Фрагмент для ознакомления
2
Разработка сайтов компаний в настоящее время может быть связана с необходимостью решения множества разнородных задач, посредством которых компания получает возможности, связанные с повышением эффективности работы подразделений, расширения клиентской базы, получение инструмента по приему заказов, работе системы обратной связи и др.
Основными направлениями использования сайтов в работе компаний являются:
представительство в Интернете;
взаимодействие с клиентами и партнерами;
автоматизация работы оборудования, средств безопасности. систем умного производства, коммуникационных средств, средств поддержки печати, управления ИТ-инфраструктурой;
проведение Интернет-продаж;
использование Web-ресурса как средства автоматизации работы Интернет-магазина.
В рамках данной работы проведен анализ использования Web-приложений как инструмента для автоматизации работы Интернет-магазина.
Проведем краткую характеристику видов сайтов, проведем анализ их функционального назначения.
1.Сайт-визитка
В сайты-визитки, как правило, включается несколько страниц, содержащих общие данные о компании и ее деятельности, контактная информация. Также размещается информация о проводимых акциях, новости и т.п. Представленная информация в данном случае является статичной и не предполагает возможностей работы в диалоговом режиме.
К преимуществам формата сайтов-визиток можно отнести [3]:
низкую стоимость и продолжительность разработки;
возможность интеграции с более сложными видами Интернет-ресурсов;
Недостатки данного вида сайтов связаны с [3]:
невозможностью продвижения в поисковых системах из-за небольшого объёма содержимого;
малый объем функционала, связанного только с подачей общей информации;
невозможностью использования инструментов Web-дизайна;
отсутствие стимулов привлечения пользователей.
Данный вид сайтов постепенно выходит из употребления.
2. Корпоративные сайты
Функции корпоративных сайтов связаны с донесением необходимых данных о работе организации до клиентов, возможностью использования в бизнес-целях.
К преимуществам корпоративных сайтов относятся [4]:
возможности использования централизованных хранилищ, содержащих подробную информацию о компании, реализуемых товарах и оказываемых услугах;
включение большого объема справочных данных, используемых для целей поддержки пользователей;
наличие различных пользовательских сервисов (калькуляторов, виджетов и др.);
наличие сервисов поддержки взаимодействия работников компании между собой, модулей корпоративной почты, мессенджеров;
использование инструментов поддержки работы с клиентами.
К относительным недостаткам корпоративных сайтов можно отнести переизбыток данных, не востребованных клиентами.
3. Порталы
Данный формат Web-ресурсов представляет собой расширенную версию корпоративных сайтов. Указанная категория Web-ресурсов ориентирована на работу с более широкой пользовательской аудиторией, в неё включается набор эффективных инструментов для поддержки работы пользователей.
Функционал работы с порталами включает: размещение и вывод фотоматериалов, а также мультимедиа-контента других форматов. Также включаются инструменты, позволяющие читать, просматривать и прослушивать материалы в онлайн-режиме, также реализованы возможности участия в форумах, блогах, ведения пользовательских записей, включена возможность использования рейтинговой системы, систем онлайн-голосования, комментирования, обмена сообщениями и др. Главная особенность порталов связана с возможностью активного взаимодействия с посетителями.
4. Сайты-сервисы
Указанный тип сайтов применяется при решении задач по определенным темам.
В качестве примера такого типа сайтов можно рассматривать онлайн-консультации, обработчики файлов, сервисы перевода, проведения электронных платежей, конвертации мультимедиа-материалов, конструкторы приложений и др.
5. Сайты-каталоги
В сайтах-каталогах размещаются товарные витрины без возможности проведения онлайн продаж, для которых необходимо связываться с владельцами сайта.
6. Интернет-магазины
Указанный тип сайтов используется для проведения онлайн-продаж через Web-сервисы. Оплата производится с использованием электронных платежных систем.
К преимуществам использования Интернет-магазинов относятся [3]:
возможности поиска товаров по каталогам;
возможности заказа товаров по запросу пользователей;
неограниченность клиентской базы;
неограниченные возможности показа товарных позиций;
доступность торговой площадки в постоянном режиме;
возможности проведения сравнений и оценки качественных и ценовых характеристик товаров;
более низкая стоимость в сравнении с традиционной формой продаж вследствие отсутствия издержек на содержание торговых площадей, оплаты труда персонала и др.
