Фрагмент для ознакомления
2
Любой экономический субъект Российской Федерации (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, самозанятый, физическое лицо), осуществляя предпринимательскую деятельность в рамках системы рыночного хозяйствования нацелен на извлечение выгоды в виде прибыли при исполнении главной миссии, выбранного вида деятельности (насыщение рынка необходимой продукцией, выполнение качественных работ и исполнение своевременных услуг). В процессе финансово-хозяйственного оборота, схематично представленного на рис. 1, происходит перераспределение денежных средств рынка ресурсов, компаний, домашних хозяйств и рынка потребительских товаров и услуг с участием государства, исполняющего роль регулятора и распределителя бюджетных средств, сформированных в большей части за счет налогообложения.
Рисунок 1.1 – Финансово-хозяйственный оборот и его участники
Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации обязаны исчислять, уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджет государства, а также декларировать доходы в соответствии с правилами действующей нормативно-правовой базы. Юридические лица любой формы собственности и правового статуса, а также физические лица, в том числе имеющие статус индивидуальных предпринимателей и самозанятых, обязаны осуществлять уплату предоставление необходимых документов по налогам и сборам в установленные сроки в соответствии с выбранной системой налогообложения по Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) [4].
Рисунок 1.2 – Принципы оптимизации налогообложения
Принципы оптимизации налогообложения заключаются в использовании налогоплательщиками возможностей применения льгот и послаблений в виде исчисления и уплаты налогов в соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием на государственном, региональном и местном уровнях (рис. 1.3).
Назначение оптимизации налогов в содействии уменьшения суммы налогов в соответствии с применяемым налоговым режимом в соответствии с отраслевой принадлежностью и масштабом деятельности предприятия реализуется за счет возможности использования. В 2023 году актуальны следующие налоговые режимы налогообложения (рис. 1.3):
- общая система налогообложения. При данной системе субъекты предпринимательства в общем порядке исчисляют и уплачивают все обязательные налоги. В том числе: налог на прибыль (если налогоплательщик является юридическим лицом, налог на добавленную стоимость и прочие обязательные платежи);
- упрощенная система налогообложения. Данная система предполагает два варианта: объект налогообложения «доходы» и объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»). Имеет модификацию, действующую пока в качестве эксперимента под названием «автоматизированная упрощенная система налогообложения» в четырех регионах России;
- налог на профессиональный доход. Относительно новый специальный налоговый режим, позволяющий самозанятым физическим лицам осуществлять деятельность и регистрировать выручку, получаемую от юридических и физических лиц при автоматическом подсчете налога посредством специального автоматизированного приложения;
- единый сельскохозяйственный налог, заменяющий налог на прибыль и налог на имущество организаций. Специальный налоговый режим для сельхозтоваропроизводителей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- патентная система налогообложения. Этот режим используется в Российской Федерации исключительно индивидуальными предпринимателями, при котором вместо оплаты налогов и подачи декларации уплачивается рассчитанная фиксированная сумма в соответствии с видом и местом деятельности.
Выбор любого специального налогового режима определяется возможностью и оптимальностью его применения. Отметим, что специалисты Федеральной налоговой службы оказывают содействие гражданам и юридическим лицам в выборе подходящего налогового режима. Кроме этого, в открытом доступе имеются прогнозные онлайн-калькуляторы расчета, позволяющие определить выгодную и оптимальную систему налогообложения.
Рисунок 1.3 - Действующие налоговые режимы в 2023 году
Любая система налогообложения имеет свои достоинства и недостатки. Специальные налоговые режимы, доступные субъектам малого и среднего предпринимательства выбираются экономическим субъектом после проведения налогового планирования и предварительного расчета оптимизации. Каждый субъект малого и среднего предпринимательства при выборе того или иного налогового режима должен опираться возможность применения, собственные выгоды, экономический смысл и правовую целесообразность во избежание штрафов, пеней и прочих санкций. Отметим, что имеется возможность совмещения нескольких режимов. К примеру, индивидуальному предпринимателю общий режим или упрощенную систему налогообложения можно совмещать с патентной системой налогообложения.
