- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Личностно-ориентированный подход в решении проблем общения у пожилых людей в Центре социального обслуживания
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Личностно-ориентированный подход в решении проблем общения у пожилых людей в Центре социального обслуживания"?58 страниц
94 источника
Добавлена 25.07.2024 Опубликовано: stuservice
11200 ₽
22400 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в работе с пожилыми людьми 7
1.1. Понятие личностно-ориентированного подхода и его основные принципы 7
1.2. Характеристики пожилых людей и особенности их коммуникации 13
1.3. Проблемы общения у пожилых людей и их возможные причины 18
Глава 2. Практическая реализация личностно-ориентированного подхода в Центре социального обслуживания 27
2.1. Анализ проблем общения у пожилых людей в Центре социального обслуживания 27
2.2. Оценка эффективности личностно-ориентированного подхода в решении проблем общения у пожилых людей в Центре социального обслуживания 31
2.3. Рекомендации по улучшению работы Центра социального обслуживания в контексте личностно-ориентированного подхода 37
Заключение 41
Библиографический список 46
Приложение 60
Фрагмент для ознакомления 2
Тема личностно-ориентированного подхода к проблемам общения пожилых людей в ЦСО становится сегодня всё более актуальной. В связи с увеличением количества пожилых людей они часто оказываются в социальной изоляции. Отсутствие адекватной коммуникации негативно сказывается на их жизни и благополучии. Ограниченные ресурсы и недостаток внимания со стороны общества делают их более уязвимыми для эксплуатации. Исследование подхода, ориентированного на человека, поможет повысить эффективность ЦСО и качество жизни пожилых людей. Такие исследования актуальны для нашего современного общества.
Цель данного исследования – определить эффективность личностно-ориентированного подхода в решении проблем общения пожилых людей в центрах социального обслуживания. Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
1. определить понятие личностно-ориентированного подхода и его применимость в работе с пожилыми людьми.
2. Проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди при общении в центрах социального обслуживания.
3. Изучить особенности применения личностно-ориентированного подхода при работе с пожилыми людьми.
4. Провести экспериментальное исследование для определения эффективности использования личностно-ориентированного подхода для решения проблем общения пожилых людей в центрах социального обслуживания.
5. Сделать выводы и предложить рекомендации по использованию личностно-ориентированного подхода при работе с пожилыми людьми в центрах социального обслуживания.
Для достижения этих целей и задач будут использоваться как качественные, так и количественные методы исследования. Мы будем собирать данные с помощью анкетирования, интервью и наблюдений. Количественный анализ будет использоваться для определения степени эффективности личностно-ориентированного подхода в работе с пожилыми людьми, испытывающими проблемы с общением. Качественный анализ будет использоваться для интерпретации данных из анкет, интервью и наблюдений, чтобы определить характеристики личностно-ориентированного подхода при работе с пожилыми людьми в ЦСО.
Исследование также будет включать анализ существующих исследований и практики по данной теме, что позволит получить дополнительные сведения и сравнить полученные результаты с предыдущими исследованиями.
Базой исследования является материал6 собранный в процессе изучения общения пожилых людей в Центре социального обслуживания.
Научная новизна данного исследования заключается в уникальном подходе к изучению эффективности личностно-ориентированного подхода при решении коммуникативных проблем пожилых людей в социальных центрах. Предыдущие исследования не проводили подобный анализ в этом контексте. Результаты этого исследования могут представлять интерес для специалистов социальных служб, которые могут использовать эти выводы для оптимизации своей работы с пожилыми людьми.
В результате этого исследования будут представлены следующие выводы:
- Личностно-ориентированный подход эффективен при решении коммуникативных проблем пожилых людей в социальных центрах.
- Применение методов и техник, основанных на личностно-ориентированном подходе, улучшает качество жизни пожилых людей и повышает их социальную активность.
- Необходимо внедрять личностно-ориентированный подход в работе с пожилыми людьми в социальных центрах.
