Фрагмент для ознакомления
2
Первые зачатки пенсионного обеспечения появились в период феодальных отношений. Уже в это время появляется первое постановление, в котором упоминаются пенсии. Этим положением является судебный акт 1589 г., в котором указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение приданого и пенсии обратно — «две гривны в год». Таким образом, можно сделать вывод, что правовой акт 1589 г. впервые закрепил на законодательном уровне пенсионное обеспечение в случае потери кормильца. В последующие годы Россию охватили беспорядки. Борьба за власть не позволила новоизбранному царю приступить к реформированию всех слоев общества, в том числе и социальной сферы. И только спустя полвека, в 1649 г., Земский собор принимает новый свод законов - Соборный, в котором уже содержится гораздо большее количество статей, касающихся пенсионного обеспечения. На Соборе было введено новое понятие – «прожиток». Это означало следующее: дворяне, находившиеся в царской армии или состоявшие на службе, имели право на питание в размере их полного жалованья в случае их отставки или ранения, нанесенного службой. В случае смерти дворянина его семья (вдова и дети) имела право на получение пропитания в виде части имущества. Размер этих средств к существованию напрямую зависел от должности дворянина, его заслуг и т.д . Позже, при великом реформаторе Петре I, было внесено изменение в пенсионное обеспечение: после прихода к власти начал реформировать многие сферы жизни российского государства. В частности, он не обошел стороной такой институт, как пенсионное страхование. Морской Устав 1720 г. ввел нормы, закрепляющие право " служащего военно-морского ведомства» на социальное обеспечение, включая пенсионные выплаты.
В отличие от положения собора 1649 г., Петр ввел новую норму в Морской устав, согласно которой морские старшины, получившие ранения, но способные служить, определялись в гарнизоны для продолжения службы или отправлялись на гражданскую службу. Морские офицеры, получившие травмы, несовместимые с последующей службой, были уволены. При этом за ними ухаживали в больницах, где они содержались до самой смерти или, если они отказывались от содержания, им выплачивали ежегодную пенсию и выдавали загранпаспорта.
В морской хартии также проводилось различие между видами пенсионных выплат вдовам и детям «убитых» и «погибших или умерших при исполнении служебных обязанностей». Относительно убитых в бою («убитых в строю») Морской Устав содержал следующую норму: «Вдовам и детям, убитым в бою, будет отдано то же, что принадлежало убитым». То есть семья убитого имела выплату в том размере, в котором они рассчитывали получить от умершего. Для «убитых или умерших при исполнении служебных обязанностей» предусматривалась выплата заработной платы: «Вдовам и детям убитых или умерших при исполнении служебных обязанностей: их заработная плата выплачивается в соответствии с этим основанием: жене 8, дети каждому по 12 долей».
В отличие от старого законодательства, Морской устав также предусматривал пенсионное обеспечение иностранных офицеров, проходивших службу в ВМФ России. Позже при Елизавете Петровне было утверждено Положение, закрепляющее в Морском уставе аналогичные нормы (в том числе пенсионного обеспечения), но предназначенные для чинов Сухопутных войск. Стоит отметить, что нормы, закрепляющие пенсионное право в Соборном и Морском уставе и постановлении, были предусмотрены только для лиц, проходящих военную службу, и их семей, соответственно, другие права были лишены, что только усилило дифференциацию слоев населения и недовольство гражданских служащих. Екатерина II, пришедшая к власти, прекрасно это понимала, уже в 1765 году она распространила действие норм и на гражданских служащих, которым назначались выплаты из государственной казны за годы службы. Неясность и неоднозначность норм пенсионного обеспечения привели к необходимости в едином стандарте, который включал бы в себя все нормы, регулирующие пенсионное обеспечение.
Разработка такого акта началась в 1820 г. Специальный комитет, состоявший из министров различных ведомств — военного, морского, финансового и др., был составлен по указанию Александра I. разработка этого устава заняла семь лет, и только 6 декабря 1827 года Николай I принял «Положение о пенсиях и единовременном пособии». Этот устав состоял из следующих трех частей:
правила назначения пенсий и пособий;
о пенсиях и пособиях вдовам и детям представителей класса;
об установлении пенсий и пособий.
В 1853 году Николай I издал указ «О внесении поправок в «Положение о пенсиях и единовременном пособии» 1827 г.». Указом были изменены сроки выслуги лет. Теперь стаж службы составлял двадцать пять и тридцать пять лет. В этом случае стаж работы в двадцать пять лет давал только половину зарплаты, а в тридцать пять лет - полную зарплату. Нововведения также коснулись ведомств. Пенсии работающим ученым и образовательным учреждениям сверх заработной платы и выплаты пенсий за выслугу лет были отменены, а также за выслугу лет во всех других ведомствах были отменены пенсии за выслугу лет. Указ также изменил систему выплат самим сотрудникам в зависимости от категории. Теперь размер пенсии гражданского служащего определялся категорией его последней должности, которую он занимал не менее пяти лет.
