Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, вклад пособий в доходы семей по-прежнему незначителен. Необходимо развивать и совершенствовать все направления государственной поддержки семей, имеющих детей. Большую роль играет разное назначение государственных пособий семьям, имеющих детей, на региональном уровне. Если на федеральном уровне предусмотрен единый стандарт, то на региональном возможно внесение дополнительных коррективов, в зависимости от регионального бюджета.
Следует отметить, что проблема государственных пособий семьям, имеющим детей, всегда имеет свою актуальность, так как в законодательство постоянно вносятся новые изменения, также данная проблема напрямую зависит от социально-политической, социально-экономической ситуации в стране, которая постоянно изменяется.
Мы предлагаем классифицировать проблемы социальной защиты семей с детьми исходя из аспекта проявления концепции социальной защиты этих групп. Во-первых, к институциональным проблемам, характеризующим концепцию как направление государственной политики, относятся несовершенство системы государственных уполномоченных органов и их компетенции в реализации мер социальной защиты семей, подвергающихся воздействию социальных рисков. Кроме того, эти проблемы влекут за собой принципы построения системы социальной защиты, распределения финансирования и полномочий.
Во-вторых, рассматриваются проблемы несовершенства правового регулирования социальной защиты семей с детьми. Хотя эта группа проблем стоит второй, она не менее важна, чем первая. Надежные и недвусмысленные правовые нормы составляют основу упорядоченной правовой системы, обеспечивающей эффективные гарантии прав всех участников. Данная группа проблем отражает имеющиеся недостатки юридической техники, правовые структурные ошибки в законодательных актах, регулирующих социальную защиту семьи, а также включает в себя пробелы или коллизии в законодательстве по изучаемым вопросам.
Наконец, у нас есть процессуальные проблемы социальной защиты семей с детьми, которые также можно отнести к проблемам правоприменения.
Проанализировав вышеизложенный материал, становится очевидным, что в сфере социальной защиты семей с детьми существует множество вопросов, требующих безотлагательного внимания, несмотря на принятые в последнее время меры социальной поддержки. Эти проблемы фрагментарно освещаются в научной доктрине, а потому требуют обобщения и систематизации для сведения всех выявленных вопросов под одну систему на основе соответствующей классификации.
Вопросы социальной защиты семей с детьми можно классифицировать по аспекту социальной защиты, к которым относятся:
- институциональные вопросы: Эти проблемы связаны с концепцией социальной защиты семей с детьми как направлением государственной политики и возникают из-за неадекватности системы уполномоченных государством органов и их компетенции в реализации мер социальной защиты семей, подвергающихся социальному воздействию. риски. Дополнительно в эту категорию входят принципы построения системы социальной защиты, распределения финансирования и полномочий;
- проблемы с несовершенством правового регулирования социальной защиты семей с детьми: Данная группа проблем отражает имеющиеся изъяны правовой техники, ошибки в построении юридических конструкций в нормативно-правовых актах о социальной защите семей, а также охватывает наличие пробелы или коллизии в законодательстве по исследуемым вопросам;
- процессуальные вопросы, связанные с обеспечением социальной защиты семей с детьми, которые также можно отнести к правоприменительным проблемам;
- вопросы финансирования мер социальной защиты семей с детьми, которые отражают материальное и финансовое выражение понятия социальной защиты.
Важно отметить, что указанная группа проблем отражает представление о социальной защите семьи как непосредственной деятельности конкретных уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, соответственно наделенных полномочиями по предоставлению социальных услуг, пособий, иных видов. социальной защиты семьи, детей и других лиц. Эти проблемы часто выражаются в несовершенстве порядка предоставления социальной защиты, бюрократии, недоступности отдельных видов социальной защиты для нуждающихся в ней [27].
При анализе институциональных проблем социальной защиты семей с детьми принципиально важно признать, что высшие органы государственной власти, такие как президент, парламент и правительство, оказывают существенное влияние на развитие общества и его различных сфер, в том числе институт семьи. В России Федеральное Собрание играет важнейшую роль в регулировании общественных отношений и призвано создавать правовую базу в сфере государственного регулирования развития института семьи. Основы социальной защиты, регулирование брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства, демографические процессы конституционно определены как вопросы, которые должны регулироваться исключительно законами.