- Разработанный комплекс мероприятий, основанный на личностно-ориентированном подходе, может быть использован практикующими специалистами социальных центров для решения коммуникативных проблем пожилых людей.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в его вкладе в расширение теоретических знаний о личностно-ориентированном подходе в работе с пожилыми людьми, имеющими проблемы с коммуникацией. Исследование будет способствовать лучшему пониманию специфики общения с пожилыми людьми и разработке рекомендаций по применению личностно-ориентированного подхода для улучшения качества их жизни. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в практической работе центров социального обслуживания пожилых людей и в организациях, занимающихся вопросами старения.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для повышения качества обслуживания пожилых людей в социальных центрах. Полученные результаты помогут дальнейшему развитию личностно-ориентированного подхода в работе с пожилыми людьми и приведут к улучшению качества их жизни.
Структура работы состоит из введения, двух глав, по три параграфа в каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в работе с пожилыми людьми
1.1. Понятие личностно-ориентированного подхода и его основные принципы
В области психологии и психотерапии существует значимый подход, известный как личностно-ориентированный подход. Он основан на уважении личности клиента, его индивидуальности и уникальности. При использовании этого подхода консультант и клиент создают партнерские отношения, где обе стороны равноправны. В случае работы с пожилыми людьми личностно-ориентированный подход особенно полезен, так как учитывает их возраст и потребности. Он помогает им почувствовать, что их ценят и уважают, сохраняя их достоинство и самоуважение. Эмпатия является ключевым элементом личностно-ориентированного подхода [44].
Одним из ключевых аспектов личностно-ориентированного подхода является учет индивидуальности каждого пожилого человека, его потребностей, желаний и ожиданий. При этом необходимо учитывать физическое и психическое состояние пожилых людей и адаптировать методы работы к их способностям и возможностям. Личностно-ориентированный подход предполагает создание атмосферы доверия и уважения во взаимоотношениях с пожилыми людьми, основанной на понимании их жизненного опыта, ценностей и культурных особенностей [53]. Такой подход помогает снизить уровень стресса и тревоги у пожилых людей и повысить их самооценку и уверенность в себе. Одним из аспектов личностно-ориентированного подхода является использование индивидуальных техник и методов работы с каждым пожилым человеком, учитывая его уникальные особенности и потребности. В целом, личностно-ориентированный подход представляет собой перспективный и эффективный инструмент для работы с пожилыми людьми, позволяющий учитывать их индивидуальные потребности и особенности, а также создавать атмосферу доверия и уважения, способствующую их психологическому и социальному благополучию.
Личностно-ориентированный подход представляет собой одно из существенных направлений в современной психологии. Его отличительной особенностью является акцент на уникальности и неповторимости каждого человека, требующего индивидуального подхода. При работе с пожилыми людьми, у которых имеются свои особенности, личностно-ориентированный подход позволяет учитывать эти особенности и индивидуализировать подход к каждому индивидууму. Основные принципы данного подхода включают целостность, индивидуализацию, активность, партнерство и доверие. Целостность подразумевает рассмотрение человека как единой системы, где все ее компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Индивидуализация предполагает учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого человека при его обслуживании. Активность означает, что человек становится активным участником процесса взаимодействия и развития. Партнерство предполагает взаимодействие между участниками процесса на равных условиях. Доверие играет важную роль в построении отношений, позволяя пожилым людям чувствовать себя в безопасности и комфорте во время общения [39].
Личностно-ориентированный подход к работе с пожилыми людьми включает учет их индивидуальных особенностей, установление доверительных отношений и взаимодействие на партнерских началах. Он также вовлекает пожилых людей в процесс принятия решений и активной деятельности, что благоприятно сказывается на их психологическом и социальном благополучии. Личностно-ориентированный подход основан на предположении, что каждый человек является уникальным, и поэтому в работе с ним необходимо учитывать его индивидуальные особенности и потребности. Главной целью личностно-ориентированной работы является установление партнерских отношений между специалистом и клиентом на основе взаимного уважения и доверия.
Присутствие эмпатии в личностно-центрированной методике играет ключевую роль. Эмпатия - это умение уловить и в себе пережить эмоции и состояния другого человека. В контексте взаимодействия со старшим поколением, которое может испытывать множество физических, психических и социальных трудностей, эмпатия позволяет специалистам лучше понять потребности, демонстрировать сочувствие и оказывать поддержку.
Эффективное внедрение подхода, ориентированного на личность, при общении со старшими гражданами предполагает учет их уникальных нужд и возможностей. Факторы старения и физические ограничения часто требуют корректировки методов и стратегий, чтобы обеспечить комфортное взаимодействие с пожилыми людьми. Ключевую роль играет создание среды, наполненной доверием и уважением, где старшее поколение может чувствовать свою значимость и уважительное отношение.
