Фрагмент для ознакомления
2
1. Под чрезвычайным положением понимается специальный правовой режим, который действует либо на территории всего государства, либо в отдельных регионах или муниципальных образованиях, при котором все субъекты реализации власти должны выполнять особые функции, а население строго следовать вводимым мерам и ограничениям, связанным с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Возможность введения чрезвычайного положения на отдельных территориях и в глобальном масштабе определяется также Конституцией Российской Федерации.
2. Существуют установленные законодательством сроки, на которые может устанавливаться чрезвычайное положение. В частности, если он устанавливается на отдельной территории, то срок его введение не может превышать 60 суток, если по всей стране – то возможный срок ограничен 30 сутками. Через указанные периоды времени режим чрезвычайного положения заканчивается, однако бывают случаи, когда его необходимо продлить, что должно быть осуществлено посредством создания нового Указа Президента и прохождения всей необходимой процедуры его утверждения, которая установлена законодательством.
3. В процессе введения чрезвычайного положения, внедряется ряд мер и ограничений, которые максимально должны способствовать безопасности граждан и скорейшему разрешению сложной ситуации, которая возникала и стала основой для введения чрезвычайного положения. Современным законодательством предусматривается множество таких ограничений и мер, однако они могут применяться как комплексно, так и единично, в зависимости от обстоятельств и оснований для введения чрезвычайного положения.
4. В срок действия чрезвычайного положения в государстве или на отдельной территории все силовые структуры, которые осуществляют свою деятельность в этих территориальных рамках, имеют особый уровень готовности к реагированию и проведению различных мероприятий по устранению последствий разного рода катастроф. Одним из элементов силовых структур являются органы внутренних дел, на которые возлагаются особые функции.
5. Для того, чтобы эффективно обеспечить реализацию мер и ограничений, связанных с введением на определенной территории чрезвычайного положения, необходимо использовать ряд сил и средств, которые выступают инструментом и гарантом безопасности населения и решения проблемы, которая стала основой для введения чрезвычайного положения. Чем большими силовыми ресурсами обладает то или иное государство, тем мощнее выстроена в нем система безопасности и тем большей надежностью характеризуется структура силовых ведомств, которые в случае введения чрезвычайной ситуации в стране активизируют все свои резервы для осуществления деятельности в рамках установленных законодательством компетенций.
6. В том случае, если существует прямая угроза государственной границе страны, то к деятельности привлекаются также пограничные войска, которые приводятся в режим повышенной готовности и взаимодействуют с другими компонентами силовой структуры государства в выделенный отрезок времени. В той ситуации, когда чрезвычайно положение вводится на конкретной локальной территории, туда назначается комендант, который осуществляет управление всеми процессами, происходящими в этот временной отрезок в данном месте. Он наделяется большим количеством полномочий, в том числе и законодательного характера, а также выступает в качестве главного субъекта управления, а остальные службы должны в этот период беспрекословно подчиняться ему.
7. В той ситуации, когда на определенной территории вводится режим чрезвычайного положения, в большинстве случаев осуществляется разработка принципов обеспечения специального положения, которое связано с реализацией специфических управленческих функций, направленных на обеспечение безопасности населения и ликвидацию причин и последствий чрезвычайной ситуации. Для этого используется ряд органов, которые обеспечивают это особое управление до отмены чрезвычайного положения.
8. Временный управленческий орган создается специально в момент введения на территории чрезвычайной ситуации и наделяется управленческими полномочиями для выполнения основных задач по регулированию и координации действий всех участников совместной деятельности по устранению оснований для введения чрезвычайной ситуации. Если особым территориальным управлением занимается федеральный орган, то в его состав включается комендатура, в которой выбирается комендант. Деятельность такого органа должна регламентироваться специальным положением, поскольку привычные функции заменяются специальными целями и задачами, которые должны реализовываться на высшем уровне с участием самых компетентных специалистов.
9. В ситуации введения чрезвычайного положения ОВД делегируется ряд полномочий, которые в обычной жизни они либо не реализуют вообще, либо делают это минимально. Это связано с тем, что ОВД входит в единую силовую структуру, которая обеспечивает безопасность государства и отдельных территорий, в том числе в период введения чрезвычайного положения, связанного с угрозой целостности и функционирования страны и безопасности для жизни и здоровья населения.
