Фрагмент для ознакомления
2
Культурно-досуговые мероприятия, направленные на творческое развитие детей и подростков, являются одним из важнейших аспектов воспитания и образования молодого поколения. Современная реальность требует от детей и подростков не только знаний и умений, но и творческого мышления, способности к самовыражению и самореализации. Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий позволяет развивать эти качества у детей и подростков, а также способствует формированию у них ценностных ориентаций, социальных навыков и позитивного отношения к жизни.
Актуальность данной темы в дипломной работе заключается в том, что организация и проведение культурно-досуговых мероприятий для детей и подростков является сложным и многогранным процессом, который требует от организаторов высокой квалификации, творческого подхода и глубокого понимания потребностей целевой аудитории. В связи с этим, в дипломной работе необходимо рассмотреть различные аспекты организации и проведения культурно-досуговых мероприятий, такие как выбор тематики, формат мероприятия, подбор участников, работа с партнерами и спонсорами, продвижение мероприятия и т.д.
Кроме того, в дипломной работе следует уделить внимание анализу существующих методик и практик организации и проведения культурно-досуговых мероприятий для детей и подростков, а также разработке собственной методики, учитывающей специфику целевой аудитории и задачи мероприятия.
Важным аспектом в дипломной работе является также оценка эффективности проведенного мероприятия. Для этого необходимо разработать критерии оценки, которые будут учитывать не только количество участников и финансовый результат, но и качество проведенного мероприятия, его социальную значимость и влияние на развитие творческих способностей детей и подростков.
Таким образом, организация и проведение культурно-досугового мероприятия, направленного на творческое развитие детей и подростков, является актуальной темой в дипломной работе, которая требует от автора глубокого теоретического и практического анализа, разработки собственной методики и оценки эффективности проведенного мероприятия.
Степень разработанности проблемы: Значительный вклад в изучение данной темы внесли многие ученые, работающие в области педагогики, психологии. социологии, искусствоведения и теории социокультурной деятельности.
Над проблемой определения механизмов творческого процесса, условий развития способностей, их видов работали такие исследователи как Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев.
С.С. Суровцева выявила, что основой для развития творчества в дошкольном возрасте является продуктивная деятельность. Особенно, большое значение занимает деятельность изобразительная, которая возникает на ранних этапах онтогенеза и способствует психическому и личностному развитию ребенка.
С.В. Максимова считает значимым пробуждение детской активности, которая возможна только при условии правильного взаимодействия с взрослыми людьми.
А.В. Анищенкова определила, что одним из условий развития творческих способностей является творческая деятельность, которая напрямую позволяет ребенку включаться в процесс творчества.
В работах Т.Г. Казаковой указывается, что знакомя детей с объектами и предметами окружающего мира, педагог учит детей сравнивать эти предметы и объекты, обучает их способам анализа и исследования объектов, способами изображения данных объектов, позволяя ребенку приобрести опыт, который он может применять по своему усмотрению.
Теоретические вопросы социально-культурной деятельности освещены в научных трудах и учебных пособиях М. А. Ариарского, Л. А. Беляевой и М.А. Беляевой, А.Д. Жаркова, А.В. Каменец, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Г.Н. Новиковой, Т.А. Кемеровой, В.В. Туева, Н. Н. Ярошенко.
Различные аспекты деятельности учреждений культуры рассмотрены в работах И. М. Асановой (организация культурно-досуговой деятельности), А.А. Брагиной (организация досуга молодежи в учреждениях культуры), Л. С. Жарковой (деятельность учреждений культуры) и др.
Объект исследования: работа учреждений культурно-досугового типа с детьми и подростками.
Предмет исследования: развитие творческих способностей детей и подростков в учреждениях культурно-досугового типа.
Цель исследования - изучение технологий развития творческого потенциала детей и подростков в культурно-досуговых учреждениях и разработка проекта, позволяющего эффективно реализовать данные технологии.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия "досуг" и его значение в жизни детей и подростков;
2. Изучить особенности творческого становления детей и подростков;
3. Охарактеризовать существующие технологии творческого развития детей и подростков в культурно-досуговых учреждениях;
4. Изучить особенности парка развлечений как площадки для детского и подросткового творчества;
5. Провести исследование эффективности работы по развитию творческих способностей у детей и подростков в парке развлечений;
6. Разработать рекомендации по оптимальной организации проекта творческого развития детской и подростковой аудитории «Городское событие: День Весны».
Базы исследования: центр развлечений «Фэнтези град».
