Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Защита прав граждан в области социально-го обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства. Государственную социальную помощь регули-руют совокупность нормативных правовых актов, которые содержат нормы права, регламентирующие отношения государства и физических лиц, образу-ющиеся при оказании социальной поддержки. Главной задачей каждого соци-ального государства считается обеспечение достойного существования граж-данам. Старение населения при увеличении продолжительности жизни граж-дан пожилого возраста определяет необходимость поиска новых форм соци-ального обслуживания данной категории населения. Проблематика социаль-ного обслуживания граждан пожилого возраста становится предметом науч-ной дискуссии. Решение проблем пожилых граждан требует больших финан-совых ресурсов, поскольку социальная политика решила многие проблемы в обеспечении жизни пожилых граждан.
В современном развитом обществе долголетие становится нормой жиз-ни, и главной проблемой является качество долголетия. С возрастом меняется не только состояние его здоровья, но и определенная переориентация жиз-ненно важных интересов, потребностей, социального статуса и семейных из-менений в обществе. В преклонном возрасте человек приобретает ряд заболе-ваний, в основном хронических, которые часто обостряются. Поэтому возрос спрос на медицинскую и социальную помощь пожилым людям и лицам пре-клонного возраста. По разным причинам родственники, иногда сами пожилые люди, обращаются в стационарные учреждения. Стационарные учреждения - это среда, в которой многие пожилые люди живут в течение многих лет. По-этому очень важно изучить проблемы домов престарелых и найти пути реше-ния этих проблем, чтобы пожилые люди, проживающие в этих учреждениях, могли достойно функционировать в обществе. Важно каждый день уделять внимание решению социальных проблем этого типа граждан.
Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы опреде-ляется необходимостью совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста. В свою очередь данная необходимость обуслов-лена фактом формирования устойчивого тренда к старению населения России. Старение населения при увеличении продолжительности жизни граждан по-жилого возраста определяет необходимость поиска новых форм социального обслуживания данной категории населения. Идеология совершенствования сферы социального обслуживания граждан пожилого возраста начинает до-минировать в управленческих практиках, тренды оптимизации организацион-ной структуры и повышение качества оказываемых учреждениями услуг про-двигаются в регламентирующих документах федерального и регионального уровней государственного управления. Проблематика социального обслужи-вания граждан пожилого возраста становится предметом научной дискуссии. Решение проблем пожилых граждан требует больших финансовых ресурсов, поскольку социальная политика решила многие проблемы в обеспечении жизни пожилых граждан. Однако финансирование социального сектора не яв-ляется основным фондом в структуре финансирования национального бюд-жета. Она субсидируется, то есть, с одной стороны, потребности пожилых граждан велики, они не могут работать, они не могут зарабатывать сами, но они также несут расходы на жилье, транспорт, лечение и т.д. Но, с другой стороны, у страны нет финансовых вложений, которые можно было бы напра-вить в эту сферу. Необходимо консолидировать социальные слои населения, координировать работу государственных органов и привлекать некоммерче-ские организации, которые минимизируют финансовую нагрузку на социаль-ный сектор. Необходимо расширять число пожилых людей и совершенство-вать новые виды социальных услуг на всех уровнях государственного управ-ления, а также формулировать социальные планы, направленные на повыше-ние качества жизни, с учетом особенностей региона и муниципального управ-ления.
В современном развитом обществе долголетие становится нормой жиз-ни, и главной проблемой является качество долголетия. С возрастом меняется не только состояние его здоровья, но и определенная переориентация жиз-ненно важных интересов, потребностей, социального статуса и семейных из-менений в обществе. В преклонном возрасте человек приобретает ряд заболе-ваний, в основном хронических, которые часто обостряются. Поэтому возрос спрос на медицинскую и социальную помощь пожилым людям и лицам пре-клонного возраста. По разным причинам родственники, иногда сами пожилые люди, обращаются в стационарные учреждения. Стационарные учреждения - это среда, в которой многие пожилые люди живут в течение многих лет. Фи-зическое и психическое здоровье пожилых людей зависит от организации всей жизни учреждения, его возможностей, местоположения, планировки, окру-жающей среды, организации досуга и занятости, социального и медицинского обслуживания, а также степени контакта с внешней жизнью. Поэтому очень важно изучить проблемы домов престарелых и найти пути решения этих про-блем, чтобы пожилые люди, проживающие в этих учреждениях, могли до-стойно функционировать в обществе. Важно каждый день уделять внимание решению социальных проблем этого типа граждан.