Однако действующее правовое регулирование развития института семьи в России не отвечает предъявляемым требованиям и нуждается в корректировке, изменении, систематизации. Кроме того, неэффективность законотворчества свидетельствует о нестабильности принимаемых законов, поскольку значительная их часть корректирует уже принятые законодательные акты [40].
Институциональный механизм обеспечения социальной защищенности семей с детьми сталкивается с различными проблемами в своем формировании и функционировании. Эти проблемы включают в себя:
- отсутствие четкого законодательного регулирования, определяющего конкретные меры, которые должны быть осуществлены органами законодательной власти, центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления для обеспечения социальной защиты семьи;
- отсутствие системы контроля, в том числе общественного, за деятельностью уполномоченных органов социальной защиты семьи. Эффективность реализации ими утвержденных программ социального развития, предоставления социальных гарантий, льгот и услуг, охват ими всех лиц, нуждающихся в социальной защите, не оценивается должным образом;
- система органов социальной защиты семьи чрезмерно централизована, основные полномочия по реализации мер социальной защиты возложены на органы государственной власти;
- законодательно недостаточно внимания уделяется деятельности уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления по принятию мер по недопущению попадания семьи под влияние социальных рисков, являющихся мерами по предотвращению необходимости реализации мер социальной защиты) недостаточное распространение и развитие системы электронного управления как средства взаимодействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными организациями, конкретными гражданами, гражданским обществом в целом. Также адресату недостаточно доступна информация о социальной защите семьи и каждом виде социальной защиты [22].
К проблемам несовершенства правового регулирования социальной защиты семей с детьми относятся пробелы в законодательстве, отсутствие системной нормативно закрепленной терминологии, наличие многочисленных оценочных понятий в определениях основных терминов.
Рассматриваемые вопросы демонстрируют отсутствие нормативного обеспечения, характеризующееся захламленностью нормативно-правовой базы, многочисленностью законов, регулирующих отдельные виды помощи или льгот для социально незащищенных семей, и соответствующих подзаконных актов, положений, инструкций, еще больше усложняющих доступ к социальной защите. Наличие соответствующих норм, положений и определений в различных нормативных актах вносит путаницу и непонятность в отношении применимого нормативного акта в правоотношениях. Поэтому одним из основных недостатков правового регулирования социальной защиты является отсутствие последовательности и логической связи между ее нормами, что ведет к отсутствию комплексного подхода, понятийного аппарата, упорядоченности в отношении социальных рисков, с которыми сталкиваются семья, дети и родители.
Мы предлагаем следующие направления усиления социальной защиты семей с детьми в России/
Правовые меры – данное направление можно разделить на следующие группы:
- совершенствование действующего нормативно-правового регулирования;
- принятие новых законов;
- имплементация международно-правовых актов в правовую систему Российской Федерации.
Институциональное строительство - совершенствование системы уполномоченных органов социальной защиты семьи в России.
Экономические действия.
Существующее правовое регулирование социальной защиты семьи имеет ряд недостатков и правовых коллизий. Предлагаем внести изменения в действующие нормативные правовые акты для улучшения состояния правового регулирования семей с детьми. Однако внесения изменений в отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие социальную защиту, недостаточно. Вместо этого целесообразнее принять новый кодифицированный акт, единый правовой акт под названием «Кодекс социальной защиты семьи, детства, материнства и отцовства в Российской Федерации», который снимает нынешнюю нагрузку правового регулирования социальной защиты. Этот новый закон упростит процедуру обращения за пособиями, услугами и пособиями, оптимизирует количество и виды социальной защиты уязвимых семей, а также предоставит исчерпывающий перечень социальных рисков и соответствующих видов социальной защиты. Для улучшения реализации норм социальной защиты предлагаем повысить квалификацию кадров, оказывающих социальную помощь семье, детям и родителям, провести информационно-разъяснительную работу по действующей системе социальной защиты семьи [19].
Таким образом, социальная защита семей с детьми находится на этапе определения новых приоритетов и принципов, а значит, нуждается в реформировании. Мы предлагаем комплексные государственные программы и стратегии развития с четко определенными мерами, органами и учреждениями, ответственными за реализацию, и сроками реализации. Содействие созданию и сохранению семьи как базового общества, способствующего рождению детей и созданию прочной материальной базы каждой семьи, должно стать отправной точкой социальной рекламы и реформы социальной защиты семьи в России.
