Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире процесс реализации туристских услуг – это сложное и многогранное явление. Обосновано это тем фактом, что данная сфера жизнедеятельности человека строится на единовременном задействовании в процессе реализации услуг большого количества участников (от туроператоров до сувенирных лавок).
Однако сложность заключается не только в этом. Основная проблематика заключается в многообразии трактовок самих понятий «туризм», «туристская деятельность» «туристский рынок», классификаций участников туристского рынка. Рассмотрим некоторые из них более детально.
Понятие «туризм» может трактоваться, как путешествие, которое совершается в свободное от трудовой деятельности время со следующими целями:
-оздоровления;
-расширения кругозора;
-профессионально-деловой направленностью;
-спортивного интереса;
-религиозного характера и т.п.[1].
Иными словами, данная трактовка строится на целевой основе совершения путешествия.
Однако сегодня помимо рассмотренного толкования понятия «туризм» ученые и специалисты относятся к процессу изучения данного термина с разноплановых позиций (подходов), о чем свидетельствуют данные рисунка 1.1.
Рисунок 1.1 – Подходы к определению понятия «туризм» [2]
Рассмотрим их более подробно.
С позиции функционального подхода под туризмом понимается общая трактовка в отношении всех форм временного выезда человека с места постоянного жительства с различными целями.
С позиции отраслевого подхода туризм является отраслью экономики непроизводственной сферы, спектр деятельности предприятий которой направлен на процесс удовлетворения запросов путешественников в материальных и нематериальных услугах.
С позиции статистического подхода туризм является особым массовым видом путешествий с конкретными целями, то есть деятельностью самого путешествующего.
С позиции системного подхода под туризмом стоит понимать большую экономическую систему с комплексом разнообразных, но взаимодействующих между собой элементов [3].
Таким образом, можно сделать выводы о том, что туризм – это деятельность, совершаемая в отношении путешественников в целях удовлетворения их потребностей в получении тех или иных туристских услуг.
Сегодня под туристской деятельностью понимают прямую или косвенную, посредническую деятельность в сфере туристского бизнеса субъектов туристской индустрии в вопросах организации (формирования), продвижения, реализации, исполнения отдельно взятой или комплексной туристской услуги или туристского продукта [4].
Процесс реализации данной услуги/продукта осуществляется на рынке туристских услуг. Однако понимания данного термина в разных источниках представлены по-разному (тибл.1.1).
Таблица 1 – Обзор теоретических подходов к определению понятия «Туристский рынок» (составлено автором)
Авторы Содержание понятия «Туристский рынок»
Рудь Е.М. (2021) [5] Система мирохозяйственных связей, в рамках которых осуществляется процесс преобразования туристско-экскурсионных услуг в денежные средства и обратный процесс по преобразованию денежных средств в туристско-экскурсионные услуги
Морозов М. А. (2021) [6] Комплекс потребителей туристского продукта/услуги, имеющих финансовую возможность приобрести его в любое удобное для них время
Кононенко Т.П. (2018) [7] Сфера реализации туристского продукта/услуги и отношения экономического характера, которые возникают при взаимодействии покупателей и продавцов туристских продуктов/услуг
Гатауллина С.Ю., Топчий А.В. (2018) [8] Категория экономики туризма, которая представляет собой спектр конкретных экономических отношений и связей между потребителями туристских услуг и туроператорами, турагентами, иными контрагентами в отношении движения туристского продукта и денежных средств, отражающих спектр экономических интересов субъектов рыночного взаимодействия
Борисова А.О. (2018) [9] Сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, в которой совершается процесс превращения туристских услуг в деньги и обратно
Быстров С.А, Воронцова М.Г. (2018) [10] Место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг или товаров для туристов)
Романова М.М. (2019) [11] Система экономических, юридических, социальных отношений, связывающих производителей и потребителей товаров и услуг
Немаловажным фактом является тот аспект, что процесс эффективного функционирования рынка туристских услуг возможен только тогда, когда в комплексе соблюден спектр следующих условий:
-наличие свободной конкуренции производителей;
-предоставление возможностей потребителям в отношении выбора тех или иных услуг;
-действие однотипных и одинаковых правил в области качества и безопасности предоставляемых и получаемых услуг [12].
