Фрагмент для ознакомления
2
В современной уголовно-исполнительной практике существует множество ситуаций, в которых сотрудники УФСИН должны осуществлять быстрое реагирование и применять инструменты и методы работы, которые возможно использовать, только имея достаточный уровень профессионализма и компетентности, а также определенные психологические качества. Одной из таких ситуаций является выявление склонности или попытки суицида у заключенного .
Суицид (самоубийство) – сознательное, преднамеренное лишение себя жизни. Обычно осуществляется самостоятельно и добровольно, хотя возможны и другие варианты, например, суицид с помощью другого человека при тяжелой болезни или массовое самоубийство членов деструктивной религиозной секты .
Первый и важный вклад в изучение суицидов внес в конце XIX века французский психолог Э. Дюркгейм. Он выделил аномический, фаталистический, альтруистический и эгоистический суициды. Аномические самоубийства происходят в результате тяжелых разногласий между личностью и окружающей средой .
Фаталистический связан с потерей родственников и близких, из-за несчастной любви. Его рассматривают как роковой финал трагической судьбы. Эгоистический суицид свойственен человеку, не принадлежащему ни к какой группе. Возникает вследствие конфликта, неприемлемости определенных социальных требований .
Альтруистические самоубийства совершаются ради других людей или во имя высокой цели. Они связаны с чрезмерной вовлеченностью в группу .
Исследователи также выделяют истинный, демонстративный и скрытый суицид .
Другие ученые рассматривают такие виды суицида как демонстративный, аффективный и истинный .
Истинный суицид вызывается желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя выглядит неожиданным. Такому суициду всегда предшествует угнетенное настроение, депрессия, мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния могут не заметить. Для суицидента в данном случае характерны размышления по поводу смысла жизни .
Попытка самоубийства совершается под влиянием событий, оказавших сильное психологическое воздействие (смерть близких, развод и т. д.). Суициденты данной группы незавершенность своего суицида объясняют отсутствием знаний о том, как осуществить самоубийство, а также стечением обстоятельств. Истинные суициденты в случае неудавшейся попытки самоубийства вынашивают мысль о ее повторении .
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности. Аутоагрессивные акты осужденных часто носят протестный и демонстративный характер .
Этот тип поведения широко распространен в местах лишения свободы. Осужденные наносят себе неглубокие порезы и царапины, принимают заведомо малую дозу ядовитых веществ, организуя действия таким образом, чтобы им помешали окружающие. Однако такие попытки опасны тем, что все же могут привести к смерти. Каждая из демонстративных попыток должна настораживать, поскольку в дальнейшем может происходить закрепление суицидальной мотивации как формы реакции на стресс .
Аффективный суицид совершается в состоянии повышенной эмоциональной возбудимости (аффекта). Суициденту присущи такие психологические характеристики, как импульсивность, повышенная эмоциональность, трудность адаптации к изменяющимся условиям, вспыльчивость, обидчивость .
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Его действия сопровождаются высокой вероятностью летального исхода. Например, осужденный, решивший покончить с жизнью, может совершить побег на глазах сотрудников. Они в свою очередь согласно инструкции должны стрелять на поражение .
В рамках суицидального поведения выделяется особый его вид – демонстративно-шантажное, представляющее собой осознанные преднамеренные попытки лишить себя здоровья или жизни с целью получения каких-либо выгод. Формы – голодовка, членовредительство, симуляции, суицид. Цели: обратить внимание на свои проблемы, вызвать к себе сочувствие, добиться перевода в больницу, добиться смягчения условий отбывания, уход от преследования со стороны других осужденных, протест против действий администрации, нежелание работать и т.д. .
У осужденных, склонных к демонстративно-шантажному поведению, не развита способность конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми и разрешать конфликтные ситуации мирно, не прибегая к открытому противоборству .
В то же время сотрудники часто сами провоцируют подобное поведение осужденных: оскорбления и рукоприкладство, подстрекательство физической расправы одних осужденных над другими, нежелание защитить отвергаемого, сокрытие фактов насилия, невыполнение обещаний.
Все это создает обстановку беспредела и вызывает у осужденных чувство недоверия к администрации, чувство незащищенности. Осужденных, склонных к демонстративно-шантажному поведению, обычно ставят на профилактический учет .
Осужденные совершают самоубийство разными способами :
1) через повешение;
2) с применением колюще-режущих предметов;
3) с помощью введения инородных предметов;
4) с помощью медицинских препаратов (отравление);
5) в результате падения с высотного здания;
6) иные способы (самострел, обморожение, голодание и др.).
По статистике, около 80% осужденных-суицидентов заканчивают жизнь самоповешением. Ввиду отсутствия доступных предметов в целях лишения себя жизни используются заточенные ложки, электроды, гвозди и лезвия безопасной бритвы .
