Фрагмент для ознакомления
2
Управление материальными потоками в хозяйственной деятельности предприятий является динамично меняющимся фактором способствующим достижению требуемых финансово-экономических показателей. Необходимо отметить, что рыночная среда, в которой существуют и взаимодействуют хозяйствующие субъекты, также меняется динамично, можно считать, в ежедневном режиме. В этой связи предприятия регулярно вынуждены анализировать следующие аспекты: - конъюнктуру рынка, процессы управления запасами, взаимодействие с поставщиками, производство и реализацию продукции, поведение различных категорий потребителей.
Транспортное обслуживание торговых сетей являются одним из важных звеньев цепи поставки товара. Транспортная логистика является краеугольным камнем и основой конкурентоспособности [2].
Актуальность выбранной темы дипломной работы характеризуется закономерностью взаимодействия и взаимозависимости качества доставки продукции компании и эффективности её работы в целом.
В данной работе рассматриваются основные вопросы, связанные с рационализацией процесса осуществления складских и транспортных услуг для доставки продукции на примере деятельности компании, торгующей различным оборудованием через свои представительства, ООО «Мелитэк».
Объектом исследования данной работы являются логистические услуги по доставки товаров в торговые точки.
Предметом исследования является механизм совершенствования логистического процесса по складированию и перевозке грузов автомобильным транспортом на примере деятельности предприятия ООО «Мелитэк».
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения результатов исследования в ходе повседневной деятельности предприятия ООО «Мелитэк».
Цель работы сводится к разработке рекомендаций по совершенствованию механизма решения проблемы складирования и доставки продукции на примере хозяйственной деятельности предприятия ООО «Мелитэк».
В процессе достижения поставленной цели в работе необходимо последовательно решить следующие задачи:
- изучить транспортную и складскую логистику предприятия ООО «Мелитэк»;
- выполнить общее описание транспортной и складской логистики данной торговой сети;
- рассмотреть существующую организацию обслуживания торговой сети автотранспортом;
- выявить проблемы транспортного обслуживания объектов торговой сети автотранспортом;
- наметить пути совершенствования обслуживания торговой сети «Мелитэк» автотранспортом;
- рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий
При решении задач используются системный и ситуационный подходы. Информационной базой, используемой в данной работе являются материалы периодической печати, интернет-ресурсы, материалы учебной литературы и нормативные и отчетные материалы ООО «Мелитэк». Теоретические основы логистических услуг по перевозке грузов рассмотрены во многих работах, среди которых особенное внимание заслуживают работы Сергеева В.И., Гаджинского А.М., Неруш Ю.М., Герами В. Д., Колик А.В. и других ученых.
Диломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАНСПОРТНОЙ И СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ В РАБОТЕ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1. Общее описание транспортной логистики торговой сети
Транспортная логистика — это самостоятельная наука и специфическая сфера практической человеческой деятельности [12].
Только используя логистические подходы можно организовать доставку грузов таким образом, чтобы транспортировка прошла в установленные сроки и груз был перевезен качественно [2].
В данной работе рассматриваются вопросы связанные с проектированием логистики складского комплекса, при помощи которого происходит взаимодействие железнодожного и автомобильного видов транспорта. По условиям задания материальный поток прибывает в железнодорожных вагонах, после чего проходит складскую переработку, и в завершении, отгружается на подвижной состав автомобильного транспорта и доставляется конечному потребителю [21].
Можно отметить, что перевозка груза в смешанном сообщении называется перемещением материального потока, в нем принимают участие 2 и более вида транспорта; оплата перевозки производится по тарифной сетке и ответственность за эту перевозку несет одно лицо.
Функционирование в области перевозок имеет собственной целью управление протекающими процессами проведения транспортных операций с минимальными затратами и в фиксированные сроки.
В общем случае все методы и средства транспортной логистики нацелены на оптимизацию перемещения грузов.
Рассмотрим показатели эффективности логистического сервисного обслуживания.
Уровень логистического сервиса определяется как отношение затрат на организацию сервиса к выручке от продаж (Кс) определяется по формуле:
, (1)
где Сc - затраты на организацию сервиса;
Pc- выручка от сервиса.
Эффективность процессов информационной логистики может характеризоваться такими показателями как коэффициент ошибок при передаче информации (Ко), и оперативность передачи информации, формулы:
, (2)
где ЗД - заявки доставленные;
Зо - заявки общие.
, (3)
где U -желаемая скорость доведения информации;
Uс - средняя скорость доведения информации.
Обобщающим показателем оптимальности всех хозяйственных процессов выступает прибыль предприятия, которая дает количественную оценку деятельности предприятия.
Эффективность логистической деятельности может быть определена по формуле:
, (4)
где R- норма прибыли процесса товародвижения;
Р - торговая выручка предприятия;
Cm- издержки товародвижения.
Экономический эффект от использования логистического подхода в управлении материальными потоками формируется от снижения уровня издержек на осуществление различных этапов хозяйственной деятельности за счет совершенствования системы управления (рисунок 1).