10. Алгоритм организации действий сотрудников ОВД в рамках особого режима при чрезвычайном положении выглядит следующим образом. Руководитель ОВД получает указания из Управления МВД или территориального органа власти. Далее осуществляется распределение функций и обязанностей между сотрудниками в соответствии с их компетенцией и профессиональными умениями. Следующим шагом является постоянный контроль руководителя ОВД за деятельностью сотрудников в различных направлениях, который должен осуществляться в соответствии с регламентом и быть направлена максимальное участие и сотрудничество с другими силовыми структурами и организациями.
ГЛАВА 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ
1.1. Понятие чрезвычайного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
В данной главе рассматриваются основные положения Федерального конституционного закона Российской Федерации № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», где дается определение понятия «чрезвычайным положением» и раскрываются основные принципы организации функционирования государства и общества в этом ситуации .
Так, под чрезвычайным положением понимается специальный правовой режим, который действует либо на территории всего государства, либо в отдельных регионах или муниципальных образованиях, при котором все субъекты реализации власти должны выполнять особые функции, а население строго следовать вводимым мерам и ограничениям, связанным с повышенной опасностью для жизни и здоровья .
Возможность введения чрезвычайного положения на отдельных территориях и в глобальном масштабе определяется также Конституцией Российской Федерации .
Введение чрезвычайного положения имеет некоторые правовые последствия, в частности, его наличие может повлиять на необходимость исполнения конституционных норм, т.е. при чрезвычайном положении некоторые конституционные положения могут быть временно отменены .
Важно отметить, что в абсолютном большинстве случаев характер ведения чрезвычайного положения является временным. Оно действует до тех пор, пока гражданам и объектам инфраструктуры угрожает прямая опасность. В момент, когда опасность ликвидируется, чрезвычайное положение отменяется .
В современной трактовке конституционных норм введение чрезвычайного положения ставит перед собой три основных цели :
– ликвидация угрозы, которая стала причиной введения чрезвычайного положения;
– охрана конституционных прав человека;
– осуществление защиты конституционного строя государства.
В научной литературе и Федеральном конституционном законе № 3-ФКЗ перечислены виды обстоятельств, которые рассматриваются в качестве оснований для введения чрезвычайного положения. Они представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Основания для введения чрезвычайного положения
Для того, чтобы ввести на территории государства чрезвычайное положение, Президент должен издать Указ, который нужно донести до Государственной думы и Федерального собрания. Подобные указы должны содержать ряд обязательных структурных элементов, в частности :
– указание на причины введения ЧП;
– объяснение значимости и неотвратимости введения ЧП;
– точное отграничение территории введения ЧП;
– инструменты реализации ЧП;
– ограничения и чрезвычайные меры, связанные с введением ЧП;
– субъекты реализации ограничений и мер, связанных с ЧП
– временные границы действия ЧП и точное время введения в силу данного НПА.
На основании Указа Президента СФ ФС должен в течение 72 часов утвердить данный документ и издать соответствующее постановление. В ином случае действие Указа через указанный временной промежуток заканчивается.
Существуют установленные законодательством сроки, на которые может устанавливаться чрезвычайное положение. В частности, если он устанавливается на отдельной территории, то срок его введение не может превышать 60 суток, если по всей стране – то возможный срок ограничен 30 сутками .
Через указанные периоды времени режим чрезвычайного положения заканчивается, однако бывают случаи, когда его необходимо продлить, что должно быть осуществлено посредством создания нового Указа Президента и прохождения всей необходимой процедуры его утверждения, которая установлена законодательством .
В той ситуации, когда основания для режима чрезвычайного положения устраняются раньше установленных сроков, Президент имеет право частично или полностью его прекратить, соответствующим образом уведомив население страны .
1.2. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения
Как уже было сказано ранее, в процессе введения чрезвычайного положения, внедряется ряд мер и ограничений, которые максимально должны способствовать безопасности граждан и скорейшему разрешению сложной ситуации, которая возникала и стала основой для введения чрезвычайного положения .
Современным законодательством предусматривается множество таких ограничений и мер, однако они могут применяться как комплексно, так и единично, в зависимости от обстоятельств и оснований для введения чрезвычайного положения .
