Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕОРИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ
1.1. Живопись, ее жанры, основные виды по техникам выполнения и практическому назначению.
Живопись – это один из видов изобразительного искусства, где художник создает работы, на которых изображается окружающий мир при помощи красок и других материалов. Живопись может отражать действительность как максимально точно и жизненно, так и условно, стилизованно и даже абстрактно. Художник выражает свои индивидуальные чувства и мысли через создание произведения. Многообразие живописи заключается в том числе во множестве стилей и направлений, связанными как со своеобразием взглядов художника, так и с зрительским восприятием.
Исследователи живописи классифицируют живописные произведения как точки зрения техник и жанров, так и с сточки зрения их практического применения.
Техника выполнения живописных произведений позволяет классифицировать их следующим образом:
Живопись маслом — это картины, созданные на различных основах с применением масляных красок. Масляные краски производятся на основе различных масел растительного происхождения (это могут быть льняное, конопляное, ореховое, маковое масло) с добавлением натуральных или искусственных красящих пигментов. Эти краски помогают создать красивые, живые, изысканные изображения, помогают с большой точностью передать объем и пространство, а также улучшить общее звучание картины. Техники масляной живописи могут быть различными, например мазки могут быть непрозрачными или прозрачными, плотными или рельефными, тонкими или гладкими, они могут выполняться с помощью самых различных кистей или мастихина.
Живопись темперой — (от лат. temperare — перемешивать краски) это картины, созданные на различных основах, с помощью темперной краски. Основой такой краски является эмульсия, которая может быть приготовлена из различных связующих веществ, например взбитого яйца, растертого яичного белка или желтка, казеина, воска, смеси этих веществ с маслом, а в наше время из искусственных химических соединений, например поливинилацетата. Эмульсия тщательно растирается с сухими красящими пигментами (отсюда произошло название этого типа краски). Темперные краски являются водорастворимыми. Для их нанесения на основу используют кисти и валики. Особенностью темперных красок является существенное изменение цвета и тона после высыхания и после покрытия лаком.
Живопись акварелью — (от лат. aqua — вода) вид живописи, использующий в качестве основы как правило бумагу (также могут быть использованы картон, шелк, слоновая кость) и водорастворимые краски в качестве красящего вещества. Связующей основой акварельных красок является водорастворимый растительный клей. Главное отличительное свойство акварели: прозрачность позволяющая просвечивать различным слоям и тонам, а также фактуре основы быть видимыми для зрителя. Акварельную живопись характеризуют также наличие графических приемов, чистота цвета, разнообразие тоновых сочетаний.
Живопись Гуашью — живопись с использованием гуашевой краски, которую изготавливают из мелко измельченных красителей, смешанных с клеевым веществом на основе воды, а также с добавлением белил. Основами для работ в это технике могут быть картон, бумага, холст, дерево, кость и стекло. При высыхании гуашь приобретает более светлый оттенок и приглушенные тона.
Живопись пастелью — (от итальянского pasta – тесто, паста) вид живописи с использованием пастельных мелков или карандашей на специальных шероховатых поверхностях. Технологически пастель относится к графике, но благодаря своим выразительным возможностям многими исследователями эта техника отнесена к живописи. Этот вид живописи относительно молод, ведь пастельные мелки были изобретены в конце XV в. французским художником Жаном Переалем для походных зарисовок военной компании, которую вела тогда Франция. Он впервые смешал смолу акации и красочные пигменты, высушив смесь перед рисованием. В настоящее время существуют (в зависимости от связующего компонента) сухая, восковая и масляная пастель.
Пастельная живопись отличается особой выразительностью благодаря мягким, приглушенным тонам и бархатистости поверхности. Для долговечности работ, созданных в этой технике пастельную живопись обязательно необходимо фиксировать специальными лаками или растворами.
