогда актуально создание учебно-методических материалов по основам информационной безопасности для учащихся школ и ВУЗов, т.к. систематизированный и вовремя поданный материал по этой теме позволит снизить частоту киберпреступлений и других инцидентов в сети, а также улучшит общую картину поведения российского интернет-сообщества.
Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного. Причиной этому возникает то, что в повседневной жизни дети могут принимать все, что впитывают в Интернет пространстве, как истину. Так как еще несформировавшаяся личность еще не имеет достаточно опыта, чтобы идентифицировать опасность, исходящую из какого либо предлагаемого в Интернете контента.
Проблемность ситуации состоит из недостаточности представления методических рекомендаций по обучению школьников основам информационной безопасности. Возникающие проблемы в первую очередь ложатся на плечи учителя информатики.
Цель исследования - выявить, что такое информационная безопасность личности применительно к современным школьникам на примере их деятельности на уроках информатики.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие информационная безопасность;
• Проанализировать опыт обеспечения информационной безопасности личности в образовательном процессе;
• Изучить первоначальные знания учащихся об основах информационной безопасности;
• Разработать свою технологию обучения информационной безопасности на уроках информатики и проверить ее эффективность.
Объект - процесс обучения школьников информатике
Предмет - приемы и технологии обучения школьников основам информационной безопасности на уроках информатики
Гипотеза: мы полагаем, что обучение школьников основам информационной безопасности на уроках информатики возможно и результативно, если:
• школьники понимают сущность понятия «информационная безопасность»;
• разработана технология обучения, соответствующая образовательной программе по информатике, а также возрастным и социокультурным особенностям современных школьников.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: исследования по проблеме формирования навыков безопасной жизнедеятельности в отечественной педагогической науке:
• работы Л.П. Анастасовой, В.В. Анисимова, С.С.Виленского. А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова по проблеме формирования культуры безопасности личности и здорового образа жизни:
• результаты философских. психолого-педагогических, социологических исследований по проблемам безопасности личности (И.А. Баева, П.В. Векленко. Г.В. Грачева, А. А. Деркача и др.):
• технология решети конкретных ситуаций педагогов новаторов А.М.Смолкина, А.М.Зобова, Ю.С. Арутюнова и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических, научных источников по проблеме исследования, анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в ходе исследования материалы могул быть использованы учителями информатики при проведении уроков, посвящённых вопросам информационной безопасности, студентами при прохождении педагогической и преддипломной практики и родителями старшеклассников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения информационной безопасности личности учащихся
1.1. Понятие информационной безопасности личности в современной науке и образовательной практике
Потребность в информации – одна из естественных потребностей человека. Она формируется с рождения ребенка и до самой старости.
Любая информация оказывает на человека различное воздействие, которое может быть не только полезным, но и губительным.
В настоящее время информационное общество и информационная безопасность – это неотъемлемая составная часть любой организации. В современном мире остро стоит проблема того, как защитить детей и подростков от угроз исходящих, в том числе, и с Интернета.
В последнее время начался значительный рост детей и подростков, использующих персональный компьютер или электронный гаджет в целях обучения или игры. С помощью этих устройств, в ущерб чтению книг и поиску информации в бумажных источниках, дети хотят очень быстро получать информацию для своего развития и обучения в интернете через открытые цифровые библиотеки, выставки, всевозможные образовательные сайты, но, к сожалению, они уязвимы для мошенников и сайтов криминального направления.
В эпоху прогрессивного технического роста происходит внедрение и использование IT-технологий, смартфонов и других источников интернета. Влияние средств массовой информации, потребность общества в интернете, отсутствие цензуры является актуальней проблемой в педагогике, так как интернет ресурсы влияют на уровень и качество образованности детей, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе.
Эффективное функционирование государственных органов, реализация ими государственной политики предполагает, что это способствует развитию личности, общества, государства и бизнеса. При этом общественные отношения претерпевают постоянные изменения в процессе жизнедеятельности социума.
