Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Институт местного самоуправления является основополагающим в построении демократического федеративного государства.
Как известно, Российская Федерация состоит из 89 равноправных субъектов, каждый из которых является самостоятельной единицей, имеющей определенные экономические, социальные, распорядительные права.
Несмотря на самостоятельность российских регионов, каждый из них является частью общей экономической системы Российской Федерации, в связи с чем влияние состояния отдельного региона влияет на жизнь всего государства, а благополучие каждого муниципального образования лежит в основе благополучия всей Российской Федерации.
Таким образом, в интересах федеральных государственных органов создать благоприятные условия для развития муниципалитетов, их экономической и социальной системы.
Для благополучного функционирования каждому муниципальному образованию необходимо создать обширную экономическую и финансовую базу, а это возможно только при наличии у региона финансовой независимости от федеральной власти.
Если же такая независимость отсутствует, местное самоуправление становится политической фикцией, не способной решать вопросы местного значения, и, как следствие, полностью зависимой от федеральной власти, которая будет осуществлять вливание дотационных средств в субъект, получая возможность диктовать свои условия.
В социально-экономическом развитии, финансовой безопасности и стабильности муниципальной экономики, а также благосостоянии населения муниципалитета значительная роль отведена муниципальным финансам.
Муниципальные финансы выполняют роль основного двигателя развития муниципального образования. Достаточное их количество позволяет муниципалитетам двигать свою политику во всех сферах, в том числе диктовать определенные условия федеральной власти в целях получения наиболее выгодных условий взаимодействия, улучшения качества жизни жителей субъекта, развития муниципальной экономики.
Важность муниципальных финансов признает не только отечественное законодательство, но также и международные правовые акты, содержащие общие для всех государств основы деятельности органов местного самоуправления, в которых значительное место отводится вопросу создания финансовых и экономических основ.
До недавнего времени местное самоуправление находилось в стадии реформирования, что было связано с изменением политического строя в Российской Федерации, произошедшем в 90-е годы 20 вв.
В настоящее время система местного самоуправления находится в пост-реформированном состоянии, ее состояние повсеместно оценивается и анализируется различными учеными, а также аналитическими организациями.
На наш взгляд, результаты их исследования могут быть положены в основу следующего этапа реформирования системы местного самоуправления, в частности местных финансов.
Местные финансы имеют опосредованное влияние на формирование экономической системы страны, в том числе на становление рыночного хозяйства, и. как следствие, демократизацию российского общества.
Муниципальные образования осуществляют политику, направленную на наиболее эффективное использование местных финансов, контроль доходов муниципального бюджета, экономичное использование денежных средств из муниципальных фондов.
Положительные тенденции в развитии муниципального самоуправления, развитии различных программ, направленных на улучшение качества жизни как целого муниципального образования, так и каждого его жителя, определяются умением его выборных органов правильно использовать средства муниципальных бюджетов.
Современная муниципальная система Российской Федерации характеризуется повышенным интересом населения к проблемам местного значения. Это во многом зависит от развития гражданского общества. Граждане страны все больше уделяют вопросам окружающей их действительности, предпринимают попытки повлиять на политику местных властей для улучшения качества жизни муниципалитетов.
Современный житель муниципального образования - это гражданин, характеризующийся повышенной самосознательностью, а также предъявляющий адекватные и справедливые требования к благоустройству общегородского пространства. Его интересуют такие важные для муниципалитетов вопросы, как качество дорожных покрытий, городское освещение, ремонт общедомового имущества многоквартирных домов, благоустройство дворов, разбивка парков, детских площадок.
Поддержание всего вышеперечисленного в удовлетворительном состоянии возможно только при наличии достаточного количества денежных средств у муниципального образования, что снова подтверждает важность института местных финансов, являющихся, по сути, основным источником обеспечения благоприятных условий проживания и состояния муниципальной среды.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются финансовые потоки муниципального образования в системе местного самоуправления.
Предметом исследования является теоретико-методологический аппарат и поддерживающие его инструментальные средства управления муниципальными финансами.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ правовой основы, определяющей систему местных финансов в Российской Федерации, а также деятельности по управлению местными финансами и основанные на его результатах, предложения по усовершенствованию этой деятельности.
Поставленная цель достигается посредством достижения следующих задач:
- рассмотреть принципы организации муниципальных финансов;
- исследовать формирование муниципальных образований;
- изучить совершенствование межбюджетных отношений на муниципальном уровне;
- рассмотреть доходы местных бюджетов;
- исследовать направления расходования средств муниципальных финансов;
- рассмотреть проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов;
- исследовать финансовые проблемы местного самоуправления.