К недостаткам использования продаж товаров через Интернет-магазины можно отнести:
- длительность ожидания доставки заказанных товаров;
- высокая стоимость доставки;
- вероятность приобретения некачественных товаров;
- отсутствие полной гарантии честности продавцов.
7. Промо-сайты
Функции промо-сайтов связаны с проведением конкурсов, акций, использованием бонусных программ, или презентациями определенных видов товаров. Сайты указанного типа используются компаниями крупного бизнеса, имеющими собственные Интернет-представительства.
8.Социальные сети — это сайты, предназначенные для построения и отражения социальных взаимоотношений между разными людьми.
Социальные сети могут быть предназначены как для неограниченного круга лиц, так и быть узкоспециализированными.
С помощью социальных сетей решаются проблемы взаимодействия. Социальные сети могут использоваться для продвижения товаров, информирования широкого круга клиентов о проводимых акциях, выходе на рынок новых видов продукции, бонусных программах и др.
Язык HTML 5 обеспечивает возможности работы с множеством новых элементов, благодаря которым упрощаются процессы структурирования веб-документов. Страницы, основанные на использовании HTML 4, включали набор типичных структурных фрагментов, таких как заголовки, текстовые колонки текста, нижние колонтитулы и т.д. В настоящее время данные блоки определяются через контейнеры div, в которых указываются для каждого из них имена соответствующих классов или уникальных идентификаторов.
Целями html5 являются [10]:
Отказ от использования плагинов, таких как Flash, для общих функций, необходимых для воспроизведения контента посредством создания средств поддержки работы с контентом;
Сокращение потребностей в JavaScript и работе с дополнительным кодом, благодаря применению в новых html5 новых элементов;
Обеспечение согласованности между браузерами и устройствами.
Обеспечение прозрачности работы с Web-содержимым, что снижает вероятность внедрения вредоносного контента.
Основные преимущества HTML5 включают [6]:
Возможности поддержки SVG, canvas и других форматах виртуальной векторной графики. В предыдущих версиях возможность использования векторной графики обеспечивалась через включение сторонних решениях от Flash, VML и т.д.;
Упрощение структуры кода за счет введения новых и совершенствования семантических ролей существующих элементов. Так, большая часть используемых ранее контейнеров div была заменена на семантические элементы вида section, article, nav и header, обеспечивающих структурирование содержимого Web-страницы;
Введение поддержки технологии геолокации, что позволяет работать с Web-приложениями, в функционал которых включены возможности определения места положения пользователей;
Расширение возможностей воспроизведения мультимедийного контента (аудио, видео), что создает возможности работы с указанным типом содержимого без установки дополнительных плагинов;
Поддержка использования локальных хранилищ (localStorage), что создаёт возможности хранения данных не только в кэше браузеров, но и в базах данных, поддерживающих работу с SQL;
В HTML5 реализована поддержка функционала веб-приложений, что создает возможности использования браузеров в качестве платформы для прикладных программ.
В HTML5 содержимое страницы можно разделять на смысловые группы, характеризующие тип данных на веб-страницах. Данные группы получили название контентных моделей (content model). В каждой модели описывается тип содержимого элементов. В качестве содержимого элементов выступают текстовые и дочерние блоки. Элементы страниц могут относиться как к одной, так и к различным категориям.
В HTML5 различаются следующие типы cодержимого [6]:
Метаданные (Meta Data)
Потоковые блоки (Flow)
Секционные блоки (Sectioning)
Блоки заголовков (Heading)
Текстовое содержимое (Phrasing)
Встроенное содержимое (Embedded)
Интерактивные элементы (Interactive)
Явные элементы (Palpable)
В определенных местах контентные модели могут перекрывать друг друга, что связано с тем, что в построенной модели имеются элементы, принадлежащие одновременно к нескольким категориям. Секционные, заголовочные, текстовые, встроенные, интерактивные блоки, а также определённая часть метаданных представляет собой потоковый контент. Блоки метаданных и интерактивного контента в определенных случаях могут являться текстовым контентом. Встроенный контент может также одновременно являться текстовым, при этом часть элементов при этом может являться интерактивным контентом.