В современном мире значительная часть жизни любого человека проходит в информационном пространстве. И вследствие стремительного развития информационных технологий в базах данных различных информационных ресурсов, как правило, подключенных к сети интернет, накапливается все больший массив информации, связанный с конкретным человеком. Очевидно, что должна обеспечиваться конфиденциальность определенного объема этой информации, должна быть обеспечена реализация законных прав граждан на передачу и получение информации. Кроме того, помимо угрозы разглашения личной информации, граждане подвергаются угрозам информационно-психологического воздействия или целенаправленным атакам с использованием информационных технологий. Результатом такого воздействия является ущерб, причиненный человеку (гражданину, личности). Это может быть финансовый, психологический ущерб, а с учетом развивающейся технологии интернета вещей (Internet of Things - IoT) и перспективных технологий интернета людей (Internet of Peaple - IoP) – и физический ущерб.
В результате все более актуальным становится вопрос защиты граждан от информации и информационных технологий. Такова реальность продолжающейся информационной эры. В ближайшем будущем тенденции всеобщей «цифровизации» и «компьютеризации» будут только усиливаться. Исследования в области искусственного интеллекта являются одним из приоритетных направлений для всех ведущих в сфере науки стран, проводится подготовка к повсеместному внедрению «цифровых» паспортов, способных завершить окончательное формирование «цифровой» личности, все большее распространение приобретают «цифровые» валюты и т.д. Современная пандемия коронавирусной инфекции способствует стремительному развитию дистанционных технологий в области образования, переходу большого числа граждан на формат «удаленной» работы. Внедрение и использование каждой новой технологии влечет за собой и появление новых видов угроз.
Рассмотренные выше аспекты позволяют сделать вывод о важности выполнения следующих условий в интересах обеспечения информационной безопасности граждан: обеспечение конфиденциальности персональной информации граждан; их защита от влияния негативной или нежелательной информации; обеспечение защиты граждан от воздействий на них или принадлежащую им собственность информационных технологий. При этом не должны нарушаться законные права и свободы личности. Обеспечение выполнения указанных условий является одной из задач государственной политики.
В целом, основополагающими документами государственной политики России в области информационной безопасности являются Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646. В определении основных терминов указанных документов присутствует сочетание понятий «личность», «общество», «государство». Так, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации дает общее определение информационной безопасности, где одним из объектов защиты, наряду с обществом и государством, указана личность.
Вместе с тем, целесообразно более полное рассмотрение специфической области информационной безопасности личности, ввиду важности и сложности этого объекта.
А.С. Жаров предлагает следующее определение: «информационная безопасность личности - это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе защиты ее конституционных прав и свобод от угроз в информационной сфере» .
В свою очередь, С.В. Нуянзин и О.С. Нуянзин учитывают сознание личности: «информационная безопасность личности - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию человека» . С.В. Баринов предлагает обозначить в составе информационной безопасности личности четыре составляющие: информационно-техническую, информационно-идеологическую, информационно-психологическую и информационно-правовую безопасность личности .
Овчинников И. Г., Курзаева Л. В. и Чусавитина Г.Н. утверждают, что проблема влияния на младшее поколение сети интернет и ее содержание становится всё более острой .
Проведение исследований в области использования интернета детьми и подростками, анализ и способы борьбы с зависимостью и влиянием негативного контента на детскую психику. Разработка способов и средств по обеспечению информационной безопасности детей и подростков.
Согласно Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационная безопасность – комплекс мер по защите информации от несанкционированного доступа, использования, раскрытия, изменения или уничтожения информации.
Применительно к проблеме обеспечения безопасности детей и подростков, информационная безопасность – это элемент защищенности подрастающего поколения, при котором риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространенной в сети Интернет, вреда для здоровья и разностороннего развития отсутствует .
