Фрагмент для ознакомления
2
Основные принципы обязательного социального страхования заключаются в следующем:
- Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования обеспечивается на основе эквивалентности страховых выплат инструментам обязательного социального страхования;
- Всеобщность обязательного социального страхования, доступность для застрахованных лиц социальных гарантий;
- Государственная гарантия защиты застрахованного лица от социальных страховых рисков и права застрахованного лица на выполнение своих обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование программ обязательного социального страхования;
- равенство участия представителей лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, в органах управления программ обязательного социального страхования
- Обязанность уплаты страхователем страховых взносов и/или налогов
- ответственность за правильное использование средств обязательного социального страхования;
- Обеспечение надзора и общественного контроля
- Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Финансовой основой социального страхования являются страховые отношения, условия которых являются универсальными и строго обязательными в пределах данного государства. В отличие от других видов страхования, социальное страхование является некоммерческим, т.е. не ставит своей целью получение прибыли.
Социальное страхование в определенной степени, но не полностью, использует принцип эквивалентности между взносами и пособиями. Чем меньше оно нарушает принцип эквивалентности взносов и выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к полноценному "страховому" механизму. Чем больше используется принцип солидарности, в отличие от принципа эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к механизму государственного социального обеспечения.
1.2 Виды социального страхования
В настоящее время в России существует 5 видов государственных пенсий.
Рисунок 1.1.2 - Виды государственных пенсий
1. Пенсия по старости.
Лица, достигшие пенсионного возраста (ж-55, м-60) и имеющие стаж работы (ж-20, м-25 лет), имеют право на пенсию по старости. Размер пенсии составляет 55% от заработной платы плюс 1% за каждый год службы (сверх требуемого стажа), используемый для расчета пенсии, до 75% от заработной платы.
По усмотрению работника для расчета пенсии используется средний заработок за последние два года (включая премии и дополнительные выплаты) или пять лет стажа подряд.
Большинство пенсионеров не берут среднее значение за два года, так как максимальный размер пенсии составляет минимальную заработную плату в размере 3 евро. Минимальный размер пенсии составляет минимальную заработную плату в 1 иену.
2. Пенсии по инвалидности.
Пенсия по инвалидности составляет 75% от заработной платы до выхода на пенсию для I и II групп и 30% для III группы. Существует минимальный и максимальный размер пенсии. Для групп I и II минимальный размер пенсии равен минимальному размеру пенсии по старости. Для групп I и II min = 2/3 максимальной пенсии по старости. Для III группы min = 2/3 минимальной пенсии по старости; max = минимальная пенсия по старости. Инвалиды должны проходить освидетельствование каждые два года.
3. Пособия по потере кормильца.
Пенсия вдовы выплачивается членам семьи, которые находятся на иждивении кормильца (дети, супруг, родители) и не могут работать. Размер пенсии составляет 30 процентов от заработной платы кормильца на каждого иждивенца (до 18 лет). Для каждого иждивенца установлен предельный размер пенсии, который равен минимальной пенсии.
4. Пенсия за выслугу лет.
Лица, работавшие по профессии с высокой трудоспособностью (летчики, цирковые артисты, педагоги), имеют право на пенсию за выслугу лет. Размер этой пенсии такой же, как и пенсии по старости. Военнослужащие имеют право на пенсию за выслугу лет в соответствии со специальным законом.
5. Социальная пенсия.
Социальная пенсия назначается инвалидам с детства и пожилым людям, которые не имеют права на трудовую пенсию. Инвалиды с детства имеют право на пенсию в размере минимальной пенсии по старости. Неработающие лица могут получать пенсию, эквивалентную двум третям минимальной пенсии по старости в возрасте 60-65 лет.
Для большинства пенсионеров связь между пенсией и возможностью получать заработную плату утрачена. Пенсионные выплаты ложатся на плечи компаний и работодателей.
Государственные пособия:
Эти пособия выплачиваются из бюджета через систему социального страхования и социального обеспечения.
1. Пособие по временной нетрудоспособности.
Основанием для выплаты этого пособия является больничный лист, выданный родителям больного человека или больного ребенка. Размер пособия зависит от количества лет трудового стажа:
до 5 лет стажа - 60% от оклада,
от 5 до 8 лет - 80%; и
более 8 лет - 100%.
2. Пособие по беременности и родам и уходу за ребенком.
3. Пособие по беременности и родам. Полная выплата в соответствии с заработком женщины.
4. Пособие при своевременной постановке на учет по беременности (до 12 недель) в размере 100% от минимальной заработной платы. Выплачивается единовременно.
5. Пособие по беременности и родам в размере 15 минут заработной платы.
6. Пособие по беременности и родам до 1,5 лет. Эквивалент 2 минут зарплаты, выплачивается ежемесячно.
7. Пособие по уходу за ребенком (бесплатно) до 7,3 лет. Эквивалентно 50 процентам минимальной заработной платы.