Для разработчиков Web-сайтов и приложений язык html5 позволяет создавать понятные семантические коды. Обеспечивается возможность управления многими процессами на страницах с использованием своих стандартных методов, без использования javascript или внешних плагинов и сервисов. Таким образом, решаются проблемы использования различных браузеров, так как в браузерах одинаковым образом реализованы новые возможности.
Также язык html5 создает удобство при работе в сети и для обычных пользователей через увеличение производительности приложений, появлением удобных функций в браузерах.
Сайты-агрегаторы осуществляют сбор информации в соответствии с определенной пользовательской тематикой, осуществляют выдачу актуальной информации в соответствии с потребностями пользователей.
Видами агрегаторов являются:
площадки для оказания услуг по определенному профилю (строительство, ремонт, автосервис, образовательные услуги и т.п.);
торговые площадки (реализация продукции определенного вида);
новостные агрегаторы;
риэлторские площадки;
агрегаторы информации банковского сектора и др.
Структурные элементы сайтов-агрегаторов включают:
Неавторизованную область, включающую общедоступные данные. Как правило, данный тип информации включает данные о профиле агрегатора и правилах его использования.
Общедоступная область включает общую информацию о компании – владельце сайта, контактную и рекламную информацию.
Для получения сервисов, предоставляемых сайтом, как правило, необходимо прохождение авторизации, после которой выдаются данные пользователя, хранящиеся в личном кабинете, которые могут включать информацию о пользователе, данные об операциях, совершаемых с использованием сервисов сайта.
Одним из компонентов сайтов-агрегаторов являются сервисы администрирования, включающие возможности сбора информации, настройки ее размещения в разделах сайта, возможности просмотра данных о посещаемости, активности пользователей. В режиме администрирования возможен ввод, изменение и удаление введённых пользовательских операций, управление полученной информацией с помощью сервисов агрегаторов.
Новостные агрегаторы представляют собой информационные ресурсы, осуществляющие сбор данных новостного контента, записей в блогах, информации из социальных сетей или другого медиа-контента из различных источников, с проведением их последующей обработки и представления его на специализированном ресурсе для выдачи пользователям.
Назначение и цели использования Новостные агрегаторы
Сервисы типа новостных агрегаторов (НА, англ. News Aggregation, NA) обеспечивают возможности для удобного ознакомления с новостями из различных источников. Системы указанного типа осуществляют сбор новостного контента из различных источников, включающих порталы информационных агентств, корпораций, научных и технических сообществ, порталы органов власти. Агрегаторы проводят категоризацию собранного медиа-контента, выявление персон, фактов и событий, осуществляют рубрикацию и тегирование новостей, и, в конечном итоге, представляют новости в удобном для ознакомления виде. сфера использования новостных агрегаторов – оперативное распространение актуальной новостной информации различных информационных агентств. Новостная информация, как правило, проходит рубрикацию, в соответствии с которой распределяется по разделам сайтов – агрегаторов.
Функционал новостных агрегаторов включает [3]:
Сбор медиа-контента, его хранение на выделенном ресурсе с возможностью проведения обработки, классификации и сортировки данных;
Возможности выделения событий, определения информационных поводов, работы с тэгами информационного контента;
Возможность разбивки новостного контента по категориям;
Настройка новостной ленты.
Основные режимы работы новостных агрегаторов включают:
режим управления, включающий работу с сервисами администрирования, настройки и управления функционалом системы, робота с пользовательскими учетными данными;
сервис обмена информацией, включающий режимы выгрузки или получения информации с выбранных серверных ресурсов в необходимых форматах;
работа в совместном режиме, использование ролевой модели;
использование сервисов API, позволяющих обеспечивать возможности отправки данных в пользовательские приложения;
возможности работы с отчетной и аналитической информацией, наличие системы визуализации данных.
Примером новостного агрегатора является ресурс rambler.ru
1.2 Выбор инструмента реализации Интернет-магазина
В рамках данной работы проведено создания сайта, функционал которого связан с технологией проведения Интернет-продаж. Для программной реализации системы управления Интернет-продажами необходимо обоснование выбора инструментария для создания программного решения. В таблице 1 приведено сравнение функционала сред разработки Web-приложений.
