Фрагмент для ознакомления
2
2.3 Выявление проблем и обоснование необходимости разработки стратегии компании
На основе проведения комплексного анализа деятельности ООО «Хендэ Мотор СНГ» было определено следующее:
во-первых, большая часть выявленных факторов макросреды оказывают отрицательное влияние на деятельность ООО «Хендэ Мотор СНГ», в частности, ухудшение геополитической обстановки, санкционное давление и снижение макроэкономических показателей, что ведет к снижению реальных доходов населения и недоступности автомобилей для большей части населения. Положительное воздействие оказывают меры государственный поддержки, изменение социального восприятия населения в отношении покупки автомобилей (в т.ч. переход к покупке автомобилей премиум-сегмента), технологические инновации и развитие цифровых платформ и экосистем;
во-вторых, по прогнозам экспертов, продажи новых легковых автомобилей в России могут достичь уровня 2020-2021 гг. в течение 5 лет при условии улучшения геополитической ситуации, развития внутреннего производства и наличия параллельного импорта;
в-третьих, по проведенному анализу микроэкономической внешней среды организации было определено, что практически все факторы среды – покупатели, поставщики, конкуренты оказывают существенное влияние на деятельность ООО «Хендэ Мотор СНГ»:
– конкуренты – большое количество официальных представительств и дилеров;
– появление новых конкурентов – меры господдержки отечественных автопроизводителей, появление большого количества китайских брендов;
– поставщики – узкая специализация ООО «Хендэ Мотор СНГ», зависимость от одного поставщика;
– покупатели – предпочтения большинства покупателей на российском автомобильном рынке в пользу российского производства; в премиум-сегменте требования к высокому качеству обслуживания;
в-четвертых, по итоговому показателю стратегических позиций ООО «Хендэ Мотор СНГ» лидирует в сегменте автомобилей Hyundai ввиду более высокой доли рынка по сравнению с сегментом автомобилей Genesis. Однако, имея достаточный опыт, наличие необходимой инфраструктуры и возможностью внедрения технологических и инновационных решений, а также наращивания уникальных компетенций может привести к существенному росту стратегических позиций ООО «Хендэ Мотор СНГ» в сегменте автомобилей Genesis в перспективе.
Для выявления проблем, стоящих перед ООО «Хендэ Мотор СНГ» необходимо построить матрицу SWOT-анализа (см. таблицу 2.13).
Таблица 2.13 – Матрица SWOT-анализа для ООО «Хендэ Мотор СНГ»
Возможности внешней среды (O) Угрозы внешней среды (T)
Прогнозируемый рост объемов продаж автомобилей в течение 5 лет
Изменение социального восприятия в отношении покупки автомобилей – переход на премиум-сегмент
Развитие цифровых платформ и экосистем
Технологические инновации Возможное снижение спроса на автомобили в условиях экономической нестабильности
Недоступность автомобилей для большей части населения
Активизация деятельности существующих и появление новых конкурентов
Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
Широкий модельный ряд автомобилей
Наличие дополнительных услуг
Наличие опыта
Высокое качество обслуживания
Наличие необходимой инфраструктуры и квалифицированных кадров
Возможности технологического и инновационного развития Низкая доля рынка
Недостаточное развитие технологий и интегрированных решений в сфере взаимодействия с клиентами
На основании проведенного анализа были выявлены следующие основные проблемы ООО «Хендэ Мотор СНГ»:
– низкая доля рынка, прежде всего в сегменте автомобилей Genesis;
– недостаточное развитие технологий и интегрированных решений в сфере взаимодействия с клиентами.
Если сопоставить сильные и слабые стороны внутренней среды, возможности и угрозы внешней среды организации, то можно построить матрицу решений, вытекающую из SWOT-анализа (см. таблицу 2.14).