В последнее десятилетие резко выросло количество случаев детского отравления психотропными, наркотическими, алкогольными и курительными веществами. На их снижение не могут повлиять ни родители, ни педагоги. Процент детских травм на заброшенных постройках, дорогах и при управлении транспортом также растет. Не стали исключением и использования детей в порнографии, всевозможная информация об однополых браках, использование детей в экстремистских и террористических актах.
Интернет из средства познания и освоения внешнего мира становится средством деструктивного влияния. Необходимо комплексное сотрудничество учителей, родителей и детей, контролирующих пребывание и поведение в сети Интернет.
Интернет-угрозы – в том числе, это вредоносные программы, которые представляют опасность во время работы в интернете.
Выделим главные интернет-угрозы, с которыми может столкнуться ребенок:
1. Заражение ПК вредоносными программами при скачивании файлов или просмотре страниц в интернете, что влечет за собой не только сбой работы техники, но и возможное хищение денежных средств и информации;
2. Нарушение нормального развития и нравственных ценностей детей и подростков в следствии деструктивного влияния;
3. Киберзависимость .
Рассмотрим подробнее вторую интернет-угрозу.
В последнее десятилетие Интернет активно вытесняет институты социализации, образования и просвещения, что приводит к отстранению родителей от обязанностей по развитию и воспитанию подрастающего поколения . Технический прогресс развивается с огромной скоростью и имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Еще несколько десятилетий назад информационное окружение детей и подростков с легкостью контролировалось взрослыми. Родители без проблем могли отследить и проконтролировать, что ребенок смотрит по телевизору, что читает, круг его общения и интересов, запрещали общаться с незнакомыми и быть в компаниях «плохих» сверстников, соблюдался график ночного сна. В школах и садах был более жесткий контроль над детьми и не все школы и семьи имели компьютеры и гаджеты. Родителям и учителям доверяли, с ними советовались и делились информацией.
Таким образом, данная проблема решалась сама собой. И с ростом количества гаджетов и ПК эта техника стала появляться в каждом доме и у каждого ребенка, а с ними и интернет, который все труднее контролировать. С одной стороны, это облегчило жизнь, а с другой стороны возникли серьезные изменения в информационном окружении ребенка, не умеющего разделять информацию на полезную и вредную, у которого не сформирована своя точка зрения; он регистрируется в различных социальных сетях, на сайтах знакомств, в онлайн-играх, подписывается на всевозможных блогеров и т.д.
Таким образом, информационная безопасность личности является неотъемлемой компетентностью личности в современном информационном мире.
1.2. Информационные риски, опасности, угрозы развитию школьника
В среднем по России дети начинают выходить в глобальную сеть в младшем школьном возрасте в 9 - 10 лет и активно пользуются всевозможными интернет-сервисами, при всем этом с каждым годом интернет-пользователь неуклонно молодеет.
Информационная безопасность личности с социально-психологической точки зрения преимущественно ассоциируется с различными информационными воздействиями на психику человека и опасностями, связанными с ними .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алияскарова, М. У. Классификация угроз информационной безопасности личности / М. У. Алияскарова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2022. – Т. 22, № 7. – С. 64-69.
2. Астапенко, Ю. В. Информационная безопасность личности на современном этапе трансформации образования / Ю. В. Астапенко, В. П. Поляков, Ю. А. Романенко // Труды международного симпозиума "Надежность и качество". – 2021. – Т. 1. – С. 288-291.
3. Баринов С.В. О правовом определении понятия «Информационная безопасность личности» / / Актуальные проблемы российского права. 2016. №4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pravovom-opredelenii-ponyatiya-informatsionnaya-bezopasnost-lichnosti
4. Быкова, А. Е. Информационная безопасность личности / А. Е. Быкова // Научно-исследовательский центр "Technical Innovations". – 2021. – № 7. – С. 61-63.