1.2 Задачи и методы оптимизации налоговой нагрузки
Роль оптимизации налогообложения в снижении налоговой нагрузки реализуется различными методами, в том числе и противозаконными (рис. 1.4). Оптимизация налогообложения осуществляется за счет применения налоговых схем, специальных методов оптимизации и общих методов оптимизации. Пресечение незаконных видов налоговых оптимизаций реализуется посредством налогового контроля со стороны Федеральной налоговой службы и территориальных налоговых инспекций [10].
Рисунок 1.4 – Методы оптимизации налогообложения
Налоговый контроль включает в себя: предпроверочный анализ, камеральные проверки и выездные проверки. Современные технические средства позволяют на основании представленных расчетов, деклараций и выписки по движению денежных средств сформировать мнения о возможных рисках оппортунистического или неправомерного поведения налогоплательщика в отрасли, в которой он осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.
Реализация методов налоговой оптимизации наглядно представлена в открытых источниках Федеральной налоговой службы России (табл. 1.1, рис. 1.5 и 1.6).
Таблица 1.1 - Начисление и поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации на 01.11.2022 года, тыс. руб.
Поступлений всего по РФ
Начислено к уплате в текущем году Поступило налогов, сборов, иных обязатель-ных платежей в бюджетную систему РФ Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы:
федераль-ного бюджета консолидирован-
ного бюджета субъекта Российской Федерации
местных бюджетов
Федеральные налоги и сборы 26311524834 25114105960 15576975903 9537130057 914327978
Региональные налоги 1037045684 1084062100 Х 1084062100 16706690
Местные налоги 162034728 203967016 Х 203967016 152197809
Налоги, относящиеся к специальным налоговым
режимам 3999054 926965099 36085914 890879185 242849223
Фискальная функция государства реализуется через деятельность Федеральной налоговой службы России. С финансово-экономической точки зрения наиболее полно деятельность ФНС России характеризуют результаты начислений и поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации. На основании формы № 1-НМ на 01.11.2022 года, представленной на официальном сайте ФНС России , составлена таблица 1.1, которая демонстрирует состав налоговой системы в виде начислений и поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Рисунок 1.5 - Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ за январь-октябрь 2022 г.
За 10 месяцев 2022 года было начислено к уплате 26311524834 тыс. руб. федеральных налогов и поступило в бюджетную систему 25114105960 тыс. руб. Очевидно, что федеральные налоги в общей структуре налогов занимают наибольший удельный вес и распределяются для исполнения целей социально-экономической политики в федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Рис. 1.5 составлен по данным аналитического портала ФНС России и свидетельствует о том, что за январь-октябрь 2022 года налоговые поступления составили 27,4 трлн руб. с темпом роста в размере 17,99%. Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях составляет налог на добычу полезных ископаемых, составивший 34,1%. Следующим по объему поступления выступает налог на прибыль, составивший 21,3%. Налог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц составили в общем пополнении консолидированного бюджета 19,7% и 16,7% соответственно за январь-октябрь 2022 года.
А поступление страховых взносов (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования) за январь-октябрь 2022 года составило 7,2 трлн руб. при темпе роста 12,05% (рис. 1.6). Наибольший удельный вес (66,8%) занимают страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в связи с тем, что их доля в общих страховых взносах с фонда оплаты труда превышает остальные.
Рисунок 1.6 - Поступления страховых взносов консолидированный бюджет РФ за январь-октябрь 2022 г.
Цифровизация и автоматизация средств налогового контроля, позволяющая выявлять неправомерные способы оптимизации налогообложения позволяет на стадии предпроверочного анализа выявить риски неправомерной оптимизации налогов экономического субъекта и провести мероприятия к принуждению доначислений налогов и сборов.
Таблица 1.2 - Статистика доначислений в консолидированный бюджет по результатам налогового контроля
Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Всего доначислено по результатам контрольной работы по РФ, млрд руб. 370 337 250 474
Кроме того, суммы НДС, возмещение которых по результатам
проверок признано налоговыми органами необоснованным, млрд руб. 24 23 16 27
Всего доначислено по результатам контрольной
работы по РФ (в части ВНП), млрд руб. 315 299 197 385
Уд. вес, % 85,1 88,8 79,0 81,2
Кроме того, суммы НДС, возмещение которых по результатам проверок
признано налоговыми органами необоснованным (в части ВНП), млрд руб. 6 5 2 7
Уд. вес, % 26,1 20,1 13,9 27,5
Всего поступило по результатам контрольной работы по РФ, млрд руб. 254 215 135 160
Всего поступило по результатам контрольной
работы по РФ (в части ВНП), млрд руб. 170 195 119 119
Уд. вес, % 66,8 90,8 88,0 74,7
Контрольная работа ФНС России на основе проведения камеральных и выездных проверок привела к доначислению в размере 474 млрд руб. в доходы бюджета. Стоит отметить, что в наибольшая доля поступлений приходится на результаты выездных налоговых проверок (около 80%) [31].