Принимая в расчет их жизненный путь, ценностные ориентиры и культурные особенности, важно выразить интерес и понимание к их личной истории. В рамках подхода, ориентированного на личность, предполагается применение индивидуальных методов и техник, отражающих уникальные черты каждого пожилого человека. Это может включать в себя разнообразные практики: биографический подход, музыкотерапию, арт-терапию, техники релаксации и многое другое, что способствует поддержанию их психоэмоционального благополучия.
В процессе работы со старшим поколением, личностно-центрированный подход стимулирует их активное участие в принятии решений и планировании своей жизни, что способствует сохранению чувства независимости и власти над собственной жизнью, укрепляет их самоуважение и уверенность в себе.
• Вот как могут выглядеть практические сценарии использования подхода, сфокусированного на индивидуальности, во взаимодействии со старшим поколением:
• Взгляд на жизнь через призму личной истории: Эта методика подразумевает помощь пожилому человеку в осознании и разборе своего жизненного пути, выделении ключевых моментов и достижений, а также выявлении главных ценностей и установок. Например, с помощью проведения беседы или создания автобиографии, человек старшего возраста может пройтись по своим жизненным этапам, обдумать свои увлечения и достижения, что способствует глубокому пониманию себя и своей системы ценностей.
• Терапия с использованием музыки: Музыка оказывает сильное влияние на нашу эмоциональную сферу, поэтому музыкотерапия может стать эффективным инструментом при взаимодействии со старшими людьми. Специалист может использовать музыкальные произведения для создания атмосферы релаксации, эмоционального взаимодействия и самовыражения. Возможно, старшему человеку стоит предложить выбор музыкальных треков, которые вызывают у него приятные ассоциации или поднимают настроение.
• Творческая терапия: Использование различных материалов и творческих техник может помочь пожилым людям выразить свои мысли, чувства и фантазии. Творческая терапия может стать способом улучшить самовыражение, найти новые решения и стимулировать творческое мышление. Например, занятия рисованием, лепкой или созданием коллажей могут помочь пожилому человеку отразить свои эмоции и мысли, а также раскрыть свои творческие способности.
• Техники умиротворения: Важным элементом благосостояния старшего поколения является обучение способам достижения покоя и гармонии. Методики, направленные на осознанность дыхания, постепенное расслабление мышц, медитативные практики и визуализация, могут применяться как на индивидуальных сессиях, так и в групповом формате. Специалист может обучить старших людей самостоятельному использованию этих техник для усиления состояния спокойствия и комфорта.
• Коллективная помощь: Создание общности для людей старшего возраста может стать эффективным способом обмена знаниями, эмоциональной помощью и укреплению социальных связей. В рамках общины можно организовывать различные совместные мероприятия, обсуждения, игровые активности и прочее, что способствует укреплению взаимодействия и поддержки между участниками.
• Фокус на личностных ценностях и жизненных амбициях: В контексте подхода, ориентированного на личность, также можно упомянуть работу со старшими людьми над выявлением их ценностей и определением жизненных приоритетов. Специалист может помочь им исследовать свои установки, разобраться в жизненных приоритетах и поставить конкретные задачи. Это помогает людям старшего поколения найти смысл и направление в жизни, повышает их мотивацию и способствует улучшению общего самочувствия.
• Включение в общество и энергичный процесс старения: Акцент на индивидуальность может стать толчком к интеграции в общественную жизнь и энергичному встречанию пожилого возраста. Специалист, в свою очередь, способен поддерживать и мотивировать старшее поколение к участию в общественных событиях, активностях общины или волонтерстве, что помогает укреплению социальных связей, развитию новых интересов и поддержанию активного образа жизни.
• Повышение компетенции в самоуходе и саморегуляции: В дополнение, уделение внимания индивидуальности может стимулировать развитие навыков самостоятельного ухода за собой и саморегуляции среди людей преклонного возраста. Это может охватывать обучение и тренировку автономного решения рутинных задач, ухода за собственным здоровьем, контроля над стрессом и эмоциональным состоянием. Такой набор навыков помогает укрепить ощущение самостоятельности и повышает самоэффективность.
