Фрагмент для ознакомления
2
Пенсионное обеспечение является одной из важнейших социальных программ государства, направленной на обеспечение достойной жизни пожилых граждан. В России история пенсионного обеспечения насчитывает несколько столетий. Цель данной курсовой работы – рассмотреть историю развития пенсионного обеспечения в России.
В Конституции Российской Федерации установлено, что Россия является социальным государством, в котором обеспечение достойного уровня жизни, предоставление права на труд и свободное развитие граждан является одной из ключевых задач, решаемых, в том числе, с помощью гарантированного предоставления социального обеспечения граждан при наступлении старости или отсутствии возможности продолжать свободно трудиться1. Важность социальной функции пенсионного обеспечения подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики, согласно которым участниками пенсионной системы страны являются более 45 млн граждан.
Главным инструментом выполнения социальных обязательств по возрасту является пенсионное обеспечение, реализуемое через выплату пенсии, которая понимается как периодическая выплата, осуществляемая в адрес физического лица в связи с достижением определенного возраста, наступления инвалидности либо в иных, законодательно предусмотренных случаях3. Важно отметить, что единого определения пенсии в российском законодательстве нет. Так, например, согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.
В 2001 г., в связи с улучшением экономической ситуации в стране, была продолжена работа по реализации концепции 1995 г. путем принятия трех нормативно-правовых актов, которые сформировали пенсионную систему страны: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ13 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Принятие этих документов позволило сформировать в российской пенсионной системе смешанную модель пенсионного обеспечения с тремя установленными видами пенсий:
- базовая, размер которой был определен государством;
- страховая, зависящая от сумм страховых взносов, уплаченных работодателем за работника;
- накопительная, которая зависела от размера пенсионных взносов и заработка гражданина, а также формировалась на отдельном лицевом счете, который был доступен гражданину при наступлении пенсионного возраста [23; стр. 58].
В 2002-2004 гг. была продолжена работа по совершенствованию накопительной части трудовой пенсии путем принятия Федерального закона № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», который определял все правовые взаимоотношения в части инвестирования пенсионных накоплений граждан для их увеличения и последующих выплат накопительной части пенсии. В 2004 г. граждане смогли переводить свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды для того, чтобы фонд их инвестировал и увеличивал объемы пенсионных выплат гражданам в старости. Еще одним направлением развития негосударственного пенсионного обеспечения является принятие в 2008 г. программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, предполагающей удвоение государством части средств, переведенным гражданином самостоятельно в негосударственный пенсионный фонд, тем самым стимулируя развитие добровольного пенсионного обеспечения. Однако данная программа не была широко распространена в связи с тем, что усложнилась демографическая ситуация, проводился низкий уровень информационной компании по привлечению граждан и популяризации подобного механизма, софинансирование только в течение 10 лет после первого платежа, а также завершение программы 31 декабря 2014 г. (продолжительность программы составила менее 6 лет).
Реформы, проводимые Правительством Российской Федерации в 2013-2015 гг., стали наиболее крупными с 2001 г., так как они изменили структуру пенсионного обеспечения и формулу определения размера назначаемой пенсии. Было принято решение отказаться от частей трудовой пенсии и сформировать 2 отдельные пенсии:
- страховую, включающую индивидуальный пенсионный коэффициент (далее - ИПК), который стал отражением персонифицированного учета страховых взносов граждан, фиксированную выплату (ранее - базовая часть трудовой пенсии) и повышающие коэффициенты за более поздний срок обращения за назначением пенсии;
- накопительную. Условия назначения страховой пенсии также были изменены в сторону увеличения:
необходимый страховой стаж для назначения пенсии возрастает: с 5 лет в 2015 г. с плавным увеличением минимальным страхового стажа до 15 лет к 2024 г.;
также будет иметь значение наличие нового показателя ИПК: для назначения пенсии в 2015 г. требовалось не менее 6,6 ИПК, а к 2025 г. для назначения пенсии будет необходимо иметь не менее 30 ИПК.
Еще одним шагом стал введенный в 2013 г. временный мораторий на направление страховых взносов на накопительную пенсию, который ежегодно продлевается и является постоянной мерой около 10 лет.
Заключительный этап проведения реформ в пенсионной системе Российской Федерации также касался изменения требований для назначения страховой пенсии по старости - повышение возраста выхода на пенсию, который не менялся с 30-х гг. XX в., установленный И. В. Сталиным. С 1 января 2019 г. в России происходит плавное увеличение возраста выхода на пенсию, которое продлиться до 2028 года [25; стр. 106].
