Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена невысокой эффективностью управления муниципальной собственностью в субъектах Российской Федерации с учетом признания доходной части бюджета субъектов Российской Федерации базисом реализации задач государственного управления как в стране в целом, так и в конкретном регионе. Результатом исследования является комплексная оценка существующего управленческого контура в отношении муниципальной собственности субъекта РФ и формулировка предложений по его совершенствованию.
В настоящее время собственность региона является важным элементом экономической системы Российской Федерации. Эффективность ее использования напрямую влияет на уровень жизни населения страны. Долгое время этому вопросу не уделялось должного внимания, и поэтому его использование стало невозможным его полный экономический потенциал.
Этот вид охраняется Конституцией Российской Федерации, а также другими формами муниципальной собственности. Одним из признаков муниципального образования является наличие муниципальной собственности региона. Она играет важную роль в регулировании социально-экономических отношений на территории субъектов Российской Федерации, а также сегодня она становится основным ресурсом для развития городов.
Объект исследования – муниципальная собственность Свердловской области.
Предметом исследования является система управления муниципальной собственностью региона.
Цель работы - разработать пути совершенствования системы управления муниципальной собственностью региона.
Для того, чтобы достичь цели, описанной выше, необходимо найти решение следующих задач:
изучить муниципальную собственность: основные понятия, состав и особенности управления;
рассмотреть организационные основы муниципальной политики и особенности управления муниципальной собственностью региона;
раскрыть особенности управления муниципальной собственностью в Свердловской области;
дать оценку эффективности управления муниципальной собственностью в Свердловской области;
выявить тенденции и направления совершенствования системы управления муниципальной собственностью в Свердловской области;
разработать предположения по совершенствованию муниципальной политики по совершенствованию системы управления муниципальной собственностью в Свердловской области.
Методологической основой исследования являются общепринятые принципы научного познания (объективность, последовательность, развитие и т.д.) и специальные методологические принципы познания социально-правовых явлений (универсальность, неделимость и взаимосвязанность явлений, изменчивость социальных институтов и т.д.).
Эмпирической основой исследования послужили Конституция Российской Федерации [1], Гражданский кодекс Российской Федерации [3] и Федеральный закон «О приватизации государственной и муниципальной собственности» [6].
Информационной основой исследования послужили статистические данные о состоянии и динамике параметров развития муниципальной собственности в России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и предложения, которые будут сформулированы в исследовании расширят теоретические и практические основы для решения проблем эффективности управления муниципальной собственностью.
Положения, представленные для защиты:
1 Теоретические основы управления муниципальной собственностью региона в современных условиях.
2 Управление муниципальной собственности в Свердловской области.
3 Формирование эффективного механизма управления муниципальной собственностью в Свердловской области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Муниципальная собственность: основные понятия, состав и особенности управления
История общественного производства показывает, что в любой экономической системе и в любую историческую эпоху муниципалитет владеет объектами собственности для выполнения социальных и экономических функций.
Муниципальная собственность как объект управления является важной составляющей комплексного социально-экономического потенциала города. Основными предпосылками для эффективного использования этого потенциала являются внешняя среда, а не сам город. Таким образом, муниципалитет как крупнейший собственник служит общественным и социальным целям.
Эти цели отличаются от целей других владельцев недвижимости. Таким образом, цели управления муниципальной собственностью специфичны.
Стратегической целью органов местного самоуправления, управляющих муниципальной собственностью, является повышение благосостояния и уровня жизни населения, создание благоприятных условий жизни.
Муниципальные власти разделяют цели управления муниципальной собственностью на социально-культурные, то есть некоммерческие, и финансово-экономические [43, с. 35].
Цели и задачи управления муниципальной собственностью в современных условиях, как правило, включают:
Максимизация финансовой отдачи от инвестиций: это включает в себя обеспечение того, чтобы объекты недвижимости приносили максимально возможный доход при сохранении низких эксплуатационных расходов.
Поддержание и улучшение качества объектов недвижимости: Регулярное техническое обслуживание и модернизация объектов недвижимости важны для того, чтобы они оставались привлекательными и функциональными.
Соответствие местным нормам и стандартам:
Управление муниципальной собственностью должно обеспечить соответствие всех объектов местным строительным нормам и правилам техники безопасности.
Обеспечение безопасных и доступных общественных пространств: Обеспечение безопасности и доступности объектов недвижимости для всех представителей общественности является ключевой целью управления муниципальной собственностью.