2.2 Перспективы развития социального обеспечение семей с детьми
Вопросами социальной поддержки семей, имеющих детей, занимаются органы социальной защиты, при этом важно учитывать эффективность работы данных органов. При анализе качества и эффективности мер социальной поддержки, социальных услуг очень важно четко определить значение данных понятий, понимать контекст, в рамках которого рассматриваются понятия.
В самом обобщенном смысле, качество в социальной сфере определяется в способности деятельности учреждений социальной защиты, предоставляемых мер социальной поддержки и социальных услуг удовлетворять потребности клиентов социальных служб.
В широком смысле качество мер социальной поддержки и социальных услуг определяется в соответствии предоставленной меры или услуги целям и задачам государственной социальной политики, в способности повышать уровень и качество жизни клиента, защищать интересы и права граждан. Оценка качества в широком смысле предполагает анализ меры социальной поддержки, социальной услуги с точки зрения ее способности удовлетворять потребности государственной социальной политики, быть универсальным инструментом социальной политики, отвечать ее требованиям, нормам и задачам. Данное определение в большей степени характерно для органов государственной власти, при определении качества и эффективности действующей социальной политики, анализе системы управления учреждениями социальной защиты населения [27].
Понимание качества в широком смысле имеет большое значение при анализе действующей социальной политики, разработке и утверждении нормативно-правовой базы в социальной сфере. Анализ качества в данном контексте предполагает оценку и исследование не только мер и услуг, но и социальной политики с точки зрения целесообразности и соответствия потребностям и запросам различных социальных групп.
Государственная социальная политика включает в себя все мероприятия, проводимые органами государственной власти, направленные на защиту и поддержку граждан, предоставление помощи, улучшение качества жизни, сохранение баланса и гармонии в жизни общества.
Приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти Российской Федерации в сфере поддержки и защиты семей с детьми являются:
- возрождение престижа семьи;
- создание условий для семейной формы воспитания;
- сокращение масштабов социального сиротства;
- совершенствование нормативной правовой базы в области улучшения положения семьи и детей.
Для повышения эффективности государственной политики в области поддержки и защиты семей с детьми важно использовать все возможности и усилия государственных учреждений, различных ведомств и общественных организаций для создания благоприятных условий для развития инфраструктуры по поддержке материнства, профилактике социального сиротства и развитию семейных форм воспитания.
Важнейшим аспектом государственной политики в области поддержки и защиты семей с детьми является задача снижения количества отказов от детей.
Таким образом, деятельность государства по защите и поддержке семей с детьми можно разделить на три этапа/
На первом этапе государство принимает соответствующие законодательные акты, прописывает гарантии и нормы реализации этих гарантий. Также, государственными структурами разрабатываются программы как на федеральном, так и на региональном уровнях.
На втором этапе уже создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм по защите и поддержке семей с детьми.
На третьем этапе нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита и поддержка семей с детьми – это феномен, находящийся в постоянном развитии.
При построении государственной социальной политики важно иметь полное представление о проблемах общества, потребностях и особенностях различных социальных групп. В широком смысле качество предоставляемых мер социальной поддержки, социальных услуг определяется действующей социальной политикой и заключается в том, насколько глубоко и детально изучены потребности и проблемы различных социальных групп, учтены их особенности, разработаны механизмы поддержки и защиты граждан [28].
В узком смысле значение качества мер социальной поддержки, социальных услуг определяется в степени удовлетворенности реальных потребителей (клиентов) полученными мерами и услугами, с учетом условий получения мер социальной поддержки, социальных услуг. К условиям получения мер социальной поддержки, социальных услуг относят:
- стоимость – анализируется величина затрат, произведенных клиентом для получения меры социальной поддержки, социальной услуги (оплата самой меры или услуги, затраты на оформление и копирование документов, стоимость поездки до учреждения, которое предоставляет меры, услуги);
- объем – соответствие объема полученной меры или услуги характеру и степени объективной жизненной ситуации клиента (размер выплаты пособия и уровень материальных проблем клиента, объем социально-медицинской услуги и степень тяжести заболевания);
- удобство – анализ порядка назначения и предоставления мер социальной поддержки населения, социальных услуг (порядок постановки на учет, присвоения категорий; порядок сбора и подготовки необходимых документов; порядок назначения мер социальной поддержки, социальных услуг: заявительный, без заявительного порядка назначения);
- периодичность – анализируется периодичность предоставления меры социальной поддержки, социальной услуги исходя из реальной потребности клиента [39].