Эти примеры иллюстрируют, как подход, сосредоточенный на личности, может быть применен в практическом контексте для поддержки пожилых людей. Главными аспектами в этих примерах является учёт индивидуальных нужд и возможностей, формирование атмосферы доверия и уважения, а также активное вовлечение старшего поколения в процесс принятия решений и самовыражения.
Основываясь на анализе применения подхода, сосредоточенного на личности, во взаимодействии со старшим поколением, можно прийти к следующим заключениям:
Подход, учитывающий индивидуальность каждого пожилого человека, является продуктивной и обещающей стратегией, которая позволяет уделить внимание уникальным нуждам, ценностям и особенностям каждого из них.
Ключевые элементы подхода, ориентированного на личность, включают уважение, взаимодействие, сопереживание, индивидуализацию и доверие, и они играют важную роль в создании доверительных и поддерживающих отношений со старшим поколением.
Подход, учитывающий индивидуальность, предоставляет возможность старшему поколению активно участвовать в принятии решений и планировании своего будущего, что поддерживает их автономность, самооценку и уверенность в себе.
Применение разнообразных методик и техник, таких как биографическая работа, музыкальная терапия, арт-терапия и релаксационные практики, позволяет подстроиться под каждого отдельного пожилого человека и поддерживать его психическое и эмоциональное благосостояние.
Подход, сфокусированный на личности, способствует социальной адаптации и активному процессу старения старшего поколения, позволяя им поддерживать социальные связи, расширять круг своих интересов и активно участвовать в общественной жизни.
В общем и целом, подход, сосредоточенный на индивидуальности каждого пожилого человека, является ценным инструментом, который помогает учесть их уникальные потребности, уважать их личность и создавать поддерживающую среду для их психического и социального благополучия.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Перечень документов и процедура устройства человека в дом престарелых Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений (утверждены приказом Минтруда России №940н от 24 ноября 2014 г.)
2. Рекомендуемые нормы питания в учреждениях социального обслуживания (приказ Минтруда России №552н от 13 августа 2014 г.)
3. Рекомендуемые нормативы обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (Приказ Минтруда России №505н от 30 июля 2014 г.)
4. Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения (утвержден приказом Минтруда России от 31.12.2013 № 792)
5. О результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей на 1 июня 2015 года (доклад Минтруда России)
6. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512)
7. Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (приказ Минтруда России от 9 декабря 2014 года N 998н)
II. Учебная и монографическая литература
8. Аберкромби, Н., Хилл, С., Тернер, Б.С. Социологический словарь. М.: Экономика, 2004.
9. Возрастная психология: учебник / Под. ред. А.К. Белоусовой. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 591 с.
10. Ермолаева, М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009 г. - 376 с.
11. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека. Автореф. дис. ... докт. психол. наук: 19.00.07 / М.В. Ермолаева. - М., 2010. - 43 с.
12. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: учебное пособие. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2011. - 464 с.
13. Краснова, О.В, Галасюк, И.В. Шинина, Т.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями. СПб.: Изд. КАРО, 2011. - 320 с.
14. Краснова, О.В. Личность пожилого человека: социально - психологический подход. Автореф. дис. ... докт. психол. наук: 19.00.05 / О.В. Краснова - М., 2006. - 50 с.
15. Краснова, О.В. Особенности восприятия современной социальной ситуации пожилыми людьми // Психология зрелости и старения. - 2009. - № 2(46). - С. 1321.
16. Краснова, О.В., Козлова, Т.З. Старшее поколение: гендерный аспект. - М.: ИС РАН, 2007. - 220 с.
17. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) - М.: Смысл, 2006. - 18 с.
18. Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни. М.: Генезис, 2014. - С. 23.
19. Майерс, Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2014. - 800 с.
20. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы пожилого возраста. М.: Изд-во Эксмо, 2005. -368 с.
21. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
22. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения. СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
23. Терра, Т.К. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в период взрослости. Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Т.К. Терра. -СПб., 2010. - 25 с.
24. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / П.П. Фесенко. - М., 2005. - 24 с.
25. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость: старость: Учеб. пособие для студ. учеб заведений. М.: Академия, 2006 - 208 с.
26. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни: Избранные труды / В.Э.Чудновский. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006.-768 с.
27. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2007. - 349 с.
28. Ялом, И., Лесц М. Групповая психотерапия. Теория и практика. СПб.: Питер, 2009. - 688 с.
III. Периодические издания
29. Волынская, Л.Б. О смысле жизни в преклонном возрасте. // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. - М.: ПИ РАО, 2006. - С. 134-136.
30. Государство и малоимущие: на чём останавливается социальная помощь. // Человек и труд, 2002 №1 с. 35 – 37.
31. Греллер, М. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал // Психология старости и старения / Сост. О.В. Краснова. М., Лидерс. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - С. 256-265.
32. Ермолаева, М.В. Жизненный опыт как критерий личностного развития в старости // Мир психологии. - 2007. - № 3. - С. 142-152.
33. Ермолаева, М.В. Проблема личностного самоопределения в старости // Психология зрелости и старения. - 2009. - № 3(47). - С. 64-85.
34. Ермолаева, М.В., Федотова Е.В. Организация обучения пожилых людей как социальный механизм противостояния стрессам позднего возраста / М.В. Ермолаева, Е.В. Федотова // Мир психологии. - 2008. - № 4. - С. 87-93.
35. Камнева, Е.В. Особенности смысложизненных ориентаций в старости: половозрастной аспект // Психология зрелости и старения. - 2010. - № 2(50). - С. 62-72.
36. Камнева, Е.В. Специфика удовлетворенности жизнью мужчин и женщин в старости // Психология зрелости и старения. - 2012. - № 2(50). - С. 65-75.
37. Камнева, Е.В., Анненкова Н.В. Факторы удовлетворенностью жизнью пожилых людей // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XIX симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. - М.: ПИ РАО, 2014. - С. 220-223.
38. Малинина, О.И. Социальная активность и идентичность в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. - 2011. - № 4(56). - С. 58-79.
39. Минигалиева, М.Р. Смысл жизни и самооценка пожилых людей // Материалы XI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. - М.: ПИ РАО, 2006. - С. 136-140.
40. Пацакула, И. И. , Хачикян E.И. , Зайчикова И.В. Социально-психологические особенности принятия старости // Прикладная юридическая психология. 2020.№ 2(51). C. 94-100.
41. Пряжников, Н.С. Вызовы старости: проблема периодизации // Психология зрелости и старения. - 2011. - № 1. - С. 43-62.
42. Рождественская, Е. М., Ермушко Ж. А. Система здравоохранения и социальной защиты: опыт Швеции // Вестник науки Сибири 2018. № 1 (28). C. 25-38.
43. Сапожникова, Т.И. Социогеронтологическая характеристика пожилого возраста и старения как этап жизненного цикла // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2015. № 4 (63). C. 166-171.
44. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Личность как реальность для других // Психология личности. Т. 2. Хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом «Бахрам-М», 2008. - С. 487-498.
45. Соколинская, Е.В., Дворянчиков Н.В. Гендерные аспекты качества жизни у лиц пожилого и старческого возраста // Психология зрелости и старения. 2006. №1(33). - С. 58-79.
46. Суворова, И.Ю. Разработка пробной версии опросника на определение переживания исключения из социальной системы // Социальная психология и общество. - 2017. - Т. 7. № 4. С. 132-146.
47. Суслова, Т.Ф. Адаптация пожилого человека к посттрудовому периоду // Казанские науки. - 2011. - № 2. - С. 263-266.
48. Суслова, Т.Ф. Булавинцева О.С. Научно-методическое обеспечение организации образования пожилых людей // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 7(95). - С. 35-39.
49. Суслова, Т.Ф., Жучкова С.М. Исследование смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте // Социальная психология и общество. - 2014. - Том 5. - №3 - С. 78-90.
50. Тарлецкая, Л. Международная демографическая статистика: оценка и прогнозы ООН // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №3. C. 32-39.
51. Тащева, А.И. Эмпирическое исследование возрастной динамики смысложизненных представлений от юности к пожилому возрасту // Психология зрелости и старения. - 2002. - № 2(18). - С. 84-109.
52. Фетисова, О. В. Социальные проблемы людей пожилого и престарелого возраста // Гуманитарий Юга России. 2017. №6. C. 270-277.
