Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В современное время вопрос, касающийся защиты права граждан на социальное обеспечение, является достаточно актуальным, так как граждане стали чаще обращаться в государственные органы с жалобами в сфере социального обеспечения.
При изучении Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 видно, что в последнее время особое внимание было уделено на развитие цифровизации социального обеспечения, повышение его адресности и клиентоориентированности. К примеру, из Доклада видно, что расширили гарантии прав лиц старшего возраста, а именно была создана система долговременного ухода за пожилыми людьми. Также, в 2022 году по вопросам социального обеспечения поступило 3252 обращения –на 52% больше, чем за предыдущий год. Увеличение жалоб в данном секторе наблюдалось по всем тематикам. Особенно существенное – по вопросам прохождения медико-социальной экспертизы (на 79%), социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (на 55%), пенсионного обеспечения (на 54%), оказания гражданам материальной помощи (в 2,5 раза) .
Социальные права занимают главное место в системе ценностей, обеспечивающих достойный уровень жизни, являются частью цивилизованного общества, выражая его моральный уровень и являются индикатором справедливости. Историю человечества можно рассматривать как борьбу за утверждение социальных прав человека, цель которой в изменении сущности государства, трансформацию его в социальное, способное защищать права своих граждан. Обязанность государства и его органов по реализации социальных прав является конституционным признанием социальных ценностей, их соблюдением и защитой. Социальное государство должно создавать реальные условия и действующие системы гарантий социально не защищенным гражданам.
Несовершенная защита социальных прав вызывает напряженность в обществе, что подвергает сомнению степень реализации социальной функции государства. Законодательство конкретизирует социальные права, но не может обеспечить их реализацию на должном уровне. Наблюдается несоответствие между конституционным (закрепляющим права) и социальным (раскрывающим содержание и защиту прав) законодательством, в целом регулирующим их реализацию, что допускает широкие границы усмотрения государственных органов и должностных лиц при установлении ограничений в их осуществлении. Органы, отвечающие за реализацию социальных прав, часто ищут ограничения, объясняющие отсутствие необходимости тех или иных социальных выплат. В результате граждане вынуждены защищать свои права на положенные им социальные выплаты.
И как итог можно сделать заключение о том, что в настоящее время есть не мало актуальных проблем в сфере правового регулирования социальных прав граждан в России.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе защиты социальных прав граждан в России.
Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступают нормативно-правовые акты, в области права социального обеспечения, комментарии к ним, которые раскрывают содержание защиты социальных прав граждан в России, монографии, а помимо этого публикации в периодических изданиях.
Цель исследования. В качестве цели исследования выступает комплексный анализ проблем защиты социальных прав граждан в России.
Задачи исследования. На основании цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие социальных прав граждан.
2. Изучить сущность и виды социального обеспечения граждан.
3. Раскрыть правовое регулирование защиты социальных прав граждан в России.
4. Проанализировать судебную защиту социальных прав граждан в России.
Теоретическая основа исследования. В отношении выбранной для исследования темы следует отметить, что в после перестроечные и в последние годы вопросам социального обеспечения различных слоев граждан уделялось достаточно внимания со стороны научной общественности. И это вполне объяснимо, поскольку уровень социальной защищенности остро нуждающихся в ней категорий лиц в Российской Федерации был далек от существующих в развитых странах стандартов. Так, в процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Эмпирическая основа исследования. В качестве эмпирической основы исследования выступают материалы судебной практики по теме исследования.
Нормативная основа исследования. Нормативная база работы состоит из Конституции РФ , Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» , Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , а помимо этого иных нормативно-правовых актов, которые предопределяют правила защиты социальных прав граждан в России.
Методологическая основа исследования, состоит из метода теоретического анализа: изучения, анализа, синтеза, а также обобщения научных и учебных источников литературы, в которой раскрываются особенности защиты социальных прав граждан в России; метода системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, которые дали возможность проанализировать заявленную тему и сделать определенные обобщения, а также выводы по теме исследования.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1 Общая характеристика социальных прав граждан в России
1.1 Понятие социальных прав граждан
Социальные права во многих научных трудов рассматриваются именно в едином комплексе так называемых «социально-экономических прав» либо же «экономических, социальных, а также культурных прав. Тем не менее, социальные права имеют признаки, которые позволяют их выделить в отдельную группу конституционных прав: это ориентированность на удовлетворение материальных потребностей, наличие особой роли государства непосредственно в их обеспечении, а также необходимость детальной конкретизации в законодательстве, наконец, особый субъектный состав .