В частности, вводятся такие ограничения и меры :
– временная пауза в деятельности любых органов исполнительной власти, включая местное самоуправление;
– введение ограничений для граждан относительно свободного передвижения внутри территории с введенным чрезвычайным положением, а также формирование особого режима въезда и выезда;
– внедрение особого режима работы правоохранительных органов на всех объектах для реализации программы обеспечения безопасности и повышенного контроля за правопорядком;
– временный запрет на осуществление отдельных видов торгово-экономической деятельности, а также финансовых операций;
– введение временных правил реализации и покупки тех товаров, которые необходимы населению в быту и повседневной жизни;
– временное лишение населения конституционного права на проведение различных пикетов и митингов, включая также забастовки на предприятиях;
– постоянная проверка транспорта и ограничение его передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение;
– транспортировка материальных и культурных ценностей, которые имеют большое значение для государства, в регионы, где они будут находиться в безопасности (только в случае наличия реальной опасности их повреждения или уничтожения).
В отдельных случаях, связанных с введением на территории государства чрезвычайного положения, могут вводиться также дополнительные ограничения и меры, в частности :
– комендантский час, который подразумевает ограничение покидания дома в определенное время;
– приостановка работы некоторых СМИ, введение специального правового режима журналистской деятельности;
– запрет деятельности политических партий, которые тем или иным образом препятствуют проведению работы по ликвидации причин введения чрезвычайного положения;
– внеплановые досмотры граждан и транспорта для уточнения информации и установления личности;
– запрет на продажу и изъятие имеющихся у населения всех видов оружия, боеприпасов, наркотический веществ и психотропных средств;
– приказ на оставление территории, где введено чрезвычайное положение, тех лиц, которые нарушают введенные меры и ограничения;
– удлинение срока содержания в местах лишения свободы заключенных, которые когда-либо совершали преступления, прямо или косвенно связанные с терроризмом;
– эвакуация граждан в районы или регионы, где не существует прямой опасности для жизни и здоровья, выделение им временного жилья;
– проведение карантинных мероприятий в том случае, если чрезвычайное положение связано с эпидемиями или пандемиями;
– смена руководителей предприятий, находящих в государственной, муниципальной и частной собственности, в случае их неэффективной работы;
– проведение мобилизационных мероприятий с привлечением трудоспособного населения к различным видам работ по устранению причин введения чрезвычайного положения
– запрет на проведение референдумов и выборов на территории, где велено чрезвычайное положение .
Важно отметить, что в срок действия чрезвычайного положения в государстве или на отдельной территории все силовые структуры, которые осуществляют свою деятельность в этих территориальных рамках, имеют особый уровень готовности к реагированию и проведению различных мероприятий по устранению последствий разного рода катастроф. Одним из элементов силовых структур являются органы внутренних дел, на которые возлагаются особые функции .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современном мире вопросу организации мероприятий, связанных с введением на территории Российской Федерации и отдельных ее регионов чрезвычайного положения, посвящено очень много исследований, однако в законодательстве существует ряд пробелов, которые необходимо устранять, чтобы совершенствовать данную систему, которая является столь актуальной на сегодняшний день.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 01 июля 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.05.2023).
2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года (в действ. ред. от 03 июля 2016 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/ (дата обращения: 15.05.2023).
3. Федеральный закон Российской Федерации № 3-ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 года (в действ. ред. от 29 декабря 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 15.05.2023).
4. Федеральный закон Российской Федерации № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года (в действ. ред. от 04 мая 2023 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 15.05.2023).
II. Книги и диссертации
5. Шалова, А.П., Бочарова, Е.Н. Чрезвычайные ситуации. Монография / А.П. Шалова, Е.Н. Бочарова. – Тула: Адамант, 2021. – 560 с.
III. Статьи и материалы научных конференций
6. Аванесова, И.М., Туровская, И.И. Современные аспекты деятельности органов внутренних дел в комплексе мероприятий по формированию и обеспечению ограничений в период введения чрезвычайного положения / И.М. Аванесова, И.И. Туроская // Вестник Омского государственного университета. – 2023. – № 3. – С. 42–58.
7. Астраханова, Р.А., Мирская, О.В., Венедиктова, Ю.В. Нормативно-правовое регулирование введения чрезвычайного положения в Российской Федерации: проблемы и перспективы / Р.А. Астраханова, О.В. Мирская, Ю.В. Венедиктова // Сборник статей Владимирского государственного университета. Вып. 3. Государство и право. – Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2022. – С. 56–68.
8. Гудыменко, Ю.В., Панфилова, С.А., Заврагина, Е.Н. Принципы и основные аспекты введения чрезвычайного положения / Ю.В. Гудыменко, С.А. Панфилова, Е.Н. Заврагина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правововедения». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2021. – С. 80–94.