Содействие устойчивому развитию и экологической ответственности: Многие организации по управлению муниципальной собственностью в настоящее время сосредоточены на снижении своего воздействия на окружающую среду и содействии устойчивому развитию за счет использования энергоэффективных технологий и других инициатив.
Поддержка сообщества: Предоставление недвижимости, которая поддерживает общественные мероприятия, отдых и культурные мероприятия, важно для укрепления чувства общности и поощрения социальной вовлеченности.
Повышение вовлеченности общественности и прозрачности: Управление муниципальной собственностью должно стремиться к повышению вовлеченности общественности и быть прозрачным в принятии решений и операциях.
В целом, цели управления муниципальной собственностью заключаются в эффективном управлении государственными активами, обеспечении безопасной и функциональной собственности, содействии развитию сообщества и обеспечении финансовой стабильности при одновременной подотчетности перед общественностью [34, с. 53].
Поскольку цели муниципалитета, как конкретного собственника, обслуживающего интересы жителей, разнообразны, предлагаем наряду с традиционными различать инновационные и инвестиционные цели.
Такое разделение позволит местным властям выбирать правильные формы и методы управления, изменять форму собственности и решать другие проблемы, а также принимать решения по управлению муниципальной собственностью в соответствии с муниципальными целями.
В соответствии с этими целями система управления муниципальной собственностью должна выполнять следующие задачи:
эффективное управление муниципальной собственностью;
привлечение частных инвестиций и внедрение инновационных технологий;
оптимизация затрат на содержание системы управления муниципальной собственностью;
обеспечение стабильного поступления доходов в муниципальный бюджет;
разработка эффективной системы контроля за использованием и развитием муниципальной собственности;
доступность, достоверность, оперативность информации о муниципальной собственности;
улучшение состояния объектов муниципальной собственности. Приоритетными задачами являются следующие:
повышение качества социально-экономического развития муниципального образования;
внедрение инновационных технологий в систему управления муниципальной собственностью [25, с. 43].
Каждая из этих задач связана со своим собственным объектом муниципальной собственности; однако для отдельных задач объекты управления могут быть одинаковыми.
Для повышения эффективности управления муниципальной собственностью важно использовать лучший мировой опыт муниципального управления в достижении целей и задач, поставленных российскими органами местного самоуправления.
Иностранные местные власти предпочитают сдавать недвижимость в аренду. Муниципалитеты проводят регулярную комплексную оценку объектов городской недвижимости. Налоги основаны на рыночной стоимости недвижимости. Например, федеральный и местный налог на имущество взимается с объектов недвижимости в США. Налог является важнейшим источником доходов местного бюджета. Этот налог (средняя ставка налога составляет 1,5%) оказывает особое влияние на городское планирование и землепользование, внешний вид и структуру городов США.
Органы местного самоуправления могут влиять на размер доходов городского бюджета, изменяя налоговую ставку и уровень оценочной стоимости недвижимости относительно рыночной. В некоторых населенных пунктах эта политика используется для ограничения покупки прав собственности. В Испании кадастровая стоимость всех объектов муниципальной недвижимости регулярно (раз в 8 лет) пересматривается с целью приведения ее в соответствие с рыночной стоимостью.
В большинстве промышленно развитых стран законы об объектах недвижимости обновляются в соответствии с меняющимися экономическими условиями и потребностями населения [28, с. 41].
Муниципальные власти, которые отвечают за предоставление своевременных и качественных услуг жителям, привлекают для этой цели частные компании. Например, в Канаде корпорации специального назначения покупают или арендуют объекты муниципальной собственности, которые необходимы для социальных учреждений, приводят их в порядок и добиваются максимальной эффективности. В Австралии государственные учреждения сдают имущество в аренду частным организациям для предоставления социальных услуг. В Великобритании частные транспортные компании имеют право перевозить пассажиров, в то время как муниципальные власти контролируют качество и безопасность транспортных услуг.
Таким образом, положительный зарубежный опыт может быть использован муниципальными властями при совершенствовании своей системы управления муниципальной собственностью.
Для повышения уровня жизни населения необходимо разработать эффективную систему местного самоуправления, которая отвечает требованиям и нуждам людей, бизнеса, муниципалитета и позволяет населению решать жизненно важные вопросы.