Таблица 1 - Сравнение функционала сред разработки Web-приложений
Python + Django PHP ASP.Net
Подключение источников данных различного формата + + +
Кроссплатформенность разрабатываемых систем + + -
Настройка системы управления Web-приложением + - -
Работа с SSL + + +
Совместимость с технологиями front – end + + -
Возможности подключения шаблонов для работы Интернет-магазинов + + +
Таким образом, по большинству параметров наилучшим инструментом для создания системы управления Интернет-продажами является язык программирования Python с фреймворком Django.
Далее проведено обоснование использования платформы для решения задач реализации БД. При выборе платформы необходим учет факторов производительности БД, возможностей настройки ролей пользователей, обслуживания базы данных.
В таблице 2 показан результат сравнения платформ для создания баз данных.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аврунев О. Е., Стасышин В. М. Модели баз данных : учебное пособие : / О. Е. Аврунев, В. М. Стасышин. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2018. – 121с.
2. Широкова Е. В. Разработка простых отчетов с использованием системы компоновки данных: учебное пособие. - Калуга: Манускрипт, 2017. - 83 с.
3. Лутц М. Python : карманный справочник : [перевод с английского] / Марк Лутц. - 5-е изд. - Москва ; Санкт-Петербург : Диалектика, 2019. - 318 с.
4. Свейгарт Э. Автоматизация рутинных задач с помощью Python: практическое руководство пользователя / Эл Свейгарт. - Москва: Вильямс, 2018. - 584 с.
5. Демчинова Е. А., Исаева М. В. Web-программирование / Е.А. Демчинова, М.В. Исаева. - Кострома : КГУ, 2017. – 145с.
6. Титова Г. С., Пыхтин А. И., Халин Ю. А., Овчинкин О. В. Web-программирование в социально-экономических системах: учебное пособие: / Г.С. Титова, А.И. Пыхтин, Ю.А. Халин, О.В.. - Курск: Юго-Западный государственный университет: Университетская книга, 2017. - 134 с.
7. Никулова Г. А. Web-программирование. Клиентские технологии: SVG : учебно-методическое пособие / Г. А. Никулова. - Липецк : ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. - 61 с.
8. Тонких А. П. Web-дизайн и Web-программирование: учебно-методическое пособие / А. П. Тонких. - Тольятти : Изд-во Тольяттинского государственного университета, 2019. – 256с.
9. Мантусов В. Б., Башлы П. Н., Гамидуллаев С. Н. Цифровая экономика. Бизнес-процессы: учебник / В. Б. Мантусов, П. Н. Башлы, С. Н. Гамидуллаев. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 415 с.
10. Крейдер О. А., Русакова Е. А. Информационные системы и технологии: учебное пособие / О. А. Крейдер, Е. А. Русакова. - Дубна: Государственный университет "Дубна", 2019. - 61 с. ;
11. Левенец А. В. Информационные процессы и системы. Основы теории : учебное пособие / А. В. Левенец. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2018. - 127 с.
12. Никитин А. В. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / А. В. Никитин. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2017. - 156 с.
13. Одинцов Б. Е. Модели и проблемы интеллектуальных систем: монография / Б. Е. Одинцов. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 218 с.
14. Помазанов В. В., Лунина Е. С. Информационные технологии в юридической деятельности : учебное пособие / В. В. Помазанов, Е. С. Лунина. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 178 с.
15. Птицына Л. К. Интеллектуальные системы и технологии: учебное пособие / Л. К. Птицына. - Санкт-Петербург: СПбГУТ, 2019. - 230 с.
16. Серго А. Г. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / А. Г. Серго. - Москва: ФГБОУ ВО РГАИС, 2017. - 158 с.
17. Серова Г. А Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / Г. А. Серова. - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 239с.
18. Стативко Р. У. Интеллектуальные системы и технологии: учебное пособие / Р. У. Стативко. - Белгород : Изд-во БГТУ, 2018. - 124 с.
19. Сурушкин М. А. Анализ предметной области и проектирование информационных систем с примерами: учебное пособие/ М.А.Сурушкин. - Белгород: НИУ "БелГУ", 2019. - 155 с.
20. Уфимцева О. В. Предметно-ориентированные экономические информационные системы : учебное пособие / О. В. Уфимцева ; под редакцией Б. М. Суховилова. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 114с.
21. Федотова Е. Л. Информационные технологии и системы: учебное пособие / Е. Л. Федотова. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. - 351 с.