Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Двигательная подготовленность школьников интересовала и интересует многих экспертов, работающих с детьми, врачей, педагогов, исследователей. Многих специалистов в области физического воспитания данная проблема интересует, как в плане возрастных изменений, так и в плане организации системы физического воспитания детей, использование ее в целях многостороннего развития физических и духовных сил школьников, их подготовке к жизни.
Проблема обусловлена тем, что в школьном возрасте у детей происходят изменения всех систем организма, данный возраст наиболее важен для формирования у детей абсолютно всех физических качеств, а также координационных способностей, реализуемых в двигательной деятельности и активности. Большую роль во всестороннем развитии детей младшего школьного возраста занимают элементы игровых видов спорта. Овладение элементами игровых видов спорта имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.
Игровые виды спорта являются, в сущности, высшей формой обыкновенных подвижных игр. Их объединяет наличие сильных эмоций, но в других отношениях они значительно отличаются друг от друга. Игры с элементами спорта — это более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся, шире и глубже. Игры с элементами спорта требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку, оценить, выбрать наиболее правильные действия и применять их. Все это требует развития определенных умений и навыков [16].
Применение с детьми младшего школьного возраста игровых видов спорта, в качестве средства и формы физического воспитания, дает возможности для обеспечения единства личностного, физического, психического развития детей, создавая при этом условия для гуманизации педагогического процесса, превращая детей из объекта социального педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основании формирования внутреннего мотива к процессу совершенствованию. При помощи обучения игровым видам спорта происходит обеспечение каждому ребенку равных прав в процессе овладения ценностями физкультуры и у всех детей появляется выбор и возможности для того, чтобы проявить интерес и способности. Достигаются такие результаты при условиях ненасильственного стимулирования моторного развития [7].
Анализ доступной литературы по физической культуре показал, что вопрос использования элементов игровых видов спорта для развития физических качеств детей младшего школьного возраста освещен довольно поверхностно и требует дальнейшего совершенствования и разработки. Данное обстоятельство и определило актуальность нашей работы.
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная экспериментальная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для учащихся начальных классов на основе игровых видов спорта будет положительно влиять на развитие интереса и физических качеств учащихся начальных классов.
Объект исследования: учебный процесс по предмету «Физическая культура» в начальной школе.
Предмет исследования: программа по физическому воспитанию в начальной школе на основе игровых видов спорта.
Цель исследования – разработка годовой программы для уроков по физическому воспитанию в начальной школе с использованием игровых видов спорта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть роль игровых видов спорта в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
2. Изучить возрастные и физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть особенности организации и методика проведения уроков физической культуры в начальной школе с использованием игровых видов спорта.
4. Провести экспериментальную разработку рабочей программы по предмету «Физическая культура» для учащихся начальных классов на основе игровых видов спорта.
При проведении исследования применялись следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- тестирование физической подготовленности;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
В эксперименте приняли участие 24 младших школьника. Для чистоты эксперимента были формированы две группы: контрольная и экспериментальная группа, численность в каждой из которых составила по 12 учащихся 8-9 лет: в том числе: 12 (50%) учащихся в возрасте 8 лет и 12 (50%) учащихся в возрасте 8 лет, все дети являются учениками 3 «Б» класса СОШ № 30 г. Южно-Сахалинска Сахалинской области.
По результатам исследование в начале эксперимента следует отметить, что в обеих группах, как в КГ, так и в ЭГ результаты тестирования не отличались друг от друга.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что его выводы, основные результаты и методические рекомендации могут быть использованы при построении годовой программы для уроков по физическому воспитанию в начальной школе.
Практическим значением работы является то, что ее результаты могут быть использованы учителями физической культуры, студентами, которые занимаются исследованием физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Педагогический эксперимент включал в себя несколько этапов:
1 этап. Начальный этап был предназначен для анализа научно-методической литературы, определение цели, задач научного исследования. Были получены данные о каждом ребенке.
Проведена оценка результатов тестирования в начале эксперимента у всех младших школьников, участвующих в эксперименте.
2 этап. Разработка и внедрение в учебный процесс экспериментальной рабочей программы по предмету «Физическая культура» для учащихся начальных классов на основе игровых видов спорта.
3 этап. Проведена оценка результатов тестирования в конце эксперимента всех младших школьников, участвующих в эксперименте.
Полученные данные эксперимента систематизировались, подробно описывались и обобщались, подвергались количественному и качественному анализу. Были сформулированы выводы. Конечным этапом было оформление работы согласно методическим требованиям к научным работам.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Болванович А.Е., Усанова А.А., Аширова Н.А., Букаев О.Н. Особенности действия некоторых комплексов лечебной гимнастики при асимметричной осанке и сколиотической болезни I–II степени // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2019. - № 6–4. - С. 66.
2.Бишаева А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. - М.: ИЦ Академия, 2019. – С.91.
3.Белоусова Н.А. Оценка состояния функциональной регуляции организма у школьников со сколиотической осанкой // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2019. - № 2. - С. 7.
4.Бишаева А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. - М.: ИЦ Академия, 2019. – С.91.
5.Богатырев, В.С. Методика развития физических качеств: учебное пособие. - Киров, 2018. - С.107.
6.Бегма Н. А. Спортивные игры на тренировках по баскетболу как средство развития произвольного внимания у младших школьников // Юный ученый. - 2020. - № 1 (31). - С. 93-96.
7.Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности школьников. – М.: ЗНАНИЯ, 2017. - С. 59.