Однако, налогоплательщики, использующие неправомерную оптимизацию налогообложения, также используют более продвинутые способы сокрытия информации о незадекларированных доходах, поэтому и возникает необходимость проведения не только камеральных, но и выездных проверок. Поэтому, основными задачами налоговой оптимизации в снижении налоговой нагрузки являются использование приемов и способов, которые имеют исключительно законный характер и действие в рамках нормативно-правового поля.
1.3 Нормативно-правовое регулирование разграничения оптимизации и уклонения от уплаты налогов
Несмотря на то, что на государственном уровне осуществляется регламентирование законных способов оптимизации налогообложения, многие субъекты хозяйствования в погоне за дополнительными доходами прибегают к нелегальным способам снижения налоговой нагрузки (рис. 1.7).
Недостаточная проработка механизма индикаторов выявления рисков уклонения от налога на добавленную стоимость на основе национальной системы прослеживаемости товаров приводит к уклонению от него и занижению посредством использования услуг «фирм-однодневок». Основными налогами, которые пытаются минимизировать налогоплательщики являются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Кроме них, значительно «страдают» поступления в бюджет в виде налога на доходы физических лиц и страховые взносы из-за того, что работодатели сознательно вступают в сговор с работниками о получении части заработной платы «в конверте». Однако, выплата заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда по стране и по регионам, а также по среднеотраслевым показателям оперативно отслеживается на стадии камеральных проверок расчета по страховым взносам, персонифицированным сведениям, расчету 6-НДФЛ, поэтому такие работодатели сразу получают требования пояснений или приглашаются на допросы в территориальные налоговые инспекции. То есть развитие контрольных мероприятий, их точность и своевременность напрямую зависят от цифровизации сервисов для проверки деятельности субъектов налога.
Рисунок 1.7 – Минимизация налогов налогоплательщиками
Субъекты или органы налогового контроля Российской Федерации представлены налоговыми органами и органами, обладающими полномочиями налоговых органов. В настоящее время федеральным внебюджетным фондом является Единый социальный фонд Российской Федерации. Участие в налоговом контроле могут принимать также таможенные службы (рис. 1.8).
Налоговый контроль как инструмент экономической безопасности государства распространяется не только на юридические и физические лица, но и на финансово-экономическую деятельность государства в целом и органов местного самоуправления, в частности.
Качество налогового контроля зачастую зависит от организации планирования, бухгалтерского и налогового учета и отчетности плательщиков налогов и сборов и компетентности субъектов налогового контроля в области налогообложения. Зачастую предупреждение и пресечение налоговых правонарушений осуществляется при синергетическом подходе к проведению налогового контроля (совместные проверки налоговых органов и органов, обладающих полномочиями налоговых органов).
Органы налогового контроля РФ по всем уровням власти и управления нацелены на общую задачу – обеспечение адекватного объема налоговых и прочих обязательных платежей в бюджет нашей страны для обеспечения экономической безопасности и бесперебойного выполнения социальных обязательств перед гражданами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
6. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».
7. Александрова, М.В., Юткина, О.В. Оптимизация налогообложения организаций, как способ снижения налоговой нагрузки / М.В. Александрова, О.В. Юткина // Трансформация национальной социально-экономической системы России. Материалы V Международной научно-практической конференции. - Москва, 2023. - С. 9-15.
8. Аронов, А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. / А.В. Аронов, В.А. Кашин. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2022. — 576 с. - ISBN 978-5-9776-0393-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1863158 (дата обращения: 13.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
9. Горячих, С.П. Актуальные методы снижения налоговой нагрузки в политике налогообложения хозяйствующих субъектов / С.П. Горячих // Фундаментальные и прикладные научные исследования в современном мире. Сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. В 3 ч. - Уфа, 2023. - С. 22-26.