Современный этап характеризуется множеством изменений и реформ, в рамках которых видно стремление по внедрению лучших мировых практик. Однако в последние годы пенсионное обеспечение возвращается к предыдущему этапу, так как накопительная модель стала добровольной, а «уйти» от выплаты пенсий по системе PAYG государству так и не удалось.
В заключение следует сказать, что история развития пенсионного обеспечения в нашей стране имеет продолжительный период (от 1720 г. до настоящего времени). Ее важно изучать, чтобы понимать, какие ошибки не стоит повторять, а какие практики стоило бы позаимствовать. По мнению автора, развитие пенсионной системы нашей страны возможно только при одновременном «возрождении» накопительной пенсии и активизации негосударственного пенсионного обеспечения, что позволит выйти на достойный уровень социальной защиты наших граждан. Однако в связи с действиями Правительства Российской Федерации (мораторий на формирование накопительной пенсии, завершение программы государственного софи-нансирования пенсионных накоплений и другие) данное развитие невозможно. По мнению автора, необходимо пересмотреть принятые решения, возродить эффективные инструменты (например,
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.
3.Декларация Международной организации труда "О социальной справедливости в целях справедливой глобализации" (Принята в г. Женеве 10.06.2008 на 97-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Авторское право. Международная Организация Труда.
4.Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // "Собрание законодательства РФ", 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
5.Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
6.Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
7.Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
8.Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // "Российская газета", N 6, 15.01.2014.
9.Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // "Собрание законодательства РФ", 08.10.2007, N 41, ст. 4849
10.Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 29.12.2022) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328.
11.Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 2), ст. 8029.
12.Постановление Минтруда РФ «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.10.2003 № 70 // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 52, 29.12.2003.
13.Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 № 2428-О.
14.Апелляционное определение Челябинского областного суда от 17 января 2021 г. по делу № 33-0292/2021.
15.Апелляционное определение Челябинского областного суда от 23 сентября 2021 г. по делу № 33-5423/2021.
16.Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2021 г. по делу № 88-5561/2021.
17.Ануфриева Е.К., Раздрогина А.О. Модели пенсионного обеспечения в российской и зарубежной практике // В сборнике: Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития. Материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, проводимой в рамках II Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!». Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. С. 8-9.
18.Акатнова М. И. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие / М.И. Акатнова, Е.Е. Коломоец, П.Е. Морозов. – М: Проспект. 2019. 380 с.
19.Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. – М: 2019. 250 с.
20.Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения / Н.В. Антипьева. – М: Проспект, 2019. 480 с.
21.Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие / М.А. Афанасьев, Т.Ю. Голубева. – М: Проспект, 2020. 280 с.
22.Агамиров К.В. Социальная сфера как объект правового регулирования и юридического прогнозирования [Текст] // Lex Russica (Русский закон). -2020. - №. 2. - С. 106-124.
23.Бакиева, Г. Р. Социальное обеспечение и его виды / Г. Р. Бакиева, С. А. Горазов, А. В. Баннова [Текст] // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 345-347.
24.Вшивцева Е.В. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в России и за рубежом // Научно-исследовательская деятельность как фактор личностного и профессионального развития студентов: сборник материалов III Международной студенческой научно-практической конференции среди образовательных учреждений СПО. 2019. С. 58.
25.Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России // Инновационная наука. 2020. С. 46.
26.Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С.106.
27.Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. – М: Юрайт, 2019. 400 с.
28.Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография / А.Ю. Гусев. – М: Проспект. 2020. 220 с.
29.Довгань К.Е., Королева И.В., Коваленко Н.Е. Анализ практики реализации права на пенсию по случаю потери кормильца некоторых категорий граждан / Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40 № 4. С. 195.
30.Качмазова, М. Э. Проблемы пенсионного обеспечения нетрудоспособных лиц, потерявших кормильца // Исследования молодых ученых: материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). - Казань: Молодой ученый, 2021. - С. 33.
31.Кандрина Т.С., Бикеев Д.Г. Пособие по безработице как одна из важных организационно-правовых форм социальной защиты населения от безработицы [Текст] // E-SCIO. - 2019. - № 6. - С. 439-445.
32.Михайленко Ю.А. О видах социального обеспечения // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2021. № 19. С. 140.
33.Маматказин И.Р. Юридические составы пенсионных правоотношений: актуальные проблемы // Российский юридический журнал. 2021. N 3. С. 128.
34.Обзор судебной практики ВС РФ по гражданским делам за 2021 год.
35.Сухова А.А., Фомина А.П. Тенденции развития пенсионного обеспечения в зарубежных странах // Столыпинский вестник. 2023. Т. 5. № 1. С. 11-15.
36.Сапожникова Н. И. О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. 2020. № 3. С. 79.
37.Чугунова Е.С. Проблемы развития пенсионной системы РФ // World science: problems and innovations: Сборник статей XLV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 августа 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 97.