Методы исследования: теоретический анализ литературы, опросы и интервью с организаторами культурно-досуговых мероприятий, наблюдение за проведением мероприятий, сравнительный анализ существующих методик и практик.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике организации и проведения культурно-досуговых мероприятий для детей и подростков, а также в образовательных учреждениях для развития творческих способностей учащихся. Разработанная методика может быть использована организаторами мероприятий для повышения их эффективности и социальной значимости.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования, состоит из двух глав, включающих в себя 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность досуга и проблемы регулирования свободного времени детей и подростков
В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. По мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, «в настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества» [28, с. 65].
Многие научные авторы исследовали тему досуга. Одним из известных исследователей является Михай Чиксентмихайи, который в своих работах выделяет концепцию "потока" - состояния полного погружения в свои увлечения, которое приносит удовольствие и доставляет счастье [55, с. 35].
Также тема досуга и его значение для человека интересует психологов, социологов и многих других ученых. В их работах рассматриваются различные аспекты досуга, включая его связь со здоровьем, общением, социальной адаптацией и т.д.
Досуг - это время, которое мы проводим вне рабочего времени, занимаясь теми или иными увлечениями и интересами. Он является неотъемлемой частью жизни людей и играет важную роль в их психологическом и физическом здоровье.
Исследование досуга имеет большое значение для понимания того, как люди проводят свое свободное время и как это влияет на их жизнь и благополучие.
В.П. Дроздова вполне справедливо утверждает, что «понятие «досуг» традиционно включает в себя совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей населения в свободное время» [17, с.21-27].
Л.И. Лысенко расширяет понятие «досуг», утверждая при этом, что «досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики» [37, с. 12].
При этом А.А. Воронин рассматривает досуг в современном понимании как «часть свободного времени, которое связано с удовлетворением духовных, физических и эмоциональных потребностей, виды деятельности досуга служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребностей в развлечениях и общении... часть свободного времени, которую человек может без ущерба для своих основных дел или работы потратить на занятия, удовлетворяющие потребности в релаксации, развлечениях и коммуникации» [15, с. 48].
Досуг - это свободное время, которое можно проводить для удовольствия и отдыха от работы и забот. Сущность досуга заключается в том, что он представляет собой время, которое человек может использовать по своему усмотрению.
Существует несколько подходов к организации досуга:
Активный подход. Включает себя физические активности, такие как спорт, пешие прогулки, походы, туризм и другие виды активного отдыха. Этот подход подходит для людей, которые любят движение и энергичный образ жизни.
Творческий подход. Включает в себя занятия творчеством, такие как рисование, музыка, танцы, пение, фотография и другие виды творческой деятельности. Этот подход подходит для людей, которые любят творчество и хотят совершенствовать свои навыки в этой области.
Пассивный подход. Включает себя отдых и релаксацию, такие как чтение, просмотр фильмов и сериалов, игры на компьютере, путешествия и другие виды пассивного отдыха. Этот подход подходит для людей, которые любят спокойный и расслабленный образ жизни.
Суммируя, досуг - это время, которое можно проводить для удовольствия и отдыха, и каждому нужно выбирать подход, который наиболее подходит ему. Важно уделить внимание своим интересам, потребностям и настроению, чтобы провести свободное время наилучшим образом.
Функции досуга являются важными для здоровья и благополучия человека. Досуг - это свободное время, которое можно провести в занятиях, которые доставляют удовольствие и радость.
Одна из главных функций досуга - расслабление и отдых. Ведь после тяжелой рабочей недели важно дать организму возможность восстановить силы и удовлетворить потребность в покое. Например, можно смотреть фильмы или читать книги, гулять на свежем воздухе или заниматься йогой.
Другая важная функция досуга - развитие личности. В свободное время мы можем заниматься хобби или изучать новые темы, что расширяет наши знания и компетенции. Например, можно заниматься спортом, учить иностранный язык или играть на музыкальном инструменте.
Свободное время является важной частью жизни детей и подростков. Оно способствует развитию их личности, а также позволяет отдохнуть и насладиться увлечениями. Однако, недостаточное регулирование свободного времени может привести к различным проблемам, которые оказывают негативное влияние на здоровье и развитие ребенка.
Одной из проблем является переизбыток свободного времени. Когда дети и подростки имеют слишком много свободного времени, они могут стать беспокойными и дезорганизованными, а также могут стать склонными к дурному обществу или антиобщественным поведению. Родители должны следить за тем, чтобы свободное время и время уроков были в достаточном балансе.