Методологическая основа. Методологическая основа работы представлена совокупностью научных методов познания, среди которых как общенаучные, так и частнонаучные методы.
К общенаучным методам относится, в первую очередь, диалектический метод познания, а также иные теоретические и практические методы.
Среди теоретических мы прибегали к анализу и синтезу, индукции и дедукции, восхождению от абстрактного к конкретному. Среди эмпирических нами использовались наблюдение и сравнение.
К специальным методам познания относятся такие методы, как анализ документов, качественный, количественный, биографический и автобиографический методы, а также метод экспертных оценок.
Эмпирическая основа исследования. Эмпирическая база выпускной квалификационной работы представлена научными трудами, обзорами отечественных и зарубежных ученых, статистическими данными по изученной теме, публицистскими и информационными статьями, расположенными в сети Интернет.
1 СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ
1.1 Принципы организации муниципальных финансов
Муниципальные финансы являются важным экономическим институтом муниципальной власти.
Уяснение рассматриваемого термина необходимо для того, чтобы более глубоко понять главное, глубинное, субстанциональное ядро института муниципальных финансов.
Стоит отметить, что в науке муниципального права в настоящее время отсутствует единство во мнении по поводу понятия муниципальных финансов.
Так, к примеру, Бабич А.М. полагает, что муниципальные финансы представляют собой форму объединения фондовых денежных средств, которые формируются и используются руководством муниципалитетов [10, с.34].
Афанасьева Е.Е. полагает, что к муниципальным финансам можно отнести те денежные средства, которые имеются у руководства муниципальных образований, которое распоряжается ими в целях достижения целей муниципального самоуправления и решений, поставленных перед ними долгосрочных и текущих задач [9, с. 16].
По мнению Ракитиной И.С. муниципальные финансы являются особыми экономическими отношениями, существующими в связке органы МСУ – органы государственной власти – юридические, физические лица. Все перечисленные субъекты указанной деятельности связаны между собой в процессе формирования и использования муниципальных финансов в целях разрешения экономических и социальных задач муниципалитетов [35, с.60].
В свою очередь, Жихаревич Б.С. относит муниципальные финансы к общественным отношениям – социальным и экономическим – связанным с деятельностью руководства муниципалитетов по формированию, использованию и распределению денежных средств в целях эффективного решения муниципальных целей и задач [18, с.39].
Таким образом, в настоящее время в научной среде отсутствует единое мнение в вопросе трактовки понятия «муниципальных финансов». В совокупности ученых можно разделить на две группы: тех, кто представляет муниципальные финансы в виде материального объекта, и тех, кто видит в рассматриваемом институте более широкую сущностную структуру.
Полагаем, что имеет место необходимость рассматривать явление муниципальных финансов в широком и узком смыслах.
Так, в узком смысле под муниципальными финансами целесообразно понимать совокупность финансовых средств органов МСУ, реализуемых в целях достижения поставленных целей и задач, в широком предлагаем рассматривать муниципальные финансы через призму денежных средств всех экономических субъектов муниципального образования в той мере, в которой они участвуют в процессе местного воспроизводства.
Международное право также не обходит вниманием институт муниципальных финансов, однако, дает им другое название. Taк, к примеру, в Европейской Хартии местного самоуправления есть упоминание финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципалитетов, а также указано, что население муниципальных образований в лице своих представительных органов вправе обладать и распоряжаться денежными средствами в целях реализации программ муниципальной политики [2].
Отметим, что муниципальные финансы никак не связаны с государственной властью и ее исполнительными и законодательными органами. Таким образом, Российская Федерация не вправе вмешиваться в деятельность муниципалитетов по формированию и распределению рассматриваемых денежных средств.
Ряд ученых проводит параллель между институтом «муниципальных финансов» и «местным бюджетом», который, в свою очередь, является нижним звеном бюджетной системы Российской Федерации, регулируемой федеральным законодательством. Так, Воробьева Т.А. и Мацкуляк И.Д. полагают, что «муниципальные финансы» и «местный бюджет» – один и тот же институт, то есть приравнивают перечисленные понятия [14, с.5].
На наш взгляд, данный подход не является верным. Понятие муниципальных финансов и местного бюджета соотносятся как целое и часть. Институт муниципальных финансов значительно шире, чем институт местного бюджета. К этому выводу мы пришли, исследовав структуру муниципальных финансов, представленную неким строением, внутренней формой организации системы муниципальных финансов.
