Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Банковская конкуренция в условиях современной экономики
Конкуренция – соперничество между участниками экономических отношений за ограниченные ресурсы: сырье, рабочую силу, капитал, рынки сбыта.
В зависимости от числа продавцов на рынке и от того, какие отношения складываются между ними, различают два вида конкуренции – совершенная (чистая) конкуренция и несовершенная.
Несовершенная конкуренция представлена следующими типами: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
К важнейшим факторам конкуренции относятся:
число фирм и их размеров
специфика продукции
характер спроса и перспектив развития отрасли
затраты, связанных с переключением потребителей с одного поставщика на другого
наличия барьеров выхода из отрасли
соперничество конкурирующих компаний
конкуренция со стороны товаров-заменителей
угроза появления новых конкурентов
экономические возможности поставщиков и покупателей и т.д.
Хотя общепризнано, что конкуренция является наиболее эффективной и желательной рыночной структурой, банковские рынки представляют собой пример секторов, где конкурентная среда может быть даже вредной, поскольку без надлежащей степени рыночной власти банки не могут получать достаточную информацию о заемщиках и менее охотно вступают в кредитные отношения со своей клиентурой. В свою очередь, эти явления могут оказать негативное влияние на их кредитную активность и, следовательно, на общие экономические показатели.
Как в теоретической, так и в эмпирической экономической литературе не достигнуто четкого консенсуса относительно того, каким образом банки способствуют экономическому росту либо в условиях более высокой конкуренции, либо в условиях более концентрированной среды.
Идея о том, что конкуренция является наиболее желательной рыночной структурой, представляет собой один из наиболее давно утвердившихся принципов в экономике.
Это гарантирует как эффективность производства, так и эффективность распределения ресурсов, стимулирует инновации как действующих, так и начинающих фирм, позволяет потребителям покупать по более низким ценам и выбирать среди различных производителей товаров и услуг и, в конечном счете, приносит пользу обществу в целом [2].
Тем не менее, есть отрасли, где конкуренция либо неосуществима, либо вредна. Например, рынки, связанные с естественной монополией, патентами, исключительным владением ресурсами, внешними факторами, асимметричной информацией, едва ли способны достичь конкурентного результата, что требует конкретных способов вмешательства с целью улучшения рыночных результатов.
В ряде экономической литературы утверждается, что конкуренция на банковских рынках, вероятно, окажет негативное воздействие на их эффективность и стабильность, подрывая как отдельных лиц, так и кредитные учреждения и вызывая неизбежные побочные эффекты для экономики в целом. Несомненно, огромное количество людей, которые сегодня пользуются банками и их услугами, особенно в развитых странах, ясно показывает, что поведение и выбор кредитных учреждений непосредственно влияют на реальную экономику особым и более существенным образом, чем в других отраслях.
Следовательно, учитывая хорошо признанную в настоящее время важнейшую функцию банков в экономике, особенно их роль в предоставлении кредитов, а также в реализации денежно-кредитной политики и платежной системы, представляется важным исследовать последствия степени конкуренции в банковской отрасли для экономических показателей.
Й. Шумпетер (1911) был пионером в глубоком изучении роли финансовых посредников в реальной экономике, особенно в области технологических инноваций и экономического развития.
Одна из его идей заключалась в том, что кредит действительно создает реальную ценность, в отличие от мнения Рикардо о том, что банковская деятельность не увеличивает богатство страны.
Ранними важными эмпирическими работами, подтверждающими такую роль, являются работы Б.Голдсмита (1969) и Р. Маккиннона (1973), которые, однако, контрастируют с идеями других экономистов, утверждающих, что финансы являются довольно незначительным фактором экономического развития: например, Робинсон (1952) утверждал, что “там, где предприятие лидирует, финансы следуют за ним”..
В последние десятилетия многие эмпирические исследования показали, что финансовое развитие ведет к экономическому росту и ускоряет его.
Первое заслуживающее внимания исследование на эту тему было предложено Р. Кингом и Р. Левином (1993), которые использовали данные по 77 странам за период 1960-1989 годов и обнаружили, что ряд заранее определенных показателей (размер формального сектора финансовых посредников по отношению к ВВП, важность банков по отношению к по мнению центрального банка, процент кредитов, выделенных частным фирмам, отношение кредитов, выданных частным фирмам, к ВВП) положительно и существенно коррелируют с реальной экономической активностью (рост ВВП, темпы накопления физического капитала, повышение эффективности распределения капитала).