5. Викторова, Е. А. Психолого-педагогическая программа "безопасность в сети интернет" / Е. А. Викторова, К. Г. Лобынцева // Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде : Методическое пособие для педагогов-психологов по материалам программ - лауреатов XIV Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде - 2018, Москва, 18–19 декабря 2018 года. – Москва: Общественная организация "Федерация психологов образования России", 2018. – С. 84-90. – EDN IGFMTG.
6. Вопросы защиты детей школьного возраста от интернет-зависимости / Р. М. Алигулиев, Р. Ш. Махмудова, Р. Ш. Махмудов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - N 5. - С. 97-107
7. Глебова, Ю. И. Конституционно-правовое обеспечение информационной безопасности личности / Ю. И. Глебова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2022. – № 2(52). – С. 15-18.
8. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности защиты / Г.В. Грачев. – М.: Изд-во РАГС, 1998. – 125 с.
9. Гренева К.В. Мухина О.О. Информационная безопасность детей в сети интернет. Дневник науки: № 11 (11). 2017 г. С. 3.
10. Гунько Я. Информационная безопасность детей в сети интернет. Форум молодых ученых: №4 (32). 2019 г. с. 272-276.
11. Гусейнова Е.А. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс] / Е.А. Гусейнова, С.Н. Ениколопов // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 6. – No 2.– С. 246–256
12. Довгань, Е. Ф. Информационные права личности в контексте обеспечения безопасности государства / Е. Ф. Довгань // Информационная революция и вызовы новой эпохи – стимулы формирования современных подходов к информационной безопасности : материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 29–30 ноября 2018 года. Том 2. – Минск: Институт национальной безопасности Республики Беларусь, 2019. – С. 75-79.
13. Ермакова Н.О. Фоломеева Т.В. Вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети интернет. Новая наука: проблемы и перспективы: т. 2, № 2. 2017 г. с. 174-176.
14. Жаров А.С. Конституционно-правовое регулирование информационной безопасности личности в Российской Федерации. Диссертация. 2006 год/ / Библиотека диссертаций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/chasto-zadavaemye-voprosy-pri-rabote-s-nashei-nauchnoi-bibliotekoi
15. Завалишина О.В. Информационная безопасность детей в интернете: помощь родителям. Педагогический поиск: №10-12. 2014 г. с. 97-99.
16. Задохина, Н.В. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека / Н.В. Задохина, Г.Г. Попов / Вестник Московского университета МВД Россиии. − 2016. – №7. − С.245-247
17. Калмыкова, А. Д. Безопасность личности в современном информационном обществе / А. Д. Калмыкова // Правовое обеспечение безопасности города Москвы: исторический опыт, актуальные тенденции и перспективы : материалы круглого стола, проводимого в рамках XVI Фестиваля науки города Москвы, Москва, 08 октября 2021 года. – Москва: Саратовский источник, 2022. – С. 71-75.
18. Короход, Я.Д. Безопасность общества и государства в условиях информационно-психологической войны / Я.Д. Короход // Научный Вестник МГИИТ. − 2013. − № 1 (21). – С. 51-56
19. Костюк А.В. Использование информационно-коммуникационных технологий для подготовки офицеров национальной гвардии / А.В. Костюк // Под общ. ред. С.А. Куценко: сб. науч. ст. международ. науч.-практич. конф. – Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2017. – С. 462-466
20. Костюк, А.В. Подходы к информационно-психологической безопасности личности / А.В. Костюк // Региональная информатика и информационная безопасность: Сборник трудов.– СПб.: СПОИСУ, 2017. − Вып.3. – С. 52-54
21. Кувычков, С. И. Об информационной безопасности личности / С. И. Кувычков, Н. А. Миронов // Информационная безопасность как элемент национальной безопасности, Нижний Новгород, 25 апреля 2022 года. – Нижний Новгород: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 44-48.
22. Лях Ю.А., Овчиев Р.М. Проблемы информационной безопасности детей в сети интернет. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление: №11 (66). 2015 г. с. 135-139.