Внутренняя система муниципальных финансов объединяет в себе ряд элементов в единое целое, основным из которых является местный бюджет. Помимо него в их структуру включаются иные элементы: средства внебюджетных фондов, финансовые ресурсы муниципальных предприятий и учреждений, ссуды и займы, средства, полученные вследствие отчуждения муниципального имущества, ценные бумаги.
Несмотря на то, что муниципальные финансы и местный бюджет не являются двумя взаимозаменяемыми понятиями, стоит отметить, что последний действительно является основным элементов системы муниципальных финансов.
Отдельно отметим, что действующее законодательство не дает расшифровку понятия «местного бюджета». На наш взгляд, необходимо внести изменения в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ и изложить ее в следующей редакции: «Местный бюджет - это система экономических отношений между органами МСУ и органами государственной власти, хозяйствующими субъектами муниципального комплекса, населением в процессе воспроизводства с целью формирования и использования фонда денежных средств, являющегося финансовой основой местного самоуправления.»
Местные бюджеты состоят из доходных и расходных статей.
Доходные статьи местного бюджета состоят из денежных средств, поступивших в него для последующего распределения по статьям расходов. Согласно бюджетному законодательству, структура доходов местных бюджетов состоит из собственных доходов и доходов, полученных извне. Ряд налоговых поступлений поступает в местные бюджеты всех видов муниципальных образований. Налоговые поступления в данном случае отчисляются за счет сбора местных налогов, как-то: земельный налог (100% от суммы), налога на имущество физических лип (100% от суммы).
К расходной части местного бюджета относится деятельность муниципальных образований по распределению и покрытию необходимых для поддержания жизнедеятельности муниципального образования и достойной жизни его населения. Структура расходной части местного бюджета состоит из обязательных и дискреционных расходов.
К обязательным расходам относятся издержки муниципалитетов, остающиеся неизменными из года в год. Покрытие данных статей расходов обязательно, денежные средства на них выделяются в первоочередном порядке. Сюда относятся социальные выплаты, а также заработная плата работникам, осуществляющим свою трудовую деятельность на муниципальных предприятиях и организациях, а также замещающим должности муниципальной службы.
Дискреционные же расходы могут не быть вложены в статью расходов местного бюджета. Статьи дискреционных расходов утверждаются ежегодно в ходе обсуждений исполнительных органов власти муниципалитета, которые решают, какие именно нужды будут покрываться из средств местного бюджета на следующий плановый год. К ним могут относиться расходы на финансирование муниципального хозяйства, развитие экономики, дорожного или строительного комплекса, освоения территорий.
Представленная нами схема структуры муниципальных бюджетов сформировалась относительно недавно. До перестроечного периода, пришедшего на 90-е годы 20-го века, экономика страны характеризовалась плановостью, понятия муниципальных финансов не существовало, все денежные средства, вращающиеся на всех уровнях, являлись государственными и не имели принадлежности муниципалитетам. Это значит, что местные власти не могли самостоятельно решать, на какие цели пойдут те или иные финансовые средства. Помимо этого, существовала система жесткой отчетности перед центром. За несанкционированные растраты чиновникам грозили серьезные тюремные сроки. Управляли распределением средств единого государственного бюджета органы государственной власти [8, с.430].
После распада СССР отечественное государственное устройство, идя по пути федерализации и демократизации, характеризуется делегированием ряда полномочий, ранее относившихся к ведению государственных органов власти, муниципалитетам. Помимо прочего, муниципальным образованиям стало принадлежать права утверждения и исполнения местных бюджетов, а также реализации контроля за их исполнением.
Современное муниципальное самоуправление в вопросе формирования и распределения муниципальных финансов ориентируется на ряд принципов, лежащих в основе рассматриваемых в данной работе институтов.
К ним в частности относятся:
1. Самостоятельность.
Данный принцип связан с тем, что муниципалитеты не отчитываются государственным структурам о деятельности, связанной с формированием муниципальных финансов.
2. Государственное содействие.
Рассматриваемый принцип вытекает из предыдущего и означает, что, несмотря на самостоятельность муниципалитетов в принятии решений по формированию и распределению средств муниципальных финансов, государство оказывает последним посильную помощь в указанных вопросах.
Так, государственные органы выступают не в качестве «надзирателя», но в качестве «старшего товарища», призванного поддержать в случае непредвиденных ситуаций, таких, к примеру, как дефицит местного бюджета, возникновение незапланированных трат, связанных с катаклизмами, чрезвычайными ситуациями.