Таблица 2.14 – Матрица решений на основе SWOT-анализа
O-W T-W
Изменение социального восприятия в отношении покупки автомобилей – переход на премиум-сегмент позволит нарастить долю рынка сегмента автомобилей Genesis
Необходимо развитие цифровых платформ и экосистем, внедрение технологические инновации взаимодействия с клиентами Возможное снижение спроса и активизацию деятельности существующих и появление новых конкурентов необходимо блокировать за счет развития технологий и инновационных решений в сфере взаимодействия с клиентами
O-S T-S
Все сильные стороны при использовании возможностей внешней среды (прежде всего технологического и инновационного развития) приведут к росту объемов продаж автомобилей в течение 5 лет Все сильные стороны позволят противостоять конкурентам и наращивать объемы продаж на падающем рынке
В целом, проведенное исследование показало, что большую привлекательность имеет сегмент автомобилей Genesis, которое нужно развивать в рамках разработки стратегии ООО «Хендэ Мотор СНГ». При этом, стратегия должна быть направлена на развитие цифровых платформ и экосистем, внедрение технологические инноваций взаимодействия с клиентами, что особенно важно для клиентов в премиум-сегменте.
Таким образом, далее разработаем стратегию ООО «Хендэ Мотор СНГ».
Глава 3. Разработка стратегии Genesis Хендэ Мотор Снг
3.1 Этапы разработки стратегии компании
Функционируя в современных условиях ООО «Хендэ Мотор СНГ» нацелена не только на повышение показателей деятельности в текущий момент времени, но и на устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Именно на это направлены основные элементы стратегического развития компании. Таким образом, на первоначальном этапе разработки стратегии необходимо сформулировать базовые элементы стратегического развития (см. рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Базовые элементы стратегического развития ООО «Хендэ Мотор СНГ»
Как видно из рисунка 3.1 все стратегические ориентиры ООО «Хендэ Мотор СНГ» нацелены на достижение стратегической цели компании на данном этапе развития – развитие сегмента автомобилей Genesis за счет выстраивания долгосрочных взаимоотношений с клиентами.
Исходя из этого, можно сформировать схему достижения стратегической цели ООО «Хендэ Мотор СНГ» (см. рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 – Схема достижения стратегической цели ООО «Хендэ Мотор СНГ»
Таким образом, стратегия развития ООО «Хендэ Мотор СНГ» должна базироваться на реализации следующих стратегических целей:
1. Увеличение количества активных клиентов премиум-сегмента.
2. Применение современных и инновационных технологий взаимодействия с клиентами.
3. Создание эффективных интегрированных решений, направленных на повышение эффективности взаимодействия с клиентами
Достижения данных стратегических целей ООО «Хендэ Мотор СНГ» возможно за счет разработки цифровой платформы Genesis, в рамках которой будут реализованы следующие функциональные возможности (см. рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 – Функциональные возможности цифровой платформы Genesis
Рассмотрим каждую из функциональных возможностей цифровой платформы Genesis.
1. Сервис записи на тест-драйв работает в онлайн-режиме 24/7. Для записи клиент должен заполнить форму представленную на рисунке 3.4. В специальной форме записи на тест-драйв необходимо выбрать интересующую модель автомобиля Genesis для пробной поездки.
Рисунок 3.4 – Форма записи на тест-драйв автомобиля Genesis
Пройти тест-драйв можно непосредственно перед онлайн-покупкой автомобиля или в другое, более подходящее время по предварительной записи в онлайн-режиме. Для пробной поездки необходимо предоставить только водительские права.
2. Сервис онлайн-бронирования и покупки автомобиля марки Genesis действует следующим образом:
- посредством конфигуратора клиент выбирает необходимую иодель автомобиля в нужной комплектации (пример конфигуратора представлен на рисунке 3.5);
- добавление выбранного автомобиля в корзину и внесение предоплаты;
Рисунок 3.5 – Конфигуратор выбора автомобиля Genesis
- подписание договора купли-продажи в электронном виде с использованием сервиса SmartContract;
- постановка автомобиля на учет посредством сервиса Госуслуги;
- выбор удобной даты получения автомобиля.
3. Сервис автострахования предоставляет возможность дистанционного оформления страховых полисов ОСАГО или КАСКО.