Объект исследования – социальное обслуживание граждан пожилого возраста на дому. Предмет исследования – нормы права, регулирующие направления социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому.
Цель исследования: проанализировать проблемы и перспективы право-вого регулирования организации социального обслуживания граждан пожи-лого возраста на дому.
Задачи исследования:
рассмотреть систему социального обслуживания и особенности ее функционирования;
изучить нормативно-правовые основы социального обеспечения престарелых граждан;
описать систему организации социального обслуживания пожи-лых граждан в стационарных учреждениях;
провести анализ системы предоставления социальных услуг граж-данам пожилого возраста в Ярославской области;
проанализировать наиболее значимых проблем социального об-служивания граждан пожилого возраста на дому;
определить направления совершенствования организации соци-ального обслуживания граждан пожилого возраста на дому.
При решении задач, поставленных в дипломной работе, были использо-ваны следующие методы: аналитический, системный, нормативно-правовой, а также описательный метод.
Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда российских ученых, посвященные теме исследования.
Практическая значимость состоит в разработке направлений совершен-ствования организации деятельности домов престарелых на основе структу-рированного анализа основных аспектов социального обслуживания и функ-ционирования домов престарелых в Российской Федерации и использовании этого материала на занятиях по профессиональному модулю «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной за-щиты».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованных источни-ков. Название глав отображает их содержание.
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУ-ЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ДОМУ
1.1 Система социального обслуживания и особенности ее функци-онирования
Подход к социальной защите должен основываться на социальных кри-териях, которые представляют собой научные показатели потребления раз-личных товаров и услуг, денежных доходов и количества других условий жизни населения. Важнейший социальный критерий - это минимальный по-требительский бюджет. Его общий объем соответствует номинальному уров-ню дохода, что позволяет удовлетворить потребности в питании с минималь-ным физиологическим потреблением, включая стоимость энергии и основных питательных веществ, необходимых для взрослой жизни, а также потребности человеческого организма для роста и развития [17].
Создание действительно эффективной системы социальной защиты и подлинная реализация прав человека являются наиболее актуальными и од-ними из самых популярных в стране. В настоящее время материальные и фи-нансовые ресурсы страны более ограничены, чем когда-либо прежде, что осо-бенно важно для обеспечения собственности, уместности и рациональности расходов, при решении вопросов социального обеспечения населения (и для самих бедных, и для общества). Практика доказала, что социальные, эконо-мические и правовые вопросы находятся в тесном взаимодействии и взаимо-влиянии. Реализация вопросов социальной защиты определила исход его пра-вовой базы, которая является производным от внедрения инструментов и но-вых технологий, а также оборудования для соответствующих людских ресур-сов [18].
Основной закон страны - Конституция Российской Федерации опреде-ляет, что Россия является социальным государством, и ее политика направле-на на создание условий для обеспечения всестороннего развития человека и граждан и параметров его достойной жизни (ст.7) [1]. В этом смысле, чтобы реализовать социальные особенности российского государства, публичная власть преследует следующие цели:
здоровье и труд людей, занятых в структуре национальной эко-номики, защищены;
установить гарантированную минимальную заработную плату;
государственная поддержка семьи, матерей, отцов и детей, инва-лидов и пожилых граждан признана важнейшим институтом социального раз-вития;
организуется система социального обслуживания, деятельность которой направлена на предоставление социальных услуг населению Россий-ской Федерации;
установить государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатели установили и признали, что защита прав и интересов граждан является неотъемлемой частью и важнейшей чертой соци-ального государства Российской Федерации. В этом отношении законодатель-ство о социальном обеспечении является самостоятельной отраслью россий-ской правовой системы. Его целью является реализация гарантий всех соци-альных прав, провозглашенных в Конституции Российской Федерации и дру-гих нормативных актах, разъясняющих принципы Конституции.
Основные положения законов и нормативных актов в области социаль-ного обслуживания населения Российской Федерации предусмотрены Феде-ральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Россий-ской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Таким образом, согласно ст.3 ука-занного закона, «социальная услуга - действие или действия в сфере социаль-ного обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помо-щи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности». В то же время соци-альная услуга выражается в долгосрочных или регулярных действиях в обла-сти социальных услуг, предлагаемых гражданам, с одной стороны, для улуч-шения их жилищных условий, с другой стороны, для расширения возможно-сти самоудовлетворения их потребностей.