Широко представлены отравления, которые в случае незавершенной попытки суицида маскируются под несчастный случай. Следует помнить, что поскольку криминализированность среды в местах лишения свободы высока, то существует возможность имитации суицида осужденного для сокрытия убийства .
Таким образом, совершение суицида заключенных в современных исправительных учреждениях является достаточно распространенным явлением, что связано с рядом факторов и причин, которые зачастую спровоцированы самой системой исполнения наказаний, а также действиями отдельных сотрудников.
Выявление склонности к суицидальному поведению у заключенных исправительных учреждений является важной задачей УФСИН в целом и каждого сотрудника в отдельности, однако на современном этапе социально-экономического развития общества данная работа осуществляется на крайне низком уровне .
1.2. Основные причины суицидов в исправительных учреждениях
Выявление основных причин совершения суицидов в исправительных учреждениях является исследованием, которое носит не только социально-экономический и правовой, но и историко-культурный характер, поскольку эти причины зачастую обусловлены этнокультурными и историческими особенностями развития того или иного общества .
В последние годы получили распространение такие понятия, как «пресуицид» и «постсуицид». Под пресуицидом обычно имеют в виду отрезок времени и психическое состояние, предшествующие суицидальному действию .
Большинство отечественных суицидологов под понятием «пресуицид» подразумевают состояние личности, обусловливающее повышенную вероятность совершения суицидального акта. Термин «постсуицид» используют для обозначения психического состояния человека после неудачной попытки суицида .
Наиболее часто суициды совершают люди, у которых слабо выражены или отсутствуют социальные связи. Их социальная дезадаптация обычно усугубляется отсутствием семьи, специальности, постоянной работы и места жительства, психическими аномалиями, алкогольной или наркотической зависимостью .
Особое место занимают суициды, совершенные в первые дни и часы нахождения в СИЗО, которые обусловлены особенностями восприятия «тюремной субкультуры», состоянием аффекта, утратой смысла жизни, раскаянием перед семьей. Осужденные, страдающие социально значимыми заболеваниями (гепатит, туберкулез, онкологические заболевания, сахарный диабет, ВИЧ-инфекции и др.), также относятся к наиболее уязвимой категории .
Суицидальная активность осужденного зависит от ряда факторов :
– предрасположенность личности к аутоагрессивным проявления, то есть наличие определенных индивидуально-психологических особенностей, склонность к употреблению алкоголя или наркотических веществ, семейный анамнез и т.д.;
– социальная ситуация, провоцирующая агрессивные проявления, – внутренний или внешний конфликт;
– наличие условий в исправительных учреждениях, способствующих совершению аутодеструктивных действий (изоляция от близких, тюремная субкультура со своими законами и правилами, окружение, состоящее из лиц с криминальным опытом и. т. д.).
Их учет в организации повседневной жизнедеятельности поможет оказаться рядом с человеком в критический момент его жизни и оказать необходимую помощь.
Главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играют критические ситуации, которые связаны с различными конфликтами :
1) конфликты, связанные с совершенным преступлением, чувство вины и стыда перед родственниками и знакомыми.
2) конфликты, обусловленные спецификой пенитенциарного учреждения и социальной средой: межличностные конфликты, унижения и издевательства.
3) конфликты, обусловленные спецификой личностно-семейных отношений: измена, развод, смерть близких.
4) конфликты, связанные с состоянием здоровья осужденного, например, грозящая инвалидность.
В жизни человека бывает множество критических ситуаций, но не все они ведут к суициду. Критическая ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда личность осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности - как недостаточные для ее преодоления. При этом переживается чувство безнадежности и выбирается суицид как единственно возможный выход .
К факторам, увеличивающим риск суицида у осужденных, относятся наличие психической патологии, злоупотребление алкоголем и наркотиками.
Следует помнить, что суицидальное поведение вызвано, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими мотивами. Кроме того, суициды в местах лишения свободы часто случаются из-за халатного отношения сотрудников к своим служебным обязанностям .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в качестве основных причин, которые могут мотивировать заключенных на совершение суицидальных или аутоагрессивных действий, являются социально-экономические, психологические, правовые и технологические факторы, которые важно предотвращать на глобальном уровне, посредством разработки специальных механизмов и инструментов, что должно входить в компетенции государства и осуществляться в сфере государственного регулирования правовой сферы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, М.А., Быкова, В.В. Структура и содержание профилактики суицидального поведения: основные элементы и принципы их реализации / М.А. Александрова, В.В. Быкова // Сборник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 3. Психология. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2021. – С. 14–26.
2. Гуриванова, Г.М., Сомовская, Е.Н., Шарикова, Д.В. Современные аспекты профилактики суицида заключенных: проблемы и перспективы использования традиционных и инновационных форм и методов психолого-педагогической работы в исправительных учреждениях / Г.М. Гуриванова, Е.Н. Сомовская, Д.В. Шарикова // Вопросы современной педагогики. – 2023. – № 4. – С. 86–99.
