Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время таможенный контроль является одной из основных тем в области таможенных дел. Он определяет характер и содержание работы таможенных органов. Необходимость обеспечения соблюдения таможенного законодательства является актуальной задачей, которая предъявляет высокие требования к комплексу мер, осуществляемых таможенными органами. Одним из таких мер является применение систем управления рисками, которые позволяют эффективно контролировать ввоз и вывоз товаров, а также предотвращать возможные нарушения законодательства. Таможенные органы несут ответственность за обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства соответствующих государств-членов. Развитие международной торговли оказало существенное влияние на область таможенного контроля. В связи с этим возникла необходимость привести таможенное законодательство РФ в соответствие с международными стандартами. Это позволит обеспечить эффективность и прозрачность процессов, связанных с перемещением товаров через границы и упростить таможенные процедуры для участников внешнеэкономической деятельности. В итоге, подобные меры помогут развитию международной торговли и созданию благоприятных условий для предпринимательства.
Таможня является важным инструментом экономического развития страны и инструментом реализации внешней политики. Однако деятельность таможенных органов также связана с выполнением таких функций, как борьба с экономической контрабандой, незаконной торговлей наркотиками, оружием и боеприпасами, незаконным перемещением товаров. Место таможенных органов РФ в системе государственных органов определяется приоритетами, поставленными перед ними Правительством РФ и Президентом РФ.
Одной из задач таможенных органов всех стран, включая РФ, является облегчение международной торговли. При этом необходимо достичь контроля и минимизации таможенных процедур при перемещении товаров и транспортных средств (в данном случае оружия и боеприпасов).
Во всем мире используется огромное количество оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов, необходимость использования которых обусловлена их полезными свойствами. То есть они предназначены для защиты жизни и здоровья населения и людей, благополучия обществ и государств и режимов. Они также используются в производственной деятельности по добыче полезных ископаемых, для изготовления лекарств и других полезных веществ, служат товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако при ненадлежащем использовании они могут нанести серьезный вред человеку и окружающей среде. Поэтому для поддержания установленного правопорядка в этой сфере в любой стране объективно необходимы особые условия и меры обращения с ними, специальные строгие режимы и контроль.
В современных условиях возникает много вопросов, связанных с применением норм законодательных актов к таможенным операциям и таможенному контролю при перемещении оружия через таможенные границы. Что касается правил оборота с оружием и товарами, повышающими опасность для окружающих, то они позволяют контролировать опасные характеристики этих средств, материалов, веществ и товаров, предотвращать их выброс и причинение нецелевого вреда. Эти же положения лежат в основе законодательства Таможенного союза.
Оружие, исторически сложившееся во всех странах, имеет двойственное значение. С одной стороны, оно необходимо для обеспечения безопасности и поддержания правопорядка, а с другой стороны, оно часто становится орудием преступлений. В связи с этим крайне важно пересмотреть таможенное и другое законодательство с целью усиления контроля за перемещением оружия и боеприпасов.
Кроме того, таможенные власти также заботятся о безопасности национальных интересов и общественной безопасности, контролируя импорт и экспорт оружия. Важно отметить, что регулирование перемещения оружия не ограничивается только таможенными процедурами. Оно также включает в себя лицензирование, сертификацию и разрешительные процедуры, которые позволяют государству контролировать и отслеживать потоки оружия. Также стоит отметить, что регулирование перемещения оружия имеет свои сложности и вызывает разные точки зрения. Одни сторонники считают, что строгий контроль оружия помогает предотвратить преступность и террористические акты, тогда как другие критики политики контроля оружия считают, что она ограничивает права граждан и оказывает негативное влияние на оружейную индустрию. В целом, регулирование перемещения оружия играет важную роль в таможенной деятельности и имеет цель обеспечить безопасность государства и общества. Оно также способствует предотвращению незаконного оборота оружия и контролирует его попадание в руки неправомерных лиц. Однако, несмотря на свою важность, вопросы регулирования перемещения оружия остаются дискуссионными и требуют более глубокого изучения и анализа.