Следовательно, более глубокий финансовый сектор может способствовать долгосрочному росту: последний стимулируется как повышением производительности, так и накоплением капитала, а финансовый сектор представляет собой механизм, посредством которого сбережения направляются в инвестиции либо напрямую (на рынках), либо косвенно (через финансовых посредников).
Основная трудность в оценке точной взаимосвязи между финансовым сектором и экономическим ростом связана с правильным пониманием причинно-следственной связи между ними.
На самом деле, даже если эмпирические данные свидетельствуют о положительной корреляции между финансами и экономическим ростом, это может не свидетельствовать о том, что финансовая система (и банки) обеспечивает реальную экономическую активность, поскольку возможно, что роль финансовых институтов определяется эндогенно в результате экономического роста.
Проблемы причинно-следственной связи и эндогенности привели к внедрению более сложных эконометрических методов, таких как методы динамической панельной оценки и оценки инструментальных переменных, в которые были добавлены переменные, которые могли бы экзогенно повлиять на финансовое развитие (защита прав собственности, качество правоохранительной системы, уровень доверия, коррупция и т.д.).
Даже таким образом, их результаты в целом подтвердили данные предыдущих исследований, показав, что финансовое развитие действительно положительно влияет на реальную экономику [9].
Конечно, учитывая сложность предмета, озабоченность по поводу возможных пропущенных переменных все еще сохраняется в том смысле, что положительный эффект финансовых переменных может быть просто отражением чего-то другого, влияющего одновременно на финансовую и реальную стороны (Manning, 2003; Zingales, 2003).
Что касается характеристик банковской отрасли, то целый ряд исследований был сосредоточен на роли, которую играет степень конкуренции между банками в реальном секторе экономики.
Этот выбор был обоснован двумя основными причинами (Cetorelli, 2009). Во-первых, банковский сектор, как правило, характеризуется жестким регулированием (из-за внутренней природы того, что в нем обменивается), в отличие от подавляющего большинства отраслей, где структура рынка и конкурентное поведение определяются эндогенно; таким образом, конкуренцию можно даже рассматривать как экзогенную при изучении ее влияния на реальную экономику
. Во-вторых, и, вероятно, более сложным с точки зрения экономического анализа является интересное расхождение теоретических предположений о влиянии банковской конкуренции на экономическое развитие [13].
Конкурентная среда на банковском рынке может быть выгодной из-за ее давления на цены: в частности, она снижает ставки по кредитам для заемщиков и повышает ставки по депозитам для кредиторов, тем самым стимулируя как сбережения, так и инвестиции, следовательно, развитие частного сектора, накопление капитала, индивидуальное благосостояние и экономическое развитие. Стоит также отметить, что фирмы, сталкивающиеся с более низкими ставками кредитования, будут вынуждены брать на себя меньший риск в своем бизнесе, таким образом повышая стабильность банковского и финансового рынков.
Кроме того, конкуренция увеличивает число банков, помогая охватить ранее небанковские районы, и способствует разработке новых продуктов и услуг (технологическими достижениями за последние годы являются банкоматы, телефонный банкинг, интернет-банкинг, более широкое использование кредитных и дебетовых карт).
Как следствие, с точки зрения регулирования структуры банковской отрасли, обычно рекомендуемыми мерами были либерализация рынков и устранение барьеров для входа, целью которых, очевидно, было ограничение рыночной власти банков и стимулирование конкуренции (Cetorelli, 2001).
Однако есть и другие аспекты, связанные с этим вопросом, которые нельзя игнорировать и которые могут поставить под сомнение в целом благотворное влияние банковской конкуренции на экономику.
Усиление конкуренции между банками может привести к сокращению предложения кредитов для информационно непрозрачных заемщиков из-за неблагоприятного отбора и морального риска [23].
Если мы предположим, что оба эффекта существуют и сосуществуют, то отрицательный “информационный” эффект может превзойти положительный “конкурентный” эффект в тех сегментах кредитного рынка, где проблемы асимметричной информации являются серьезными.