23. Малых, Т. А. Педагогические аспекты информационной безопасности Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 231 - 236.
24. Малюк А.А. Информационная безопасность. Концептуальные и методологические основы защиты информации. Учеб. пособие для вузов. М.: Горячая линия-Телеком, 2004
25. Молчанов, С.В. Основания ограничения права человека на распространение информации через Интернет/С.В.Молчанов/ Образование и право, 2009. − № 10
26. Никитин, П.В. Современные проблемы информационной безопасности личности / П.В. Никитин, А.В. Капелькина, И.В. Фархшатов // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. [Электронный ресурс] − URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14280
27. Николаев С.В. О некоторых перспективных механизмах реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности детей в сети "интернет". Перспективы развития информационных технологий: № 31. 2016 г. с. 134-138.
28. Нуянзин С.В., Нуянзин О.С. Информационная безопасность личности и некоторые организационноправовые меры по ее обеспечению / / Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. №2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-lichnosti-i-nekotorye-organizatsionnopravovye-mery-po-ee-obespecheniyu
29. Овчинникова И. Г., Курзаева Л. В., Чусавитина Г. Н. Профилактика киберэкстремизма в системе образования: базовые решения на основе компетентностного подхода // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. часть. 5. С. 1131-1135
30. Ожиганова М.И., Белов Е.Б. О формировании культуры информационной безопасности у детей и школьников в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях. Организационно-методические подходы. Вестник УРФО. Безопасность в информационной сфере: №3 (29). 2018 г. с. 62-66
31. Ожиганова М.И., Костюков А.Д. Информационная безопасность детей. Опыт работы кафедры информационной безопасности. Гуманитарно-педагогическое образование. Том 5, № 1. 2019 г. с. 27-31.
32. Поляков, В. Обеспечение информационной безопасности личности в условиях современной трансформации образования / В. Поляков // Наука, образование, культура : международная научно-практическая конференция, посвященная 31-ой годовщине Комратского государственного университета, Комрат, 10 февраля 2022 года. – Комрат: Комратский государственный университет, 2022. – С. 222-227.
33. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников// Вестник ТГПУ. – 2014. – № 2. –С.102–107
34. Савченко В.В., Левина О.Е. Влияние интернета на детей и информационная безопасность в XXI веке. Вестник воронежского института высоких технологий: №1 (20). 2017 г. с. 86-89.
35. СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
36. Саттарова Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / С.-Петерб. акад. последиплом. пед. образования. - Санкт-Петербург, 2003
37. Смолян, Г.Л. Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности / Г.Л. Смолян // Информационное общество. − 1999. – № 1. – С 21-25
38. Статьев В.Ю., Тиньков В.А. Источник: Информационная безопасность распределенных информационных систем / Информационное общество, 1997, вып. 1, с. 68-71
39. Тарасов А. А., Горбаченко А.А. Преподаватель-организатор ОБЖ: патриотическое воспитание в условиях негативного информационного пространства // Известия ВГПУ. – 2018. – № 3 (126). – C.27–32
40. Тарасов, А. А. О проблемах обеспечения информационной безопасности личности в системе образования / А. А. Тарасов // Форум. – 2022. – № 2(25). – С. 101-106.
41. Феоктистов Г.Г. Информационная безопасность общества // Социально-политический журнал. 1996. №5
42. Шевченко, М. О. Информационный кокон как элемент обеспечения информационной безопасности личности / М. О. Шевченко // Россия в ХХI веке в условиях глобальных вызовов: проблемы управления рисками и обеспечения безопасности социально-экономических и социально-политических систем и природно-техногенных комплексов : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 26–27 апреля 2022 года / Российская академия наук, Международный независимый эколого-политологический университет, Государственный университет управления. Том Выпуск 2. – Москва: Государственный университет управления, 2022. – С. 280-283.