53. Харитонова, Е.В., Исраэльян Г.Е. Факторы осмысленности жизни в пожилом возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12, № 5 (Приложение) Самара: СамНЦ РАН, 2011. - С. 138-139.
54. Хащенко, В.А., Хащенко Н.Н., Баранова А.В. Социально-психологические исследования критериев качества жизни личности // Качество жизни и социально-психологическое состояние населения / Сост. Зараковский Г.М. Труды ВНИИТЭ. Серия «Качество жизни». Выпуск 8. - М.: ВНИИТЭ, 2003. - С. 29-39
55. Цветкова, Н.А., Рыбакова А.И., Старцева Н.Г. Психологическая помощь личности, переживающей кризис старости. // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2015. - №4. - С.27-37.
56. Чудновский, В.Э. Исследование проблем смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный, социореабилитационные аспекты) / Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - №1. - С. 129-136.
57. Чудновский, В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // - Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 6. - С. 5-11.
58. Шестакова, Е. Е. Долгосрочный уход за пенсионерами: опыт стран ОЭСР // Россия и современный мир. 2014. № 4(85). С. 166-177.
IV. Интернет-ресурсы
59. Арпентьева, М. Р. Дебрифинг как форма социально-психологического консультирования [Электронный ресурс] / М. Р. Арпентьева // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2015. - № 4. - С. 108-111. - Электрон. версия печат. публ. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/debrifing-kak-forma-sotsialno-psihologiches kogo-konsultirovaniya (дата обращения: 04.05.2019).
60. Бабакова, Л. В. Копинг-стратегии пожилых людей в Болгарии и России [Электронный ресурс] / Л. В. Бабакова, О. Ю. Стрижицкая // Мир науки : научн. Интернет-журнал. - 2017. - Т. 5, № 1. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN117.pdf (дата обращения: 05.03.2020).
61. Багайникова, А. И. Методологические основы арт-педагогического сопровождения людей третьего возраста [Электронный ресурс] / А.И. Багайникова // Kant. - 2017. - № 3 (24). - С. 16-19. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-art-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-lyudey-tretiego-vozrasta (дата обращения: 08.02.2020).
62. Бурцева, Н. Р. Ценностные приоритеты лиц пожилого возраста [Электронный ресурс] / Н. Р. Бурцева, А. П. Макарова // Студенческий научный форум - 2017: материалы IX Междунар. студ. науч. конф. - Электрон. дан. - М., 2016-2020. - URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017034875 (дата обращения: 02.04.2019).
63. Валиева, А. Б. Особенности переживания старости мужчинами и женщинами пожилого возраста [Электронный ресурс] / А. Б. Валиева, Ю. С. Токатлыгиль // Вестник Курганского государственного университета. - 2018. - № 3 (50). - С. 30-33. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-perezhivaniya-starosti-muzhchinami-i-zhenschinami-pozhi logo-vozrasta (дата обращения: 25.02.2020).
64. Верещагина, А. В. Насилие над пожилыми людьми в семье как социальная проблема [Электронный ресурс] / А. В. Верещагина, В. В. Ковалев, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2017. - № 1. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/nasilie-nad-pozhilymi-lyudmi-v-semie-kak-sotsialnaya-prob lema (дата обращения: 12.02.2020).
65. Головей, Л. А. Темпоральные характеристики личности пожилого человека [Электронный ресурс] / Л. А. Головей, А. В. Криулина // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2017. -№ 1. - С. 82-90. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/temporalnye-harakteristiki-lichnosti-pozhilogo-cheloveka (дата обращения: 08.02.2020).
66. Гудзовская, А. А. Социально-психологические факторы геронтологического эйджизма [Электронный ресурс] / А. А. Гудзовская // Социальные явления. - 2018. - № 2 (9). - С. 49-55. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-faktory-gerontologicheskogo-eydzhizma (дата обращения: 10.02.2020).
67. Дементий, Л. И. Психологическое насилие в семье как угроза формированию субъектных черт личности / Л.И. Дементий // Вестник Омского университета. Сер. Психология. - 2016. - № 4. - С. 18-23. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-nasilie-v-semie-kak-ugroza-formirovaniyu-subektnyh-chert-lichnosti (дата обращения: 22.05.2020).
68. Депрессия [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: https://www.who.int/ ru/news-room/fact-sheets/detail/depression (дата обращения: 05.01.2019).