10. Захарьин, В. Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Р. Захарьин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2023. — 336 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0766-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2015300 (дата обращения: 13.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
11. Зинич, Л.В., Кузнецова, Н.А. Определение оптимального пространственного размещения предприятий по производству молочной продукции / Л.В. Зинич, Н.А. Кузнецова // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 1. С. 221-232.
12. Колмыков, Ал.В., Самодедов, С.Г. Современное понятие механизма устойчивого развития молокоперерабатывающего предприятия /Ал.В. Колмыков, С.Г. Самодедов // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. - 2023. - № 1. - С. 31-36.
13. Крамлих, О.Ю., Лапшова, О.А. Разработка бизнес-процессов системы налогового планирования в организации / О.Ю. Крамлих, О.А. Лапшова // Фундаментальные исследования. - 2023. - № 2. - С. 22-26.
14. Малышев, М.К. Налоговое поведение хозяйствующих субъектов: сущность, модели и факторы формирования / М.К. Малышев // Проблемы развития территории. - 2023. - Т. 27. - № 2. - С. 70-88.
15. Мусина, О.В., Светкина, И.А. Проблемные вопросы обеспечения экономической безопасности на предприятиях молочной промышленности / О.В. Мусина, И.А. Светкина // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 1011-1013.
16. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.Ф. Зарук, А.В. Носов, М.Ю. Федотова, О.А. Тагирова. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 249 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/18538. - ISBN 978-5-16-011742-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1931497 (дата обращения: 13.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
17. Охмат, Д.Ю., Сташ, З.Н. Влияние налоговой нагрузки на деятельность предприятия / Д.Ю. Охмат, З.Н. Сташ // ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ. материалы III Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2023. - С. 855-860.
18. Петров, К.С. Проблемы и перспективы развития молочной промышленности / К.С. Петров // Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса. Сборник трудов по результатам работы V Международной научно-практической студенческой конференции-конкурса. - 2023. - С. 103-106.
19. Пласкова, Н. С. Экономический анализ: учебник / Н.С. Пласкова, Н.А. Проданова. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 324 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1069047. - ISBN 978-5-16-015915-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1999786 (дата обращения: 08.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
20. Погорелова, М. Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: учебное пособие / М.Я. Погорелова. — 4-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2023. — 208 с. — (Высшее образование). — DOI: https://doi.org/10.29039/01903-0. - ISBN 978-5-369-01903-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/944424 (дата обращения: 13.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
21. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 378 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-006707-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1893901 (дата обращения: 09.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
22. Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 608 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/13326. - ISBN 978-5-16-011214-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1913833 (дата обращения: 09.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
23. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. — 15-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 587 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5cde566886f147.06974725. - ISBN 978-5-16-014849-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1970288 (дата обращения: 09.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
24. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение: учебник / Е.Ю. Сидорова, Д.Ю. Бобошко. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 235 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5c6d0defb73bb9.03631634. - ISBN 978-5-16-013779-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1931498 (дата обращения: 13.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
25. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение: учебник / Е.Ю. Сидорова, Д.Ю. Бобошко. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 235 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-016714-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1860841 (дата обращения: 13.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
26. Трубачёва, Н.В. Влияние налогообложения на результаты деятельности предприятия / Н.В. Трубачёва // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 2 (96). - С. 296-298.
27. Шевцова, Т.П., Александрова, Е.А. Совершенствование применения налоговых льгот в налоговом стимулировании / Т.П. Шевцова, Е.А. Александрова // Экономика и предпринимательство. - 2023. - № 1 (150). - С. 1459-1462.
28. Яшина, Н. И. Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие / Н.И. Яшина, М.Ю. Гинзбург, Л.А. Чеснокова. — 3-е изд. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2023. — 76 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование). — DOI: https://doi.org/10.29039/01918-4. - ISBN 978-5-369-01918-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1861765 (дата обращения: 13.05.2023). – Режим доступа: по подписке.
29. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2023 года [Электронный ресурс] / Министерство финансов: Официальный сайт. –Электрон. дан. - Режим доступа: Минфин России (minfin.gov.ru)
30. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] / Электронный бюджет: Официальный сайт. –Электрон. дан. - Режим доступа: (https://budget.gov.ru/Бюджет).
31. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn64/related_activities/statistics_and_analytics/formsДата обращения: 02.05.2023.