Еще одна проблема связана с тем, что дети и подростки проводят свое свободное время в социальных сетях и играх. Длительное время, проводимое в интернете, может привести к общению с неподходящими личностями, к конфликтам с другими пользователями и к привыканию к виртуальной жизни. Родители должны контролировать время, проводимое ребенком в интернете, и научить его использовать ресурсы правильно.
Досуг детей и подростков представляет собой период свободного времени, который они проводят вне учебы и других обязательств. Он играет важную роль в жизни молодежи, так как позволяет им расслабиться, развлечься, научиться новым навыкам и умениям, а также развиваться физически и интеллектуально.
Одним из главных преимуществ досуга является то, что он помогает молодежи развивать социальные навыки и умения. Во время проведения досуга дети и подростки могут общаться с другими людьми, учиться работать в команде, решать конфликты и т.д. Кроме того, досуг способствует формированию личности и самоопределению, что является важным аспектом развития молодежи.
Необходимо отметить, что досуг также может иметь отрицательные последствия, если он не контролируется и не регулируется. Например, дети и подростки могут проводить свободное время в компании неблагополучных людей, заниматься незаконными видами деятельности, употреблять наркотики и т.д. Поэтому, родители и общество должны контролировать досуг молодежи и создавать безопасные условия для его проведения.
Досуг является важной частью жизни детей и подростков, которая может оказать значительное влияние на их развитие и благополучие. Поэтому, необходимо обеспечить безопасные и разнообразные условия для проведения досуга, а также контролировать его, чтобы избежать негативных последствий.
В заключение можно сказать, что досуг является важным аспектом жизни детей и подростков, который необходимо регулировать и контролировать. Однако существуют определенные проблемы в регулировании свободного времени молодежи, такие как недостаточная информированность родителей, отсутствие доступных и безопасных мест для проведения досуга, а также недостаточное внимание со стороны государства к данной проблеме.
Для решения этих проблем необходимо активное взаимодействие между родителями, обществом и государством. Родители должны быть более внимательны к своим детям и контролировать их досуг, общество должно создавать безопасные и доступные места для проведения досуга, а государство должно уделять больше внимания данной проблеме и разрабатывать программы и проекты, направленные на регулирование свободного времени молодежи.
Регулирование свободного времени детей и подростков является важной задачей, которая требует совместных усилий всех заинтересованных сторон. Только таким образом можно обеспечить безопасность и здоровье молодежи, а также создать условия для их полноценного развития и самореализации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимова, Н.Э. Роль профессионального педагога в подготовке гармонично развитой личности Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-professionalnogo-pedagoga-v-podgotovke- garmonichno-razvitoy-lichnosti (дата обращения: 14.04.23).
2. Акимова, Л.A. Социология досуга: учеб. пособие / Л.А. Акимова. – Москва: МГУКИ, 2019 - 123 с. – ISBN : 978-5-238-02297-0 – Текст : непосредственный.
3. Анищенкова, А.В. Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности / А.В. Анищенкова – Текст : непосредственный // Гуманизация образования. - 2010. - №1. - С.79-84.
4. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский.- С.-Петербург : Арт- студия - «Концерт», 2018. 792 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
5. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. – Москва : Академия, 2014 – 192 с. – ISBN 2415-8402 – Текст : непосредственный.
6. Ахмедьянова, А. Х. Методологические подходы, принципы и направления формирования гармонично развитой личности обучающегося Текст : электронный // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody- printsipy-i-napravleniya-formirovaniya-garmonichno-razvitoy-lichnosti-obuchayuschegosya (дата обращения: 14.04.23).
7. Беляева, Л. А. Социально-культурная деятельность: структурно- функциональная модель / Л. А. Беляева, М. А. Беляева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – Челябинск - 2013. № 1 (33). С. 68–74. - Текст (визуальный) : непосредственный.
8. Бережная, А. В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи / А. В. Бережная – Текст : непосредственный. // Научная палитра. – 2016 – № 4 –20с.
9. Бессонова, Ю. А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности / Ю. А. Бессонова, О. В. Степанченко // Москва : Лань, 2017.– 160 с.– ISBN 978-5-93179-526-3 – Текст : непосредственный.
10. Боронникова Г.А. Социально-культурные процессы в регионе и их регулирование. – Пермь - 2009, с. 75. - Текст (визуальный) : непосредственный.