Живопись воском (от греч. enkaio — выжигаю, также называемая "энкаустика") — вид живописи, выполняемый восковыми карандашами либо окрашенным расплавленным воском на различных основах – ткани, картоне, дереве. Эта техника была использована еще в древнем Египте и в древней Греции. Знаменитые фаюмские портреты были выполнены именно в этой технике. Благодаря влагоустойчивой воска, а также его небольшой химической активности произведения, созданные в этой технике, отлично сохраняются, радуя зрителя свежестью красок через века. По этим же причинам данная техника широко используется при реставрации картин и икон.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Популярная художественная энциклопедия. / 2 т., под ред. В. М. Полевого; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
2. Аксенов Ю.Г. Цвет и линия: практическое руководство по рисунку и живописи. / Ю.Г. Аксенов, М.М. Левидова – М.: Советский художник, 1986. – 253 с.
3. Алгазина Н.В. Колористика в дизайне среды: Методические указания. / Н.В. Алгазина – Омск: ОГИС, 2008. – 59 с.
4. Алексеев С. С. Декоративная живопись / С. С. Алексеев. – М. Изд. Академии архитектуры СССР 1949г. – 112 с.
5. Алексеев С.С. О колорите. / С.С. Алексеев – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 175 с.
6. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. / А.Д. Алехин – М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
7. Алпатов М.В. Композиция в живописи. / М.В. Алпатов – М: Искусство, 1940. – 131с.
8. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. / Б.А. Базыма – М, Изд. Речь, 2005. 110 с.
9. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи, - М.: Советский художник, 1964, 78с.
10. Браэм Г. Психология цвета, пер. с нем. М.В. Крапивкиной. М.: АСТ: Астрель, 2009. 158 с.
11. Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. / Т.А. Буймистру М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. 236 с.
12. Васильева Э.В. Цветоведение и колористика: Учебное пособие. / Э.В. Васильева – Омск: ОГИС, 2012. - 171 с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства /под ред. М.Г. Ярошевского, - М.: Педагогика,1987 – 345 с.
14. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей/ Р. А. Гильман. М., Владос, 2005. 192с.
15. Голубева О.Л. Основы композиции. Учеб. пос. / О.Л. Голубева 2-е изд. М.: Издательский дом «Искусство», 2004. 120 с.
16. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. / Ю.И. Гренберг – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 319 с.
17. Иттен И. Искусство цвета. / И. Иттен 14-е издание. М., изд-во Аронов 2018 г. 96 с.
18. Кантор А.М. Предмет и среда в живописи / А.М. Кантор, - М.: Советский художник, 1981. 127с.
19. Каптерова Т. П. Искусство средневекового Востока / Т. П. Каптерова, Н. А. Виноградова. М., Детская литература, 1989. 239с.
20. Киплик Д.И. Техника живописи / Д.И. Киплик – М.-Л.: Искусство, 1999 – 503 с.
21. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.: учебное пособие / Ю.М. Кирцер –М.: Высшая школа, 1997. – 271с.
22. Комаров А. А. Технология материалов стенописи / А. А. Комаров. М., Изобразительное искусство, 1994. 240с.
23. Корж Н.Н. Проблема цвета в психологии / Н.Н. Корж – М.: Наука, 1993. 207 с.
24. Краснов М.И. Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий / М.И. Краснов – М.: Стройиздат, 1984 64 с.
25. Кринари Е.В. Новые технологии в живописи / Е.В. Кринари, Б.И. Измайлов // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. - №14. – с.119-120.
26. Кузнецов В.Г. Разнообразие форм художественного творчества / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова – М.: ИНФРА-М, 2004. 519 с.
27. Кукенков В.И. Методология обучения декоративной живописи на основе опыта древнерусской иконописи / В. И. Кукенков; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. 99с.
28. Лентовский А.М. Технология живописных материалов / А.М. Лентовский – М.Л.: Искусство, 1949. 218с.
29. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. / Г.М. Логвиненко // Учебное пособие для вузов. М.: Владос. 2005 – 144 с.