3. Елисеева, Н.Г., Мануйлова, И.П., Широков, Б.Ю. Современные подходы к организации и проведению социологических исследований в сфере образования и педагогики: теоретические аспекты вопроса / Н.Г. Елисеева, И.П. Мануйлова, Б.Ю. Широков // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 1. Серия «Социология и философия». – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2023. – С. 56–71.
4. Жуков, М.И., Таранский, В.М., Сухова, Г.А. Современные аспекты исследования психологической деформации заключенных: теоретические подходы и методические проблемы исследования / М.И. Жуков, В.М. Таранский, Г.А. Сухова // Сборник статей Рязанского государственного юридического института. Вып. 4. Правоохранительные органы. – Рязань: Издательство Рязанского государственного юридического института, 2020. – С. 10–17.
5. Зимницкая, Т.А., Супонева, В.В., Христосова, М.А. Формы и методы совершения суицида в современном мире: методологические основы исследования / Т.А. Зимницкая, В.В. Супонева, М.А. Христосова // Известия Дальневосточного федерального университета. – 2022. – № 12 (526). – С. 46–59.
6. Корсакова, Р.А., Демиденкова, О.В., Спиридонова, Г.А. Методологические подходы к организации и проведению социологического исследования в рамках педагогического процесса: основные компоненты, индикаторы, гипотезы и переменные / Р.А. Корсакова, О.В. Демиденкова, Г.А. Спиридонова // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 8. Серия «Гуманитарные и общественные науки». – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2022. – С. 103–110.
7. Куприянова, И.Т., Жаклинская, Г.В., Самоходова, У.А. Современные аспекты формирования программ профилактики суицидального поведения: социальные, экономические, политические и технологические факторы и принципы оценки эффективности, теория и методология исследования / И.Т. Куприянова, Г.В. Жаклинская, У.А. Самоходова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития психологии: Россия и зарубежные страны». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2023. – С. 58–70.
8. Ломаченкова, Ю.В., Анкудинова, М.А., Фирсов, С.В. Современные подходы к изучению суицидального поведения в исправительных учреждениях / Ю.В. Ломаченкова, М.А. Анкудинова, С.В. Фирсов // Психологические и педагогические исследования. – 2020. – № 11. – С. 186–195.
9. Мирошниченко, П.А., Сергеева, Т.А., Володина, Н.И. Модели формирования методов и инструментов профилактики и коррекции суицидального поведения у заключенных: теоретический, методологический и практический анализ проблемы / П.А. Мирошниченко, Т.А. Сергеева, Н.И. Володина // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 12. Серия «Психопрофилактика и психокоррекция». – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2021. – С. 74–89.
10. Равенкова, И.М. Основы социологических исследований. Монография / И.М. Равенкова. – Тюмень: Издательский дом «Научный центр», 2023. – 680 с.
11. Самокатов, В.С., Перепелкин, А.С. Проблемы деятельности исправительных учреждений в современных социально-экономических условиях: нормативное регулирование и проблемы практического применения / В.С. Самокатов, А.С. Перепелкин // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 3. Юриспруденция. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2021. – С. 60–74.
12. Синякова, В.А., Николаева, В.А., Смаровоз, Т.А. Основные модели операционализации предмета и объекта социологического исследования в современной исследовательской практике: теория и методология вопроса / В.А. Синякова, В.А. Николаева, Т.А. Смаровоз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 45–58.
13. Татушкина, П.А. Суицидальное поведение и его основные структурные элементы. Монография / П.А. Татушкина. – Нижневартовск: Смена, 2023. – 356 с.
14. Уварова, И.Т. Организация и проведение социологических исследований. Монография / И.Т. Уварова. – Краснодар: Издательство Кубанского государственного университета, 2020. – 540 с.
15. Яковлева, А.П., Баранова, М.И., Соколов, С.И. Современные аспекты изучения суицидального поведения заключенных: проблемы и перспективы исследования / А.П. Яковлева, М.И. Баранова, С.И. Соколов // Сборник статей Пермской государственной юридической академии «Актуальные проблемы современной правоохранительной деятельности: российский и зарубежный опыт». – Пермь: Издательство Пермской государственной юридической академии, 2021. – С. 16–27.
16. Яковлева, А.П., Гридасова, Н.А. Принципы и инструменты проведения социологических исследований в различных социально-экономических сферах: методическая и теоретическая парадигма / А.П. Яковелва, Н.А. Гридасова // Известия Белгородского государственного университета. – 2022. – № 9. – С. 100–110.
17. Якубовская, И.С., Ладыгина, Г.А., Панченко, И.Н. Основные модели построения и организации социологического исследования: выбор переменных и гипотез исследования как этап научной работы: методика и эмпирический аспект / И.С. Якубовская, Г.А. Ладыгина, И.Н. Панченко // Материалы международной научно-практической конференции «История и современное состояние социологической науки в России и зарубежных странах». – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2023. – С. 99–108.