9. Демиденкова, В.А., Харитонова, И.С., Винникова, В.А. Деятельность органов правопорядка и охраны государственной безопасности в чрезвычайных ситуациях: проблемы и перспективы / В.А. Демиденкова, И.С. Харитонова, В.А. Винникова // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 8. Юриспруденция. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2022. – С. 90–99.
10. Заварзина, Р.В., Кузнецова, О.Л., Терентьева, Г.С. Создание особого режима территорий при введении чрезвычайного положения: теоретические и методологические аспекты / Р.В. Заварзина, О.Л. Кузнецова, Г.С. Терентьева // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 30–42.
11. Корякина, В.С., Сумарокова, И.П., Чудновская, Т.А. Современные проблемы обеспечения мер для введения чрезвычайного положения на территории государства: теория и методология исследования / В.С. Корякина, И.П. Сумарокова, Т.А. Чудновская // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 39–50.
12. Кудрявцева, Я.С., Поликарпова, И.М., Гамаюнова, Г.В. Современные аспекты организации деятельности силовых структур и ведомств в условиях введения чрезвычайного положения: территориальный и федеральный аспекты / Я.С. Кудрявцева, И.М. Поликарпова, Г.В. Гамаюнова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гражданской обороны». – Самара: Самарский государственный университет, 2023. – С. 58.
13. Кукушкина, Г.А., Колечкова, И.М., Зимановская, Е.Н. Инновационные подходы к территориальному управлению в ситуации введения чрезвычайного положения: проблемы и перспективы применения / Г.А. Кукушина, И.М. Колечкова, Е.Н. Зимановская // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2023. – С. 90–103.
14. Огорельцева, Н.А., Банщикова, Е.Н., Голубев, М.А. Правоохранительные органы и их деятельность в условиях введения чрезвычайного положения: теория и методология исследования / Н.А. Огорельцева, Е.Н. Банщикова, М.А. Голубев // Вестник Ижевского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 35–48.
15. Панкратова, И.М., Савенкова, Г.В., Володина, Г.М. Чрезвычайное положение: правовые и экономические аспекты / И.М. Панкратова, Г.В. Савенкова, Г.М. Володина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации гражданской обороны в Российской Федерации: теория и методология исследований». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. – С. 162–179.
16. Силантьева, Е.Н., Кутузова, А.П., Ровенская, М.И. Структура и содержание ограничений, наложенных на население и организации в период введения чрезвычайного положения: проблемы и перспективы / Е.Н. Силантьева, А.П. Кутузова, М.И. Ровенская // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 3. Безопасность жизнедеятельности. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2023. – С. 99–108.
17. Якубовская, Т.А., Жарикова, Н.В., Удаловская, Л.Д. Принципы формирования особого режима управления на территориях с введенным чрезвычайным положением / Т.А. Якубовская, Н.В. Жарикова, Л.Д. Удаловская // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 4. Правовое регулирование обеспечения безопасности. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2023. – С. 108–120.
IV. Интернет-источники
18. Майдыков, А.Ф., Мелехин, А.В. Проблемы обеспечения эффективных действий полиции при участии в обеспечении режима чрезвычайного положения / А.Ф. Майдыков, А.В. Мелехин // Труды Академии управления МВД России. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obespecheniya-effektivnyh-deystviy-politsii-pri-uchastii-v-obespechenii-rezhima-chrezvychaynogo-polozheniya (дата обращения: 15.05.2023).
19. Михайлов, Б.П., Тузов, Л.Л., Чварков, М.А. Некоторые особенности деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных ситуациях / Б.П. Михайлов, Л.Л. Тузов, М.А. Чварков // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-deyatelnosti-territorialnyh-organov-mvd-rossii-pri-chrezvychaynyh-situatsiyah (дата обращения: 15.05.2023).
20. Овчинников, В.В., Новиков, М.П. О некоторых вопросах деятельности территориальных органов и внутренних войск МВД России при обеспечении режима чрезвычайного положения в условиях кризисных ситуаций / В.В. Овчинников, М.П. Новиков // Труды Академии управления МВД России. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-voprosah-deyatelnosti-territorialnyh-organov-i-vnutrennih-voysk-mvd-rossii-pri-obespechenii-rezhima-chrezvychaynogo (дата обращения: 15.05.2023).
21. Шелегов, Ю.В. О конституционно-правовых основах введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации / Ю.В. Шелегов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-konstitutsionno-pravovyh-osnovah-vvedeniya-rezhima-chrezvychaynogo-polozheniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.05.2023).