Фрагмент для ознакомления
2
Период действия этих налоговых каникул - по 2023 г.
С 1 января 2021 года налогоплательщики, чьи доходы превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб., и (или) численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 работников, не утрачивают право на применение УСН, а уплачивают налог по повышенным ставкам:
‒ 8% для объекта «доходы»;
‒ 20% для объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.
Налоговый период – год.
Патентная система налогообложения представляет собой еще один вариант снижения налогового бремени для МСП.
Патент может быть приобретен только на ряд видов деятельности. Они строго регламентированы и прописаны в п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
Патент представляет ограничение по обороту компании. Максимальная выручка должна составлять не более 60 млн руб в год.
ПСН имеет фиксированную ставку налога – 6%.
Расчет налога осуществляется не по факту полученной выручке, а исходя из потенциально возможной выручки, которая компания может заработать по тому или иному виду деятельности.
По каждому виду деятельности местные законодательные власти определяют лимит данной выручки, обновляя на постоянной основе данные лимиты, исходя из колебаний рынка.
Основными преимуществами системы является:
‒ Фиксированная ставка;
‒ Отсутствие требования о сдаче налоговой отчетности;
‒ Временной характер действия ПСН, который определяет сам налогоплательщик.
Недостатками выступают ограничения для ПСН, то есть компания должна оставаться в статусе МСП по объему выручке, числу сотрудников, видам деятельности.
Единый сельскохозяйственный налог представляет собой облегченную версию налогового обременения для юридических лиц, задействованных исключительно в аграрном хозяйстве.
Для данного налогового режима установлена единая ставка в 6% в соответствии с п.5 статьи 346 НК РФ.
Данная система позволяет исключить из уплаты следующие налоги:
‒ Налог на прибыль;
‒ Налог на доходы физических лиц;
‒ Налог на имущество.
Главное условие получения данного налогового режима – занятость в сельском хозяйстве в качестве производителя или переработчика сельскохозяйственной продукции.
В 2019 году был введен новый налоговый режим – налог на профессиональный доход. Он проходил тестирование в 4 регионах России прежде чем был запущен в 2020 году во всех округах страны.
Рисунок – Динамика числа самозанятых в России, 2020-2023
Налог на профессиональный доход для физических лиц и ИП получил на практике статус «самозанятого».
По данным Росстата, представленным на рисунке, за 2.5 года число зарегистрированных самозанятых выросло в 14 раз и составило 7,0 млн хозяйствующих субъектов.
Данная динамика объясняется удобством системы самозанятого. Его основные преимущества:
1. легкость и простота регистрации;
2. один налоговый режим;
3. отсутствует требование о подачи деклараций и иной налоговой отчетности;
4. формирование чеков в приложении для клиентов;
5. низкая ставка налога – 4% для физических лиц и 6% для юридических лиц;
6. простота начисления и уплаты налогов;
7. автоматизация расчетов с бюджетом;
8. отсутствие выплаты страховых взносов;
9. начисление стажа работы;
10. может синхронизироваться с другими видами деятельности и системами налогообложения.
Из минусов:
1. ограничение по выручке в год – не более 2.4 млн руб.
Разработанная модель позволила упростить работу для микро субъектов экономических отношений работу, а также взаимодействие с налоговыми органами.
Ведение бухгалтерского учета – важный вопрос в деятельности индивидуального предпринимателя.
Обратимся к разъяснениям Минфина России (письмо от 26.07.2012 № 03-11-11/221), специалисты которого трактуют эту ситуацию следующим образом.
Согласно ст. 346.24 НК РФ упрощенцы обязаны фиксировать свои доходы и расходы в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения. Ее форма и порядок оформления утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н.
Следовательно, обязательное условие по учету доходов и расходов упрощенцами, установленное п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, будет соблюдено, а это значит, что бухучет они могут не вести.
Ответ на этот вопрос также можно найти в разъяснениях финансового ведомства (письмо Минфина России от 27.08.2012 № 03-11-11/257).
Согласно п. 8 ст. 346.5 НК РФ для определения налоговой базы по ЕСХН предприниматели обязаны учитывать доходы и расходы в книге учета доходов и расходов ИП, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ее форма и правила оформления закреплены в приказе Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н. Кроме того предприниматели на ЕСХН с января 2019 года обязаны уплачивать НДС. Для учета НДС-операций ИП необходимо вести книгу покупок и книгу продаж, а также выдавать счета-фактуры.
ИП сельхозпроизводитель вправе применить льготу и не уплачивать НДС. Подробнее о порядке оформления льготы читайте здесь.
И опять приходим к аналогичному выводу: ИП на ЕСХН могут отказаться от ведения бухучета.