Пример сервиса автострахования представлен на рисунке 3.6.
Рисунок 3.6 – Пример сервиса автострахования
Сервис автострахования имеет следующие преимущества:
- прямая интеграция с ведущими страховыми компаниями;
- абсолютная достоверность полиса;
- полис сразу появится в базах ГИБДД и РСА;
- данные, передаваемые клиентом, надёжно защищены.
4. Сервис финансовых услуг (включая кредитование по льготным ставкам). Преимущества сервиса онлайн-кредитования представлены на рисунке 3.7.
Рисунок 3.7 – Преимущества сервиса онлайн-кредитования
6. Каталог услуг и аксессуаров представляет собой полноценный интернет-магазин запасных частей, аксессуаров и сервисных услуг, который позволит клиенту совершить покупку запчастей и дополнительного оборудования в один клик. В данном случае увеличивает чек каждого клиента за счет пакетных предложений.
Запуск цифровой платформы позволит привлечь значительное число новых клиентов, которые заинтересованы в сокращении собственного времени на покупку автомобиля и сопутствующих услуг.
В рамках функциональных возможностей цифровой платформы Genesis для существующих клиентов, предлагаются следующие сервисы:
1. Полная информация об автомобиле, история эксплуатации. Данная система позволяет записывать всю информацию об эксплуатации автомобиля за счет внедрения специального чипа в авто и последующей передачей данных в онлайн-режиме на цифровую платформу.
2. Сервисная книжка. В онлайн-режиме происходит запись всех ТО, проводимых на автомобиле.
3. Сервис записи на техническое обслуживание позволяет в режиме онлайн 24/7 записать автомобиль на проведение ТО или внепланового сервисного обслуживания на удобное время.
4. Сервис услуг помощи на дорогах 24/7. Данный сервис работает по подписке, клиент в любое время оставляет заявку, которая исполняется в течение 1 часа с момента обращения и включает следующие услуги:
техническая консультация по телефону;
информационная поддержка;
техническая помощь на месте поломки: замена колеса, подвоз топлива, запуск двигателя, разблокировка дверей, осуществление мелкого ремонта на месте поломки;
эвакуация автомобиля до ближайшего официального дилерского центра Genesis;
услуга «Трезвый водитель» - 3 раза за 3 года;
эвакуация автомобиля до ближайшего официального дилерского центра Genesis в случае ДТП;
альтернативный транспорт, если устранение неисправности невозможно провести в день обращения и расстояние до места нахождения/проживания Клиента более 200 км;
ответственное хранение автомобиля, если поломка произошла ночью, в праздничный или выходной день, и у дилера нет возможности принять автомобиль.
В целом, внедрение цифровой платформы Genesis позволит не только полностью автоматизировать процессы продажи и обслуживания автомобилей, но и привлечь новых клиентов и удержать существующих за счет того, что все сервисы будут находиться в кармане клиента – возможность подключения к сервисам посредством сайта: platform.genesis.ru, а также посредством мобильного приложения.
Далее проведем оценку эффективности разработанной стратегии ООО «Хендэ Мотор СНГ».
3.2 Оценка эффективности разработанной стратегии
По экспертным оценкам внедрение цифровой платформы позволяет увеличить количество активных клиентов, и соответственно, продаж новых автомобилей, не менее, чем в 2 раза в первый год реализации проекта. Таким образом, ООО «Хендэ Мотор СНГ» в первый год реализации разработанной стратегии продаст дополнительно 1 689 автомобилей Genesis и получит дополнительный доход в размере 12 700 млн руб. при средней стоимости автомобиле 7 500 тыс. руб.
Далее проведем расчет затрат на внедрение и обслуживание цифровой платформы Genesis (см. таблицу 3.4).
Таблица 3.4 – Затраты на внедрение и обслуживание цифровой платформы Genesis
Статья затрат Стоимость, тыс. руб.
Затраты на разработку цифровой платформы 125 000
Затраты на обслуживание цифровой платформы в год 20 000
Итого затрат 145 000
Совокупные затраты на внедрение и обслуживание цифровой платформы Genesis составят 145 000 тыс. руб.