Качество мер социальной поддержки, социальных услуг определяется в способности предоставленной меры, услуги удовлетворять потребности, предпочтения клиентов, способности обеспечения для клиента возможностей для самостоятельной организации процесса своей жизнедеятельности, устранении последствий трудной жизненной ситуации, устранения рисков возникновения трудных жизненных ситуаций в будущем. Понятие качества включает в себя совокупность характеристик и свойств предоставленных мер социальной поддержки населения, социальных услуг, направленных на устранение в жизни клиента трудной жизненной ситуации, обеспечения реабилитации, адаптации, социализации, ресоциализации гражданина, включение его в трудовую, учебную, общественную деятельность, создание для гражданина условий, при которых возможно его самостоятельное развитие и существование в обществе.
Анализ качества мер социальной поддержки, социальных услуг включает в себя следующие понятия
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 4. – Ст. 152.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. - С. 470-482.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16
6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ-1999- N 29- Ст. 3699.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ -.2013 - N 52 (часть I) - Ст. 7007.
10. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
11. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года». "Собрание законодательства РФ", 01.09.2014, N 35, ст. 4811.
12. Ахметова Д.Р. Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Академическая публицистика. 2022. № 3-2. С. 38.
13. Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие. — М: Проспект. 2021. 416 с.
14. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. – М: 2020. 264 с.
15. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. – М: Проспект, 2021. 238 с.
16. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. – М.: Изд-во МГУ, 2020. – 640 с.
17. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2020. –184 с.
18. Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал «Науковедение». - сентябрь-октябрь 2020. - выпуск 5(24). - 24с.
19. Баранов В.А. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / В.А. Баранов. – М.: Деловой двор, 2019. – 176 с.
20. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях / Т.В. Болотина. – Москва: РГГУ, 2019. – 166 c.
21. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. – М: Юрайт, 2020. 428 с.
22. Григорьев И. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2020. 428 с.
23. Голенкова О.В., Лифанова, Т.Е. Мониторинг качества обслуживания как основа развития социальной сферы / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова // Современные исследования социальных проблем. – 2019. – № 4(20). – С. 237-239.
24. Горяйнова Н.М. Социальная поддержка семьи и детства на муниципальном уровне / Н.М. Горяйнова // Управление в современных системах. – 2019. – №5(16). – С.3-10.
25. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учебное пособие для академического бакалавриата / И. А. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 149 с.
26. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
27. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. – М: Юрайт, 2021. 384 с.
28. Ершов, В.А. Право социального обеспечения / В.А. Ершов, И.А. Толмачева – М.: ГроссМедиа, 2019. 312 с.
29. Колесникова, Г. И. Социология и психология семьи: учебник для вузов / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 263 с.
30. Кобзенко А.М. Социальные пособия в Российской Федерации// Государство, общество, наука. – 2022. – № 1. – С. 42–43.
31. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2019. – 208 с.
32. Правовое обеспечение социальной работы: учебник / под ред. О.Г. Прохоровой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 253 с.
33. Приступа Е.Н. Социальная работа: словарь терминов. – М.: Инфра-М, Форум, 2018. – 232 с.
34. Рекомендации, по оценке социально-экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт / Е.И. Андреева, И.Д. Горшкова, А.С. Ковалевская – М.: Издательство «Проспект», 2020. – С. 13.
35. Ростовская, Т. К. Семья в системе социальных институтов общества: учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 299 с.
36. Сайфутдинова В.М. Практические аспекты выплаты пособий на детей // В сборнике: Защита субъективных прав и законных интересов. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 111-119.
37. Тарент, И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Тарент, С.А. Юдников. – Изд. 3-е испр. и доп. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2019. – 214 с.
38. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 280 с.
39. Хромова Н.М. Социальные пособия на детей // Черные дыры в Российском законодательстве. 2020. № 1. С. 56-58.
40. Чернорук С.В. Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости / С.В. Чернорук, С.А. Клещева, Н.Е. Германович // Молодой ученый, 2020. – №4. – С. 315-320.
41. Шарков, Ф.И. Основы социального государства: учебник / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и Ко, 2020. – 304 с.
42. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред. Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 752 с.
43. Юдина А.И. Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства: теоретико-методологические основания, методика и технология: монография. – Кемерово: КемГУКИ, 2019. – 315 с.