Предприниматели, выбравшие для своей деятельности ПСН, так же, как и все остальные ИП, могут не вести бухучет, поскольку осуществляют налоговый (п. 1 ст. 346.53 НК РФ) в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минфина России от 22.12.2012 № 135н.
Существует ряд критериев, которые необходимо соблюдать предпринимателям (и другим лицам, заполняющим соответствующие регистры) при ведении книг учета доходов и расходов:
‒ книги должны вестись на русском языке;
‒ каждому налоговому периоду должна соответствовать своя учетная книга;
‒ все совершенные хозоперации отражаются в регистре в полном объеме;
‒ записи в книге должны отвечать принципу достоверности и фиксироваться непрерывно и в хронологическом порядке;
‒ в качестве основания каждой хозоперации у ИП должен быть оправдательный первичный документ;
‒ допускается вести регистры и на бумажных, и на электронных носителях (при этом по окончании налогового периода электронный вариант книг должен быть распечатан, прошнурован и пронумерован);
‒ должны соблюдаться правила исправления ошибочных записей в книге: исправления должны быть документально оправданы, подтверждены подписью предпринимателя с обязательным указанием даты внесения корректировки.
Стоит понимать, что учетные регистры, которые следует вести предпринимателям, не ограничиваются книгами учета доходов и расходов. Так, ИП не освобождается (при наличии у него соответствующей обязанности, обстоятельств или объектов) от учета:
‒ кадрового;
‒ кассовых операций;
‒ основных средств;
‒ НМА и пр.
ИП также могут быть субъектами уплаты некоторых налогов (НДС, транспортного, налога на имущество, НДФЛ), взносов во внебюджетные фонды и др. В этом случае ему придется не только вести соответствующие учетные регистры, но и формировать на их основе отчетность и представлять ее в контролирующие органы.
Несмотря на предоставленное предпринимателям законом № 402-ФЗ право не вести бухучет и не формировать бухгалтерскую отчетность, многие ИП от бухучета не отказываются. И объективные причины на то есть.
Конечная цель ведения бухучета — составление отчетности, достоверно отражающей финансовое состояние субъекта. Сведениями, содержащимися в этой отчетности, пользуется не только государство, но также внутрикорпоративные потребители информации (собственники, руководители, сотрудники) и сторонние заинтересованные лица (инвесторы, кредиторы, контрагенты, аудиторы). Эти пользователи на основе такой отчетности принимают те или иные важные хозяйственные и стратегические решения.
ИП, не ведущий бухучет и не составляющий бухгалтерскую отчетность, может столкнуться с рядом объективных трудностей:
‒ отказом в получении кредита, инвестиций, имущества в лизинг;
‒ отказом партнеров от сотрудничества;
‒ проблематичностью контроля за дебиторско-кредиторской задолженностью;
‒ невозможностью качественно проанализировать показатели текущей деятельности и принять важные управленческие решения;
‒ невозможностью организовать действенный финансовый внутренний контроль и т. д.
Кроме того, возможны ситуации, когда предприниматель не сумеет отказаться от ведения бухгалтерского учета и составления бухотчетности по внутрикорпоративным причинам. Например, если ИП входит в состав холдинга, составляющего консолидированную отчетность и осуществляющего жесткий внутренний контроль за деятельностью входящих в него лиц.
Заметим, что внешним пользователям (как правило, в целях кредитования и инвестирования) может понадобиться бухгалтерская отчетность (формы 1, 2), заверенная не только подписью предпринимателя, но и отметкой налогового органа.
Важным аспектом является тот факт, что налогообложение и специальные налоговые режимы выступают инструментами фискальной политики государства.
Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой. Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты поразному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов .
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:
‒ увеличение государственных закупок;
‒ снижение налогов;
‒ увеличение трансфертов.
Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:
‒ сокращение государственных закупок;
‒ увеличение налогов;
‒ сокращение трансфертов.
Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей.
Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.
Налоги выполняют три основные функции: фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства; экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности; социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
В современной экономике существуют различные виды налогов.
Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на: реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги; личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.
Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины. В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.
В зависимости от использования налоги делятся на: общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов; специальные налоги, имеющие целевое назначение.
В зависимости от характера ставок различают налоги:
‒ твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;
‒ регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
‒ пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;
‒ прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.
Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику.
Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы — форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством. Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.
Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики – государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков – юридических лиц.
Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.
Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.
Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.
Государственные расходы выступают в форме:
‒ государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;
‒ строительства за счет капитальных вложений;
‒ расходов на оборону, управление и т.д.
Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023)
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/TAXES/usn/
3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145 ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
4. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) [Текст] (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года")
5. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [Текст]
6. Основные направления налоговой политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Официальный сайт Министерства РФ: http://www.minfin.ru/
7. Агапова Т.А. Макроэкономика [Текст] / Т.А. Агапова, С.Ф. Серёгина; под ред. С.Ф. Серёгиной. - М.: Московский финансовопромышленный университет «Синергия», 2018. — 560 c.
