Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность вопроса контроля таможенной стоимости заключается в том, что понятие «таможенная стоимость» имеет широкий спектр содержания и сложную двойственную структуру: экономическую и правовую.
Таможенная стоимость товаров имеет большое значение при контроле за внешнеэкономической деятельностью страны. Главным образом это связано с ключевой ролью, которую играет таможенная стоимость в системе таможенно-тарифного контроля внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифный контроль является неотъемлемой частью таможенно-тарифной системы. Это метод, с помощью которого государство контролирует внешнюю торговлю товарами посредством взимания импортных и экспортных тарифов. Его целью, в частности, является защита внутреннего рынка Евразийского экономического союза (далее именуемого Евразийский экономический союз). и способствовать постепенным изменениям в структуре экономики.
Правильное определение таможенной стоимости является одним из элементов обеспечения эффективной экономики, а также одним из элементов успешного ведения бизнеса во внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, контроль таможенной стоимости является одним из важнейших направлений деятельности таможенных органов государств-членов ЕАЭС. Контроль таможенной стоимости занимает центральное место в технической схеме таможенного контроля грузов. Правильное определение таможенной стоимости и ее принятие является отправной точкой для других видов контроля.
Всемирная таможенная организация придает особое значение таможенному контролю, подчеркивая, что таможенный контроль является показателем успешного развития таможенных служб. Современное законодательство, новейшие информационные технологии, передовая технология отчетности, развитая инфраструктура и высококвалифицированный персонал необходимы для эффективности его деятельности. Таможенный контроль не только обеспечивает соблюдение требований по регулированию внешнеэкономической деятельности, но и защищает экономические интересы страны в этой сфере. Что касается вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, то нововведение также затрагивает вопрос контроля таможенной стоимости, что, в свою очередь, приводит к спорам между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. Все это свидетельствует о необходимости продолжения исследований и разработки этой темы, а также о необходимости реального внедрения методов устранения выявленных недостатков. Изучение механизмов, правил и норм таможенно-тарифного надзора позволит нам найти пути повышения эффективности системы таможенно-тарифного надзора, рационально сочетать ее финансовые функции и функции защитного надзора, а также более полно использовать потенциал таможенно-тарифной политики Российской Федерации, что в конечном итоге позволит оказывают положительное влияние на развитие национальной экономики и повышают продовольственную безопасность.
Объектом исследования является таможенная стоимость товаров.
Предметом исследования – система контроля таможенной стоимости в ЕАЭС, ее особенности, оценка эффективности.
Цель исследования – изучить совершенствование методики определения таможенной стоимости товаров в Евразийском экономическом союзе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить таможенную стоимость, понятие и сущность;
охарактеризовать методы определения таможенной стоимости;
рассмотреть таможенное регулирование стоимости товаров в Евразийском экономическом союзе;
изучить организационно-экономическую деятельность ООО РИЧМЭН;
дать анализ показателей ООО РИЧМЭН по определению таможенной стоимости ввозимых товаров;
рассмотреть анализ результатов деятельности по вопросам контроля таможенной стоимости товаров;
исследовать проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
изучить пути совершенствования деятельности таможенных органов в части определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Информационная база исследования включает статистические данные Росстата, Главного таможенного управления Российской Федерации и аналитические материалы Министерства финансов Российской Федерации. Совокупность использованных данных обеспечивает достоверность исследования. Нормативной базой для итоговой квалификационной работы являются: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года; Решение Комиссии Таможенного Союза «О едином таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС» от 27 ноября 2009 года №130 и др.
Практическая значимость результатов исследования, полученных в ходе выполнения дипломной работы, заключается в уточнении и конкретизации теоретических основ контроля таможенной стоимости ввозимых товаров. Полученные результаты позволяют нам выявить определенные проблемы в области исследований и сформулировать основные направления совершенствования контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, которые могут быть использованы в реальной деятельности таможенных органов.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
1. Теоретические основы развития таможенной стоимости товаров в Евразийском экономическом союзе
1.1 Таможенная стоимость, понятие и сущность
Таможенная стоимость - это один из видов стоимости товаров. Экономическую сущность таможенной стоимости можно определить следующим образом: «Величина общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию товаров с учетом их потребительских свойств, преобладающая на международном рынке и изменяющаяся до пересечения таможенной границы». Под термином «таможенная стоимость» обычно понимают таможенную стоимость товара (TСT). Рассчитайте таможенные платежи, необходимые для оплаты, исходя из их стоимости, а именно таможенные пошлины, налоги, акцизы и сборы. Формирование таможенной стоимости является не только результатом экономических процессов, но и результатом применения таможенных законов и нормативных актов. С юридической точки зрения таможенная стоимость является основной составляющей механизма таможенно–тарифного надзора - таможенных пошлин.