В таблице 3.5 представим затраты на обучение и профессиональную переподготовку IT-специалистов ООО «Хендэ Мотор СНГ» в рамках обслуживания цифровой платформы Genesis.
Таблица 3.5 – Затраты на обучение и профессиональную переподготовку IT-специалистов ООО «Хендэ Мотор СНГ»
Наименование затрат Цена, тыс. руб. Кол-во, чел Стоимость, тыс. руб.
Средние затраты на обучение одного IT-специалистов (профессиональная переподготовка) 420 20 8 400
Таким образом, совокупные затраты на внедрение цифровой платформы Genesis в ООО «Хендэ Мотор СНГ» составят: 145 000 тыс. руб. + 8 400 тыс. руб. = 153 400 тыс. руб.
Далее представим таблицу расчета экономической эффективности разработанной стратегии ООО «Хендэ Мотор СНГ» (см. таблицу 3.6).
Таблица 3.6 – Сводная таблица расчета экономической эффективности
Наименование мероприятия Результаты мероприятия
(млн. руб.) Затраты на мероприятия
(млн руб.) Абсолютный эффект
(млн руб.) Экономическая эффективность
(%)
Разработка и внедрение цифровой платформы Genesis 12 700 153,4 12 546,6 98,8%
Расчет экономической эффективности показал, что стратегия развития ООО «Хендэ Мотор СНГ» в сегменте Genesis за счет внедрения цифровой платформы является экономически целесообразным, т.к. в совокупный результат составит 12 700 млн руб., при этом абсолютный эффект будет равен 12 546,6 млн руб. Экономическая эффективность составит 98,8%.
В целом, можно сделать вывод о высокой эффективности разработанной стратегии ООО «Хендэ Мотор СНГ». Данное направление ООО «Хендэ Мотор СНГ» позволит компании повысить ее стратегические позиции на автомобильном рынке России в премиум-сегменте.
Заключение
На основании исследования, проведенного в настоящей работе, получены следующие результаты:
На основе проведения комплексного анализа деятельности ООО «Хендэ Мотор СНГ» было определено следующее:
во-первых, большая часть выявленных факторов макросреды оказывают отрицательное влияние на деятельность ООО «Хендэ Мотор СНГ», в частности, ухудшение геополитической обстановки, санкционное давление и снижение макроэкономических показателей, что ведет к снижению реальных доходов населения и недоступности автомобилей для большей части населения. Положительное воздействие оказывают меры государственный поддержки, изменение социального восприятия населения в отношении покупки автомобилей (в т.ч. переход к покупке автомобилей премиум-сегмента), технологические инновации и развитие цифровых платформ и экосистем;
во-вторых, по прогнозам экспертов, продажи новых легковых автомобилей в России могут достичь уровня 2020-2021 гг. в течение 5 лет при условии улучшения геополитической ситуации, развития внутреннего производства и наличия параллельного импорта;
в-третьих, по проведенному анализу микроэкономической внешней среды организации было определено, что практически все факторы среды – покупатели, поставщики, конкуренты оказывают существенное влияние на деятельность ООО «Хендэ Мотор СНГ»:
– конкуренты – большое количество официальных представительств и дилеров;
– появление новых конкурентов – меры господдержки отечественных автопроизводителей, появление большого количества китайских брендов;
– поставщики – узкая специализация ООО «Хендэ Мотор СНГ», зависимость от одного поставщика;
– покупатели – предпочтения большинства покупателей на российском автомобильном рынке в пользу российского производства; в премиум-сегменте требования к высокому качеству обслуживания;
в-четвертых, по итоговому показателю стратегических позиций ООО «Хендэ Мотор СНГ» лидирует в сегменте автомобилей Hyundai ввиду более высокой доли рынка по сравнению с сегментом автомобилей Genesis. Однако, имея достаточный опыт, наличие необходимой инфраструктуры и возможностью внедрения технологических и инновационных решений, а также наращивания уникальных компетенций может привести к существенному росту стратегических позиций ООО «Хендэ Мотор СНГ» в сегменте автомобилей Genesis в перспективе.