Социальные права граждан на современном этапе затрагивают существенную часть трудовых отношений, которые напрямую связаны с защитой наемных работников, вопросами организации безопасности труда, вопросами отдыха и воспроизводства у индивида способностей к труду, соответствующих условий среды обитания граждан, их здоровья, наконец, социального обеспечения.
Проследим социальные права граждан более подробно.
1. Право на защиту от безработицы. Данное право подразумевает, что государство в случае безработицы обязуется помочь гражданину, а также поддержать его – то есть оказать поддержку в получении работы либо же переквалифицироваться его на ту на специальность, которая в данный момент востребована на рынке труда. К главным направлениям государственной политики в сфере занятости относится следующие:
- обеспечение гражданам равных возможностей в плане реализации прав на труд, а также свободный выбор занятости;
- оказание поддержки трудовой и предпринимательской инициативы, активное содействие развитию их способностей непосредственно к профессиональному, а также творческому труду;
- обязательное соблюдение добровольности труда, а также свободного волеизъявления граждан в процессе выбора вида занятости;
- обеспечение необходимой социальной защиты в сфере занятости, проведение в этом отношении специальных мероприятий, которые способствуют обеспечению занятости граждан, имеющих сложности в поиске работы, осуществление координации деятельности в сфере занятости с деятельностью по иным направлениям социальной и экономической политики, осуществление регулирования роста и распределения в обществе доходов, наконец, по возможности предупреждение инфляции;
- поощрение тех работодателей, которые создают новые рабочие места и в первую очередь для граждан, остро нуждающихся в социальной защите и имеющие сложности в поиске работы и ряд других.
2. Право на социальное обеспечение. Данное право предусматривает право отдельных категорий граждан (то есть это инвалиды, имеющие некоторые заболевания, престарелых) на получение государственных пенсий, различных социальных пособий и других видов помощи в установленном действующим законом порядке (ст. 39 Конституции РФ). С этой целью поощряются добровольное социальное страхование, формирование ряда дополнительных форм социального обеспечения, а также благотворительность. При этом пенсии и пособия обязательно должны обеспечить уровень жизни именно не ниже установленного в стране законом прожиточного минимума.
3. Каждый гражданин имеет право на жилище – это одно из самых значимых жизненных благ – и никто произвольно не может быть лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ). В этом случае под жилищем понимается именно благоустроенное помещение, которое предназначено для постоянного либо же временного проживания граждан. Обозначенное социальное право обеспечивается развитием, а также охраной государственного, муниципального, наконец, кооперативного и индивидуального строительства. При этом малоимущим и другим гражданам, которые нуждаются в жилище, это жилище предоставляется на бесплатной основе либо за доступную плату согласно с установленными действующим законом нормами.
4. Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (согласно ст. 41 Конституции РФ). Данное право означает и сохранение здоровья, и возможность его восстановления в случае возникновения болезни.
Как в государственных, так и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь гражданам оказывается на бесплатной основе непосредственно за счет средств соответствующего бюджета, имеющихся страховых взносов и иного рода поступлений. Подчеркнем, что право граждан на охрану здоровья обеспечивается с помощью финансирования программ охраны, а также укрепления здоровья населения, принятия определенных мер по осуществлению развития государственной, муниципальной, а также частной системы здравоохранения, эффективного поощрения деятельности, которая способствует укреплению здоровья индивида, развитию в обществе физической культуры и спорта, санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию .
5. Каждый гражданин имеет право на труд в условиях, которые в максимальном объеме отвечают требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без дискриминации и при этом не ниже установленного федеральным либо региональным законом минимального размера оплаты. При этом признается право гражданина как на индивидуальные, так и коллективные трудовые споры с применением установленных действующих законом способов их разрешения (ст. 37 Конституции РФ).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (редакция от 16.03.2021) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ).