Таможенные пошлины - это «обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию или вывозе с нее, а также при других обстоятельствах, предусмотренных таможенным законодательством для контроля внешнеторговой деятельности в экономических интересах страны с помощью таможенных пошлин». Таможенные пошлины включают импортные и экспортные пошлины.»[ Вардомский, Л. Б. Социальные детерминанты евразийской интеграции / Л. Б. Вардомский. // Мир перемен. – 2020. – № 1. – С. 131.].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Собрание законодательства РФ. – 1993. – 20 декабря.
2.Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Проект) России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Собрание законодательства РФ. - 13.12.2010. - №50. – Ст. 6615
4.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/
5.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 № 103 «Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/
6.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 202 от 30.10.2012. «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tsouz.ru/,
7.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 214 от 13.11.2012. «О применении метода вычитания (метод 4) при определении 68 таможенной стоимости товаров» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tsouz.ru/,
8.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 273 от 12.12.2012. «О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tsouz.ru/,
9.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 283 от 20.12.2012. «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tsouz.ru/,
10.Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2022, N 50, ст. 485.
11.Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2020, N 18 (часть IV), ст. 2174.
12.Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
13.Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 26.07.2019, N 30, ст. 377.
14.Федеральный закон «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 30.12.2021) // Российская газета, N 156, 14.08.2019.
15.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 330 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, N 18 (часть IV), ст. 2174.
16.Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2021, N 32, ст. 5138.
17.Агапова, А.В. Система оценки таможенной стоимости товаров в ЕАЭС / А.В. Агапова // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7. – № 1(25). – С. 36-38.
18.Арланова, О.И., Львова М.В. Роль таможенных платежей в доходах федерального бюджета [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/roltamozhennyh-platezhey-v-dohodah-federalnogo-byudzheta
19.Булычева, К.А., Майсак О.А. Роль поступления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №12– 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-postupleniya-tamozhennyh-platezhey-vfederalnyy-byudzhet-rf
20.Вардомский, Л. Б. Социальные детерминанты евразийской интеграции / Л. Б. Вардомский. // Мир перемен. – 2020. – № 1. – С. 131–147.
21.Горина, М.В., Трунина Е.В. Роль таможенных органов РФ в обеспечении экономической безопасности страны на современном этапе // Огарёв-Online. 2018. №2 (107). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tamozhennyh-organov-rf-vobespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-strany-na-sovremennom-etape
22.Губарев, Н.А. Институциональные проблемы обеспечения продуктовой безопасности России / Н.А. Губарев // В сборнике научных статей 9-й Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. 2019. – С. 132–135.
23.Коварда, В.В., Лаптев Р.А., Тимофеева О.Г. Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://esj.today/PDF/11ECVN520.pdf
24.Коварда, В.В., Лаптев Р.А. Совершенствование системы таможенного контроля посредством ее перспективной цифровизации в рамках развития системы обеспечения экономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://esj.today/PDF/20ECVN420.pdf
25.Лаптев, Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации / Р.А. Лаптев // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №1–1. – С. 77–85.
26.ООО «РИЧМЭН» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://companium.ru/id/1227700726054-richmen#
27.Официальный сайт Российской Академии наук [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ras.ru/
28.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru
29.Прокопович, Г.А. Таможенный менеджмент / Г.А. Прокопович, Е.Н. Соловьёв. – СПб.: Интермедия, 2015. – 260 c.
30.Применение общего таможенного тарифа в странах Европейского союза [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.brokert.ru/
31.Сальникова, А.В. Новеллы таможенного декларирования товаров в Евразийском таможенном союзе. // Научная электронная библиотека Elibrary.ru. 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/elibrary_36891565_95213754.pdf.
32.Сеникова, А. А. Организация контроля таможенной стоимости товаров в ЕАЭС / А. А. Сеникова. // Молодой ученый. – 2021. – № 17 (359). – С. 155-157.
33.Сироткина, А. В. Анализ проблем и перспектив развития таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС / А. В. Сироткина. // Молодой ученый. – 2021. – № 24 (366). – С. 138-141.
34.Ушкалова, Д.И. 5 лет ЕАЭС: итоги взаимной торговли. // Научная электронная библиотека Elibrary.ru. 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42317743_68886392.pdf.
35.ФТС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/.
36.Халипов С. В. Таможенное право: вопросы и ответы. 6-е изд., / С. В. Халипов. –М.: ИД «Юриспруденция», 2019. – 136 с.