В 1888 г. был принят закон, обязывающий владельцев частных железных дорог и горнодобывающей промышленности создавать пенсионные фонды, обеспечивающие выплаты работникам, уволившимся с работы из-за болезни и инвалидности. Финансовой основой таких касс были постоянные фиксированные отчисления из заработной платы рабочих. Позже был принят ряд законов, закрепляющих за работниками право на получение пенсий в случае получения травмы и последующей нетрудоспособности.
Дальнейшему развитию пенсионной системы в Российской империи помешала Первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., и последовавшая за ней революция. Многие законопроекты, разработанные в сфере пенсионного обеспечения, так и не были реализованы. Радикальные изменения начали происходить после революции 1917 г. Были приняты постановления, устанавливающие надбавки к пенсионным выплатам для инвалидов и устанавливающие социальное обеспечение для работников.
После 1917 г., с установлением советской власти, был взят курс на то, чтобы сделать пенсии массовыми и обязательными для всех. Это вышло не сразу, хотя с первых лет после революции выплачивались пенсии по инвалидности и потери кормильца. В 1917 г. вышло постановление «о начислении надбавок к пенсиям увечий на войне», в 1918 г. - постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».
В годы НЭПа пенсионное обеспечение было возрождено по страховому принципу. В 1920-х гг круг лиц, которым назначалась пенсия за выслугу лет, расширился: в 1924 г. к ним присоединились ученые и преподаватели высших учебных заведений, в 1925 г. - школьные учителя. Размер пенсий определялся исходя из уровня заработной платы, условий труда и состава семьи, в 1930 г. в СССР было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному обеспечению, которое заменило систему государственного пенсионного страхования системой социального страхования.
Важным моментом в развитии пенсионного обеспечения в Советском Союзе стал 1956 г., когда был принят Закон «О государственных пенсиях». Закон гарантировал предоставление пенсий по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца, единый возраст и требования к трудовому стажу, а также единый порядок расчета пенсий для всех граждан. на размер пенсии и время выхода на пенсию также повлияли неблагоприятные условия труда на рабочем месте, работа в сложных климатических условиях и социально значимая работа, например, среди врачей и учителей.
В 1980-х годах минимальная пенсия составляла 70 рублей, максимальная пенсия-252 рубля. Средняя заработная плата по стране составляла около 200 рублей. В 1990-х годах экономика страны пришла в упадок, как и благосостояние подавляющего большинства граждан. пенсионерам было непросто проявить себя в новых условиях. Для поддержания жизнеспособности пенсионной системы страны понадобился ряд изменений.
Так, в 1997 г. была создана система персонализированного учета пенсионных прав граждан, существовали личные учетные записи, в которых вся информация о работе человека регистрировалась в электронном виде. Именно эта система в результате совершенствования и модернизации стала основой современной пенсионной системы России.
Переход к рыночной модели экономики сказался на пенсионной системе за счет введения нового элемента — накопительной части трудовой пенсии. Средства, собранные для этого, были выведены за пределы системы солидарности и не использовались для выплат пенсионерам, а были инвестированы в основные средства. В 2012 г. был принят документ «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы», имеющий решающее значение для дальнейшего развития пенсионного обеспечения в России. Основными нововведениями, внесенными в рамках этой стратегии, стали усиление роли профессионального опыта в формировании пенсии (через систему пенсионных коэффициентов) и возможность значительного увеличения своей пенсии за счет дальнейшего выхода на пенсию.
В ходе целого ряда радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, проведенных в России за последние 30 лет, функции Социального фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Социальный фонд России выплачивает многие виды помощи малообеспеченным и малообеспеченным гражданам, выдает государственные сертификаты на семейный (материнский) капитал, реализует программу государственного софинансирования пенсий, формирует, инвестирует и выплачивает средства накопительной части пенсии и многое другое.
Таким образом, в данном разделе были проанализированы основные направления развития пенсионной системы в стране, отметим, что пенсионная система России имеет многолетнюю историю и берет зачатки со времен Российской Империи, процессы трансформации принципов пенсионного обеспечения и законодательная база впоследствии привели к формированию современной структуры пенсионной системы.
1.2. Правовые основы функционирования отечественной пенсионной системы
Пенсионная система - это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов предоставления, видов предоставления и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в сфере пенсионного обеспечения. Представляя собой целостное образование, пенсионная система, в зависимости от источников финансирования и субъектов предоставления, состоит из нескольких структурных элементов - частей, которыми являются:
1) пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию;
2) государственное пенсионное обеспечение;
3) дополнительное пенсионное обеспечение. Каждая из частей пенсионной системы, в свою очередь, представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Элементами каждой части пенсионной системы являются подсистемы:
1) финансирование;
2) управление;
3) субъекты обеспечения;
4) виды обеспечения;
5) юридические.
Действующее российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения представляет собой совокупность крупных нормативных правовых актов, принятых в форме федеральных законов. Российская Федерация в процессе осуществления социальных функций государства устанавливает порядок, предусматривающий социальное обеспечение всех граждан, относящихся к категории нуждающихся. Ст. 39 Конституции Российской Федерации закрепляет право населения России на пенсию по старости в случае инвалидности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Конституция провозглашает основные направления внутренней государственной политики в области пенсионного обеспечения и гарантирует социальную защиту всех граждан Российской Федерации .