11. Бойко, И. Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста: теоретико методические основы // Проблемы современного образования. 2019. №3. Текст : электронный. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih- sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-teoretiko-metodicheskie-osnovy (дата обращения: 14.04.23 ).
12. Брагина, А. А. Организация досуга молодежи в учреждениях культуры / А. А. Брагина – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2018 – № 7 – С. 22-25.
13. Вайсеро К. И. Социально-культурная деятельность : учеб. для студентов, обучающихся по специальности 071401.65 «Соц.-культур. деятельность» / К. И. Вайсеро, В. Н. Осташкин. – Москва - : МГУУ Правительства Москвы, 2019. – 272 с- Текст (визуальный) : непосредственный.
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2009. - 203 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
15. Воронин А.А. Досуг в дискурсе современного воспитания молодежи/ А.А.Воронин// «Общество и право», 2011. - № 2. - С. 48.
16. Газетов В. И. Культурно-досуговая деятельность в современном мире : учеб. пособие / В. И. Газетов, В. И. Хоменко. – Москва - : Воен. ун-т, 2012. – 220 с.- Текст (визуальный) : непосредственный.
17. Дроздова В.П. Досуг сельской молодежи и подростковой аудитории на современном этапе развития общества/ В.П.Дроздова// Вестник науки. - 2020. - № 1 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-selskoy-molodezhnoy-i-podrostkovoy-auditorii-na-sovremennom-etaperazvitiya-obschestva (дата обращения: 25.04.2023).
18. Жарков, А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности / А.Д. Жарков. – Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 106—110.
19. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учебное пособие / А. Д. Жарков. – Москва - : МГУКИ, 2018. 248 с. - Текст (визуальный): непосредственный.
20. Жаркова, А. А. Исторический процесс развития личности в условиях социально-культурной деятельности Текст : электронный // Вестник Московского университета МВД России. 2010. №12. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-protsess-razvitiya-lichnosti-v- usloviyah-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.04.23 ).
21. Жаркова, А. А. Методологические подходы к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности Текст : электронный // Вестник МГУКИ. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/met odologicheskie-podhody-k-razvitiyu-lichnosti-v-usloviyah-sotsialno-kulturnoy deyatelnosti (дата обращения: 14.04.23).
22. Жаркова, А. А. Педагогические аспекты развития личности в социально-культурной деятельности Текст : электронный // Вестник Московского университета МВД России. 2017. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-razvitiya-lichnosti-v- sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.04.23).
23. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры : учеб. пособие для вузов / Л. С. Жаркова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва - : МГУКИ, 2013. – 233 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
24. Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры : учебник для вузов / Л. С. Жаркова. – Москва - : МГУКИ, 2010. – 394 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
25. Жаркова, А. А. Культурно-досуговая программа как существенный результат культурно-досуговой деятельности / А. А. Жаркова. – Текст: электронный // Культура: теория и практика. 2014. №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-dosugovaya-programma-kak- suschestvennyy-rezultat-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.04.23).
26. Захарюта, Н.В. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере / А. С. Калинин – Текст : непосредственный // Культура: теория и практика. – 2018 – № 5 – 4 с.
27. Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности / А. В. Каменец, И. А. Урмина. – Москва : Юрайт, 2017 г. – 316 с. – ISBN 978- 5- 4499-1730-0. – Текст : непосредственный.
28. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва - : МГУКИ, 2014. 539 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
29. Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность / А. С. Ковальчук. –Орел - : ОГИИК, 2016. 172 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
30. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2016-2022 годы// URL: http//docs.cntd.ru/document/902116523. (дата обращения 27.04.2023) - Текст: электронный
31. Кудрявцев, В.Т. Теоретический аспект исследования социокультурных ресурсов в образовании Текст : электронный // Вестник МГУКИ. 2012. №3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy- aspekt-issledovaniya-sotsiokulturnyh-resursov-v-obrazovanii (дата обращения: 14.04.23).
32. Культурно-досуговая деятельность : учебник / под научной редакцией А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. – Москва - : МГУК, 2017. 461 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
33. Лазарева, Ю.В. Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности / Ю.В. Лазарева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 105-109. Текст (визуальный): непосредственный
34. Ласкин, A. A. Личностные подходы в социально-культурной деятельности специалистов / A. A. Ласкин, A. A. Жаркова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета МВД России. 2010. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-podhody-v-sotsialno-kulturnoy- deyatelnosti-spetsialistov (дата обращения: 14.04.23 ).