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 14.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // "Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. –1995. № 21.ст. 1929.
9. Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 // Собрание законодательства РФ, 2001, № 52, ст. 4920.
10. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3686.
11. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3803.
12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
13. Апелляционное определение Московского городского суда от 28 марта 2021 г. по делу № 33-11568/2021.
14. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16 августа 2022 г. по делу № 33-13730/2022.
15. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 1 сентября 2021 г. по делу № 33-7128/2021.
16. Апелляционное определение Калининградского областного суда от 9 апреля 2020 г. по делу № 33-1493/2020.
17. Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 9 ноября 2020 г. по делу № 3302602/2020.
18. Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. № 258-О.
19. Решение Камышловского районного суда Свердловской области от 15 мая 2021 г. по делу № 2-288/2021.
20. Анисимов П.В., Рулев А.И. Судебное толкование права в механизме защиты прав и свобод человека (проблемы теории и практики). Волгоград: ВА МВД России, 2020. С. 106.
21. Андриченко Л.В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. – М., 2021. - № 9. – С. 5-17.
22. Андреев В.С. Научные труды. Т. 1. – М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2019. – С.233.
23. Антонова Н.В., Еремина О.Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития // Журнал российского права. – 2020. – № 12. – С. 89 – 102.
24. Басов Н.Ф. Основы социальной работы. – М.: Знания, 2021. – С. 359.
25. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2018. – С. 36.
26. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2019. – С.15.
27. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, ИНФРА-М, 2018. С. 89.
28. Гусев А.Ю. Проблемы защиты права российских граждан на социальное обеспечение // Социальное и пенсионное право. – 2020. – № 2. – С. 14 – 17.
29. Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография. М.: Проспект, 2019. С.24–25.
30. Костылева Е.Д. Актуальные проблемы реализации и защиты социальных прав граждан // В сборнике: Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 32-37.
31. Костылева Е.Д. Применение Конституционным Судом РФ и Европейским Судом по правам человека, принципа равноправия при оценке правомерности ограничений конституционных прав и свобод в решениях // Современный юрист. – М., 2020. - № 3 (32). – С. 75-89.
32. Костылева Е.Д. Принцип уважения прав человека при оценке правомерности ограничений // Современный юрист. – М., 2020. - № 4 (33). – С. 53-62.
33. Костылева Е.Д. Система защиты личных прав и свобод // Современный юрист. – М., 2021. - № 3 (36). - С. 19-28.
34. Костылева Е.Д. Судебная защита личных прав и свобод // Современный юрист. – М., 2021. - № 2 (35). - С. 45-55.
35. Каменская С.В. Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики // Журнал российского права. – 2021. – № 9. – С. 78 – 88.
36. Лебедев В.А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России. Концепция, ограничения, механизм охраны и защиты. М.: Проспект, 2021. С. 92.
37. Матулов Б.Н. Делегирование государственных социальных полномочий органам местного самоуправления: возможности и пределы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 4. – С. 30 – 33.
38. Николаев В. А. Защита прав и свобод как конституционно-правовая категория // Пробелы в российском законодательстве. – 2021. – Т. 14. – № 3. – С. 181-188.
39. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М, 2020. С. 386.
40. Рогачев Д.И. Метод права социального обеспечения. М., 2020. С. 166.
41. Сурдаева Ю. Н., Грак Т.А. Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение и способы его защиты // Наука и образование: новое время. 2018. № 3(26). С. 393-398.
42. Снежко О.А. Защита социальных прав граждан. Теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 78.
43. Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д. Судебная защита прав и свобод человека как правовой институт: современное состояние и перспективы развития в Российской Федерации // Социально-политические науки. – М., 2021. – Т. 11. - № 5. – С. 34-40.
44. Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д. Применение Конституционным Судом РФ принципа пропорциональности при оценке конституционности ограничений конституционных прав и свобод в решениях // Современный юрист. – М., 2020. - № 1 (30). - С. 130-144.
45. Шайхатдинов В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики //Вестник Пермского университета, 2019. №4(30). - С.100-107.
46. Экономические и социальные права человека и гражданина: современные проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского. М.: Права человека, 2022. С. 271.