8. Ежемесячное пособие на детей до 16 лет (и учащихся общеобразовательных школ до окончания обучения). Эквивалент 70 процентов минимальной заработной платы.
9. Пособие на погребение. 10% от минимальной заработной платы.
10. Пособие по безработице.
Выплачивается в течение 12 месяцев:
- Первые 3 месяца: 75 процентов от средней заработной платы по предыдущему месту работы;
- Следующие 4 месяца: 60 процентов;
- 60 процентов за следующие четыре месяца и 45 процентов за последние пять месяцев.
Минимальная заработная плата равна минимальной заработной плате, а максимальная заработная плата равна средней заработной плате в регионе; если в течение года работа не найдена, ежемесячно выплачивается минимальная заработная плата.
11. Пособия беженцам и вынужденным переселенцам.
Беженцам выплачивается 1 минимальная заработная плата на каждого члена семьи в городской местности и 2 - в сельской.
1.3 Государственные и негосударственные формы социального страхования в России
Принципиально важно проводить различие между социальной помощью и различными видами страхования. Социальное страхование (в отличие от базового страхования) гарантирует только один вид риска - потерю заработка - и охватывает в основном социально-трудовую сферу, в частности, отношения между работодателем и страховщиком. Государство лишь устанавливает правила игры. Именно страховая компания является посредником в отношениях между работодателем (страхователем) и застрахованным. При этом между страховой компанией, страхователем и застрахованным есть посредник - налоговый инспектор. Другими словами, нарушается вся структура нормальных взаимоотношений между страхователем, застрахованным и страховщиком. Все споры об определении тарифной политики возникают из-за этого. Никто не воспринимал это всерьез и никто над этим не работает. Но в любой западной системе всегда есть правительство или независимый актуарий, который докладывает свои мысли по тарифной политике до обсуждения и принятия бюджета Фонда. В нашем случае тарифная политика должна быть восстановлена.
Большинство видов социальных рисков могут быть успешно застрахованы системой негосударственного страхования, которая работает путем объединения частных рисков отдельных членов общества и распределения их во времени и пространстве. Однако социальные риски, с которыми сталкивается общество в целом, а не отдельные люди, гораздо сложнее застраховать одной (или даже очень крупной) негосударственной страховой компании. Поэтому страхование социальных рисков относится в первую очередь к сфере государственного социального страхования.
Для частных страховых компаний социальный риск означает вероятность наступления страховых случаев одновременно для очень большой части застрахованного населения. В отличие от частных страховых компаний, государство может иметь дело с социальными рисками благодаря всеобщему охвату, которого нет у частных страховых компаний.
Преимуществами государственного социального страхования по сравнению с частным социальным страхованием являются:
1. Государственная гарантия страховых выплат в соответствии с Конституцией Российской Федерации, подкрепленная соответствующими финансовыми ресурсами;
2. Широкое распространение страховых сумм среди всех принудительно застрахованных лиц, т.е. всего населения страны, и снижение страховых рисков и административных расходов в связи с единой системой управления страхованием;
3. Право государства в принудительном порядке изменять условия страхования для поддержания стабильности страхового процесса в случае экономического кризиса (отмена определенных государственных пособий, снижение их размера);
4. Устранение эффекта неблагоприятного отбора, возникающего из-за различных предпочтений застрахованных при их неоднородном восприятии уровня риска. Уровень риска в обществе сильно варьируется от человека к человеку (например, вероятность заболевания сильно варьируется от человека к человеку в зависимости от возраста, пола и профессии), что может быть измерено суммой, которую каждый человек готов заплатить, чтобы противостоять неблагоприятным последствиям страхового события, или суммой, которую он отказывается платить вообще, или общим неудовлетворительным восприятием риска. Она может быть измерена общими условиями. С другой стороны, обязательный характер государственного социального страхования исключает возможность неблагоприятного эффекта отбора в процессе социального страхования, устанавливает равные условия и права социальной защиты для всех членов общества и гарантирует сохранение социального статуса для всех членов общества как необходимого элемента сложившихся общественных отношений.
Процесс социального страхования функционирует в основном через систему независимых финансово-кредитных учреждений - Социальных внебюджетных фондов, которые предоставляют социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий и субсидий, и финансирования социальной инфраструктуры в целом.
ГЛАВА 2. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Источники формирования и направления использования средств ФСС субъекта РФ
Фонд социального страхования субъектов Российской Федерации существенно отличается от других внебюджетных страховых фондов по порядку получения и расходования средств. Фактически сумма поступивших в Фонд социального страхования страховых взносов не соответствует и не должна соответствовать сумме фактически уплаченных страхователями страховых взносов. Правилами Фонда социального страхования установлено правило, согласно которому застрахованные лица должны перечислять в Фонд социального страхования только остаток страховых взносов, образовавшийся после выплаты ежемесячных пособий и расходов на санитарно-оздоровительные услуги работникам и на медицинское обслуживание детей.