В целом Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ определяет эко-номическую и правовую основу и инструменты реализации мер социального обслуживания через систему органов государственной власти Российской Фе-дерации, а также права и обязанности получателей социальных услуг и непо-средственных поставщиков. Принимая во внимание существующие социаль-но-экономические потребности общества и основываясь на гуманитарных принципах, функции системы социального обслуживания можно разделить на:
оказание помощь и поддержку бедным, больным и гражданам, живущим в трудных условиях;
обеспечение приемлемого уровня нормального потребления для всех социальных групп.
Стоит отметить, что Федеральный закон «Об основах социального об-служивания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ под-лежит определенным нормативным уточнениям, поскольку социальными услугами ежегодно охвачено более 34 миллионов человек: люди с ограничен-ными возможностями, пожилые граждане и семьи, оказавшиеся в бедствен-ном положении по воле своих жилищных условий. Вот почему, чтобы предо-ставлять качественные социальные услуги, необходимо учитывать реалии времени, существующие требования, тенденции и инновации в предоставле-нии социальных услуг, чтобы система социального обслуживания была пол-ной и эффективной и отвечала потребностям граждан как можно больше.
Современная редакция Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ не только дополняет положения о разделении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере социального обслу-живания, но и отражает введение новых институтов в уполномоченных феде-ральных органах исполнительной власти и уполномоченных органах субъек-тов Российской Федерации.
Субъектами правоотношений по социальному обслуживанию являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномо-ченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей.
В качестве физических лиц в указанных правоотношениях могут участ-вовать граждане РФ, лица без гражданства, беженцы и вынужденные пересе-ленцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматри-ваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосудар-ственных соглашений.
Чтобы участвовать в праве на социальное обеспечение, гражданин дол-жен обладать дееспособностью и дееспособностью. В зависимости от специ-фики общественных отношений эти элементы правосубъектности могут быть как одновременными, так и не совпадающими по времени возникновения. В частности, ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, являющийся субъектом правоотношений на получение социальной пенсии, имеет правоспособность только в том случае, если он является инвалидом. От его имени в этих право-отношениях выступают родители, опекуны или законные опекуны. Если чело-век признан недееспособным из-за психического заболевания, его представи-тель также участвует в правах на социальное обеспечение от его имени.
Содержание правоотношений в сфере социальных услуг складывается из субъективных прав и соответствующих юридических обязанностей субъек-тов правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности обра-зуют правовую связь между субъектами правоотношений, а субъекты право-отношений обычно представлены правами субъектов социального обеспече-ния
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправ-ках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 30 дек. 2001 г. №197-ФЗ (ред. от 14 июля 2022 г. № 349-ФЗ) // Собр. законода-тельства РФ. 2002. № 1, ч.1. Ст.3.
2. О занятости населения в Российской Федерации: федер. закон от 19 апр. 1991 г. №1032-1 (ред. от 19 нояб. 2021 г. № 374-ФЗ) // Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и ВС РФ. 1991. №18. Ст. 556.
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Фе-дерации: федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 11 июля 2021 г. № 170-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2013. № 52, ч.1. Ст.7007.
4. Об организации предоставления государственных и муниципаль-ных услуг: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 30 дек. 2021 г. № 449-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2010. № 31. Ст.4179.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24 нояб.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29 нояб. 2021 г. № 385-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 48. Ст.4563.
6. Об утверждении сводного перечня первоочередных государ-ственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде: Распоряжение Правительства РФ от 17 дек. 2009 № 1993-р (ред. от 28 дек. 2011 г. № 2415-р) // Собр. законодательства РФ. 2009. № 52, ч. 2. Ст. 6626.
7. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старше-го поколения в Российской Федерации до 2025 г.: Распоряжение Правитель-ства РФ №164-р от 5 февр. 2016 г. // Справочно-правовая система «Консуль-тант Плюс» (дата обращения: 01.10.2022)
8. Алексеев, И. С. Богатство и люди: учебное пособие / И. С. Алек-сеев. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 272 с.
9. Амирова С.А. Проблемы бедности в России С.А. Амирова // Ак-туальные вопрос современной экономики. 2020. - № 3. С. 1-6.
10. Андреева Е.И., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. Анализ эффектив-ности мер социальной поддержки, направленных на сокращение уровня бед-ности //Актуальные вопросы современной экономики 2020. - № 6 (2) - с.538-557
11. Антипьева, Н. В. Единство и дифференциация в праве социально-го обеспечения / Н.В. Антипьева. - Москва: Мир, 2016. - 750 c.
12. Ахинов, Г.А. Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахи-нов, С.В. Калашников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с
13. Богданов, И.Я. Бедность как образ жизни в современной России: монография / И.Я. Богданов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 224 с.