Эта система может быть создана путем сертификации деятельности муниципальных органов власти в соответствии с моделями систем менеджмента качества. Для достижения целей и задач управления муниципальной собственностью наиболее эффективной моделью системы менеджмента качества является стандарт ISO 9001-2011 “Системы менеджмента качества. Требования».
Международная система менеджмента качества ISO 9001 получила широкое распространение во всем мире. Администрации регионов и мегаполисов, городов и сел внедряют эту систему с целью улучшения своей деятельности и повышения удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг. Эта система была внедрена в Канаде, Японии, Казахстане, Австралии, США, Польше [32, с. 14].
В России эта модель используется в Шахтах, Батайске, Новом Уренгое и др. Местным органам власти необходимо сертифицировать свою деятельность на соответствие модели семейства ISO 9001. Это позволит им:
укрепить городское правительство;
совершенствование системы управленческой информации;
повышение уровня жизни населения;
внедрять инновационные технологии и привлекать инвестиции в экономику муниципального образования;
улучшить систему управления;
разрешить людям участвовать в работе местных органов власти;
повысить удовлетворенность общества результатами управления муниципальной собственностью;
снизить административные расходы на систему управления.
Для внедрения стандарта ISO 9001 в систему управления муниципальной собственностью необходимо создать Комиссию по собственности на базе Комитета по управлению муниципальной собственностью (MPMC), которая будет отвечать за разработку стратегий и внедрение системы управления муниципальной собственностью.
Комиссия будет осуществлять меры, утвержденные Нормативными актами местных органов власти. Комиссию возглавит председатель, который будет издавать приказы, обязательные для исполнения соответствующими органами исполнительной власти города [24, с. 22].
Комиссия может состоять из представителей регионального правительства; городского законодательного органа; комитетов и департаментов городской администрации, разрабатывающих программы экономического, социального и экологического развития города и ответственных за формирование муниципального бюджета, городское планирование и внедрение инновационной политики; общественных организаций; экологов и т.д.
Комиссия нацелена на:
создание единого информационного пространства, в котором все заинтересованные стороны смогут наладить диалог, ориентированный на эффективное управление муниципальной собственностью, принимать независимые решения и становиться более уверенными;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации (ред. от 28.04.2023) от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 1 (часть I). - ст. 16.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Российская газета. – 2001. – № 211-212.
5. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 29.12.2022) // Российская газета. – 1992. - № 102.
6. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 4. - ст. 251.
7. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 48. - ст. 4746.
8. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. - № 29 (часть I). - ст. 4344.
9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2023) // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
10. Аккуратов И. Ю. Право муниципальной собственности как элемент экономического общественного порядка / И. Ю. Аккуратов// Черные дыры в российском законодательстве. - 2022 год. - № 1. - с. 15-19.
11. Алехин Е. В. Экономика государственного и муниципального секторов / Е. В. Алехин. - Пенза: ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ, 2022. - 288 с.
12. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления / Г. В. Атаманчук. Омега-Л, 2022. - 525 с.
13. Бабун Р. В. Вопросы коммунального хозяйства / Р. В. Бабун, З. З. Муллагаева. - М.: ИНФРА-М., 2023. - 310 с.
14. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления / Р. В. Бабун. - М.: КНОРУС, 2022. - 400 с.
15. Балацкий Е. В. Элементы государственной экономики / Е. В. Балацкий. - М.: Столица страны, 2022. - 312 с.
16. Баранов М. Л. Правовая природа государственного контроля / М. Л. Баранов // Правозащитник. - 2022. - № 1. - с. 11-14.
17. Бедов Г. А. Государственная собственность как объект управления / Г. А. Бедов, В. Б. Нескородов // Экономика региона. – 2020 год. - № 18. - с. 11-16.
18. Борисевич В. И. Экономика региона / В. И. Борисевич. - М.: БГЭУ, 2020. - 432 с.
19. Быкова Ф. К. Коммунальное хозяйство и местное самоуправление: учебник / Ф. К. Быкова. - Набережные Челны: Институт менеджмента, 2020. – 217 с.
20. Васильченко Д. Г. Муниципальное управление недвижимостью и направления его благоустройства / Д. Г. Васильченко. - Воронеж: Наука, 2023. - 184 с.
21. Ерохин А.М. Совершенствование системы управления коммунальными услугами / А.М. Ерохин, В. К. Крутиков. - Калуга: Эйдос, 2022. - 180 с.
22. Жигалов Д. В. Совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг / Д. В. Жигалов// Практика местного самоуправления. - 2021 год. - № 7. - с. 21-23.