8. Андреева С.А., Аллагулов Р.Х. Инструменты фискальной политики государства [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2019. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74799
9. Алешин А.В. Управление проектами: фундаментальный курс [Текст]: учебник / А. В. Алешин, В. М. Аньшин, К. А. Багратиони и др.; под ред. В. М. Аньшина, О. Н. Ильиной; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 620, [4] с. — (Учебники Высшей школы экономики). — 2000 экз. — ISBN 978-5-7598-0868-8 (в пер.).
10. Александрова А.И., Скрипниченко М.В., Жужома Ю.Н. Финансовое планирование: учебное пособие / А.И. Александрова, М.В. Скрипниченко, Ю.Н. Жужома. – СанктПетербург: «ИБИН», 2020. – 146 с
11. Глухих Н.И. Теория систем и системный анализ. 2 е изд. Учебное пособие. Томский государственный университет – 2020, 254 с.
12. Дедкова Е. Г., Коростелкина И. А., Бадасян А. А. Бюджетноналоговая политика России: от реальности к перспективам // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetno-nalogovaya-politika-rossiiot-realnosti-k-perspektivam
13. Евкова А. Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики - суть, недостатки, преимущества и регулирование. [Электронный ресурс] - https://www.evkova.org/fiskalnaya-politika-i-ee-rol-v-gosudarstvennom-regulirovanii-ekonomiki-sut-nedostatki-preimuschestva-i-regulirovanie
14. Евстафьева Алсу Хусаиновна. Налоговый механизм развития территорий с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности : на примере ОЭЗ : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.10 - Москва, 2018. - 48 с. [Электронный ресурс] - URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008709352#?page=1
15. Котляревская, И.В. К73 Стратегический маркетинг : учебное пособие. В 2 ч.Ч. 1 / И.В. Котля ревская ; Мин-во науки и высшего образования РФ.— 3 е изд., перераб. и доп.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019.— 138 с.
16. Лачихина А.Г. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций. УрФУ, Экономический сборник, 2019, сс. 328-331
17. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение : учебник для студ. вузов по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика"; по спец. 08.00.10 "Финансы, денежное обращение и кредит"; рек. УМЦ / ред. И. А. Майбуров. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-Дана, 2019. - 591 с.
18. Капканщиков, Сергей Геннадьевич. Государственное регулирование экономики : [Текст] учебное пособие по спец. "Государственное и муниципальное управление"; рек. УМО / С. Г. Капканщиков. - 6-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2018. - 520 с.
19. Котар О.К. Фискальная политика: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика / сост. Котар О.К. // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». 2е изд. – Саратов, 2019. – 126 с
20. Орлова Е.Р. Инвестиции: учебное пособие. Омега-Л, 2019. – 240 с.
21. Попов М.В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 2. – С. 109-113.
22. Шевцов С.Н. Методы оптимизации конструкций. Раздел курса «САЕ системы в авиастроении» . ИЗд-во Ростов-на-Дону, 2-е издание, 2020 – 97 с.
23. .Швецов Ю. Г. Бюджетно-налоговая система РФ: состояние кризиса / Ю.Г. Швецов // Финансовый бизнес. – 2020. - № 5. - С. 53-57. 69.
24. Щербакова И.Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. №3.
25. Аналитический отчет «Предварительные итоги 2022 года для рынка беспилотной авиации России». Ассоциация «Аэронекст», 2022 г. – 34 с.
26. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА - М, 2019. - 576с. 71.
27. Особенности проведения стимулирующей налоговой политики. [Электронный ресурс ] - https://spravochnick.ru/ekonomika/osobennosti_provedeniya_stimuliruyuschey_nalogovoy_politiki/#osobennosti-provedeniya-stimuliruyuschey-nalogovoy-politiki
28. Стимулирующая роль налоговой политики [Электронный ресурс] - https://studbooks.net/1693221/finansy/stimuliruyuschaya_rol_nalogovoy_politiki
29. ВВП России в 2023 году: прогнозы и тенденции. Открытый журнал. [Электронный ресурс] - https://journal.open-broker.ru/research/vvp-rossii-v-2023-godu/
30. Alan A.T. The Value Added Tax: International Practice and Problems // International Monetary Fund. 2018 С. 108-433.
31. Официальный сайт Министерства финансов: http://minfin.ru (дата обращения 15.03.2022).
32. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. URL: http://www.nalog.ru (дата обращения 01.04.2023).
33. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения 01.04.2023).
34. Методы управления проектами. 16 методологий управления проектами. GANT Bureau of project management. [Источник - https://gantbpm.ru/metody-upravleniya-proektami/]