На основании проведенного анализа были выявлены следующие основные проблемы ООО «Хендэ Мотор СНГ»:
– низкая доля рынка, прежде всего в сегменте автомобилей Genesis;
– недостаточное развитие технологий и интегрированных решений в сфере взаимодействия с клиентами.
В целом, проведенное исследование показало, что большую привлекательность имеет сегмент автомобилей Genesis, которое нужно развивать в рамках разработки стратегии ООО «Хендэ Мотор СНГ». При этом, стратегия должна быть направлена на развитие цифровых платформ и экосистем, внедрение технологические инноваций взаимодействия с клиентами, что особенно важно для клиентов в премиум-сегменте.
Стратегия развития ООО «Хендэ Мотор СНГ» должна базироваться на реализации следующих стратегических целей:
1. Увеличение количества активных клиентов премиум-сегмента.
2. Применение современных и инновационных технологий взаимодействия с клиентами.
3. Создание эффективных интегрированных решений, направленных на повышение эффективности взаимодействия с клиентами
Достижения данных стратегических целей ООО «Хендэ Мотор СНГ» возможно за счет разработки цифровой платформы Genesis.
Расчет экономической эффективности показал, что стратегия развития ООО «Хендэ Мотор СНГ» в сегменте Genesis за счет внедрения цифровой платформы является экономически целесообразным, т.к. в совокупный результат составит 12 700 млн руб., при этом абсолютный эффект будет равен 12 546,6 млн руб. Экономическая эффективность составит 98,8%.
В целом, можно сделать вывод о высокой эффективности разработанной стратегии ООО «Хендэ Мотор СНГ». Данное направление ООО «Хендэ Мотор СНГ» позволит компании повысить ее стратегические позиции на автомобильном рынке России в премиум-сегменте.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 30.01.2023)
2. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 510-ФЗ (ред. от 21.12.2021). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 30.01.2023)
3. Российская Федерация. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 16.02.2022) Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 30.01.2023)
4. Абрамов, В.С. Стратегический менеджмент в 2 Частях. Ч.1 [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /В.С. Абрамов – М.: Юрайт, 2021. – 270 с.
5. Арапов, А. Модели принятия стратегических решений в организационном анализе [Электронный ресурс] / А. Арапов // Стратегический менеджмент. – 2020. – №2
6. Бикмуллин А. Л. Инструменты стратегического планирования инновационной деятельности промышленного предприятия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2018. – Т. 8. – №. 5 (37)
7. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. – М.: Юрайт, 2019. – 290 с.
8. Друкер, П.Ф. Эффективный руководитель. [Текст] / П. Друкер; пер. с англ. О. Чернявской. – 4-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2017. – 232 с.
9. Запекина, Н.В. Конкурентное преимущество: методологические аспекты формулирования и учет влияния практики рыночного поведения [Текст] / Н.В. Запекина // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6 (37). - С.125
10. Индикаторы инновационной деятельности: 2020 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 336 с.
11. Калиева, О.М. Эволюция научных взглядов на сущность стратегических позиций предприятия в экономике [Текст] / О.М. Калиева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2021. – №1 (33). – С.25-33
12. Катькало В.С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013, № 16, С. 4
13. Квинт В.Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. [Текст] / В.Л. Квинт – М.: Бизнес Атлас, с разрешения издательства «Роутледж» (Routledge), группа «Тейлор и Франсис» (Taylore & Francis Group), Нью-Йорк, Лондон 2019. –627 С.
14. Капинос, Д.Е. Системный подход в управлении: что такое архитектура предприятия и зачем она нужна [Электронный ресурс] //Стратегический менеджмент / Д.Е. Капинос. – 2020. – №1
15. Князева, Т. В. Стратегический менеджмент в современных условиях [Электронный ресурс] // Наука и современность. / Т.В. Князева. – 2021. – №15.