Вместо этого, при меньшем количестве конкурентов на рынке банки с большей готовностью участвуют в кредитовании отношений с заемщиками (инвестируя в получение достоверной информации путем установления с ними тесных связей с течением времени), что приводит к более эффективному отбору и мониторингу и обеспечивает лучшие результаты после получения кредита, а также увеличивает число предприятий, больше занятость, большая экономическая активность и больший экономический рост.
Кроме того, часто утверждается, что более концентрированная и менее конкурентоспособная банковская отрасль лучше диверсифицирует бизнес-риски и использует экономию за счет масштаба.
Таким образом, с точки зрения экономических показателей превосходство конкуренции над другими рыночными структурами не является однозначным (Beck, 2015).
Было также установлено, что усиление влияния банков на рынке могло бы помочь в устранении неблагоприятного отбора и моральных рисков между фирмами и банками на развивающихся рынках со слабыми правовыми системами и неразвитой институциональной инфраструктурой, поскольку, устанавливая долгосрочные отношения, банки в этих условиях могут оптимально решать проблемы с должниками (La Porta и др., 1998), оказывающий благотворное воздействие на экономический рост.
Следовательно, влияние банков на рынке заменяет надежную правовую защиту кредиторов и прав собственности [9].
Каким бы ни было направление эффекта, очевидно, что уровень банковской конкуренции влияет на доступность кредитов для фирм и домашних хозяйств, тем самым влияя на выбор заемщиков, которые полагаются на банки в своем внешнем финансировании.
Следовательно, в странах, где банки являются основными поставщиками финансовых средств предпринимателям, предоставление банковских кредитов является важнейшим требованием для создания и развития фирм и, следовательно, для занятости и экономического роста (Бонаккорси ди Патти и Делл'Аричча, 2004).
В этом отношении регулирующий орган должен найти компромисс: при наличии большого количества банков на рынке количество доступных кредитов больше, но на более концентрированных рынках (т.е. с большим влиянием на рынке) у банков больше стимулов для получения информации о потенциальных заемщиках, что приводит к более высокому качеству предоставляемых кредитов из числа кандидатов.
Итак, конкуренция выступает ключевым признаком эффективности в банковском деле.
Конкуренцию в банковском деле можно определить как состязание в виде соперничества или борьбы за ограниченные ресурсы в результате привлечения средств, а в дальнейшем и их размещения, направленное на достижение целей в рамках удовлетворения потребностей клиентов и достижения доступности услуг в современных условиях роста неопределенности, вызванных санкционным давлением на банковский сектор РФ.
1.2 Сущность содержания пластиковых карт и их классификация
Банковская пластиковая карта – это депозитный, расчетный, кассовый и кредитный инструмент для проведения безналичных расчетов. Доля банковских карт на сегодняшний день в развитых стран очень велика [6].
Банковская пластиковая карта – это пластина, характеризующаяся размерами: 85,6 мм, 53,9 мм, 0,76 мм.
Материал карты – устойчивый к химическим, механическим и термическим воздействиям, пластик (рис. 1).
Рис. 1. Пример банковских пластиковых карт
Основное назначение пластиковой банковской карты – идентификация владельца карты.
Существуют также бумажные ламинированные и металлические карты. Ламинированные карты легко подделать, а металл сложнее поддается термической обработке и эмбоссированию. Поэтому для обеспечения идентификации клиента применяется сложная технология изготовления карты из пластика.
На банковские пластиковые карты наносится графическое изображение данных о клиенте – имя и фамилия, образец подписи.
Теперь фамилия и имя наносятся с помощью эмбоссионирования вдавливания – нанесения информации в форме вдавливания в материальный носитель [16].
Эмбоссионирование позволяет провести операцию быстрее с помощью слипа [3] (рис. 2).
Рис. 2. Пример эмбоссионирования банковских пластиковых карт
Ранее на картах использовалось штрих-кодирование, не получившее распространение вследствие низкой защиты. Также используются карты с магнитной полосой, также уже не обеспечивающие необходимый уровень защиты. На сегодняшний день используются карты с RFID-чипом – смарт-карты.
Виды пластиковых карт выделяют по различным основаниям, таким как: назначение; механизм расчетов; вид расчетов; категория клиентов; характер использования; принадлежность к эмитенту; сфера использования; территориальная принадлежность; длительность использования; способ записи информации на карту.