Рисунок 1 - Экономический эффект от применения логистического подхода
Транспортные процессы являются средством, при помощи которого происходит функционирование транспортной системы. В логистической науке различают следующие виды транспортных процессов:
- скалярные транспортные процессы;
- векторные транспортные процессы.
Пример скалярного транспортного процесса: процесс укрупнения грузовой единицы на складе в рамках общего транспортного процесса скалярным. Так как груз только готовится к транспортировке и не меняет состояние системы в целом.
Пример векторного транспортного процесса. Груз отгружается со склада в транспортное средство и перемещается из пункта отправления в пункт назначения. В этом случае состояние общей транспортной системы меняется. Таким образом - этот процесс является векторным.
Транспортный процесс – процесс производственный. При этом продукцией транспорта является сам производственный процесс.
Стоимость транспортной продукции создается по законам, присущим всем отраслям материального производства.
Экономический комплекс современной России в настоящее время испытывает потребность в совершенствовании управления транспортным процессом при перемещении людей и грузов [17].
Транспортная инфраструктура оказывает комплексное влияние на экономическое развитие региона.
Экономика региона также влияет на транспортную инфраструктуру по нескольким каналам (рисунок 3).
Рисунок 2 - Каналы влияния транспортной инфраструктуры на экономику
По рис.2. видно, что развитая транспортная инфраструктура является фундаментальным фактором для экономического развития любого региона нашей страны.
Рисунок 3 - Влияние экономики региона на транспортную инфраструктуру
Транспортная инфраструктура должна включать в себя систему специализированных институтов, помогающих в разработке и реализации государственной политики в сфере предпринимательства, которые создаются и действуют при государственном участии либо по инициативе самих предпринимательских кругов.
Транспортная инфраструктура — это также и часть инженерной инфраструктуры [22].
Информационные и инновационные технологии, которые отражают перемещение материальных потоков, являются значимыми в выполнении логистического функционирования транспортной отрасли.
Для того, чтобы обеспечить необходимые темпы развития очень важно иметь соответствующий уровень знаний в области инновационных процессов.
Научно-техническая революция является драйвером многократного ускорения возникновения новых прорывных технологий. Благодаря новым технологиям на рынке появляются товары с качественно новыми потребительскими свойствами. Кроме этого, организуются площадки по реализации принципиально новой продукции, обновление производства происходит также очень быстрыми темпами [27].
Необходимость использования инновационных технологий обозначилась и в транспортной сфере, тем более что транспорт в любые времена являлся двигателем прогресса [31].
Качественное оказание транспортных услуг способствует обеспечению следующих преимуществ:
- повышение эффективности общественного труда;
- нормальное функционирование экономических отношений;
- рациональное распределение производственных мощностей по территории региона или страны.
Эффективность национальной экономики, а также устойчивый экономический рост определяются должным функционированием транспорта.
Особое внимание сегодня уделяется модернизации и повышению технологического уровня транспортной системы.
Транспортный комплекс региона включает в себя автомобильный, железнодорожный, воздушный виды транспорта.
Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог. Однако перевозки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.
Оптимальным считается выбранный маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные контрактом сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.
Ресурсы цепи поставок имеют свои ограничения. Эти ограничения, как правило, связаны с взаимодействием предприятий внутри цепи. Ограничения обусловлены соответствующими логистическими процессами [22].
В настоящее время во многих странах при использовании автомобильного транспорта стали развиваться так называемые комодальные перевозки.
Комодальность является новой концепцией логистики [15]. Основная цель заключается в сокращении затрат, вредных выбросов и времени доставки при сохранении качества обслуживания в цепочке поставок посредством разумного использования имеющихся ресурсов и рационализации транспортных потоков.
На модели №1 показана схема «Традиционной» интермодальной перевозки (рис.4).
Рисунок 4 - Модель традиционной интермодальной перевозки
На модели №2 показана схема параллельной транспортировки (рис. 5).
Рисунок 5 - Модель параллельной транспортировки
На модели №3 показана схема интермодальной перевозки с ветвлением (рис. 6).
Рисунок 6 - Модель интермодальной перевозки с ветвлением
Модель №4 показана схема собственно синхромодальной перевозки (рис.7).
Рисунок 7 - Модель комодальной перевозки
Пунктирные линии на рисунках означают возможность параллельных перевозок другим видом транспорта на указанных направлениях.
Рост объемов грузоперевозок, увеличение загруженности дорог и увеличение давления со стороны государства и общественности стимулируют использование комодальных перевозок. Однако, предпочтительными остаются автомобильные перевозки за счёт простоты оформления, оперативности предоставления транспортного средства, его универсальности, маневренности, а также коротких сроков доставки и дешевизны относительно других видов транспорта и т. д.
В частности, только используя логистические подходы можно организовать доставку продукции таким образом, чтобы транспортировка прошла в установленные сроки и груз был перевезен качественно [33].