16. Комлев М.Х. Система ключевых показателей эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации // Теория и практика общественного развития. —2019. — № 20. — С. 107 — 109.
17. Лялин, А.М., Филиппов, А.В., Якутин, Ю.В. Менеджмент. [Текст]: Учебное пособие / А.М. Лялин, А.В. Филиппов, Ю.В. Якутин – М.: КноРус , 2021 – 472 с.
18. Магданов П.В. Теоретические и методологические основы стратегического планирования в корпорациях. Ч.3. Организация стратегического планирования в корпорации. – Пермь, 2021. – с. 29
19. Мишурова, И.В. Матричный подход в стратегическом планировании предприятий // Вестник Ростовского государственного экономического университета, 2022. №3(51). С. 84
20. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность. [Текст]: Учебное пособие – 2-е изд./ А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2021. – 192 с.
21. Муравьева, Е.В. Управление конкурентной средой. [Текст]: Учебное пособие – 2-е изд. / Е.В. Муравьева. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГУ». – 2021. – 191 с.
22. Назаров А.Г. Стратегическое планирование и управление развитием промышленных предприятий с использованием финансово-инвестиционных инструментов: Автореф… дис. докт.эк.наук. – М.: 2019. – с. 25
23. Пахомова А.А. Теоретические аспекты стратегии повышения эффективности функционирования предприятий // Друкеровский вестник. - 2017. - № 1 (15). С. 153
24. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия – СПб.: Питер, 2017. – с.32
25. Портер, М.Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. [Текст]: Пер. с англ./ Портер М.Е. – М.: Альпина Пабл., 2019. – 947 с.
26. Рогачева Ж. С. модернизация инструментов стратегического планирования предприятий промышленности на основе реляционных взаимодействий: дисс. канд. экон.наук. – М., 2014. – с. 23
27. Сафиуллин, А.Р. Многоуровневый подход к управлению конкурентными преимуществами [Текст] / А.Р. Сафиуллин // Известия УрГЭУ. - 2020. - № 2 (28). - С. 20
28. Светуньков, С.Г. Новый подход к измерению уровня конкурентной борьбы [Текст] / С.Г. Светуньков // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2019. – № 7. – С. 101-104.
29. Стрелков М.А. Планирование стратегии развития в многопрофильных корпорациях // Вестник университета. Секция Национальная и мировая экономика. – М.: ГУУ, №1(7) – 2018. – с. 37
30. Тарутько, О.А. Механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. [Текст] / О.А. Таратутько // Петербургский экономический журнал. – 2018. - №2. – С.77-86
31. Халин В.Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10 (118). С. 46-62
32. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. с. 15
33. Чандлер А. Стратегия и структура. Пер. с англ. – М.: Экономика, 2022. – с. 26
34. Шевченко Д. А. Маркетинговый анализ. [Текст]: учебник / Д. А. Шевченко. – М.: Директ-Медиа, 2022. – 220 с.
35. Andrews, Kenneth R. The Concept of Corporate Strategy, Richard Irwin, Homewood, Illinois. 1980. – p. 12
36. Chandler, A. Strategy and Structure. - Cambridge, MA MIT Press, 1962 – p. 13
37. Glueck, William E Business Policy, Strategy Formation, and Management Action (second edition), McGraw-Hill, New Yorkб 1976. – p. 4
38. Learned, Edmund P; Christensen, C. Roland Andrews, Kenneth R.; and Guth, William D. 1965, Business Policy: Text and Cases, 1965. – p. 17
39. Mintzberg, Henry The Structure of Organizations, Prentice Hall, Englewood Cliffs, New Jersey. 1979. – p. 25
40. Porter, Michael E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance, The Free Press, New Yorkб 1985. – p. 23
41. Schendel, Dan E. and Hatten, K. J. Business policy or strategic management: A view for an emerging discipline," in Academy of Management Proceedings, 1972. – p. 100
42. Steiner, George A. and Miner, John B. Management Policy and Strategy, Macmillan, New York. 1977 – p.7