23. Шупанов Е. Е. Взаимодействие муниципальных и рыночных структур / Е. Е. Шупанов // Региональная экономика: теория и практика. – 2020 год. - № 14. - с. 32-40.
24. Завадовский В. В. Инновационное развитие муниципального образования / В. В. Завадовский // Муниципалитет: экономика и управление. – 2022 год. - № 1. - с. 14-22.
25. Завьялов А. А. Построение системы управления недвижимостью в Российской Федерации (Вопросы теории и практики / А. А. Завьялов. - М.: Стандарт, 2020. - 306 с.
26. Захарова Е. Н. Содействие устойчивому развитию территории / Е. Н. Захарова, О. А. Корба. - Майкоп: Элита, 2020. - 526 с.
27. Зотов В. Б. Система муниципального управления в схемах: Учебник / В. Б. Зотов. - М.: Ось 89, 2021. – 192 с.
28. Колесников В. В. Развитие организационно-экономического механизма управления недвижимостью на муниципальном уровне / В. В. Колесников. - Тамбов: Наука, 2020. - 148 с.
29. Коньякулян К. М. Некоторые проблемы в системе государственного управления: сравнительный юридический анализ / К. М. Коньякулян // Право и право. - 2020. - № 11. - с. 143-144.
30. Кочкаров Р. А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р. А. Кочкаров. - М.: Экономика, 2021. – 223 с.
31. Крупенков В. В. Государственное и муниципальное управление / В. В. Крупенков. – М.: Евразийский открытый институт, 2020. - 335 с.
32. Кузьмина А. Новый подход к построению моделей местного самоуправления / А. Кузьмина// Местное самоуправление: организация, экономика и бухгалтерский учет. – 2020 год. - № 1. - с. 14-18.
33. Кушнир И. Б. Управление недвижимостью муниципалитетов: модели и механизмы / И. Б. Кушнир. - М.: Стандарт, 2023. – 127 с.
34. Лукашов В. В. Управление устойчивостью муниципальных социально-экономических систем / В. В. Лукашов. - М.: Стандарт, 2023. - 771 с.
35. Маилян С. С. Некоторые вопросы повышения эффективности государственного управления / С. С. Маилян, А. Л. Миронов // Вестник Московского университета МВД России. - 2020 год. - № 9. - с. 194-195.
36. Маркварт Э. Муниципальные услуги и муниципальная экономика / Э. Маркварт // Экономика и управление недвижимостью. - 2020 год. - № 3. - с. 14-25.
37. Мелик-Степанян Н. В. Организационно-экономическая модель управления муниципальной собственностью / Н. В. Мелик-Степанян. - М.: Норма, 2022. – 228 с.
38. Миронов Н. Местное самоуправление: новая модель / Н. Миронов // Эксперт. – 2023 год. - № 16. - с. 90-96.
39. Одинцово А. А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / А. А. Одинцов. - М.: Экзамен, 2020. – 244 с.
40. Пастухова Е. А. Управление системой ресурсного обеспечения устойчивого развития муниципального образования / Е. А. Пастухова. - М.: Стандарт, 2020. - 212 с.
41. Пикулькин А.В. Экономика коммунального сектора / А.В. Пикулькин. - М.: Единство- Дана, 2021. - 464 с.
42. Попов Р. А. Региональное управление и территориальное планирование / Р. А.Попов. - М.: Инфра–М., 2022. - 288 с.
43. Ротбард М. Власть и рынок. Государство и экономика / М. Ротбард. - М.: Социум, 2022. – 126 с.
44. Ханиев Р. Р. Стратегия управления социально-экономическим развитием региона / Р. Р. Ханиев // Экономика управления. – 2022 год. – № 3/6 (44). - с. 14-21.
45. Харченко Е. В. Система государственного и муниципального управления / Е. В. Харченко. - М.: Кнорус, 2023. – 272 с.
46. Хатукай Ю. А. Управление ресурсным потенциалом социально-экономических подсистем муниципалитета / Ю. А. Хатукай. – М.: Норма, 2023. - 150 с.
47. Черкунова Н. А. Современные подходы к оценке инвестиционной привлекательности муниципальных образований: проблемные аспекты и возможности прикладного развития / Н. А. Черкунова// Современная экономика: проблемы и решения. – 2022. – №7(31). - С. 156-165.
48. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления / В. Е. Чиркин. - М.: Норма, 2021. - 448 с.