69. Завьялова, И. Ю. Структура личностной зрелости пожилых людей, участвующих в программах непрерывного образования [Электронный ресурс] / И. Ю. Завьялова, Е. Л. Солдатова // Вестник Новосибирского государственного университета. - 2019. - Т. 9, № 1. - С. 93-107. - Электрон. версия печат. публ. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-lichnostnoy-zrelosti-pozhilyh-lyudey-uchastvuyuschih-v-programmah-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.02.2020).
70. Комиссаренко, С. С. Ресоциализации пожилых людей как социально -педагогическая проблема [Электронный ресурс] / С. С. Комиссаренко, Е. Н. Згурская // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 2. - С. 152-157. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resotsializatsii-pozhilyh-lyudey-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 08.02.2020).
71. Конвенция ООН о правах ребенка [Электронный ресурс]: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для СССР в15.09.1990 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9959/. (Дата обращения:16.04.2023)2. Конституция Российской Федерации (в ред. от 21.07.2021) // Собраниезаконодательства Российской Федерации. 2017. № 31.
72. Мамчиц, Л. П. Состояние здоровья и качество жизни людей пожилого и старческого возраста [Электронный ресурс] // Проблемы здоровья и экологии. -2014. - №4 (42). - С. 116-120. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-i-kachestvo-zhizni-lyudey-pozhilogo-i-starcheskogo-vozrasta (дата обращения: 26.05.2020).
73. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс] // ПСИ : работы по психологии. - Электрон. дан. - М., 2007-2019. - URL: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennost nyye-oriyentatsii#q1 (дата обращения: 08.02.2020).
74. Новиков, А. С. Феномен переживания «второй молодости» в пожилом возрасте: анализ автобиографических источников [Электронный ресурс] / А. С. Новиков // Вестник РГГУ. Сер. Психология. Педагогика. Образование. - 2019. -№ 2. - С. 144-166. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-perezhivaniya-vtoroy-molodosti-v-pozhilom-vozraste-analiz-avtobiograficheskih-istochnikov (дата обращения: 08.02.2020).
75. Попова, Т. А. Смысложизненные ориентации и локус контроля личности как ресурсы благополучного старения [Электронный ресурс] / Т. А. Попова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 1, Психологические и педагогические науки. - 2019. - № 1. -С. 49-58. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article /n/smyslozhiznennye-orientatsii-i-lokus-kontrolya-lichnosti-kak-resursy-blagopolu chnogo-stareniya (дата обращения: 08.02.2020).
76. Психическое здоровье в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs383/ru/ (дата обращения: 08.02.2020).
77. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223-ФЗ.[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения 16.04.2023)
78. Сергиенко, Е. А. Психологические факторы благополучного старения [Электронный ресурс] / Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 8, вып. 3. - С. 243-257. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-blagopoluchnogo-stareniya (дата обращения: 08.02.2020).
79. Соколова, Е.Д. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия / Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т.В. Барлас [Электронный ресурс] // Materia Medica. 1996. № 1(9). С. 5–25. URL: http://flogiston.ru/library/sokolova-berezin (дата обращения: 23.07.2008)
80. Стрижицкая, О. Ю. Геротрансцендентность: психологическое содержание и теоретические модели [Электронный ресурс] / О. Ю. Стрижицкая // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Педагогика. - 2017. -Т. 7, вып. 3. - С. 268-279. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gerotranstsendentnost-psihologicheskoe-soderzhanie-i-teoreticheskie-modeli (дата обращения: 22.05.2020).
81. Субъективное благополучие лиц пожилого возраста [Электронный ресурс] / О. М. Макушкина, Г. В. Митина, О. Ф. Азнабаев, Э. Ш. Шаяхметова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-4. - С. 273-276. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ subektivnoe-blagopoluchie-lits-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 08.02.2020).
82. Сысоева, В. В. Понятие и сущностная характеристика виктимности как социально-педагогического явления [Электронный ресурс] / В. В. Сысоева // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 107-113. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnostnaya-harakteristika-viktimnosti-kak-sotsialno-pedagogicheskogo-yavleniya (дата обращения: 25.05.2020).
83. Татарова, Н. А. Затеева // Педагогический ИМИДЖ. - 2019. - № 1 (42). - С. 79-88. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-sotsialno-kulturnoy-rabote-s-lyudmi-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 08.02.2020).