8.Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2016. – 224 с.
9.Дрогомерецкий В. В., Третьяков А. А. Низкая двигательная активность как фактор проявления отклонений в состоянии здоровья у детей дошкольного и школьного возраста // Дискурс. - 2019. - № 7. - С. 27.
10.Егоров, Б.Б. Здоровый школьник. Физическое развитие в игровой деятельности // Издательские решения, 2020. - С.79.
11.Ермоленко, А.П., Рябчинский, В.Ю. Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств школьников // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XVII Междунар. науч.-практ. конф. (18 февр. 2019 г.). Бегород: Изд-во ООО ГиК, 2019. - С. 177.
12.Жило А. Социализация школьников посредством спорта и игр // Вестник Таджикского национального университета. - 2018. - Т. 1. - № 3-8 (101). - С.203.
13.Жаворонков С. В. Возможности применения мини-лапты для обучения младших школьников элементам базовых игровых видов спорта // Молодой ученый. - 2023. - № 21 (468). - С. 410-412
14.Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания школьников: учебное пособие для вузов. - 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – С.106.
15.Загрядская О.В., Царева А. А Организационно-методические аспекты подготовки школьников к сдаче норм ГТО // Материалы научно-практической конференции "Всероссийский комплекс ГТО: развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 50-55.
16.Замащиков А.О., Военно-спортивная игра «лазертаг» как современное средство физического воспитания детей среднего школьного возраста // Физическая культура и спорт – основы здоровой нации. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2021. – С. 63–71.
17.Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 2016. – С.53.
18.Кулиев Б.С.О. Проблемы оптимальной организации уроков физического воспитания в начальной школе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2020. - Т. 7. - № 6-1. - С.79.
19.Кротова, В.Ю. Формирование и укрепление здоровья детей школьного возраста средствами лечебной физической культуры / В. Ю. Кротова, О. А. Григорьев // Концепт. – 2019. – С. 148.
20.Кошбахтиев И.А. Интеграция спорта в систему физического воспитания студентов в процессе спортивно-ориентированного подхода// Молодой ученый. – 2015. – № 20 (100). – С. 184–186.
21.Каргаполов В.П., Золотарев С.К., Поликарпов В.Д. Спортивно-игровая деятельность в системе личностно-ориентированного физического воспитания школьника // В сборнике: Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам межвузовской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов: в 2-х томах. - 2020. - С. 161.
22.К вопросу определения эффективных средств спортизации процесса физического воспитания школьников 9-10 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 378–381.
23.Леонова, Л. А. Особенности физического развития детского организма, исследование и оценка состояния телосложения у детей 5-7 лет // Концепт. – 2018. – С. 92.
24.Леонова Л. А. Особенности физического развития детского организма // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 2. - С. 92.
25.Ланда Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология: учеб. пособие. - Москва: Спорт, 2017. - 129 с.
26.Момент А.В., Семенов Д.В. Нарушение постурального контроля у детей младшего школьного возраста со сколиотической осанкой // Гимнастика и современный фитнес: материалы Всероссийской научной интернет-конференции / Под общ. ред. М.Ю. Ростовцевой. - 2018. - С. 81.
27.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник. - 4-е изд. / Л.П. Матвеев. - Москва: Спорт-Человек, 2021. - С.49.
28.Пономарева, И.А. Физиология физической культуры и спорта: учебное пособие / И.А. Пономарева. Ростов-на-Дону: издательство Южного Федерального университета, 2019. – 212с.
29.Петухов Д.В. О роли и значении футбола в системе физического воспитания: педагогический и правовой аспекты // Образование. Наука. Научные кадры. – 2021. – № 2. – С. 243–247.
30.Спортивные игры: учеб. пособие / О.С. Шалаев, В.Ф. Мишенькина, Ю.Н. Эртман [и др.]. Омск: Изд-во СибГУФК, 2019. - С.72.
31.Стефановский В.В., Шамшуалеева Е.Ф., Спатаева М.Х., Салугин Ф.В., Харченко Л.В., Куандыкова Ж.Т. Исследование физического состояния школьников в 9–10 лет на начальном этапе подготовки в тхэквондо // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 4. - С. 209.
32.Семенова Т. Актуальные проблемы физического воспитания детей школьного возраста: монография. – М.: LAP Lambert Academia Publishing, 2017. – С.32.
33.Сазонов А.Н. Методика развития быстроты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийского конкурса научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. Под редакцией А.А. Шахова. – Елец, 2018. – С. 176–180.
34.Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сб. материалов национальной науч.-практ. конф., 13 мая 2020 г., Шуйский филиал ИвГУ. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2020. – С.84.
35.Федоренко, Л. П. Методика физического развития детей школьного возраста. – М.: Просвещение, 2018. – С.49.
36.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Academa, 2016. - С.102.
37.Хайткулыева Л.Т. Подвижные игры в детском саду // Здоровьесберегающие технологии в практике дошкольного образования, 2018. - С. 62.
38.Шпак, В.Г. Теория спорта. Краткий курс лекций / В.Г. Шпак. - Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова», 2021. – 168 с.
39.Шаркова, Н.И. Подвижные игры как метод воспитания ребенка // Педагогическая наука и практика. - 2019. - № 2(24). - С. 136-138.
40.Шлемова, М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Мусина С.В. Влияние занятий физической культурой на общую работоспособность // Изв. ВолгГТУ. Вып. 9. Волгоград. - 2020. - № 11 (98). - C. 167.