В зависимости от назначения выделяют карты (рис. 3): информационные; финансовые операции; идентификационные.
Рис. 3. Виды карт по назначению
Различные карты могут комбинировать в себе данное назначение. В корпорациях карты, выдаваемые сотрудникам, могут быть одновременно пропуском, данными о сотруднике, расчетом во внутренних структурах предприятия.
В зависимости от механизма расчетов выделяют следующие виды банковских пластиковых карт [6] (рис. 4):
двухсторонние, используемые в замкнутых сетях;
многосторонние, позволяющие проводить расчеты во многих организациях.
Рис. 4. Виды карт по механизму расчетов
На основании проводимых картой расчетов выделяют:
кредитные, предназначенные для пользования заемными средствами;
дебетовые – предназначенные для хранения и использования собственных средств клиента.
Выделяют также еще один вид кредитных карт, долг по которым должен погашаться в течение определенного времени.
Для различных групп клиентов выделяют карты, наделенные различным объемом прав:
Рис. 5. Виды карт с различными правами
К обычным картам, предназначенным для всех, относятся карты: Visa Classic, Eurocard / MasterCard Mass (Standard) (рис. 6).
Рис. 6. Visa Classic и Eurocard/MasterCard Mass
Серебряная карта (Silver, Business) – это бизнес-карта, дающая возможность в определенных пределах расходовать средства компании (рис. 7).
Рис. 7. Visa Business и Eurocard/MasterCard Business
Золотая карта (Gold) оформляется для наиболее состоятельных клиентов (рис. 8).
Рис. 8. Visa Gold и Eurocard/MasterCard Gold
Системы VISA и Europay выпускают дебетовые карты, используемые только для получения наличных средств и в электронных терминалах - Visa Electron, Cirrus/Maestro. Данные карты выдаются любому клиенту (рис. 9).
В зависимости от характера использования выделяют карты:
индивидуальная (стандартная или золотая);
семейная, выпускаемая в нескольких экземплярах и привязанная к одному счету;
корпоративная для сотрудников предприятия. Привязывается к счету предприятия. Ответственность несет предприятие по данным картам, а не сотрудники.
Рис. 9. Cirrus/Maestro и Visa Electron
В зависимости от принадлежности к эмитенту выделяют карты: эмитент банк или консорциум; нефинансовые учреждения; предприятие, направлением деятельности которого является выпуск пластиковых карт.
По сфере использования: универсальные; частные коммерческие, выпускаемые для оплаты товаров и услуг определенной сети.
В зависимости от территории применения карты: международные; национальные; локальные; карты предприятия.
В зависимости от длительности использования карты: ограниченные; бессрочные.
По способу записи информации на карту: магнитная полоса; лазерная запись; графическая запись; эмбоссирование; чипирование; штрих-кодирование.
Таким образом, пластиковые карты подразделяются в зависимости от многих оснований, среди которых возможность использования средств различных источников в течение определенного времени или без ограничений, территория применения карты и др.
В отечественной литературе длительный период юридическое рассмотрение безналичных расчётов осуществлялось в неразрывной связи с анализом соответствующих экономических отношений. Это послужило основой для формирования следующих двух подходов к сущности безналичных расчётов как вида обязательственных правоотношений, а в частности:
Рис. 10. Подходы к сущности безналичных расчётов
Согласно первому подходу безналичные расчёты служат для компенсации стоимости выполненных работ, оказанных услуг и переданного имущества. Так, например, Я.А. Коник утверждал, что предоставление услуг является первостепенно, а оплата за них - второстепенно. То есть согласно его мнению, финансы являются методом компенсации заключенных хозяйственных договоров на поставку, перевозку, хранение товаров и продукции и т.д. Все эти договоры отличаются друг от друга лишь видом оказываемой услуги, а не участием денег в качестве эквивалента».
В безналичных расчетах преобладающей формой являются платежи по платежным поручениям. Платежи по платежным поручениям регулируются статьей 863-866 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В безналичных расчетах преобладающей формой являются платежи по платежным поручениям. Платежи по платежным поручениям регулируются статьей 863-866 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Положением Банка России от 29.06.2021 N 762-П (ред. от 25.03.2022) О правилах осуществления перевода денежных средств.