Структура рынка туристских услуг является достаточно своеобразной и сложной. Она содержит в себе элементы, тесно взаимосвязанные между собой (рис.1.2).
Рисунок 1.2 – Структура рынка туристских услуг [13]
Иными словами, спрос на рынке туристских услуг порождает предложения, в результате чего развивается и ужесточается конкурентная борьба между поставщиками туристских услуг. Однако, от качества услуг и ценовой политики компании зависит показатель спроса.
Туристский рынок, как и любой другой, имеет в основе своей некоторые обязательные составляющие:
-территориальный аспект – место, где взаимодействуют поставщик и потребитель (покупатель) туристских услуг;
-показатель спроса на определенные туристские услуги измерим в объеме продаж за определенный срок (период);
-механизм движения благ и услуг в форме товара и денежных средств осуществляется на всех уровнях процесса купли-продажи [14].
Что же касается сущности рынка туристских услуг, то она может быть выражена посредством его функционала:
1.процесс по организации доведения спектра туристских услуг до потребителей;
2.процесс по реализации стоимости и потребительской стоимости, которые заключены в туристский продукт/услугу;
3.процесс по предоставлению полноценного отдых туриста;
4.процесс по обеспечению спектра материальных стимулов к трудовой деятельности [15].
Однако процесс функционирования рынка туристских услуг невозможен без субъектов (участников рынка). Их виды представлены на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Субъекты (участники) туристского рынка [16]
Рассмотрим каждую категорию участников более детально.
Организаторы и продавцы туров представлены:
-туроператорами, являющимися организациями, занимающимися процессом комплектации туров и формирования комплекса услуг для туристов [17];
-турагентами, организациями, занимающимися продажей уже готового туристского продукта, который сформировал туроператор[18].
Контрагенты организаторов и продавцов могут быть охарактеризованы, как исполнители услуг. Сюда относят:
-гостиничные комплексы, отели, являющиеся средствами размещения, состоящими из номерного фонда, подчиняющиеся единому руководству, предоставляющие определенный набор услуг;
-спектр предприятий общественного питания с широким или узким ассортиментом блюд простого и сложного приготовления, в том числе и заказных, и фирменных;
-транспортную инфраструктуру, представляющую собой комплекс всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, посредством которых обеспечивается процесс перемещения путешественников и туристов из одной местности в другую;
-экскурсионные бюро, характеризующиеся, как юридические лица или индивидуальные предприниматели, которыми в установленном порядке осуществляется экскурсионную деятельность, а, именно, организация, продвижение, реализация и т.д.[19].
Здесь представлены наиболее значимые и первостепенные контрагенты туристского рынка услуг. На практике их намного больше. Однако в рамках представленной выпускной квалификационный работы данный перечень является исчерпывающим.
Покупатели (потребители) туристских услуг являются заказчиками и пользователями туристского продукта, но только в личных, семейных, иных целях, не связанных с процессом осуществления предпринимательской деятельности [20].
Наряду с этим стоит отметить, что особенность рынка туристских услуг заключается не только в субъектах, но и в аспектах, представленных на
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Черевичко Т.В. Экономика туризма. М., 2019 – 374с.
2.Чернуха Д.С. Инновации и туризм: зарубежный опыт / В сборнике: Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях . – 2018. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24049069 (дата обращения 30.05.2023)
3.Варламова А.В. Туризм как социоэкономическое явления / Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – № 2-7. – С. 134-137
4.Овчаров А. О. Экономика туризма: учебное пособие / А.О. Овчаров. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 253 с.
5.Рудь Е.М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования / Е.М. Рудь // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2021. – Т. 21. – № 1. – С. 18-22
6.Морозов М. А. Экономика организации туризма: учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
7.Кононенко Т.П. Формирование комплекса стратегий конкуренции предприятий сферы услуг / Т.П. Кононенко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. – №2-2(34). – С. 93-99
8.Гатауллина С.Ю., Топчий А.В. О состоянии методического обеспечения оценки экономической эффективности туристской деятельности в регионе//Интернет-журнал «Науковедение», – 2018. – №4 (23). – С.11-12
9.Борисова А.О. Международный туризм и основные показатели его развития в России / Аспирант. – 2018. – № 1 (6). – С. 101-104
10.Быстров С.А, Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб., 2018. – 122 с.
11.Романова М.М. Характеристика особенностей индустрии гостеприимства как объекта управления // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2019. – № 5. – с. 88-90
12.Алимбекова М.М. Туризм как отрасль экономики / Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. – 2017. – № 9. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23456565 (дата обращения 01.05.2023)
13.Базилевич С.В. Управление конкурентоспособностью предприятия / С.В. Базилевич // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 2 (28). – С. 473-489
14.Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма: учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская; под ред. проф. Е. И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 318 с.
15.Крутик А. Б. Предпринимательство в сфере сервиса / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – М.: Academia, – 2017. – 160 c.
16.Мотышина М. С. Менеджмент туризма: учебник для среднего профессионального образования / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов; под редакцией М. С. Мотышиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 282 с.
17.Дуздибаева А. С. Современное состояние российского туризма [Текст] / А. С. Дуздибаева // Молодой ученый. – 2018. – №7. – С. 390-393
18.Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.05.2022) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
19.Гатаулина С.Ю. Туризм как объект научного исследования / В сборнике: Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2019. – С. 37-39
20.Маргиева Н.Т., Сфера туризма в России: состояние и перспективы развития / Экономика и предпринимательство. – 2020. № 10-1 (63-1). – С. 141-145
21.Орловская В. П. Технология и организация предприятия туризма: учебник / В.П. Орловская; под ред. Е.И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 176 с.
22.Бугорский В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы: учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. – М.: Юрайт, 2018. – 165 с.
23.Веселова, Н. Ю. Организация туристской деятельности : учеб. пособие / Н. Ю. Веселова. – М.: Дашков и Кº, 2018. – 254 с.
24.Горбылева, З. М. Экономика туристической индустрии : учебник / З. М. Горбылева. – Минск: Белорус. гос. экон. ун.т, 2018. – 527 с.
25.Феденева И. Н. Организация туристской индустрии: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова; ответственный редактор В. П. Нехорошков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 205 с.
26.Замедлина Е. А. Экономика отрасли: туризм : учеб. пособие / Е. А. Замедлина, О. Н. Козырева. – М.: Альфа-М : Инфра-М, 2017. – 203 с.
27.Швец И.Ю. Региональное управление конкурентоспособностью туристических услуг: методология и практика. – Симферополь: ЧП Предприятие Феникс, 2018. -364 с.
28.Пэн К. и Юань П. (2019). Влияние экологических норм на конкурентоспособность туризма в Китае. Nankai Bus. Rev. Int. 10, 429-446
29.Скаделова К.М. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №3-2 (61). – С. 184-186
30.Янковский И. А. Совершенствование методов управления конкурентоспособностью предприятия / И.А. Янковский // Экономика и банки. – 2018. – С. 31-38
31.Романова М.М. Роль и функциональные особенности сферы услуг в современном мире // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. V Международная научно-практическая конференция: сборник статей. М.: МЭСИ, 2018. – с. 153-158
32.Бугорский В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
33.Система отзывов «Островок.ру». – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://otzovik.com/review_575098.html?ysclid=lh66306cxp85762148 (дата обращения 30.04.2023)
34.Вэнь Б. и Лян М. (2007). Исследование модели оценки конкурентоспособности регионального туризма на основе факторного анализа. J. Tour. 22, 18-22
35.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=23477&ysclid=lh65xc3lks711125669 (дата обращения 30.04.2023)
36.Ритчи Дж. Р. Б. и Крауч Г. И. (2000). Конкурентоспособное направление: перспектива устойчивого развития. Тур. Руководство. 21, 1–7
37.Познавательный интернет ресурс «TruTop.ru» – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://trutop.ru/turoperatory-rossii-rejting-luchshih/?ysclid=lh66jkkmkp503804274 (дата обращения 30.04.2023)
38.Романова М.М. Характеристика особенностей индустрии гостеприимства как объекта управления // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2019. – № 5. – с. 88-90
39.Далисова Н.А. Методологические аспекты формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятий АПК / Н.А. Далисова // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2021. – № 2 (22). – С. 23-28
40.Ши Ю., Чжун Л., Чен Т. и Ю Х. (2016). Оценка конкурентоспособности туризма и пространственно-временные характеристики приграничных округов Китая. Китайская география. Наука 26, 817-828
41.Назмфар Х., Эшгей А., Алави С. и Пурморадиан С. (2019). Анализ индекса конкурентоспособности путешествий и туризма в странах Ближнего Востока. Asia Pac. J. Tour. Res. 24, 501-513
42.Ашурова Г. А. Некоторые вопросы оценки конкурентоспособности предприятия / Г.А. Ашурова // Проблемы современной экономики. – 2020. – № 2 (62). – С. 295– 297
43.Кусков А. С. Основы туризма : учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. – 4-е изд., перераб. – М.: КноРус, 2016. – 396 с.