35. Ласкин, А. А., Педагогические методы развития личностных качеств в социально-культурной деятельности / А. А. Ласкин, Е. В. Мальцева. - Текст : электронный // Вестник Московского университета МВД России. 2014. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie- metody-razvitiya-lichnostnyh-kachestv-v-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.04.23 ).
36. Луков, В. А. Культурно-досуговые программы / В. А. Луков. – Москва: Издательство «Флинта», 2003.– 240 с. – ISBN 5-85085-747-8. – Текст : непосредственный.
37. Лысенко Л.И. Социально-педагогические особенности молодежного досуга/ Л.И.Лысенко.// Вестник Таганрогского института имени А.П.Чехова. - 2009. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-osobennosti-molodezhnogo-dosuga (дата обращения: 25.04.2023)
38. Максимова, С. В. Творчество как феномен неадаптивной активности // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / Текст (визуальный) : непосредственный под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. - Челябинск: Паритет-Профит, 2002. - С. 42-58.
39. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Г. Н. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва - : МГУКИ, 2017. – 178 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
40. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Федеральный закон 23.06.1999№ 115-N; в ред. 01.04.2020// Совет Федерации 09.06.99. – Текст: непосредственный
41. Прогноз долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года : [ принят Министерством экономического развития России март 2013г.]. – Текст : электронный.– URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/e59d0198a6b8 6d35269590004bc1bb4d18c9fa29/ (дата обращения 14.04.23 ).
42. Проект Указа Президента Российской Федерации "О стратегии Государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 года" (подготовлен Минкультуры России 18.01.2022). – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56558748/ (Дата обращения: 14.04.23). – Режим доступа: Сайт Гарант.ru. – Текст : электронный.
43. Секретова, Л. В. Технологические основы социально-культурной деятельности : учеб.-метод. пособие / Л. В. Секретова. – Электрон. дан. – Омск - : Омский гос. ун-т, 2012. – 132 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
44. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. – Москва : Народное образование, 2002. – 176 с. – ISBN 5-87953-163-5. – Текст : непосредственный.
45. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тамбов - : БизнесНаука- Общество, 2011. – 426 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
46. Соколов, A.B. Феномен социально-культурной деятельности. / A.B. Соколов. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2019 - ISBN: - 5-7621-0132-0– Текст: непосредственный
47. Теория социально-культурной деятельности : учебное пособие / Т. А. Кемерова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург - : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 103 с. – Библиогр.: с. 97–102. – 40 экз. – ISBN 978-5- 7996-2662-4. - Текст (визуальный) : непосредственный.
48. Тихоновская, Г. С. Образовательно-педагогические аспекты оптимизации содержания культурно-досуговых программ / Г.С. Тихоновская. – Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 141—145.
49. Тихоновская, Г.С. Структурно-типологический подход к технологии создания культурно-досуговых программ: актуализация проблемы исследования / Г.С. Тихоновская. – Текст : электронный // Вестник КазГУКИ. 2017. №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-tipologicheskiy-podhod-k-tehnologii-sozdaniya-kulturno-dosugovyh-programm-aktualizatsiya-problemy-issledovaniya (дата обращения: 14.04.23).
50. Торренс, Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности / Э.П.Торренс - М., 1998. - ISBN: - 9-7521-5432- 0– Текст: непосредственный
51. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность: понятие и дефиниции / В.В.Туев// Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика. – Челябинск - ЧГАКИ, 2015, с. 27. - Текст (визуальный) : непосредственный.
52. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» Текст : электронный/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 14.04.23).
53. Хоменко, В. И. Использование средств художественного творчества в социально-культурной деятельности / В. И. Хоменко, А. М. Наугольный. – Москва - : Воен. ун-т, 2019. - Текст (визуальный) : непосредственный.
54.Хоменко, В. И. Методическое обеспечение социально- культурной деятельности / В. И. Хоменко, А. В. Анищенкова. – Москва - : Воен. ун-т, 2014. - Текст (визуальный) : непосредственный.
55. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания . Альпина. Бестселлер (Психология). 2011. 520 с. – ISBN : 9785961443882. -Текст : непосредственный.
56. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально- культурной деятельности : учеб. для вузов / Н. Н. Ярошенко. – Москва - : МГУКИ, 2017. - Текст (визуальный) : непосредственный.
57. Ярошенко, H.H. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального воздействия. / H.H. Ярошенко // Ученые записки. Вып. 23 - Москва: МГУКИ,2019.– ISBN: 338-5-777-29843- 4– Текст: непосредственный.