Руководителями Фонда социального страхования Российской Федерации являются председатель и главный казначей фонда, а в региональных и центральных отделениях - руководитель отделения и главный казначей.
Фонд финансируется из следующих источников:
1) страховые взносы работодателей (руководителей предприятий, организаций, учреждений и других хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
2) взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
3) взносы граждан, занимающихся другой трудовой деятельностью и имеющих право участвовать в государственном социальном страховании, установленном в пользу работников (но только если взносы перечисляются в Фонд);
4) доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские депозиты. Инвестирование указанных средств Фонда в банковские депозиты осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
5) добровольные пожертвования граждан и юридических лиц, а также поступления от других финансовых средств, не запрещенных законом;
6) перечисления из областного бюджета на покрытие расходов, связанных с выплатой пособий (льгот и компенсаций) лицам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, радиоактивных аварий на других ядерных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) прочие поступления (расходы, не подлежащие зачету в счет страховых взносов, расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, не подлежащие зачету, просроченные обязательные платежи, суммы штрафов, иные санкции, предусмотренные законодательством, путевки, полученные страхователем за счет средств Фонда, по которым произведена официальная оплата суммы, средства, возмещенные Фонду в результате удовлетворения регрессных требований к застрахованному, и другое, что может возместить страховщик.
Средства Фонда направляются на:
1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, родам, женщинам, вставшим на учет в первом триместре беременности, родам, усыновлению, уходу за ребенком до 18 месяцев, социальных пособий на похороны или компенсацию за гарантированный перечень похорон;
2) оплата дополнительного отпуска по уходу за ребенком-инвалидом (детьми-инвалидами) до достижения им 18 лет, путевки для работников и их детей в санатории России и санатории стран СНГ, не имеющие аналогов в России, оплата лечебного (питания);
3) частичное содержание санаториев, находящихся на балансе застрахованного лица и имеющих лицензию на данный вид деятельности (оплата питания, лечения и медикаментов, заработной платы работников и культурного обслуживания);
4) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на персонал тренеров и преподавателей, аренда помещений, необходимых для тренировочного процесса);
5) оплата проезда к месту лечения и обратно;
6) обеспечение текущей деятельности и содержание административного оборудования Фонда;
7) проведение исследований и изысканий по вопросам социального страхования и охраны труда;
8) осуществление иной деятельности в соответствии с целями Фонда (например, разъяснительная работа с населением, работа с лицами, не являющимися сотрудниками Фонда, активное участие в осуществлении деятельности по социальному страхованию);
От уплаты взносов в Фонд социального страхования освобождаются следующие организации:
1) Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба контрразведки, Федеральная пограничная служба, Федеральное управление разведки связи, Служба военной разведки, Высшее охранное управление, Президентская охрана, другие военные организации, Служба налоговой полиции;
2) общественные организации инвалидов, принадлежащие этим организациям, а также предприятия и организации, созданные для реализации уставных целей.
Страховые взносы в ФСС регулируются и уплачиваются постановлением Правительства РФ:
1) организации, работающие на бюджетной основе - уплачиваются один раз в месяц, в день выплаты заработной платы во второй половине месяца;
2) все предприятия и внебюджетные организации - выплачивается два раза в месяц, в день выплаты заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца;
3) лицам, работающим на договорной основе, - ежемесячно, 5 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была выплачена заработная плата;
4) фермерские хозяйства - один раз в год с 1 января 1995 года. - Один раз в год, не позднее 1 апреля следующего года.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено применение к работодателям и другим плательщикам страховых взносов экономических санкций в виде взыскания штрафа в размере полной суммы заработной платы, сокрытой или недоначисленной при исчислении страховых взносов в ФСС, а при повторном нарушении - штрафа в двукратном размере этой суммы.
2.2 Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования в РФ
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - "Фонд") осуществляет государственное социальное страхование в Российской Федерации в соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации № 101 от 12 февраля 1994 года с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1182 от 14 июля 2021 года.
Управление Фондом осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящими Правилами.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за санаториями, входящими в состав Фонда, являются собственностью Федерального правительства.
Имущество Фонда не входит в состав бюджета или иных фондов соответствующего уровня и не подлежит секвестру.
Фонд социального страхования Российской Федерации состоит из следующих исполнительных органов: региональные отделения, управляющие Фондом социального страхования Российской Федерации; центральное отделение, управляющее Фондом государственного социального страхования для отдельных отраслей экономики; филиалы, создаваемые региональными отделениями и центральным отделением по согласованию с председателем Фонда.
Руководство Фондом осуществляет Президент.
Существует центральный орган, ответственный за управление Фондом, а региональные и центральные филиалы и отделения организуются органом Фонда.