14. Воронина, Н.А. Права человека и правовое социальное государ-ство в России: учебное пособие / Н.А. Воронина, А.С. Запесоцкий, В.А. Кар-ташкин; Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
15. Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2018. - 416 с.
16. Добреньков, В.И. Социология: учебное пособие / В.И. Добрень-ков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2018. - 624 с.
17. Захаров, М. Л. Право социального обеспечения России: учеб. для студентов вузов, обучающих по специальности «Юриспруденция / М. Л. За-харов, Э. Г. Тучкова.- М.: БЕК, 2016. - 560 с.
18. Иванова, Ю.Н. Основы международной статистики: учебное по-собие / Ю.Н. Иванова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2017. - 621 с
19. Колодко Г.В. Куда идет мир: политическая экономия будущего: монография / Г.В. Колодко; Пер. с польск. Ю. Чайникова. - М.: Магистр, 2019. - 528 с.
20. Кондауров, В. И. , Страданченков, А. С. Социология: учебное по-собие / В.И. Кондауров, А.С. Страданченко. - (Серия "Высшее образова-ние")/Кондауров В. И. ИНФРА-М, 2016. - 144 с.
21. Кубишин Е.С. , Седлов А.П., Соболева И.В. Бедность в России: методология измерения и международное сравнение / Е.С. Кубишин, А.П. Седлов, И.В. Соболева // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. - №1. – с. 56- 69.
22. Кумбашева, Ю. А. Экономические и социальные проблемы со-временной России: учебное пособие / Ю. А. Кумбашева. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2016. - 316 с.
23. Ле Гранд Дж., К. Пропер, С. Смит. Экономический анализ соци-альных проблем: учебное пособие / Дж. Ле Грандж. М. НИУ ВШЭ, 2018. – 314 с.
24. Лубинец, Т. Проблемы малого и среднего бизнеса в постпанде-мийный период 2020–2021 гг. и пути их решения с использованием иннова-ционного менеджмента / Т. Лубинец. — Текст : непосредственный // Исследо-вания молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 24-27.
25. Макрорегион Сибирь в постсоветской России: анализ социально-экономических показателей: / В. С. Ефимов, А. В. Ефимов // Макрорегион Си-бирь: проблемы и перспективы развития: Сб. науч. трудов / А.В. Усс, В.Л. Иноземцев и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2019. - с. 236-273.
26. Мальцева Е. С. Экономический рост и проблема бедности в Рос-сии / Е.С. Мальцева // Бизнес и дизайн ревю. 2019. - № 2 (14). - С. 2.
27. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика: учебное пособие / Я.С. Мелкумов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019. - 236 с.
28. Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с по-жилыми людьми : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Ю. Нагорнова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 133 с.
29. Нуреев, Р.М. Россия: особенности институционального развития: монография / Р.М. Нуреев. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020.- 448 с
30. Осьмова, М.Н. Глобализация мирового хозяйства: учебное посо-бие./ М.Н. Осьмова; Под ред. М.Н. Осьмовой, Г.И. Глущенко. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 389 с.
31. Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики : монография / М. В. Певная ; под науч. ред. Г. Е. Збо-ровского. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та. — 433 с.
32. Пенсионное обеспечение: учебник для академического бакалаври-ата / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общ. ред. Ю. П. Ор-ловского. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 193 с.
33. Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Ка-чество жизни пожилого населения : учеб. пособие для СПО / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 400 с.
34. Роик, В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого насе-ления и страховые институты социальной защиты : учеб. пособие для бака-лавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 400 с.
35. Сидорина, Т.Ю. Два века социальной политики: учебное пособие / Т.Ю. Сидорина. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2017. - 442 с.
36. Социальная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — М. : Издатель-ство Юрайт, 2018. — 416 с.
37. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учеб-ное пособие / Ю.Н. Черемных; Московский Госуд. Универ. им. М.В.Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М. - 2018. - 844 с.
38. Шубина, А. А. Социальная политика Российской Федерации // Молодой ученый. - 2019. - № 41 (279). - С. 207-209.
39. Лисицына, М.С. Роль государства в сфере социальной защиты населения [Электронный ресурс]: научная статья // Научный диалог: вопросы гуманитарных исследований – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2019. - № 5. Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/16189/discussion_platform 01.05.2023
40. Основные макроэкономические показатели Российской Федерации [Электронный ресурс]: статистический отчет // Режим доступа: cisstat.com›rus/macro/rus.htm. 01.05.2023.