Для эффективного функционирования система пенсионного обеспечения должна основываться на разработанном пенсионном законодательстве. Тот факт, что уровень пенсий оказывает существенное влияние на качество и продолжительность жизни населения, образ жизни пожилых граждан, инвалидов и их участие в различных сферах жизни общества, неоспорим. Отсюда следует вывод о повышении социальной ответственности государства за решения, принимаемые в пенсионной сфере.
Современная система государственного пенсионного обеспечения Российской Федерации основана на «договоре поколений», согласно которому нынешние официально работающие граждане «обеспечивают» нынешних пенсионеров за счет отчислений в государственный Социальный фонд.
К одним из основных источников пенсионного права относятся: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Государственная пенсия в соответствии со ст. 2 Федерального закона» О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом. Государственная пенсия предоставляется гражданам с целью компенсации их доходов (доходов), утраченных в связи с прекращением федеральной государственной службы по достижении установленного законом срока службы при назначении пенсии по старости (по инвалидности).; либо компенсировать потерю заработка космонавтов или пилотов в связи с выходом на пенсию по службе, либо компенсировать вред здоровью граждан во время прохождения военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае инвалидности или потери кормильца по достижении совершеннолетия. или нетрудоспособным гражданам, чтобы обеспечить им средства к существованию. Финансирование пенсий по государственному пенсионному страхованию осуществляется за счет средств федерального бюджета .
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии . Страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или других доходов, полученных ими в период трудовой деятельности, а также в качестве компенсации дохода, утраченного нетрудоспособными членами семьи застрахованного в связи с его смертью. Для страховой пенсии предусмотрена фиксированная выплата, размер которой четко определен в зависимости от вида установленной страховой пенсии. Размер вышеуказанного платежа определяется государством и ежегодно индексируется.
Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» – продолжительность службы не влияет на назначение пенсии по инвалидности или пенсии в связи с потерей кормильца. Выплата назначенных пенсий прекращается при поступлении на военную службу или службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, государственную службу пожарной охраны и в войска Национальной гвардии Российской Федерации. Эта приостановка действует исключительно в течение срока службы.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, причины и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования .
ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета информации о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, которые имеют право на получение дополнительных мер государственной поддержки.
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части назначения и выплаты пенсий». - с января 2019 г. началось поэтапное повышение пенсионного возраста, дающее право на назначение страховой пенсии по старости, а также государственной страховой пенсии по старости. Эти изменения будут реализованы в несколько этапов в течение переходного периода, который продлится десять лет и завершится в 2028 году. В результате так называемой «пенсионной реформы» общий пенсионный возраст будет увеличен на 5 лет и составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. Официальный текст (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). - Москва : Айрис-Пресс, 2021. – 96 с. – Текст : непосредственный.
2. Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования : Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (ред. от 01.03.2023). – Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 68. – Ст. 1401.
3. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 28.04.2023). – Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
Литература
4. Александрова, А.А. Оценка эффективности функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации] / А.А. Александрова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - № 12. - С. 5-9
5. Бит-Шабо, И. В. О роли и месте государственных внебюджетных фондов в финансовой системе Российской Федерации [Текст] /И.В. Бит-Шабо // Ленинградский юридический журнал. – 2016. - №7. - С. 58-63
6. Гура, Г.М. Обязательное медицинское страхование: возможности и перспективы / Г.М. Гура // Территория науки. – 2017. - №6. – С. 88-93
7. Колечков, Д. В. Финансирование фонда обязательного медицинского страхования в условиях кризиса /Д.В. Колечков // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2018. - №11. – С. 49-55
8. Королев, Д.К. Пилотный проект реформирования Фонда социального страхования /Д.К. Королев // Научный журнал. – 2017. - №4. С. 59-66
9. Мальковский, Д. В. Основные направления деятельности государственных и муниципальных органов власти по предупреждению совершения нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов / Д.В. Мальковский // Теория и практика общественного развития. – 2016. - №7. - С. 363-370
10. Мантурова, Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ / Т.А. Мантурова // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2016. - №11. - С. 22-29
11. Пайкович, П. Р. Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ / П.Р. Пайкович // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. - №2. – С. 137-149
12. Ржевская, М.А., Степаненко В.В. Проблемы системы государственного социального страхования в России / М.А. Ржевская // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. - №3. - С. 18-23
13. Чалаев Х.З. Нормотворческие полномочия Социального фонда Российской Федерации / Х.З. Чалаев // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2017. №.4. С. 80-85.
14. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 193 с.
15. Пенсионный возраст и модернизация пенсионных систем: отечественный и зарубежный опыт: монография / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 336 с.
16. Пенсионные системы: досрочные пенсии: учебное пособие для вузов / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 395 с.
17. Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 395 с.
18. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский ; под редакцией Ю. П. Орловского. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 524 с
19. Яруллин Р.Р., Юлмухаметова Л.С. Проблемы и перспективы развития Фонда социального страхования РФ /Р.Р. Яруллин // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - №1. – С. 281-289