Актуальность темы исследования. Тема оружия имеет огромное значение для общества, ведь оно представляет реальную опасность и может быть использовано как товар и материал. Однако, в работе было уделено должное внимание вопросу государственного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности и противодействию контрабанде. Очевидно, что в данной ситуации применение уголовно-правовых мер является самым целесообразным, строгим и эффективным подходом. Важность данной темы состоит в том, что оружие играет важную роль в обеспечении безопасности и приверженности закона, однако часто становится инструментом преступления.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие контроль таможенных органов по незаконному перемещению через границу оружия и боеприпасов.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие контроль таможенных органов по незаконному перемещению через границу оружия и боеприпасов.
Целью исследования является анализ роли таможенных органов РФ в борьбе с незаконным перемещением через границу оружия и боеприпасов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
-рассмотреть оружие и боеприпасы как объекты таможенного контроля;
-определить административно-правовой режим оборота оружия;
-исследовать особенности таможенного оформления оружия и боеприпасов перемещаемых через таможенную границу РФ;
-проанализировать таможенный контроль как инструмент борьбы с незаконным перемещением оружия, боеприпасов через таможенную границу РФ;
-выявить проблемы таможенных органов РФ в борьбе с незаконным перемещением через границу оружия и боеприпасов;
-предложить пути решения проблем таможенных органов РФ в борьбе с незаконным перемещением через границу оружия и боеприпасов.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство; постановления судебных инстанций РФ и материалы юридической практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем применения мер таможенных органов РФ в борьбе с незаконным перемещением через границу оружия и боеприпасов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере контроля таможенными органами РФ в борьбе с незаконным перемещением через границу оружия и боеприпасов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В заключение подводятся основные итоги исследования и даются рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ
1.1 Оружие и боеприпасы как объекты таможенного контроля
В РФ, как и в других государствах, с годами, с развитием самого государства и его производственных отношений, всегда существовало понятие оружия. Оно бывает разной природы: для самообороны, для
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 14.03.2020 №1-ФКЗ1, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2.Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022);
3.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
4.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (ред. от 27.12.2022) "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" // Таможенные ведомости. – 2016. - № 2
5.Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 32 (часть I). - Ст. 5082.
6.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996.- № 25. - Ст. 2954
7.Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об оружии" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 51. - Ст. 5681
8.Федеральный закон от 01.07.2021 № 281-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ"// Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 27 (часть I). - Ст.5109
9.Постановление Правительства РФ от 20.11.1992 № 891 (ред. от 08.12.2008)"О присоединении РФ к Брюссельской конвенции о взаимном признании испытательных клейм ручного огнестрельного оружия"
10.Распоряжение Правительства РФ от 03.08.1996 № 1207-р Об утверждении Перечня служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 33. - Ст. 4014
11.Приказ МВД России от 12.04.1999 № 288 (ред. от 19.06.2018) "О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814"// Российская газета. – 1999. - № 175
12.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5 (ред. от 11.06.2019) "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2002. - № 5.
13.Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 4 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 4. – 2022.
14.Байзакова Г.М. Теоретические аспекты квалификации преступлений с использованием оружия // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. №. 4. С. 85 - 89.
15.Бычков, В.В. Оружие и боеприпасы как признак преступлений, образующих криминальный оборот предметов вооружения / В.В, Бычков // Lex Russica. - 2016. - № 4. - С. 61 - 75.
16.Васнецова А.С., Меркурьев В.В. Методологические аспекты противодействия криминальному рынку оружия // Противодействие незаконному обороту оружия в РФ. 2020. С. 5 - 17.
17.Назарова И.С., Шеншин В.М. Об особенностях оборота некоторых видов оружия // Право в Вооруженных Силах. 2019. № 6. С. 32.
18.Погадаева Я.М., Шеншин В.М. Преступления в сфере незаконного оборота оружия (статья 222 Уголовного кодекса РФ) как угроза национальной безопасности РФ // Право в Вооруженных Силах. 2022. № 7. С. 90 - 93.
19.Шестало С.С. Холодное оружие // СПС КонсультантПлюс. 2023. – С.1.
20.Яни П.С. К вопросу о предмете легализации преступных доходов // Законность. 2021. № 3. С. 37 - 40.