Фрагмент для ознакомления
2
1 Место и роль приставок и предлогов курсе изучения русского языка на начальной ступени обучения
Грамматика является наиболее многочисленной частью школьного курса русского языка. Самое главное, что грамматика представляет язык в закономерностях его формирования [6].
Изучение грамматики является одним из направлений начального языкового образования, в содержание которого входит формирование у младших школьников языковых знаний и умений в области морфемики, морфологии и синтаксиса.
В грамматике, как учении о строе языка чаще всего намечают три части:
1) учение о слове и его формах, о способах образования слов и их форм;
2) учение о словосочетании, о его формах и его типах;
3) учение о предложении и его типах, о компонентах (составных частях) предложений, о приемах сцепления предложений, о сложном синтаксическом целом (фразе).
К.Д. Ушинский подчеркнул, что навыки правописания должны основываться на знаниях грамматики и орфографических правил, а мышление должно основываться на изучении необходимых шаблонов [12].
Методист М. Р. Львов выделяет в процессе формирования орфографических умений и навыков следующие этапы:
1) Этап мотивации: потребность в письменном выражении мысли;
2) Возникает жизненная (обучающая) ситуация потребность в контроле написания слов, сочетаний, проверке орфограмм. После действия ученик ставит перед собой цель, осознает задачу (фаза мотивации);
3) Поиск способов решения проблемы: грамматическое обоснование, согласование с правилом, осознание алгоритма действий (операционный, исполнительный этап);
4) Подготовка алгоритма (план, последовательность действий) для проверки орфограммы в соответствии с шагами алгоритма (исполнительный этап);
5) Повторное, многократное выполнение действия (программное обеспечение) по алгоритму в различных условиях и вариантах, с постепенным сокращением этапов алгоритма, ускорением действия (исполнительный этап);
6) Автоматизация навыков орфографического действия;
7) Достижение более или менее полной автоматизации; самоконтроль, самотестирование, расширение прав и возможностей орфография без ошибок. Постепенный отказ от использования правил (рефлексивный этап).
8) Свободное использование орфографического правила в различных условиях [16].
Грамматический строй слов, словоформы и образование слов и словоформ называется морфологией и отличается от синтаксиса как учение о словосочетаниях и предложениях. То есть как языковая структура грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую морфологию, словообразование и синтаксис. Эти системы можно назвать подсистемами грамматического строя языка или его разных уровней.
Уже в процессе изучения букв дети пишут предложения из разрезной азбуки. Это оставляет перед учителем необходимость знакомить детей с предписьмом, что наиболее распространено в речи первоклассников. Кроме того, при чтении букваря у детей накапливается запас наблюдений в отношении предлогов. Полезно упорядочивать эти наблюдения, тем самым создавая основу для работы над будущими предсказаниями.
К орфографическим понятиям относятся орфография, орфографическое правило, орфографический факт, опознавательные признаки орфограмм, место орфограмм, условия выбора орфографии, актуальная и неактуальная орфограмма, орфографический словарь [2].
Под «орфографическим правилом» понимается указание на правильное грамматическое написание в условиях разнородных орфограмм.
Опознавательными признаки орфограмм называют признаки, позволяющие различать орфограммы среди других. К примеру, опознавательными признаками считаются безударные гласные в корне, различие звуков по глухости-звонкости и др.
«Местом орфограммы» в прямом значении является нахождение (место) орфограммы в той или иной морфеме [2].
Орфографическим фактом именуется языковое явление, которое запоминается или которым обосновывается правописание. Особенностью орфографического факта является его наглядность, т.е. пишущим запоминается орфограмма «лицо».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. 400 с.
2. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. - 2003. - № 4. - С. 39-46.
3. Борисова, В.Г. Принципы описания служебных слов / В.Г. Борисова // Вестник МГУ. Серия №9. Филология. - 1999. - №2. - С. 71-74.
4. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В.Я. Булохов // Начальная школа. - 1991. - №1. - С. 59-62.
5. Васильева, С.П. Преемственность и перспективность при изучении предлога / С.П. Васильева // Русский язык в школе. 1983. — №6.1. C. 48-52.
6. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – 4-е изд / В.В. Виноградов. - М.: Русский язык, 2001. 720 с.
7. Глазунова, О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология: сборник упражнений / О.И. Глазунов. - СПб: Златоуст, 2010. - 424 с.
8. Ерофеева, Т.Н Формирование орфографической грамотности младших школьников / Т.Н. Ерофеева. – URL: https://uchitel.club/events/formirovanie-orfograficheskoy-gramotnosti-mladshikhshkolnikov/ (дата обращения 13.05.2023).
9. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии (теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах) / П.С. Жедек // под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение. 2002. - 306 с.
10. Засухина, Т.П. Пространственные значения предлогов, приставок и падежей в современном русском языке / Т.П. Засухина // Исследования по семантике. Уфа, 1976. - С. 103-111.
11. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 143 с.
12. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с.
13. Кириченко, A.C. Системные семантические характеристики и область денотации предлога между / A.C. Кириченко // Исследования по семантике предлогов. Сборник статей. М.: Русские словари, 2000. - С. 338-354.
14. Кравченко, Н.П. Принципы описания семантики предлогов / Н.П. Кравченко // Семантика языковых единиц: Доклады V Международной конференции. М.: Физкультура, образование и наука, 1996. - С. 234-236.
15. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М., 2000. – 214 с.
16. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1990. - 225 с.
17. Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие / Л.Д. Мали. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. 220 с.
18. Мачулина, М.А. Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов / М. А. Мачулина. - Пятигорск: ООО «РИА-КМВ», 2018 . 116 с.
19. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №1. - С.74-81.
20. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. Москва: Юрайт, 2016. 255 с.
21. Плотникова, С.В. Теория и технология начального языкового образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. 277 с.
22. Подзорова, С.В. Формирование грамматических (языковых) понятий младших школьников как основа развития метапредметных действий / С.В. Подзорова // ЦИТИСЭ. 2017. - №3 (12). С. 26-39.
23. Савельева, Н.А. Работа над формированием навыков грамотного письма / Н.А, Савельева // Начальная школа. - 1997. - №1. - С.49-53.
24. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учeб. пособие. / Л.С. Филиппова. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 248 с.
25. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразов. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – 8-е изд. - М.: 2013. – 160 с.
26. Спиридонова, Т.В. Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе / Т.В. Соловейчик // Вестник науки и образования. - 2014. - №2 (2). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-nad-predlogami-i-pristavkami-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 12.05.2023).
27. Томилова, Е. В. Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения в школе // Е. В. Томилова, Л.Д. Якунина / Молодой ученый. 2015. № 10.5 (90.5). С. 26-27.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
29. Формирование общих орфографических приемов при изучении русского языка: учебное пособие под ред. Н.Ф. Талызиной. М.: МТО ХОЛДИНГ, 2002. 160 с.
30. Шхапацева, М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка / М.Х. Шхапацева. - Майкоп, 1993. – 96 с.
31. Яковенко, Н.П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка / Н.П. Яковенко // Начальная школа -1997.