30. Ломов С.П. Живопись: Учебник / С.П. Ломов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агар, 2008. – 232 с
31. Медведев В.Ю. Цветоведение. Колористка: учеб. пос./ В.Ю. Медведев СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. 116 с.
32. Менделеев Д.И. Краски органические, искусственные / Д. И. Менделеев, Гемилиан В.А. — М.: Терра, 2001. — 726 с.
33. Миронова Л.Н. Цветоведение: Учебное пособие. / Л.Н. Миронова – Минск: Вышэйш. шк, 1984. - 286 с.
34. Нессельштраус Ц. Г. История искусства зарубежных стран: средние века и Возрождение: учебник / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР; под ред. Ц. Г. Нессельштраус. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изобразит. искусство, 1982. 724с.
35. Новицкий А.Н. Графика / А.Н. Новицкий, Ф.П. Толстой – М: Изд-во "Искусство". - К.: 1912. - 336 с.
36. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве / Н.В. Одноралов – М.: Просвещение, 1983. – 144с.
37. Ожегов С. И. Словарь. Толковый словарь русского языка, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов – М.: АСТ, 2021. – 566с.
38. Павловский С. А. Материалы и техника монументально-декоративного искусства / С. А. Павловский М., Советский художник, 1975. 208с.
39. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. / Г.И. Панксенов М.: Издательский центр «Академия», 2007. 144 с.
40. Петрушевский Ф. Ф. Краски, употребляемые для живописи. / Ф.Ф. Петрушевский — СПб., 1890—1907. 344 с.
41. Полевой В.М. Искусство как искусство: (Без предубеждений и поучений) / В.М. Полевой — М.: Издательский дом, 1995. 206 с.
42. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах. СПб., Пальмира, 2001. 315с.
43. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: общая теория перспективы. / Б. В. Раушенбах. — М.: Наука, 1986. 260с.
44. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Курс лекций / Н.Н. Ростовцев М.: Изобразительное искусство, 1973, 294 с.
45. Рыбникова В.Ю. Архитектурная колористика. Цвет в интерьере: уч. пос. / В.Ю. Рыбникова - Кострома: КГСХА, 2007. 40 с.
46. Салтыков А. Б. Избранные труды / А.Б. Салтыков — М.: Советский художник, 1962. 728с.
47. Салтыков А. Б. О художественном вкусе в быту / А.Б. Салтыков — М.: Искусство, 1959. 30 с.
48. Стародуб К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно стилизованному: учебное пособие/ К.И. Стародуб, Н.А.Евдокимова. –Ростов н/Д: Феникс, 2009. 190с.
49. Стор И.Н. Декоративная живопись: учебное пособие для вузов / И.Н. Стор – М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2004.- 328с.
50. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи / В.В. Тютюнник – М.: Из-во АХ СССР, 1962. 174 с.
51. Тютюнник В. В. Основные сведения по технологии живописных материалов и технике живописи / В.В. Тютюнник – М., 1965. 216 с.
52. Тюхтин В.С. Содержание и форма в искусстве / В.С. Тюхтин, Ю.Ф. Ларкин – М., Знание, 1984. 64с.
53. Унковский А.А. Гуашь, темпера. / Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов // А.А. Унковский – М-Л: «Просвещение»,1964. 28с.
54. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М., Просвещение 1980. 145 с.
55. Хвостенко Т.В. Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия / Т. В. Хвостенко. М., Советский художник, 1985. 160с.
56. Шегаль Г.М. Колорит в живописи / Г.М. Шегаль – М.: Искусство, 1958. 111с.
57. Щербаков А.В. Композиция в работе с натуры / А.В. Щербаков. – М.: Изд-во "Художник", 1971. 336 с.
58. Юон К. Ф. Об искусстве. Т. 1 / сост. А. С. Галушкина. М., Советский художник, 1959. 385 с.
59. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон – М.: Искусство,1964. 85с.