Таким образом, для оценки логистического подхода существует ряд показателей, которые могут быть использованы для оценки разных направлений логистической деятельности.
1.2. Общее описание складской логистики торговой сети
Складирование – это процесс, заключающийся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы [6].
Логистика складирования - отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве [2].
Следует иметь в виду следующие обстоятельства: склады способствуют трансформации товаропотока за счет изменения параметров входящих и исходящих грузовых отправлений по размерам, составу, физическим характеристикам поступающих товаров, графику отгрузки. товар. статьи. транспорт и др. В складской системе материальные потоки взаимодействуют при движении материалов) и хранении (помимо складирования выполняются разные виды выравнивания потока товаров, проходящих через склад).
Основная задача склада - концентрировать запасы, хранить их и обеспечивать бесперебойную и своевременную доставку заказов потребителей.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
2. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 №223-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
5. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».
6. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). Customs Convention on the International Transport of Goods under Cover of TIR Carnets (TIR Convention). Женева, 14 ноября 1975 г.
Литература
1. Аникин Б.А. Производственная логистика: теория и практика: учебное пособие. - М.: Улите, 2019.- 454 с.
2. Габасова В.В. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятий // Молодой ученый. - 2022. - № 15 (119). - С. 283- 286.
3.Герами, В.Д. Управление транспортными системами. Поддержка транспортной логистики: текст и практическая работа. - М.: Юрайт, 2020.- 533 с.
4. Григорьев, М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 507 с.
5.Дзелинга К.А. Оптимизация логистических процессов на предприятиях // Современные научные исследования и инновации. - 2022. № 1 - С. 112-119
6.Дибская, В.В. Логистика: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2020. - 317 с.
Важность логистики на предприятиях // Проблемы современной экономики: Материалы VII Международной научной конференции (Казань, март 2021 г.). - Казань : Молодой ученый, 2021.
8.Конотопский, В.Ю. Логистика: учебник для вузов. – М.: Глобол, 2020 – 197 с.
9.Куценко Е. И. Логистика: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 234 с.
10.Лебедев Е. А. Инновационные процессы в логистике: монография. - Вологда: Инженерная инфраструктура, 2019.- 392 с.
11.Левкин Г. Г. Коммерческая логистика: учебное пособие для вузов. - М.: Улите, 2020. - 375 с.
12.Левкин, Г. Г. Логистика: теория и практика: учебное пособие и практикум для вузов. - М.: Улитэ, 2020. - 187 с.
13.Логистика и управление цепочками поставок: учебное пособие / В.В. Щербаков. - М.: Улитэ, 2020. - 582 с.
14.Лукинский В.С. Логистика и управление цепочками поставок: учебное пособие. - М.: Улите, 2020. - 359 с.
15.Лукиньев, В.Ф. Логистика: учебник. - Красноярск: Красноярский государственный университет сельскохозяйственных наук, 2018. - 352 с.
16.Мельников, В.П. Логистика: учебник для среднего профессионального образования. - М.: Юрайт, 2019.- 287 с.
17.Неруч, Ю.М. Логистика. Практикум: Учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: Юрайт, 2020. - 221 с.
18. Неруш, Ю.М. Транспортная логистика: учебник. - М.: Улите, 2020. - 351 с.
19. Пузикова Е.А. Логистика: учебник. - М.: Фринта, 2018 - 130 с.
20.Рыжиков Ю. И. Логистика и теория массового обслуживания: учебное пособие. - СПб: Лань, 2019. - 456 с.
21.Сатаров Р. С. Логистика в транспортных системах. - М: 2019. - 159 с.
22.Сергеев, В.И. Логистика снабжения: учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: Улите, 2020. - 440 с.
23.Сергеев, В.И. Управление качеством логистических услуг // Логистика сегодня. - 2022. - № 5. - С. 270.
24.Скоробогатова Т.Н. Традиционная и сервисная логистика: различие и взаимопроникновение // Фундаментальные исследования. - 2022. - № 11-2. - С. 393-398
25.Тяпухин, А.П. Логистика: учебник. - М.: Улите, 2020. - 386 с.
26.Тяпухин, А.П. Управление запасами в цепочке поставок: учебник и практическое пособие для вузов. - М.: Улитэ, 2020.- 307 с.
27. Чудаков А.Д. Логистика: учебное пособие. - М.: RDL, 2021.- 480 с.
28. Шаламова, О.А. Транспортная логистика и организация перевозок: учебный материал. – М.: Наука, 2020. - 70 с.
29 Волгин, В. В. Склад: логистика, управление, анализ [Электронный ресурс] / В. В. Волгин. - 11-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 724 с. - ISBN 978-5-394-01944-9.- Режим доступа: http://znanium.com
30 Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок : учебник.. – Москва : ИНФРА-М., 2019. – 430 с. – ISBN 978-5-16-003089-0
31. Практикум по методам оптимизации [Электронный ресурс] : Практикум / Сдвижков О.А. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 231 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9558-0372-2, 300 экз.- Режим доступа: http://znanium.com