44.Бакатин А.Н. Анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия / А.Н. Бакатин // Прогрессивная экономика. – 2021. – № 1. – С. 18-30
45.Овчаров, А. О. Экономика туризма : учеб. пособие / А. О. Овчаров. – М.: Инфра-М, 2017. – 252 с.
46.Абабков Ю. Н. Маркетинг в туризме: учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова; под ред. Е. И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
47.Информационный портал «NEWS». – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/202261803 (дата обращения 30.04.2023)
48.Сообщество профессионалов гостиничного бизнеса «Фронтдеск.ру». – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://www.frontdesk.ru/news/cet-oteley-holiday-inn-vpervye-za-polveka-smenit-logotip?ysclid=lh6fcbu8nk669239528 (дата обращения 01.05.2023)
49.Легкий поиск, быстрый выбор, CRM для бизнеса. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://a2is.ru/catalog/crm-dlya-turizma/u-ontravel?ysclid=lh6ie2ot1z26393526 (дата обращения 01.05.2023)
50.Шубаева В. Г. Маркетинг в туристской индустрии: учебник и практикум для вузов / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 120 с.
51.Туристическая фирма «Скатт». – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: http://ckatt.ru/ (дата обращения 16.05.2023)
52.Турфирма «Еду по всему свету» г. Новосибирск. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: http://edu-travel.ru/ (дата обращения 15.05.2023)
53.Туристическая компания «Анекс Тур» г. Новосибирск. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://nsk.su-travel.ru/?ysclid=libyj379dz238036230 (дата обращения 15.05.2023)
54.Турфирма «Кассиопея» г. Новосибирск. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://ka7tour.ru/ (дата обращения 15.05.2023)
55.Турфирма «1001 ТУР» г. Новосибирск. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://novosibirsk.1001tur.ru/ (дата обращения 15.05.2023)
56.Турфирма «Mass Travels» г. Новосибирск. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://masstravels.ru/?ysclid=libyoomp2p394149369 (дата обращения 15.05.2023)
57.Аудиторская фирма «Авдеев и Ко»: аудиторские и бухгалтерские услуги. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://www.audit-it.ru/contragent/1145476122780_ooo-skatt?ysclid=lhrfoal7y4789480960 (дата обращения 17.05.2023)
58.Типография «Атмосфера» г. Новосибирск / Листовки. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://atmos-fera.ru/products/tsifrovaya-ofsetnaya-pechat/listovki/?ysclid=libuoa2rdm391634346 (дата обращения 31.05.2023)
59.Рекламное агентство «Promo-energy» г. Новосибирск. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://novosibirsk.flamp.ru/firm/promo_energy_reklamnoe_agentstvo_rasklejjki_obyavlenijj_i_promouterov-70000001034726740?ysclid=libv2t6cnc326604444 (дата обращения 31.05.2023)
60.Типография «Атмосфера» г. Новосибирск / Банеры. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://atmos-fera.ru/products/naruzhnaya-reklama/banner/ (дата обращения 31.05.2023)
61.Рекламное агентство ООО «Регион Медиа Групп» г. Новосибирск. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://region-media.com/reklamnye-poverkhnosti/shhity-3x6-v-novosibirsk/?ysclid=libw5rrqsn133218659#nav (дата обращения 31.05.2023)
62.Туристические выставки и ярмарки в 2023 году. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://turlog.ru/sobyitiya/turisticheskie-vyistavki-i-yarmarki-rossii.html?ysclid=lhtbhsfdvu940490490 (дата обращения 18.05.2023)
63.Решение-верно. РФ. – [Электронный источник]. – Режим доступа: URL: https://xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/news/rosturizm-2023-anounce?ysclid=lhtbnt8kn0642286644 (дата обращения 18.05.2023)