Фрагмент для ознакомления
1
ГЛАВА ΙΙ. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 32
2.1. Изучение уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников 32
2.2 Организация работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка 33
2.3 Анализ проделанной работы 38
Вывод по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА ΙΙ. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Изучение уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников
В данном параграфе важно провести анализ уровня сформированности данной компетенции у школьников первого класса. Для этого предлагается использовать методику "Определение понятий", которая заключается в том, чтобы ученики соотнесли слова с соответствующими картинками. Количество баллов, которые получит ученик за полное выполнение задания, будет свидетельствовать о его активном словарном запасе и уровне развития речи. В зависимости от количества набранных баллов, можно сделать выводы о речевом развитии учащегося: высокий, средний или низкий. Для более детальной диагностики, можно использовать другие методики, такие как выбор признаков у предметов или определение формы геометрических фигур. Оценка уровня коммуникативной компетенции младших школьников на начальном этапе обучения поможет определить дальнейшие направления и методы работы с ребятами на уроках русского языка.
"Определение понятий" позволяет определить уровень развития речи младших школьников. Эта методика представляет собой набор картинок, соответствующих определенным словам. Ученик должен выбрать правильную картинку, соответствующую определенному слову.
Оценка результатов диагностики осуществляется путем подсчета общей суммы баллов. Максимальное количество баллов за полное выполнение задания равно 10, минимальное - 0. Результаты диагностики позволяют определить уровень активного словарного запаса ученика, что в свою очередь говорит о степени развития его речи.
Таким образом, изучение уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников на примере методики "Определение понятий" может быть эффективным способом определения индивидуальных особенностей учеников и уровня их развития. Полученные результаты позволяют преподавателю адаптировать методы работы на уроке для эффективного формирования коммуникативной компетенции учеников на начальном этапе обучения.
Другой способ изучения уровня сформированности коммуникативной компетенции учеников - это методика выбора правильного признака у предмета. Ученику предлагается набор предметов и ряд признаков, которые необходимо выбрать в соответствии с данным предметом.
Например, для деревянного предмета ученик может выбрать признак "деревянный", а для фарфорового - "фарфоровый". Эта методика позволяет определить уровень развития лексического запаса ученика и его способность правильно использовать лексические единицы.
Комбинированное использование методик "Определение понятий" и выбора правильного признака предмета позволяет более точно определить уровень развития коммуникативной компетенции учеников на начальном этапе обучения. Данные методики могут быть использованы в качестве диагностических инструментов при разработке индивидуальных программ обучения для учеников с различными потребностями и способностями.
Еще один способ изучения уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников - это методика в табличной форме. В таблице указываются основные компетенции, которые должен усвоить ученик в процессе обучения русскому языку на начальном этапе.
Кроме того, в таблице могут быть указаны критерии оценки, которые позволяют определить уровень сформированности каждой компетенции. Например, для компетенции "Грамматика и орфография" можно использовать следующие критерии: "умение определять части речи", "умение использовать правильные окончания в словах", "умение писать без ошибок".
Такой подход к изучению уровня сформированности коммуникативной компетенции позволяет более детально и систематично оценить уровень развития учеников и проанализировать, какие компетенции нуждаются в дополнительной работе. Однако этот метод требует более длительного времени на оценку и анализ результатов, поэтому он может быть использован в рамках дополнительных исследований.
Изучение уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников - это важный аспект обучения русскому языку на начальном этапе. Для оценки этого уровня используются различные методики, такие как методика "Определение понятий" и методика в табличной форме.
Методика "Определение понятий" позволяет быстро и наглядно оценить уровень активного словарного запаса ученика, а также его лексический уровень развития речи. Эта методика имеет простую инструкцию и может быть использована для быстрой диагностики учеников на начальном этапе обучения.
Методика в табличной форме более детальна и позволяет систематично оценить уровень сформированности каждой компетенции. Однако она требует большего времени на анализ результатов, поэтому может быть использована в рамках дополнительных исследований.
В целом, изучение уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников является важной задачей, которая позволяет определить успешность обучения русскому языку на начальном этапе и выявить те области, которые нуждаются в дополнительной работе.
2.2 Организация работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Организация работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка включает в себя использование различных приемов. Один из простейших и необходимых приемов - чтение образцов, отработка интонации и выразительности. Это даёт очень много для развития речи и интонирования.