84. Уманская, Е. Г. Переживание одиночества в пожилом возрасте: психологические особенности и социальные факторы [Электронный ресурс] / Е. Г. Уманская, Ф. Х. Мусаева // Проблемы современного образования. - 2018. - № 4. - С. 57-61. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-odinochestva-v-pozhilom-vozraste-psihologicheskie-osobennosti-i-sotsialnye-faktory (дата обращения: 08.02.2020).
85. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21 07.2022). Об основах социального обслуживания граждан в РФ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». (Дата обращения16.04.2023)
86. Федосова, Е. А. Жестокое обращение с пожилыми людьми: проблемы выявления и преодоления [Электронный ресурс] // Материалы докладов XIV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев. - М., 2007. - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://dobroedelo.org/wp-content/ uploads/2012/07/%D0%96%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82%D0%BE%D0%BA%D0%BE %D0%B5-%D0%BE%D0%B1 %D 1 %80%D0%B0%D 1 %89%D0%B5%D0% BD%D0%B8%D0%B5-%D 1 %81 -%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0 %BB%D1%8B%D0%BC%D0%B8.pdf (дата обращения: 08.02.2020).
87. Чаграк, Н. Образование людей пожилого возраста в контексте концепции успешного старения [Электронный ресурс] / Н. Чаграк // Науковi записки Тернопшьського нащонального педагопчного ушверситету. Сер. Педагопка. - 2018. - №1. - С. 148-157. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-lyudey-pozhilogo-vozrasta-v-kontekste-kontseptsii-uspeshnogo-stareniya (дата обращения: 08.02.2020).
88. Чернигова, Н. В Кемерове завершился социальный проект помощи пожилым женщинам, подвергшимся домашнему насилию [Электронный ресурс] // Агентство социальной информации. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2003. - URL: https://www.asi.org.ru/news/2016/09/27/v-kemerove-zavershilsya-sotsialnyj-proekt-pomoshhi-pozhilym-zhenshhinam-podvergshimsya-domashnemu-nasiliyu/ (дата обращения: 04.03.2020).
89. Шабалин, В. Н. Влияние социальной среды на формирование психического здоровья пожилого человека [Электронный ресурс] / В. Н. Шабалин, С. Н. Шатохина // Ульяновский медико-биологический журнал. - 2018. - № 3. - C. 98-107. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnoy-sredy-na-formirovanie-psihicheskogo-zdorovya-pozhilogo-cheloveka (дата обращения: 08.02.2020).
90. Шабанова, Т. Л. Специфика изменений эмоциональной сферы у лиц пожилого возраста [Электронный ресурс] / Т. Л. Шабанова, И. В. Наумова // Перспектива науки и образования. - 2018. - № 3 (33). - С. 287-291. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-izmeneniy-emotsionalnoy-sfery-u-lits-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 09.02.2020).
91. Шагако, Д. C. Война и насилие: социально-философская характеристика взаимодействия [Электронный ресурс] / Д. C. Шагако // Вестник Костромского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 84-88. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voyna-i-nasilie-sotsialno-filosofskaya-harakteristika-vzaimodeystviya-1 (дата обращения: 01.04.2019).
92. Щирова, А. И. Отношение молодежи к старости и пожилым людям: опыт теоретико-эмпирического анализа [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум - 2013. V Международная студенческая научная конференция. -Электрон. дан. - [Б. м.], 2016-2020. - URL: https://scienceforum.ru/2013/ article/2013006976 (дата обращения: 12.04.2019).
93. Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-tsennostnyh-emotsiy-pozhilyh-lyudey-v-kontekste-sotsialnoy-adaptatsii-k-starosti (дата обращения: 09.02.2020).
94. Ярославцева, И. В. Критическое мышление пожилых людей - жертв мошеннических действий: теоретический и прикладной аспекты исследования [Электронный ресурс] / И. В. Ярославцева, С. А. Дорохина // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. - 2016. - Т. 15. - С. 60-71. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kriticheskoe-myshlenie-pozhilyh-lyudey-zhertv-moshennicheskih-deystviy-teoreti cheskiy-i-prikladnoy-aspekty-issledovaniya (дата обращения: 12.02.2020).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней