Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение
1 глава. Теоретические основы автотуризма.
1.1 Автотуризм: сущность и понятие.
1.2 «Караванинг» как инновационный вид автотуризма.
1.3 Развитие автотуризма в мире.
2 глава. Анализ развития автотуризма в РК.
2.1 Специфика автотуризма в РК.
2.2 Анализ услуг туроператоров по автотуризму в РК.
2.3. Рекомендации по совершенствованию автотуризма в РК.
3 глава. Разработка авто-туристической (караванинговой) программы «Кочевник» по РК.
3.1. Разработка новой туристской программы «Кочевник» по РК.
3.2. Экономическое обоснование (караванинговой) программы.
3.3. Продвижение турпрограммы на туристском рынке.
Заключение.
Список литературы.
Фрагмент для ознакомления
2
ведение
Актуальность темы обусловлена тем, что каждый год более миллиона человек по всему миру отправляются в автомобильные путешествия. Данный вид путешествий обладает рядом преимуществ – не надо думать о билетах и гостиницах, путешествуя в комфорте собственных или арендованных автомобилей. Автомобильные путешествия - это не просто вид туризма, они стали стилем жизни и даже культурой. Мировыми лидерами в автотуризме являются страны Западной Европы (Германия, Франция, Испания, Швейцария) и страны Северной Америки (США, Канада). Например, Российская Федерация в настоящее время не входит даже в десятку стран-лидеров по автотуризму. Однако всем очевидно, что автотуризм - перспективный вид туризма, который может качественно повысить уровень туристической деятельности и стать дополнительной отраслью дохода государства.
В Казахстане наблюдается рост интереса именно к автомобильному туризму, который может быть отнесен к инновационным видам. инновации в сфере туризма могут применяться как способ или технология формирования дополнительных видов туристских услуг, использования новых, более совершенных технологий при реализации существующих процессов. Одним из интересных видов инноваций является предложение и разработка новых туристических продуктов, особенно это касается бурно развивающейся в последнее время технологии квестирования или караванинга туристического продукта.
Туризм как одна из отраслевых специализаций любой экономики формируется как наличием уникального набора туристских ресурсов, так и факторами наиболее эффективного использования потенциала той или иной территории. Важно при этом обеспечить сохранение экологического и культурного богатства и традиций той ли иной территории.
Степень разработанности проблемы. В процессе нашей работы исследованы монографии отечественных и зарубежных ученых и практиков по рассматриваемой проблеме, например: специалисты по организации туристической деятельности Михаил Борисович Биржаков, Иван Иванович Бутко, Олег Самуилович Виханский, Оксана Юрьевна Грачева, Екатерина Николаевна Ильина, авторы по экономике туризма Николай Иванович Кабушкин, Филипп Котлер, Людмила Лазаревна Руденко, Денис Сергеевич Ушаков и многие другие.
В работах перечисленных авторов исследуются: концептуальные основы реализации сферы туризма в целом и автотуризма в частности; методы, формы и технологии автотуристической деятельности; стремление к поиску новых ниш развития автотруизма; проблемные моменты менеджмента и маркетинга в туристической отрасли; повышение инновационной и инвестиционной привлекательности в туристическом бизнесе; новые направления расширения рынка туристических услуг, в том числе автотуризма.
Цель исследования: разработка авто-туристической (караванинговой) программы в РК.
Объект исследования: «караванинг» как инновационный вид автотуризма.
Предмет исследования: караванинговая программа по РК как перспективное туристическое направление.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, сущность и структуру такого направления туризма, как автотуризм;
- исследовать инновации в туризме;
- изучить современные виды и направления автотуризма в РК;
- разработать новую туристскую программу «Кочевник» по РК;
- рассмотреть основные методы продвижения турпрограммы «Кочевник» по РК.
Методы исследования:
- теоретические: научное описание, анализ теоретических источников, синтез, обобщение, классификация и сравнение;
- эмпирические: SWOT-анализ;
- статистические: качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 65 источников, 2 приложений.
1 глава. Теоретические основы автотуризма.
1.1Автотуризм: сущность и понятие.
Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации термин «автотуризм» понимается как «разновидность путешествий, в которых основным средством передвижения туриста является персональный автомобиль» (ГОСТ Р 57806-2017 «Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования») [59, с. 2].
Обобщенная классификация видов и разновидностей автомобильного туризма представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Классификация разновидностей автотуризма
Анализ социального феномена мобильности, который и детерминирует развитие автомобильного туризма, позволяет выделить следующие функции автотуризма:
Одним из ведущих исследователей в области мобильности является Дж. Урри, который вводит в обращение такую дефиницию как «автомобильность». Именно это свойство сможет способствовать независимости перемещения по системе автодорог от одного объекта к другому. Подобная свобода даст «туриствующему индивиду» возможность самодостаточного применения реализации его желаний в различных сферах [98, 105].
Автомобильность как социальный феномен, устанавливает, организовывает и определяет общность, состоящую из людей и автомобилей [98, с.117], функционирующих по особым правилам, что в полной степени относится и к автомобильному туризму (правила передвижения, перевозки, организации выезда за рубеж и др.).
Эта комплексность формирует неформальный институт (привычку) применения автомобиля, без которой человек уже не может обходиться [98, с.36]. Подобный неформальный институт (привычку) можно отнести не только к автомобилю, но и к другим видам транспорта, который формирует определенное поведение человека в движении.
Первые путешествия на личном автотранспорте стали совершаться по мере развития автомобильной промышленности в начале XX века, но наибольшую популярность этот вид туризма приобрел в послевоенное время, когда автомобильные фирмы инициировали создание перспективных моделей личного транспорта, а государства - строить протяженные автострады.
Наиболее динамично автотуризм развивался в США. [5, c. 67]. В СССР автотуризм развивался значительно медленнее, но с появлением завода АвтоВАЗ стал оформляться в массовое явление.
Тем не менее, долгое время он оставался исключительно внутренним делом. Только с 90-х годов XX века россияне стали самостоятельно путешествовать за пределы страны.
Бывшие национальные республики, входившие ранее в состав СССР и приобретшие суверенитет, во многом переняли принципы и методы ведения туризма. Надо отметить, что автотуризм на государственном уровне долгое время не был интересующим официальные власти видом туризма. Можно сказать, что он начал динамично развиваться в последние десятилетия.
Сегодня услуги по туристическим поездкам на машине предоставляют специализированные агентства. Они занимаются разработкой маршрутов, подбором отелей, кемпингов и хостелов, бронированием паромов и оформлением виз. Тем не менее, наиболее привлекательным этот вид путешествий стал именно по той причине, что туристы имеют возможность планировать свою поездку самостоятельно и без посторонней помощи, не подстраиваясь под расписания поездов и самолетов.
Системность туристского продукта предъявляет целесообразные требования к законодательному контенту в этой сфере.
В настоящее время действует множество нормативных и законодательных документов, регулирующих различные элементы туриндустрии.
Перечислим основные из них:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абабков Ю.Н., Абабкова М.Ю., Филиппова И.Г. Маркетинг в туризме. - М.: Инфра-М, 2015. – 214 с.
2.Азар В. И. Конкурентные преимущества фирмы / В.И. Азар, А.П. Челенков. - М.: Типография «Новости», 2018. - 256 с.
3.Автомобильный туризм и путешествия. Теория и практика. - URL: http://www.control-point.ru/o-puteshestvijah/avtomobilnyiy-turizm-iputeshestviya/ 134 (дата обращения 11.05.2023)
4.Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2007. -№1. -С. 51-61.
5.Александрова А.Ю. Кластерные принципы организации туристского пространства (мировой опыт). - URL: http://resources.krc.karelia.ru/krc/doc/publ2011/rol_turism/rol_turism_027-32.pdf (дата обращения 28.04.2023 г.).
6.Александрова Е.Н., Стадник Т.А. Понятие и виды современного международного туризма // Сборник научных трудов Sworld. - 2012. - Т. 29. - № 4. - С. 3-9.
7.Афанасьев О.Е. Бизнес-технологии в туризме и гостеприимстве: сборник статей / Афанасьев О.Е. – Москва: Русайнс, 2020. – 490 с.
8.Банникова Н. В. А. Развитие экологического туризма. – Магнитогорск: МаГУ, 2018. – С. 21-25.
9.Беседин В. Б. Перспективы развития въездного туризма. – Магнитогорск: МаГУ, 2020. – С. 6-8.
10.Бисько И.А. Организация обслуживания туристов. Tourism service organization: учебное пособие / Бисько И.А., Маевская В.А., Паксютина Е.А. — Москва: КноРус, 2019. – 209 с. – С.8-11.
11.Бенин В. Л. Очерки культур народов Башкортостана. – Уфа: БГПУ, 2018. – 236 с.
12.Биржаков М.В. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – СПб.: Питер, 2018. – 192 с.
13.Биржаков М.Б. К вопросу о туристических определениях / М.Б. Биржаков // Туристские фирмы. - 2019. - № 25. - С.91-93.
14.Васильченко А. О. Квест-экскурсия как инновационная форма туристической деятельности / А. О. Васильченко // Туризм и гостеприимство. – 2020. – №1. – с. 22-26.
15.Васюкова А. Т. Малый инновационный бизнес в сфере туризма: монография / Васюкова А.Т. Москва: Русайнс, 2020. – 98 с.
16.Восколович Х. А. Экономика туризма / Н.А. Восколович. - М.: Инфра-М, 2019. – 224 с.
17.Гаврилов А. В. Ю. Информационные технологии - естественный метод формирования туризма / Гаврилов Ю.А. // Туризм: право и экономика. - 2008. - №1. - С. 17-22.
18.Генисаретский О.И. Культурно-антропологическая перспектива. - М.: Статут, 2020. – 218 с.
19.Гордин В. и другие Теоретические и практические подходы к развитию культурно-познавательного туризма. Горордин, М. Сущинская, И. Яцкевич // Учебное пособие под ред. Я.Брауна, В.Андерсен, В.Гордина. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2020. – 218 с.
20.Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2021. – 402 с.
21.Егорьенков Л. И. Экология туризма и сервиса: учебное пособие Л.И. Егорьенков. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 208 с.
22.Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения / Б.В. Емельянов. - М.: Турист, 2018. – 118 с.
23. Енькин А. Как путешествовать по России на автомобиле. 2022. – 130 с.
24.Жукова М. А. Индустрия туризма: Менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2019. – 200 с.
25.3орин И. В. Управление туризмом. - М.: Финансы и статистика, 2019. – 442 с.
26. Инновационный менеджмент / Под ред. Кудряева В.А. – М.: Инфра-М, 2019. – 612 с.
27.История туризма в СССР [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.protours.ru. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24049069 (дата обращения 01.05.2023 г.)
28.Карпова Г. А. Экономика и менеджмент в сфере туризма / Г.А. Карпова. - СПб.: Питер, 2020. - 244 с.
29.Кастосов И. В. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма / И.В. Кастосов // Туризм: право и экономика. - 2021. - №1. - С. 17-22.
30.Кастосов И. В. Информационное сопровождение культурно-познавательного туризма // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В.Лебедев. - М.: Прогресс-Традиция, 2019. – 98 с.
31.Кашин Е. Первый шаг к культурному туризму [Электронный ресурс] / Е. Кашин. - Режим доступа: http://jn.com.ua/IsraeI/museums_2103.html. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24049069 (дата обращения 02.05.2023 г.)
32.Косолапов, А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / Косолапов А.Б. — Москва: КноРус, 2019. - 198 с.
33.Киреева Ю.А., Полякова О.Р. Роль музеев в формировании туризма. Вестник Национальной академии туризма. - 2018. - № 4 (44). - С.21-26.
34.Кирюнин А.Е. Образ региона как интериоризация культуры / А.Е. Кирюнин. - М.: Форум, 2020. - 312 с.
35.Классификация видов туризма [Электронный ресурс] // http://www.turbooks.ru/stati/vidy-turizma/104-klassifikacija-vidov-turizma.html. (дата обращения 02.05.2023).
36.Клейман А.А., Евреинов О.Б. Инфраструктура туризма: стратегия развития. – СПб.: ООО «Издательство Д.А.Р.К.», 2014. - 384 с.
37.Клейн Р. Пути государственной политики Европейского Союза в сфере туризма / Р. Клейн // Туризм: право и экономика. - 2021. - № 1.- С. 32-37.
38.Кургина С. О. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионного продукта / С. О. Кургина // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – №3. – с. 231-233.
39.Кузовникова Л. Картирование историко-культурных ресурсов как этап развития креативных индустрий / Л. Кузовникова // Экология культуры / под ред. Л.Э. Вострякова. – М.: Дашков и к, 2020. – 228 с.
40.Кусков А.С. Транспортное обеспечение в туризме: учебник / Кусков А.С., Джаладян Ю.А. – Москва: КноРус, 2019. – 354 с.
41.Об истории туризма, путешествий и экскурсионной деятельности в России // Спорт Магнитогорска. - 2018. - № 28. - С. 18 - 32.
42. Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан. [Электронный ресурс] – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000360 (дата обращения 31.04.2023).
43.Официальный сайт отрасли каравайнинга в Европе. URL: http://www.e-c-f.com
44.Официальный сайт компании «Яхты на колесах». - URL: http://autoyahta.ru/.
45.Оспанов Г.М. Кластерный анализ мирового туристического потенциала и место Казахстана в мировом рейтинге развития туризма // Альпари. — 2012. — № 4(72). — С. 39– 40.
46.http://almaty.kz — Официальный сайт Департамента индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию РК в городе Алматы.
47.http://almaty.stat.kz — Официальный сайт Департамента статистики города Алматы.
48.Понин В. В. Туризм. - М.: Инфра-М, 2018. - 544 с.
49.Попова Р. Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме. - М.: Издательство ОАО «Диалог-МГУ», 2018. – 166 с.
50.Попова Р. Ю. Основные принципы и задачи государственной поддержки формирования туристической отрасли региона на современном этапе / Р.Ю. Попова // Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. - М.: ГАСБУ, 2018. – 220 с.
51.Прентис Р. Опыт формирования и развития культурно-познавательного туризма: пер. с английского. – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 232 с.
52.Проурзин Л. Ю. Туризм как приоритет экономики / Л.Ю. Проурзин. - М.: Новый век, 2018. - 218 с.
Пузакова Е. П. Иностранный туристический бизнес / Е.П. Пузакова, В.А. Честников. - М.: «Экспертное бюро-М», 2018. — 302 с.
53. Путрик Ю. С. Проблемы и программы применения природного и культурно-познавательного потенциала регионов России / Ю.С. Путрик. - М.: Статут, 2018. – 68 с.
54.Рахмалева О. В. Культурно-познавательный туризм как фактор социально-экономического развития региона. - СПб: Питер, 2018. – 220 с.
55.Ревинский И.А., Романова Л. С. Поведение фирмы на рынке услуг: Туризм и путешествия: Учеб. пособие. Новосибирск, 2018. – 136 с.
56.Романов А. А. География туризма / А.А. Романов, Р.Г. Саакянц. — М.: Советский спорт, 2018. - 466 с.
57.Румянцева Т.В. Улучшение системы менеджмента развитием культурно-познавательного туризма / Т.В. Румянцева. - СПб: Питер, 2018. – 159 с.
58.Савояров Н. Историко-культурный туризм / Н. Савояров // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2020. - № 3. - С. 34-36.
59.Седова Х. А. Культурно-познавательный туризм / Х.А. Седов. - М.: Советский спорт, 2020. – 196 с.
60.Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы, - изд.Финансы и статистика, 2006. - 128 стр.
61.Соколова М. В. История туризма: Учебник / М.В. Соколов. – М.: Академия, 2021. – 352 с.
62.С Т Р А Т Е Г И Я развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р // http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (дата обращения 28.04.2023 г.).
63.Управление туризмом. Туризм как вид деятельности / под ред. В.А. Александрова. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 288 с.
64.Чернуха Д.С. Инновации и туризм: зарубежный опыт / В сборнике: Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. 2018. [Электронный источник] / URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24049069 (дата обращения 28.04.2023 г.).
65. Юшкина Т. В. Организация формирования нового туристического продукта / Т. В. Юшкин. - М.: Флинта, 2020. - 446 с.
66.Якубова Н. И. Казахстан. Путеводитель. 2021. – 128 с.